Дидактические игры для уроков математики в начальной школе
учебно-методический материал по математике
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakt_igry_po_mat.docx | 15.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для уроков математики в начальной школе
Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенка своего участия в игре.
Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается детьми и интерес к игре быстро угасает.
Форма проведения игры может быть разной:
· Коллективной;
· Групповой;
· Индивидуальной.
Дидактические игры представляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требует не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его — от проверки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения.
№ | Название | Дидактическая цель | Оборудование | Содержание |
1 | «Математический футбол» | Формировать навыки сложения и вычитания, умножения и деления в пределах 1000. . | Картинки ворот, мячей с примерами. | Содержание. На доске ворота, дети разделились на 2 команды. Выбегают по очереди, берут мяч с примером, если решил правильно – то забил гол. Побеждает тот, кто считает без ошибок и больше забил мячей |
2 | «Математическая рыбалка» | Формировать и закреплять навыки устного счета в 3 классе. | Рыбки и рыбак | Играют команды, по очереди берут рыбку и решают пример. Решил правильно - поймал рыбку. Кто больше наловит. |
3 | «Назови соседей числа» | Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом. | Мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета). | Учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее). Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа 10 (11-1=10) и 21 (11+10=21). |
4 | «Гном» | Закрепить умение детей заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых. | Содержание игры. Помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперед или назад – об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай. Ответ: вперед. | |
5 | «Математический баскетбол» | Формировать навыки сложения и вычитания, умножения и деления в пределах 1000. | Картинки кольца, мячей с примерами, игроков | На доске кольцо, дети разделились на 2 команды. Выбегают по очереди, берут мяч с примером, если решил правильно – то попал в кольцо. Побеждает тот, кто считает без ошибок и больше забил мячей. |
6 | «Знайки» | Формировать умение решать логические задачи. | Текст задачи, анимационные ответы. | На доске текст задачи. Ученик читает задачу и быстро называет ответ. Побеждает тот, кто быстрее всех нашел ответ к задаче.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на уроках математики в начальной школе с детьми с ОВЗ
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный ...
Статья : Дидактические игры на уроках математики в начальных классах
Описание дидактических игр, которые можно использовать на уроках математики в начальной школе...
Роль дидактической игры на уроках математики в начальной школе
Дидактический материал является важныйшим компонентов образовательного процесса. Он обеспечивает включение ребенка в освоение материала. Дидактическая игра очень важна именно в начальной школе, так ка...
Дидактические игры на уроках математике в начальной школе.
Дидактические игры на уроках математике в начальной школе....
Дидактические игры на уроках математики в начальной школе.
Особенности использования дидактических игр на уроках математики....
Дидактические игры на уроках чтения в начальной школе с детьми с ОВЗ в рамках личностно - ориентированного подхода
В данной методической разработке представлене каталог дидактических игр и упражнений , который может быть использован на уроках чтения и развития речи с младшими школьнками в рамках личностно-ориентир...
дидактическая игра на уроках математики в начальной школе
ldquo;Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение”. ...