Дидактическая игра "Шагай - выбирай - выполняй"
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс)
Данная дидактическая игра может быть использована на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shagay_-_vybiray_-_vypolnyay.docx | 82.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 УКМО
Дидактическая игра
«Шагай – выбирай – выполняй»»
Автор
учитель начальных классов
Павленко Екатерина Александровна
Разработанная мной дидактическая игра «Шагай – выбирай – выполняй» предназначена для использования на уроках в начальной школе.
Цель: проверка полученных знаний учащихся через дидактическую игру
Данную можно использовать на различных уроках в начальной школе. Она используется как на этапе актуализации знаний, так и на этапе проверки знаний учащихся.
Цель игры — провести свою фишку (несколько фишек) по заготовленному маршруту. Расстояние, на которое игрок может продвинуть свою фишку, определяется броском игральной кости (кубика).
В ходе игровой деятельности у детей развивается усидчивость, внимание, память, мышление, связная речь, тренируется мелкая моторика. Настольная игра рассчитана на одновременное участие нескольких игроков, которые подчиняются общим правилам игры. Она понятна и проста, но при своей простоте способствует формированию у детей способности понимать и принимать правила.
Я предлагаю вариант дидактической игру, которая используется на уроках русского языка.
Цель игры: развитие фонематического слуха, формирование устойчивых навыков грамотного письма.
Для данной игры каждый ребенок получает индивидуальный комплект, который включает: игровое поле (для каждой возрастной группы оно свое, так как количество орфограмм ежегодно увеличивается), пояснения к нему (в котором даются цветовые обозначения по орфограммам), инструкция, карточка со словами на изученные орфограммы из которых учащиеся выбирают слова с нужной орфограммой. (Приложение 1)
Все начинается со старта. Учитель называет слово, ребенок определяет количество в нем звуков, значит необходимо продвинуться от старта на 3 пункта вперед. Ребёнок остановился на определенном цвете. Смотрит в пояснения, определяет, с какой орфограммой он будет работать. Находит слово с этой орфограммой в предложенной ему карточке, записывает его в тетрадь и обозначает орфограмму. Учитель называет следующее слово, и игра продолжается…
Данная игра рассчитана на 5-7 минут, поэтому за это время можно поработать с пятью орфограммами. После этого выполняется проверка с выведением на экран. Если допущена ошибка ребенок это видит. За каждый правильный ход с объяснением орфограммы ребёнок получает 1 балл. В течение недели эту игру можно повторить несколько раз, изменяя слова в карточках. А затем подводится общий итог и выставляется отметка. (например, мы играли 4 раза, значит ученик за одну игру может заработать 5 баллов, за неделю – 20 баллов. 19 – 20 б. – это «5», 16-18б – «4», 11-15 б. – «3», 10 и менее – «2»). Сами задания для определения количества шагов могут меняться учителем. В самом начале при знакомстве с игрой даются слова без пропусков букв, затем игра усложняется: в слове пропускаем букву с определенной орфограммой. А в 4 классе можно предложить выбрать слова с указанной орфограммой из небольшого текста.
Если использовать эту игру систематически, то она дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности при написании. Вся эта работа способствует формированию устойчивых навыков грамотного письма.
Так же эту игру можно использовать и на уроках окружающего.
Учащиеся получаю игровое поле, пояснения, инструкцию, и сами задания. Для определения количества шагов Учитель использует названия месяцев, а ребята определяют его порядковый номер и совершают свои шаги. Четко следуя инструкции, дети выполняют последовательно все её пункты (Приложение 2).
На уроках математики такое игровое поле можно использовать при организации «Игры двух чисел». Ребятам дается только 2 числа. Например, 4 и 96. Шаги ребята выполняют после устных вычислений в пределах 20, которые в своем задании им говорит учитель (т.е. учитель говорит: 1) 15-8, дети вычисляют и делают 7 шагов). И далее действуют по инструкции. (Приложение 2).
Карточки по предметным областям учитель готовить каждый раз новые.
Таким образом, игра выступает на уроках как средство введения, закрепления и контроля учебного материала, а также способствует формированию всех направлений функциональной грамотности, делая процесс обучения увлекательным и живым. Игра снимает напряжение учащихся при усвоении нового материала, его закреплении и контроле, увеличивает эффективность усвоения материала и повышает эмоциональный настрой учащихся.
Приложение 1
Игровое поле по русскому языку для 1 класса
Пояснение
Выпиши слово с указанной орфограммой.
Проверяемые безударные гласные в корне | |
Непроверяемые написания (словарные слова) | |
Буквы и, у, а после шипящих | |
Парные звонкие и глухие согласные | |
Буквосочетания чк, чн, нч, нщ, щн | |
Заглавная буква в именах собственных |
Инструкция
- Определи количество звуков в слове.
