Проект программы внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (2 класс)

Андреева Наталья Фёдоровна

Рабочая программа внеурочной деятелности для 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Перед школьным образованием поставлены задачи, связанные с совершенствованием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития обучающихся каждого уровня общего образования, позволяющие осуществлять подготовку образованной, воспитанной и развитой личности(см. Портрет выпускника ФГОС, 2010),способной мыслить общечеловеческими категориями, полноценно наследовать опыт мировых цивилизаций и готовой к самообразованию и саморазвитию.

Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО - это образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Реализация курса внеурочной деятельности осуществляется в рамках организации внеурочной деятельности по предмету и является дополнением к основной образовательной программе.

Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения школьниками планируемых результатов начального общего образования.

Реализация внеурочной деятельности в НОО позволяет решить ряд важных задач:

  • улучшить условия для развития каждого обучающегося в зависимости от его способностей;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • формировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни;
  • воспитать способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

Решению этих задач способствует внеурочная деятельность по математике, которая обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления обучающихся.

 Проект программы внеурочной деятельности

    «Занимательная математика».

Рабочая программа внеурочной деятельности обще-интеллектуального направления «Занимательная математика» разработана для обучающихся 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой/Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2012 г./

Актуальность выбора. Согласно требованиям к образовательным результатам в стандарте обучающиеся НОО должны иметь положительную мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Содержание занятий программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках математики, расширяет математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствует формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Практическая значимость обуславливается обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

Программа практикума по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления, способствует развитию познавательной и умственной активности, умению применять свои знания в новых условиях.

Общая характеристика

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

В процессе выполнения заданий обучающиеся находят сходство и различия, замечают изменения, выявляют причины и характер изменений и на основе этого формулируют выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить обучающегося рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход- ответ.

Новизна программы заключена в подборе материала для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов.Активные формы обучения, технология проектных задач формируют умение использовать различные способы поиска информации, способы решения задач, умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, навыки делового партнерского общения в группе.

Главной целью программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» являетсясоздание условий для достижения учениками повышенного уровня образования, которое отличается от базового не объёмом знаний, а овладением способами продуктивной деятельности.

Задачи занятий внеурочной деятельности «Занимательная математика»:

-  способствовать развитию интереса к математике как к учебному предмету;

- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;

- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений обучающихся;

- способствовать развитию умения самостоятельно приобретать и применять знания;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Согласно современным условиям образования обучение происходит через активные методы обучения, таких как проектная деятельность и системно-деятельностный подход, направленных на формирование индивидуальных способностей ученика, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; содействующих развитию его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирующих опыт самостоятельной деятельности.

Формы организации внеурочных занятий различные: математические игры, кроссворды, числовые чайнворды, путешествия по стране «Математика», проекты и т. д., что значительно оживляет процесс восприятия нового, через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии.

В данной программе предусмотрено привлечение к внеурочной деятельности социальных партнеров:Пойковской поселенческой детской библиотеки«Радость» и школьной библиотеки МОБУ «СОШ №4»и тесная связь с родителями обучающихся для организации совместной деятельности и праздников.

Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане

Во2 классе занятия внеурочной деятельности проводятся один раз в неделю. Согласно учебного плана во2 классе планируется 34 занятия.

Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)  

Время. Единицы времени.

Форма организации обучения – математические игры:

«Веселый счет» - игра –соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма

больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Математическое домино», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения», «Волшебная палочка», «Лучший счетчик», «Не подведи друга», «Магазин»,

игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; математические пирамиды: «Сложение в пределах 10,20,100», «Вычитание в пределах 10,20,100»;

игры: «Крестики – нолики», «Морской бой».

Мир занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Форма организации обучения – работа с конструкторами:

Танграм, «Спичечный конструктор», «Паркеты и мозаики», «Строитель»,набор «Геометрические тела».

        Планируемые результаты.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» формируются

Личностные УУД:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- учиться работать по плану, сверяя свои действия с целью;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

- вырабатывать, совместно, с учителем критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе  простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки, и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные УУД:

- умение сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;

- умение моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;

-умение применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;

-анализировать текст задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);

-моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

-выбирать наиболее эффективный способ решения задач;

-составлять фигуры из частей; определять место заданной детали в конструкции;

-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

      Уровень овладения материалом внеурочной деятельности оценивается в форме смотра творческих работ, олимпиад, конкурсов («Кенгуру»), создание Портфолио.

