Конспект урока по математике 2 кл. "Рубль. Копейка"
презентация к уроку по математике (2 класс)

Шингина Любовь Владимировна

Конспект урока по математике М.И.Моро на тему "Рубль.Копейка."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopeyka_rubl.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК МАТЕМАТИКИ

2 класс УМК «Школа России»

Тема урока:

«Единицы стоимости. Рубль. Копейка. Соотношение между ними»

Тип урока: Урок открытия нового знания

Образовательные цели:

- познакомить с единицами стоимости – рублем и копейкой;

- учить проводить расчет монетами разного достоинства;

- выполнять преобразования величин;

- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;

- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий: рубль, копейка.

Планируемые результаты

Предметные:

- Уметь использовать в речи названия единиц стоимости: рубль, копейка.

- Уметь сравнивать разные единицы стоимости.

- Знать соотношение между единицами стоимости.

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Развивать мышление, внимание, наблюдательность, аккуратность.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Познавательные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.;

Регулятивные: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

Ресурсы:

Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 1.

- тетрадь

- конверты с монетами из бумаги/Приложение

- презентация Power Point «Рубль. Копейка»

Используемые на уроке педагогические технологии: технологию проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная

Виды и формы контроля: фронтальный опрос, наблюдение, самостоятельная работа, работа в парах, самопроверка, индивидуальная работа.

Ход урока

  1. Организационные момент. Мотивация к учебной деятельности. СЛАЙД 1,2

Урок Математики мы начинаем,

Ещё одну тайну сегодня узнаем.

Не отвлекайся, внимателен будь.

За новыми знаниями отправимся в путь!

II. Актуализация опорных знаний

Карточка 1

Выполни вычисления.

14-5+7=

18-9+3=

16-6+5=

Карточка 2

Заполни пропуски.

5 дм 4 см = см 7 дм = см

1 м = см 3 см 8 мм = мм

  1. дм = см

Карточка 3

Реши задачу.

Брату 10 лет, а сестре — 8. На сколько лет сестра младше брата?

СЛАЙД 3

Дидактическая игра «Верю – не верю»

Сейчас мы с вами сыграем в игру «Верю – не верю». Приготовьте свои сигнальные светофоры. Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаете зелёный сигнал светофора, если считаете, что утверждение неверное, то показываете это красным сигналом.

  • Перед вами ряд чисел. Я утверждаю, что все эти числа нечётные. Согласны со мной? (Нет) Докажите (18 – чётное число)

  • В этом ряду числа записаны в порядке убывания. (Да). Докажите, что значит: в порядке убывания? (От самого большего к меньшему)

  • Я утверждаю, что разность 10 и 9 равна 19. Согласны? (Нет). Разность – это результат вычитания. Чему же равна разность 10 и 9? (1)

  • Во всех этих выражения получается одно и то же значение. Согласны? (Да). Какой ответ получается в этих примерах? (14)

  • Во всех этих выражениях получается 16. Верите? (Нет) Докажите (8+7=15)

  • 7 десятков и 4 единицы это 47. (Нет) Расскажите, как рассуждали. (47 – это 4 десятка и 7 единиц, т.е. 40 и 7. А у нас 7 десятков – 70 и 4 – это 74)

  • 1 метр равен 10 дм (Да)

  • 4 дм – это 14 см (Нет). Докажите (В 1 дм 10 см, значит в 4 дм – 40 см)

III. Разминка для глаз.

2В центре игрового поля сидит муха. Муха будет перелетать с клетки на клетку, ваша задача внимательно следить за её полётом и сказать, на какое число она прилетит.

Муха полетела на 2 клетки вниз

2 клетка вправо

4 клетки вверх

3 клетки влево

К какому числу подлетела муха? (22)

IV. Минутка чистописания

Запишите в тетради число: 2 октября Классная работа

- Пропишите число 22 у вас в тетради. Что вы можете о нём рассказать? (двузначное, нечётное). Запишите с соседями и на разрядные слагаемые.

