Новые формы работы над задачей.
методическая разработка по математике

Парецкая Александра Сергеевна

Велика роль текстовых задач и в начальном обучении математике. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их творческого мышления. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащегося. Поэтому важно, чтобы учитель имел глубокие представления о текстовой задаче, о ее структуре, умел решать сам такие задачи различными способами и обучал этому детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_formy_raboty_nad_zadachey.docx35.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Новые формы работы над задачей

       В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Что наблюдается на практике? Ученикам предлагается задача, они знакомятся с нею и вместе с учителем анализируют условие и решают ее.

      Но извлекли ли мы из такой работы максимум пользы? Нет. Если дать эту задачу через день – два, то часть учеников вновь будет испытывать затруднение при решении.

Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей. Это:

1.  Работа над решенной задачей. Многие обучающиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике. Конечно, повторение анализа требует времени, но это окупается.

2.  Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.  Это доступно не всем ученикам, а лишь тем, кто любит математику, имеет особые математические способности.

3.  Правильно организованный способ анализа задачи – с вопроса или от данных к вопросу.

4.  Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

5.  Самостоятельное составление задач учащимися. Составить задачу:

1)  используя слова «больше на», «столько», «сколько», «меньше в 2, «настолько больше», «настолько меньше»;

2)  решаемую в 1, 2, 3 действия;

3)  по данному ее плану решения, действиям и опыту;

4)  по выражению и т. д.

6.  Решение задач с недостающими или лишними данными.

7.  Изменение вопроса задачи.

8.  Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что обозначает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

9.  Объяснение готового решения задачи.

10. Использование приема сравнения задач и их решения.

11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.

12. Изменение условий задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

13. Закончить решение задачи.

14. Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче.)

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

16. Решение обратных задач.

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи выполняют очень важную функцию в начальном курсе математики — они являются полезным средством развития у детей логического мышления, умения проводить анализ и синтез, обобщать, абстрагировать и конкретизировать, раскрывать связи, существующие между рассматриваемыми явлениями.

Решение задач - упражнения, развивающие мышление. Мало того, решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением.

Нельзя забывать, что решение задач воспитывает у детей многие положительные качества характера и развивает их эстетически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая акция как новая форма работы психолога в начальной школе

.Психологическая акция как новая форма работы психолога в начальной школе Педагог-психолог ГБОУ СОШ №2072 Резникова О.Н.   Получать удовольствие и радость от нетрадиционных и...

Новые формы работы с педагогическими кадрами в ДОУ

материал из опыта работы по работе с педагогами ДОУ , о том какие мы используем формы работы....

Новые формы работы и постоянное самообразование — вызовы нашего времени.

За годы работы с детьми опытным путем пришла к выводу, что ничто так не возвышает учителя в глазах детей, как его умение разбираться в своем предмете, в людях, во многих вопросах, которые окружают люб...

новые формы работы с родителями

Форма работы с родителями «Диагностика  в  рисунках»         Одной из острых и волнующих проблем, касающихся помощи учащимся при подготовке к урокам, ...

Новые формы работы с родителями (диагностика рисунком) Виноградова Т.П.

Форма работы с родителями «Диагностика  в  рисунках»         Одной из острых и волнующих проблем, касающихся помощи учащимся при подготовке к урокам, ...

Новые формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Цель:1. Создать условия для становления и проявления индивидуальности ребенка.2. Сформировать у учащихся коммуникативные навыки, умение . понимать себя и других.3. Создать условия для развития инициат...

Школьный проект – как новая форма работы с родителями.

Школьный проект – как новая форма работы с родителями.  Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности -  постоянный поиск новых форм совместной работы, стимулирующих уча...