Проект программы внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятелности для 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 30.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Перед школьным образованием поставлены задачи, связанные с совершенствованием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития обучающихся каждого уровня общего образования, позволяющие осуществлять подготовку образованной, воспитанной и развитой личности(см. Портрет выпускника ФГОС, 2010),способной мыслить общечеловеческими категориями, полноценно наследовать опыт мировых цивилизаций и готовой к самообразованию и саморазвитию.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО - это образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Реализация курса внеурочной деятельности осуществляется в рамках организации внеурочной деятельности по предмету и является дополнением к основной образовательной программе.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения школьниками планируемых результатов начального общего образования.
Реализация внеурочной деятельности в НОО позволяет решить ряд важных задач:
- улучшить условия для развития каждого обучающегося в зависимости от его способностей;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- формировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни;
- воспитать способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Решению этих задач способствует внеурочная деятельность по математике, которая обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления обучающихся.
Проект программы внеурочной деятельности
«Занимательная математика».
Рабочая программа внеурочной деятельности обще-интеллектуального направления «Занимательная математика» разработана для обучающихся 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой/Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2012 г./
Актуальность выбора. Согласно требованиям к образовательным результатам в стандарте обучающиеся НОО должны иметь положительную мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Содержание занятий программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках математики, расширяет математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствует формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Практическая значимость обуславливается обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.
Программа практикума по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления, способствует развитию познавательной и умственной активности, умению применять свои знания в новых условиях.
Общая характеристика
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
В процессе выполнения заданий обучающиеся находят сходство и различия, замечают изменения, выявляют причины и характер изменений и на основе этого формулируют выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить обучающегося рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход- ответ.
Новизна программы заключена в подборе материала для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов.Активные формы обучения, технология проектных задач формируют умение использовать различные способы поиска информации, способы решения задач, умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, навыки делового партнерского общения в группе.
Главной целью программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» являетсясоздание условий для достижения учениками повышенного уровня образования, которое отличается от базового не объёмом знаний, а овладением способами продуктивной деятельности.
Задачи занятий внеурочной деятельности «Занимательная математика»:
- способствовать развитию интереса к математике как к учебному предмету;
- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений обучающихся;
- способствовать развитию умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Согласно современным условиям образования обучение происходит через активные методы обучения, таких как проектная деятельность и системно-деятельностный подход, направленных на формирование индивидуальных способностей ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; содействующих развитию его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирующих опыт самостоятельной деятельности.
Формы организации внеурочных занятий различные: математические игры, кроссворды, числовые чайнворды, путешествия по стране «Математика», проекты и т. д., что значительно оживляет процесс восприятия нового, через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии.
В данной программе предусмотрено привлечение к внеурочной деятельности социальных партнеров:Пойковской поселенческой детской библиотеки«Радость» и школьной библиотеки МОБУ «СОШ №4»и тесная связь с родителями обучающихся для организации совместной деятельности и праздников.
Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане
Во2 классе занятия внеурочной деятельности проводятся один раз в неделю. Согласно учебного плана во2 классе планируется 34 занятия.
Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Время. Единицы времени.
Форма организации обучения – математические игры:
«Веселый счет» - игра –соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма
больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Математическое домино», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения», «Волшебная палочка», «Лучший счетчик», «Не подведи друга», «Магазин»,
игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; математические пирамиды: «Сложение в пределах 10,20,100», «Вычитание в пределах 10,20,100»;
игры: «Крестики – нолики», «Морской бой».
Мир занимательных задач.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Форма организации обучения – работа с конструкторами:
Танграм, «Спичечный конструктор», «Паркеты и мозаики», «Строитель»,набор «Геометрические тела».
Планируемые результаты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» формируются
Личностные УУД:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- учиться работать по плану, сверяя свои действия с целью;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
- вырабатывать, совместно, с учителем критерии оценки и определять степень успешности своей работы.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки, и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные УУД:
- умение сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
- умение моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;
-умение применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать текст задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);
-моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
-выбирать наиболее эффективный способ решения задач;
-составлять фигуры из частей; определять место заданной детали в конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Уровень овладения материалом внеурочной деятельности оценивается в форме смотра творческих работ, олимпиад, конкурсов («Кенгуру»), создание Портфолио.