V. Вывод темы и целей урока

СЛАЙД А наша мух не простая, это Муха -цокотуха (фрагмент м/ф)

- Муха, муха – цокотуха, позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, муха ДЕНЕЖКУ нашла!

- Ребята, а что вы можете рассказать о деньгах. Что это такое, для чего они нужны? (Свободные высказывания детей)

СЛАЙД Молодцы, вы всё правильно сказали. (Фрагмент м/ф)

- Вы уже догадались, какова тема нашего урока? (Мы будем изучать денежные единицы, считать деньги, «сделаем покупки в магазине».)

- А какими деньгами мы пользуемся? (Бумажными купюрами и монетами; Рублями)

- Кто внимательно смотрел фрагмент мультфильма? Что было написано на монетке, которую нашла муха? (1 копейка)

Вот сегодня на уроке мы узнаем, что такое копейка и рубль. И почему люди придумали пословицу «Копейка рубль бережёт».

VI. Открытие новых знаний

- Человек в своей жизни часто пользуется деньгами. В разных странах свои деньги. В США это доллары и центы, во Франции – франки и сантимы. А какими деньгами пользуются в России?

- Правильно. СЛАЙД Рубль и копейка – денежные единицы России.

Ребята, скажите, пожалуйста, куда мы с вами можем отправиться с деньгами? (в магазин, буфет и т.д.)

— Монеты какого достоинства вам знакомы? (10 к, 1 к, 5к,50 к, 10р,2р,1р,5р)

— Что больше: 1 руб. или 1 коп.?

Игра «Буфет». Выбирается продавец. Учитель закрепляет на доске картинки с изображением различных продуктов и записывает цены: 3 р. 40 к., 12 р. 43 к., 17 р. 80 к., 4 р. 17 к. и т. д. Выходит один ученик — покупатель. Выбирает товар, платит демонстрационные деньги. Возникает затруднение, связанное с необходимостью дать сдачу.

— Каких знаний нам не хватает? (Мы не знаем, сколько копеек в 1 руб.)

— Кто знает, сколько в 1 руб. копеек? (Ответы детей.)

— Как можно получить 1 руб. монетами по 50 коп., по 10 коп., по 5 коп., по 1 коп.?

(Все варианты проверяются практически, делается общий вывод.

Рубль дороже (больше) копейки. 1 рубль равен 100 копейкам. Рубль при записи сокращаем Р, копейка – К. Запишите эту запись в тетрадь. (1 р. = 100 к.)

СЛАЙД Итак: в 1 рубле 100 копеек. СЛАЙД Если потеряется хотя бы одна копейка, сможем мы набрать рубль? Нет! Отсюда и выражение: «Копейка рубль бережёт».

- Металлические деньги – это монеты.

Есть монеты достоинством 1к, 5 к., 10к., 50 к.

VII. Первичное закрепление

СЛАЙД 1) Учебник с. 16 Сколько монет в 1-ом кошельке (2). Сколько денег в этом кошельке? (55 копеек).

А сколько монет во 2-ом кошельке? Сколько это денег? (61 копейка)

- Какие 2 одинаковые монеты можно взять, чтобы набрать 1 рубль? (50 к.)

Каких 10 одинаковых монет нужно взять, чтобы набрать 1 рубль? (10 к.)

Можно 1 рубль набрать разными монетами. Например: 1 монета по 50 копеек, 4 монеты по 10 копеек – 40 копеек и две монеты по 5 копеек – это ещё 10. Помни, что 1 рубль – это 100 копеек.

2) Практическая работа. Работа в парах.

- Есть монеты 1р., 2р., 5р., и 10 рублей.

Монетами можно набрать любую сумму.

Сейчас вы будете работать в парах. Для каждой пары я приготовила кошелёк с монетами. Давайте попробуем набрать 5 рублей 60 копеек. Какие могут быть варианты?

