Дидактическая игра "Шагай - выбирай - выполняй"
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Павленко Екатерина Александровна

Данная дидактическая игра может быть использована на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shagay_-_vybiray_-_vypolnyay.docx82.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 УКМО

Дидактическая игра

«Шагай – выбирай – выполняй»»

Автор

учитель начальных классов

Павленко Екатерина Александровна

        Разработанная мной дидактическая игра «Шагай – выбирай – выполняй» предназначена для использования на уроках в начальной школе.

        Цель: проверка полученных знаний учащихся через дидактическую игру

Данную можно использовать на различных уроках в начальной школе. Она используется как на этапе актуализации знаний, так и на этапе проверки знаний учащихся.

Цель игры — провести свою фишку (несколько фишек) по заготовленному маршруту. Расстояние, на которое игрок может продвинуть свою фишку, определяется броском игральной кости (кубика).

В ходе игровой деятельности у детей развивается усидчивость, внимание, память, мышление, связная речь, тренируется мелкая моторика. Настольная игра рассчитана на одновременное участие нескольких игроков, которые подчиняются общим правилам игры. Она понятна и проста, но при своей простоте способствует формированию у детей способности понимать и принимать правила.

Я предлагаю вариант дидактической игру, которая используется на уроках русского языка.

Цель игры: развитие фонематического слуха, формирование устойчивых навыков грамотного письма.  

Для данной игры каждый ребенок получает индивидуальный комплект, который включает: игровое поле (для каждой возрастной группы оно свое, так как количество орфограмм ежегодно увеличивается), пояснения к нему (в котором даются цветовые обозначения по орфограммам), инструкция, карточка со словами на изученные орфограммы из которых учащиеся выбирают слова с нужной орфограммой. (Приложение 1)

Все начинается со старта. Учитель называет слово, ребенок определяет количество в нем звуков, значит необходимо продвинуться от старта на 3 пункта вперед. Ребёнок остановился на определенном цвете. Смотрит в пояснения, определяет, с какой орфограммой он будет работать. Находит слово с этой орфограммой в предложенной ему карточке, записывает его в тетрадь и обозначает орфограмму. Учитель называет следующее слово, и игра продолжается…

Данная игра рассчитана на 5-7 минут, поэтому за это время можно поработать с пятью орфограммами. После этого выполняется проверка с выведением на экран. Если допущена ошибка ребенок это видит. За каждый правильный ход с объяснением орфограммы ребёнок получает 1 балл. В течение недели эту игру можно повторить несколько раз, изменяя слова в карточках. А затем подводится общий итог и выставляется отметка. (например, мы играли 4 раза, значит ученик за одну игру может заработать 5 баллов, за неделю – 20 баллов. 19 – 20 б. – это «5», 16-18б – «4», 11-15 б. – «3», 10 и менее – «2»). Сами задания для определения количества шагов могут меняться учителем. В самом начале при знакомстве с игрой даются слова без пропусков букв, затем игра усложняется: в слове пропускаем букву с определенной орфограммой. А в 4 классе можно предложить выбрать слова с указанной орфограммой из небольшого текста.

Если использовать эту игру систематически, то она дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности при написании. Вся эта работа способствует формированию устойчивых навыков грамотного письма.  

        Так же эту игру можно использовать и на уроках окружающего.

 Учащиеся получаю игровое поле, пояснения, инструкцию, и сами задания. Для определения количества шагов Учитель использует названия месяцев, а ребята определяют его порядковый номер и совершают свои шаги. Четко следуя инструкции, дети выполняют последовательно все её пункты (Приложение 2).

На уроках математики такое игровое поле можно использовать при организации «Игры   двух чисел». Ребятам дается только 2 числа. Например, 4 и 96. Шаги ребята выполняют после устных вычислений в пределах 20, которые в своем задании им говорит учитель (т.е. учитель говорит: 1) 15-8, дети вычисляют и делают 7 шагов). И далее действуют по инструкции. (Приложение 2).

Карточки по предметным областям учитель готовить каждый раз новые.

Таким образом, игра выступает на уроках как средство введения, закрепления и контроля учебного материала, а также способствует формированию всех направлений функциональной грамотности, делая процесс обучения увлекательным и живым.  Игра снимает напряжение учащихся при усвоении нового материала, его закреплении и контроле, увеличивает эффективность усвоения материала и повышает эмоциональный настрой учащихся.

Приложение 1

Игровое поле по русскому языку для 1 класса  

Пояснение

Выпиши слово с указанной орфограммой.

