Сложение и вычитание для младших школьников: эффективные методы и приемы.
методическая разработка по математике (1 класс)
Сложение и вычитание для младших школьников: эффективные методы и приемы.
1. Актуальность проблемы формирования навыков счета.
2. Роль устного счета в формировании математической грамотности.
3. Как ученики начальной школы воспринимают арифметические действия.
4. Приемы формирования навыка счета.
5. Интерактивные задания Учи.ру, способствующие обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 354.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Сложение и вычитание для младших школьников:
эффективные методы и приемы.
- Актуальность проблемы формирования навыков счета.
В нашем современном мире больше считают специальные вычислительные машины, чем люди. Начиная от простого калькулятора и до кассового аппарата в магазине. Конечно, они нам помогают, но и также вредят, т.к. мы перестаем считать в уме. Каждое последующее поколение детей испытывают сложности при устном счете, потому что отпадает необходимость считать в уме. Проблема становится видна, когда дети переходят в среднее звено обучения и не умеют считать до 100, а то и до 50. На это влияет пользование банковскими картами (хотя они и детские), дети сами не считают, сколько они тратят, поэтому страдает финансовая и математическая грамотность.
Математическая грамотность – это способность человека формулировать, интерпретировать, оценивать математические знания и умение их применять в реальной жизни. Если выпадает навык устного счета, то остальные умения ребенка для функционирования успешно в социуме тоже страдают.
- Роль устного счета в формировании математической грамотности.
Дети должны понимать, зачем и как применять навыки счета. Они любят сравнивать, как жили девчонки и мальчишки раньше, чем занимались. Примером может послужить картина Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет в народной школе С.А. Рачинского».
Учитель усложняет примеры, он верит в успех, мотивирует своих учеников. Дети думают, советуются с учителем, чтобы прийти к правильному решению. В то время обучение было минимальным, не то, что в наши дни, и все равно, дети стремились к знаниям. Теперь образование более доступно для учеников, только было бы у них желание учиться.
Значение навыков счета в формировании математической грамотности и повседневной жизни ребенка:
- применение разных жизненных ситуаций;
- связь с финансовой грамотностью;
- развитие внутренних мыслительных операций (зарядка для мозга);
- способствование успешного освоения математической грамотностью;
- возможность достижения «маленьких побед» каждый день.
3. Как ученики начальной школы воспринимают арифметические действия.
Дети сталкиваются со счетом еще до школы, например: сколько рук - столько и варежек, последовательность и обратный счет. Число – это для них абстрактная единица счета (чужая), поэтому операция с числом упрочнит связь предметную с этим числом.
Сложение и вычитание в пределах 10:
- подготовка к вычислению;
- ознакомление с вычислительным приемом;
- закрепление полученных знаний;
- выработка навыка устного счета.
В первом классе дети учатся прибавлять и вычитать по 1 (□+1, □-1), после этого переходят к примерам вида □+2, □-2, следующий математический прием уже составляет 2 шага, т.е. система усложняется по Л.С. Выготскому. При счете в пределах 10 хорошо помогают предметы-символы (счетные палочки, карандаши, орехи и т.д.).
- Приемы формирования навыка счета.
Формы организации работы над формированием навыка счета:
- слуховые: диктант, действия с числами, величинами, простые задачи и т.п.;
- визуальные: зрительный диктант, решение выражений с карточек и т.п.;
- тактильные приемы вычислений: счетный материал, палочки и т.д.
- комбинированные виды работ: устные вычисления с последующей записью ответов.
Требования к заданиям по формированию навыков счета:
- целенаправленный выбор заданий;
- ориентированность на уровень класса;
- применение дифференцированного подхода;
-систематичность и «настойчивость» в освоении устных приемов счета;
- разнообразие форм заданий по способу восприятия: зрительные, слуховые, кинестические;
- обязательное включение мотивации и системы поощрений.
Даже, когда дети не изучили части, на примере жизненной ситуации они могут выполнить правильно вычислительные приемы, например: «У хомячка Антошки было 8 половинок яблок и 2 целых яблока. Сколько яблок было у Антошки?» Дети представляют эти половинки, понимают, что 2 половинки составляют целое яблоко, а 8 половинок – это 4 яблока, и выполняют арифметическое действие: 4+2=6 (яб.) было у Антошки.
Актуальными будут задачи на логику:
«Промчались по дорожке
Собака, утка, кошка.
Сколько лапок мимо нас
Промелькнуло в тот же час?»
Дети понимают, что у собаки и кошки по 4 лапы, а у утки только 2 и 2 крыла. Выполняют арифметическое действие: 4+4+2=10 (л.) промелькнуло мимо нас.
Еще дети очень любят исправлять чужие ошибки.
Муравей решил примеры так:
- 43+17=50
- 10-0=0
- 12-8=20
В чем он ошибся?
- 60, не добавил десяток.
- 10, если из числа вычесть 0, то будет то же самое число.
- 4, перепутал арифметическое действие.
Примеры организации для формирования навыков счета:
- числовой квест;
- в поисках открытий (ребусы, головоломки);
- юный статист;
- закодированные числа.
Во всех задания у нас один умысел – научить быстрее считать.
- Интерактивные задания Учи.ру, способствующие обучению.
Например, 1 класс:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/11/08/picture-4618.jpg)
Интегрированный урок по математике и окружающему миру 2 класс "С кем дружит ель. Новые приемы сложения и вычитания"
"С кем дружит ель. Новые приемы сложения и вычитания"...
Урок математики "Устные приемы сложения и вычитания" (закрепление)
Данный урок проводится во 2 классе по УМК "Школа России"....
Презентация к уроку "Устные приемы сложения и вычитания"
Презентация к уроку по математике "Устные приемы сложения и вычитания" во 2 классе....
Интегрированный урок математики и экологии. "Письменные приемы сложения и вычитания (повторение пройденного)» 2 класс
Урок дает уникальную возможность совместить математику и экологию, где дети могут повторить письменные приемы сложения в пределах 100; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи;разв...
Презентация к интегрированному уроку математики и экологии «Письменные приемы сложения и вычитания (повторение пройденного)"
Благодаря данному уроку дети могут узнать много интересного об ели....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-16882-1420915032.jpg)
Раздел «Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание». Технологическая карта урока. «Закрепление приемов сложения и вычитания»
Технологическая карта урока по ФГОС. Математика. 2 класс. Закрепление приемов сложения и вычитания....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/13/picture-947073-1505297706.jpg)
Повторение. Сложение и вычитание, устные приемы сложения и вычитания. 3 класс. Школа России.
Повторение. Сложение и вычитание, устные приемы сложения и вычитания. 3 класс. Школа России....
Комментарии
Ссылки по классам на тему: "Сложение и вычитание"
Например, 1 класс:
https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/math/1-klass/division-706_chisla-i-ve...
2 класс: https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/math_moro/2-klass/quarter-87_1-chetve...
3 класс: https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/math/3-klass/division-763_chisla-i-ve...
4 класс: https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/math_moro/4-klass/quarter-95_1-chetve...