- Сделай нужное количество шагов.
- По цвету определи орфограмму.
- Выбери слово с этой орфограммой из предложенной группы слов.
- Запиши в тетрадь и выдели орфограмму графически.
Игровое поле по русскому языку для 2 класса
Пояснение
Выпиши слово с указанной орфограммой.
Проверяемые безударные гласные в корне | |
Непроверяемые написания (словарные слова) | |
Буквы и, у, а после шипящих | |
Непроизносимые согласные в корне слова | |
Парные звонкие и глухие согласные | |
Буквосочетания чк, чн, нч, нщ, щн | |
Заглавная буква в именах собственных |
Инструкция
- Определи количество звуков в слове.
- Сделай нужное количество шагов.
- По цвету определи орфограмму.
- Выбери слово с этой орфограммой из предложенной группы слов.
- Запиши в тетрадь и выдели орфограмму графически.
Игровое поле по русскому языку для 3 класса
Пояснение
Выпиши слово с указанной орфограммой.
Проверяемые безударные гласные в корне | |
Непроверяемые написания (словарные слова) | |
Буквы е, и в суффиксах имён существительных | |
Разделительный ъ | |
Написание приставок и предлогов | |
Буквы и, у, а после шипящих | |
Непроизносимые согласные в корне слова | |
Парные звонкие и глухие согласные | |
Разделительный ь | |
Буквосочетания чк, чн, нч, нщ, щн | |
Заглавная буква в именах собственных | |
ь на конце имен существительных после шипящих |
Инструкция
- Определи количество звуков в слове.
- Сделай нужное количество шагов.
- По цвету определи орфограмму.
- Выбери слово с этой орфограммой из предложенной группы слов.
5. Запиши в тетрадь и выдели орфограмму графически.
Игровое поле по русскому языку для 4 класса
Пояснение
Выпиши слово с указанной орфограммой.
Проверяемые безударные гласные в корне | |
Падежные окончания имён существительных | |
Непроверяемые написания (словарные слова) | |
Буквы е, и в суффиксах имён существительных | |
Разделительный ъ | |
Написание приставок и предлогов | |
Буквы и, у, а после шипящих | |
Непроизносимые согласные в корне слова | |
Парные звонкие и глухие согласные | |
Разделительный ь | |
Падежные окончания имён прилагательных | |
Буквосочетания чк, чн, нч, нщ, щн | |
Личные окончания глаголов | |
Заглавная буква в именах собственных | |
ь на конце имен существительных после шипящих |
Инструкция
- Определи количество звуков в слове.
- Сделай нужное количество шагов.
- По цвету определи орфограмму.
- Выбери слово с этой орфограммой из предложенной группы слов.
- Запиши в тетрадь и выдели орфограмму графически.
Приложение 2
Игровое поле по Окружающему миру
Пояснение
Животный мир | |
Здоровье | |
Экология | |
Растительный мир | |
Климат | |
Безопасность | |
Деятельность человека | |
Материки | |
Страны |
Инструкция
- Определи порядковый номер месяца.
- Сделай нужное количество шагов.
- По цвету определи тему.
- Выполни задание.
Приложение 2
Игровое поле по математике
Пояснение
Слагаемое | |
Сумма | |
Уменьшаемое | |
Вычитаемое | |
Разность | |
Множитель | |
Произведение | |
Делимое | |
Делитель | |
Частное |
Инструкция
- Найди значение выражения.
- Сделай нужное количество шагов.
- Определи по таблице, какой компонент надо найти.
- Выполни вычисления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выбирая спорт, мы выбираем жизнь
Классный час о спорте...
Внеклассное мероприятие для 3-4 классов, направленное на изучение важности избирательного права. Cценарий занятия «Мы выбираем? Нас выбирают?»
Внеклассное мероприятие для 3-4 классов, направленное на изучение важности избирательного права. Состоит из презентации Power Point (со вставками видеофрагментов), сценария занятия «Мы выбираем? Нас в...
Выбирая спорт - мы выбираем здоровье.
Классный час будет полезен педагогам для формирования правильного отношения к здоровому образу жизни. В конспекте занятия содержатся физкультразминка, игра, стихи о спорте, пословицы и поговорки и мно...
классный час "Выбирая спорт, мы выбираем здоровье"
План подготовки и конспект классного часа , включены беседа, анкета, викторина . стиотворения, конкурсы...
выбираешь профессию выбираешь образ жизни
для детей сташего возраста "Профориентация"...
Выбирая спорт-мы выбираем жизнь
Презентация к классномц часу о здоровом образе жизни"Выбирая спорт-мы выбираем жизнь"...
Ты выбираешь друга. Друг выбирает тебя.
Классный час для учащихся начальных классов....