Набираем 14 рубля 30 копеек. Какие у вас варианты?

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1) Математический диктант.

СЛАЙДЫ Запишите через запятую, какая сумма денег в каждом кошельке.

(Один ребёнок работает у доски)

26 р., 32 р., 33 р, 21 р., 32р.;

2) Работа с неравенствами.

Возвращаемся к учебнику: с. 16 задание внизу страницы под чертой. Кто догадался, что нужно сделать? (Сравнить единицы стоимости, вставить знаки >, <, =)

Выполняем самостоятельно.

Проверка:

- прочитайте неравенство, в котором вы поставили знак «меньше» (1к. < 1 р.)

- в каком неравенстве поставили «равно»? (100р. = 1р.)

- прочитайте неравенство, в котором вы поставили знак «больше» (50 к.>5к.)

Физминутка

IX. Включение в систему знаний и повторение

1) Решение задачи

Возвращаемся к учебнику: с. 16 №4.

- Прочитайте задачу. Найдите опорные слова для составления краткой записи.

- Было, израсходовала (каким словом можно заменить? – Потратила), осталось.

- Известно нам, сколько денег было у Иры? Нет (?), но сказано, что две монеты: 5р., и 2 рубля.

- Что обозначает число 6 в этой задаче? (6 р. Израсходовала/потратила)

- Что нас просят найти в задаче? Прочитайте вопрос.

Сколько рублей ОСТАЛОСЬ у Иры? Это главный вопрос задачи. Можем мы сразу на него ответить? ( Нет) Почему? (Мы не знаем, сколько рублей всего БЫЛО у Иры в самом начале).

- Сколько действий в задаче? (2)

- Что нам нужно найти первым действием? (сколько рублей всего БЫЛО у Иры в самом начале.) Как мы можем это узнать? (5 + 2), записываем в тетради 1-ое действие. Пояснение.

- Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? (Да). Что значит израсходовала/потратила? (отдала, ищем остаток действием вычитание)

- Записываем ответ: 1 рубль остался у Иры.

2) Дидактическая игра «Магазин»

С какими денежными единицами мы с вами познакомились? (Рубль и копейка)

- А где нам могут понадобиться наши знания? (В магазине, при покупке)

Надо хлеба купить,

Иль подарок подарить –

Деньги мы с собой берём

И на улицу идём.

Там проходим вдоль витрин

И заходим …. (в МАГАЗИН)

Вот и мы с вами отправляемся в магазин. Поможем нашим покупателям сделать покупку. Свои ответы мы запишем в виде теста.

Вам нужно посчитать, какая сумма есть у покупателя, и что он может купить на эти деньги.

1 – а (мишка – 61 рубль) 4 – в (карандаши – 30 рублей)

2 – в (машинка – 50 рублей) 5 – б (книга – 37 рублей)

3 – б (мячик – 56 рублей)

- Проверяем. Если сделали всё верно ставите +.

- Кто набрал 5 +? 4+?... Отлично! Молодцы!

X. Рефлексия.

Нас, сестёр, в рубле сто штук.

Мы проходим много рук.

Нас теряют и меняют,

А, бывало, и ругают.

Пропадёт одна сестра,

Поглядишь — нет и рубля.

- О какой денежной единице эта загадка? (О копейке)

- Как вы догадались? (В рубле – сто копеек, пропадёт одна сестра – нет рубля)

-Кто считает, что понял на уроке все – нарисуйте зеленый кошелек у себя на полях. У кого есть вопросы – желтый кошелек. Кто думает, что не справился – красный.

* Сегодня мы узнали, как выглядят современные деньги. Но всегда ли они были такими. Предлагаю посмотреть небольшой фрагмент мультфильма, который познакомит вас с историей возникновения денег.

- Мы с вами только начали знакомиться с единицами стоимости. Впереди ещё много интересного и полезного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике "Единицы стоимости. Рубль. Копейка".

План - конспект урока во 2 классе по УМК "Школа России"....

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...