Тематическое планирование 2 класс.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Вид деят-ти | Содержание учебной деятельности | |
план | факт | |||||
1 | Удивительная снежинка | 1 | практическая | Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Проект «Геометрические узоры и орнаменты на посуде». | ||
2 | Крестики-нолики | 1 | игровая | Игры «Крестики-нолики», «Лучший лодочник» (складывают вычитают в пределах 20). | ||
3 | Математические игры | 1 | познавательная исследовательская | Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». | ||
4 | Прятки с фигурами | 1 | практическая игровая | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. | ||
5 | Секреты задач | 1 | познавательная игровая | Решение нестандартных и занимательных задач. Проект «Задачи в стихах». | ||
6 | «Спичечный» конструктор | 1 | практическая | Построение конструкции по заданному образцу.Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условиями. | ||
7 | Геометрический калейдоскоп | 1 | практическая игровая | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части. | ||
8 | Числовые головоломки | 1 | практическая игровая | Практическая работа «Как разгадать ребус». Проектная задача «Составим ребус» | ||
9 | Шаг в будущее | 1 | игровая познавательная | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». | ||
10 | Геометрия вокруг нас | 1 | игровая познавательная | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | ||
11 | Путешествие точки | 1 | практическая игровая | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | ||
12 | Шаг в будущее | 1 | исследовательская игровая | Проектная задача «Учимся считать деньги» | ||
13 | Тайны окружности | 1 | практическая игровая | Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | ||
14 | Математическое путешествие | 1 | практическая игровая | Проектная задача «Математическая картина» | ||
15 | Математическое путешествие | 1 | ||||
16 | «Новогодний серпантин» | 1 | практическая игровая | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | ||
17 | Математические игры | 1 | игровая познавательная | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100». | ||
18 | «Часы нас будят по утрам…» | 1 | практическая игровая | Определение времени по часам с точностью до часа. Практическая работа: Создание модели «Циферблат» | ||
19 | «Часы нас будят по утрам…» | 1 | практическая игровая | Определение времени по часам с точностью до часа. Практическая работа: Создание модели «Циферблат» | ||
20 | «Часы нас будят по утрам…» | 1 | практическая игровая | Проект «Режим дня» | ||
21 | Геометрический калейдоскоп | 1 | практическая игровая | Задания на разрезание и составление фигур.Танграм. Проект «Зоопарк» | ||
22 | Головоломки | 1 | исследовательская игровая | Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. | ||
23 | Секреты задач | 1 | исследовательская | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. | ||
24 | «Что скрывает сорока?» | 1 | исследовательская игровая | Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л. Проектная задача «Составь пословицу из ребусов» | ||
25 | Интеллектуальная разминка | 1 | игровая познавательная | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | ||
26 | Мир занимательных задач | 1 | игровая познавательная | Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. | ||
27 | Мир занимательных задач | 1 | ||||
28 | Мир чисел | 1 | познавательная практическая | Сбор информации и выпуск математической газеты « Мой поселок в числах». | ||
29 | Составь квадрат | 1 | практическая | Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. Проектная задача «Построй дом» | ||
30 | Мир занимательных задач | 1 | игровая познавательная | Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «О волке, козе и капусте». | ||
31 | Математические фокусы | 1 | игровая познавательная | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). | ||
32 | Интеллектуальная разминка | 1 | практическая познавательная | Проектная задача «Сборник. Пойковский в рассказах и задачах» | ||
33 | Интеллектуальная разминка | 1 | ||||
34 | Математическая эстафета | 1 | познавательная | Решение олимпиадных задач (подготовка к конкурсу «Кенгуру»). |
Список литературы
1.Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 класс. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М., «Вентана-Граф», 2012.
2.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников//Начальная школа. – 2012. – №7.
3. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. С-Пб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2011
4.Сухих И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. –С-Пб :Союз,2011
5.Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай: материалы для занятий с учащимися 1-4 классов. Логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения/ сост. Н.И.Удодова. – Волгоград: «Учитель», 2013.
6. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически: Увлекательные задачи для развития логического мышления. – СПб.: Литера, 2002.
7.Белякова О.И. Занятия математического кружка. – Волгоград: Учитель, 2008г.
8. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.
9.Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности"Занимательная математика" 1-4 кл.
Программа внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс...
Программа внеурочной деятельности "занимательная математика"
Программа по внеурочной деятельности " Занимательная математика" Содержание курса. Темтическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" в 1 классе .
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" во 2 классе .
Рабочая программа...
программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Пояснительная записка Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:· Федерального государственного образовательного стан...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...