Тематическое планирование 2 класс.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Вид деят-ти

Содержание учебной деятельности

план

факт

1

Удивительная снежинка

1

практическая

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Проект «Геометрические узоры и орнаменты на посуде».

2

Крестики-нолики

1

игровая

Игры «Крестики-нолики», «Лучший лодочник» (складывают вычитают в пределах 20).

3

Математические игры

1

познавательная

исследовательская

Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

4

Прятки с фигурами

1

практическая

игровая

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

5

Секреты задач

1

познавательная  

игровая    

Решение нестандартных и занимательных задач. Проект «Задачи в стихах».

6

«Спичечный» конструктор

1

практическая

Построение конструкции по заданному образцу.Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условиями.

7

Геометрический калейдоскоп

1

практическая

игровая

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части.

8

Числовые головоломки

1

практическая

игровая

Практическая работа «Как разгадать ребус». Проектная задача «Составим ребус»

9

Шаг в будущее

1

игровая

познавательная

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

10

Геометрия вокруг нас

1

игровая

познавательная

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

11

Путешествие точки

1

практическая

игровая

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

12

Шаг в будущее

1

исследовательская

игровая

Проектная задача «Учимся считать деньги»

13

Тайны окружности

1

практическая

игровая

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

14

Математическое путешествие

1

практическая

игровая

Проектная задача «Математическая картина»

15

Математическое путешествие

1

16

«Новогодний серпантин»

1

практическая

игровая

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

17

Математические игры

1

игровая

познавательная

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

18

«Часы нас будят по утрам…»

1

практическая

игровая

Определение времени по часам с точностью до часа. Практическая работа: Создание модели «Циферблат»

19

«Часы нас будят по утрам…»

1

практическая

игровая

Определение времени по часам с точностью до часа. Практическая работа: Создание модели «Циферблат»

20

«Часы нас будят по утрам…»

1

практическая

игровая

Проект «Режим дня»

21

Геометрический калейдоскоп

1

практическая

игровая

Задания на разрезание и составление фигур.Танграм.

Проект «Зоопарк»

22

Головоломки

1

исследовательская

игровая

Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

23

Секреты задач

1

исследовательская

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

24

«Что скрывает сорока?»

1

исследовательская

игровая

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л. Проектная задача «Составь пословицу из ребусов»

25

Интеллектуальная разминка

1

игровая

познавательная

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

26

Мир занимательных задач

1

игровая

познавательная

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

27

Мир занимательных задач

1

28

Мир чисел

1

познавательная практическая

Сбор информации и выпуск математической газеты « Мой поселок в числах».

29

Составь квадрат

1

практическая

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

 Проектная задача «Построй дом»

30

Мир занимательных задач

1

игровая

познавательная

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «О волке, козе и капусте».

31

Математические фокусы

1

игровая

познавательная

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

32

Интеллектуальная разминка

1

практическая

познавательная

Проектная задача «Сборник. Пойковский в рассказах и задачах»

33

Интеллектуальная разминка

1

34

Математическая эстафета

1

познавательная

Решение олимпиадных задач (подготовка к конкурсу «Кенгуру»).

Список литературы

1.Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 класс. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М., «Вентана-Граф», 2012.

2.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников//Начальная школа. – 2012. – №7.

3. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. С-Пб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2011

4.Сухих И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. –С-Пб :Союз,2011

5.Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай: материалы для занятий с учащимися 1-4 классов. Логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения/ сост. Н.И.Удодова. – Волгоград: «Учитель», 2013.

6. Афонькин С.ЮУчимся мыслить логическиУвлекательные задачи для развития логического мышления. – СПб.: Литера, 2002.

7.Белякова О.И. Занятия математического кружка. – Волгоград: Учитель, 2008г.

8. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.

9.Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс...

Программа внеурочной деятельности "занимательная математика"

Программа по внеурочной деятельности " Занимательная математика"  Содержание курса. Темтическое планирование...

программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:·        Федерального государственного образовательного стан...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...