Новые формы работы над задачей.
методическая разработка по математике
Велика роль текстовых задач и в начальном обучении математике. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их творческого мышления. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащегося. Поэтому важно, чтобы учитель имел глубокие представления о текстовой задаче, о ее структуре, умел решать сам такие задачи различными способами и обучал этому детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_formy_raboty_nad_zadachey.docx | 35.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые формы работы над задачей
В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Что наблюдается на практике? Ученикам предлагается задача, они знакомятся с нею и вместе с учителем анализируют условие и решают ее.
Но извлекли ли мы из такой работы максимум пользы? Нет. Если дать эту задачу через день – два, то часть учеников вновь будет испытывать затруднение при решении.
Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей. Это:
1. Работа над решенной задачей. Многие обучающиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике. Конечно, повторение анализа требует времени, но это окупается.
2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем. Это доступно не всем ученикам, а лишь тем, кто любит математику, имеет особые математические способности.
3. Правильно организованный способ анализа задачи – с вопроса или от данных к вопросу.
4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
5. Самостоятельное составление задач учащимися. Составить задачу:
1) используя слова «больше на», «столько», «сколько», «меньше в 2, «настолько больше», «настолько меньше»;
2) решаемую в 1, 2, 3 действия;
3) по данному ее плану решения, действиям и опыту;
4) по выражению и т. д.
6. Решение задач с недостающими или лишними данными.
7. Изменение вопроса задачи.
8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что обозначает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.
9. Объяснение готового решения задачи.
10. Использование приема сравнения задач и их решения.
11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.
12. Изменение условий задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
13. Закончить решение задачи.
14. Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче.)
15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
16. Решение обратных задач.
Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи выполняют очень важную функцию в начальном курсе математики — они являются полезным средством развития у детей логического мышления, умения проводить анализ и синтез, обобщать, абстрагировать и конкретизировать, раскрывать связи, существующие между рассматриваемыми явлениями.
Решение задач - упражнения, развивающие мышление. Мало того, решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением.
Нельзя забывать, что решение задач воспитывает у детей многие положительные качества характера и развивает их эстетически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая акция как новая форма работы психолога в начальной школе
.Психологическая акция как новая форма работы психолога в начальной школе Педагог-психолог ГБОУ СОШ №2072 Резникова О.Н. Получать удовольствие и радость от нетрадиционных и...
Новые формы работы с педагогическими кадрами в ДОУ
материал из опыта работы по работе с педагогами ДОУ , о том какие мы используем формы работы....
Новые формы работы и постоянное самообразование — вызовы нашего времени.
За годы работы с детьми опытным путем пришла к выводу, что ничто так не возвышает учителя в глазах детей, как его умение разбираться в своем предмете, в людях, во многих вопросах, которые окружают люб...
новые формы работы с родителями
Форма работы с родителями «Диагностика в рисунках» Одной из острых и волнующих проблем, касающихся помощи учащимся при подготовке к урокам, ...
Новые формы работы с родителями (диагностика рисунком) Виноградова Т.П.
Форма работы с родителями «Диагностика в рисунках» Одной из острых и волнующих проблем, касающихся помощи учащимся при подготовке к урокам, ...
Новые формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Цель:1. Создать условия для становления и проявления индивидуальности ребенка.2. Сформировать у учащихся коммуникативные навыки, умение . понимать себя и других.3. Создать условия для развития инициат...
Школьный проект – как новая форма работы с родителями.
Школьный проект – как новая форма работы с родителями. Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности - постоянный поиск новых форм совместной работы, стимулирующих уча...