Проверяемые безударные гласные в корне

Непроверяемые  написания (словарные слова)

Буквы и, у, а после шипящих

Парные звонкие и глухие согласные

Буквосочетания чк, чн, нч, нщ, щн

Заглавная буква в именах собственных

Инструкция

  1. Определи количество звуков в слове.
  2. Сделай нужное количество шагов.
  3. По цвету определи орфограмму.
  4. Выбери слово с этой орфограммой из предложенной группы слов.
  5. Запиши в тетрадь и выдели орфограмму графически.

Игровое поле по русскому языку для 2 класса

Пояснение

Выпиши слово с указанной орфограммой.

Проверяемые безударные гласные в корне

Непроверяемые  написания (словарные слова)

Буквы и, у, а после шипящих

Непроизносимые согласные в корне слова

Парные звонкие и глухие согласные

Буквосочетания чк, чн, нч, нщ, щн

Заглавная буква в именах собственных

Инструкция

  1. Определи количество звуков в слове.
  2. Сделай нужное количество шагов.
  3. По цвету определи орфограмму.
  4. Выбери слово с этой орфограммой из предложенной группы слов.
  5. Запиши в тетрадь и выдели орфограмму графически.

        

        Игровое поле  по русскому языку для 3 класса

Пояснение

Выпиши слово с указанной орфограммой.

Проверяемые безударные гласные в корне

Непроверяемые  написания (словарные слова)

Буквы е, и в суффиксах имён существительных

Разделительный ъ

Написание приставок и предлогов

Буквы и, у, а после шипящих

Непроизносимые согласные в корне слова

Парные звонкие и глухие согласные

Разделительный ь

Буквосочетания чк, чн, нч, нщ, щн

Заглавная буква в именах собственных

ь на конце имен существительных после шипящих

Инструкция

  1. Определи количество звуков в слове.
  2. Сделай нужное количество шагов.
  3. По цвету определи орфограмму.
  4. Выбери слово с этой орфограммой из предложенной группы слов.

5. Запиши в тетрадь и выдели орфограмму графически.

        

                                       

        Игровое поле по русскому языку для 4 класса

Пояснение

Выпиши слово с указанной орфограммой.

Проверяемые безударные гласные в корне

Падежные окончания имён существительных

Непроверяемые  написания (словарные слова)

Буквы е, и в суффиксах имён существительных

Разделительный ъ

Написание приставок и предлогов

Буквы и, у, а после шипящих

Непроизносимые согласные в корне слова

Парные звонкие и глухие согласные

Разделительный ь

Падежные окончания имён прилагательных

Буквосочетания чк, чн, нч, нщ, щн

Личные окончания глаголов

Заглавная буква в именах собственных

ь на конце имен существительных после шипящих

        Инструкция

  1. Определи количество звуков в слове.
  2. Сделай нужное количество шагов.
  3. По цвету определи орфограмму.
  4. Выбери слово с этой орфограммой из предложенной группы слов.
  5. Запиши в тетрадь и выдели орфограмму графически.

                

        Приложение 2

Игровое поле  по Окружающему миру

Пояснение

Животный мир

Здоровье

Экология

Растительный мир

Климат

Безопасность

Деятельность человека

Материки

Страны

        

Инструкция

  1. Определи порядковый номер месяца.
  2. Сделай нужное количество шагов.
  3. По цвету определи тему.
  4. Выполни задание.

        

        Приложение 2

Игровое поле по математике

Пояснение

Слагаемое

Сумма

Уменьшаемое

Вычитаемое

Разность

Множитель

Произведение

Делимое

Делитель

Частное

        

Инструкция

  1. Найди значение выражения.
  2. Сделай нужное количество шагов.
  3. Определи по таблице, какой компонент надо найти.
  4. Выполни вычисления.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбирая спорт, мы выбираем жизнь

Классный час о спорте...

Внеклассное мероприятие для 3-4 классов, направленное на изучение важности избирательного права. Cценарий занятия «Мы выбираем? Нас выбирают?»

Внеклассное мероприятие для 3-4 классов, направленное на изучение важности избирательного права. Состоит из презентации Power Point (со вставками видеофрагментов), сценария занятия «Мы выбираем? Нас в...

Выбирая спорт - мы выбираем здоровье.

Классный час будет полезен педагогам для формирования правильного отношения к здоровому образу жизни. В конспекте занятия содержатся физкультразминка, игра, стихи о спорте, пословицы и поговорки и мно...

классный час "Выбирая спорт, мы выбираем здоровье"

План подготовки и конспект классного часа , включены беседа, анкета, викторина . стиотворения, конкурсы...

выбираешь профессию выбираешь образ жизни

для детей сташего возраста "Профориентация"...

Выбирая спорт-мы выбираем жизнь

Презентация к классномц часу о здоровом образе жизни"Выбирая спорт-мы выбираем жизнь"...

Ты выбираешь друга. Друг выбирает тебя.

Классный час для учащихся начальных классов....