Презентация "Формирование функциональной грамотности"
методическая разработка по математике

Воробьёва Лариса Васильевна

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon for-e_fun-y_gamotnosti_vorobeva.ppt2.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Слайд 2

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя.

Слайд 3

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

Слайд 4

— Вот что мы узнали о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.

Слайд 5

— Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник, – добавил второй.

Слайд 6

— Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил третий. Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Слайд 7

Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

Слайд 8

— Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

Слайд 9

— Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. — Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Слайд 10

самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний. Методические приемы, которые использовал учитель

Слайд 11

« Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»

Слайд 12

« Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» К. Д. Ушинский Функционально грамотная личность – это способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.).

Слайд 13

ДОБЫВАЮ ПРИМЕНЯЮ ОЦЕНИВАЮ ГОТОВ К САМОРАЗВИТИЮ Я

Слайд 14

Коммуникативная грамотность: – способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения; – готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, информационных высказываний и пр.; – потребность в рефлексивной оценке своей коммуникативной деятельности.

Слайд 15

Информационная грамотность младшего школьника сопровождает любую предметную составляющую функциональной грамотности Информационная грамотность – это: осознание необходимости в расширении своего информационного поля; способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации; совокупность умений , обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой.

Слайд 16

Деятельностная грамотность Деятельностная грамотность – это: проявление способности ставить и словесно формулировать цель деятельности; Способность планировать и при необходимости изменять ее, Словесно аргументируя эти изменения, Осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др

Слайд 17

Основные методы и формы, способствующие развитию функциональной грамотности Работа в группах, парах Ролевые, деловые игры игры Метод проектов Функциональная грамотность

Слайд 18

1. Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни 2. Естественно-научная грамотность Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями 3. Математическая грамотность Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты 4. Финансовая грамотность совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. 5. Креативное мышление способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. 6. Глобальные компетенции сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем

Слайд 19

Формула функциональной грамотности ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ

Слайд 20

Инициативность Умение выбрать свой профессиональный путь Какие же качества должен воспитывать современный педагог в детях Готовность к получению новых знаний в течение всей жизни Способность принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях Ответственность Самостоятельность

Слайд 21

Технологии, способствующие формированию функциональной грамотности Проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; Технология формирования типа правильной читательской деятельности; Технология проектной деятельности; Обучение на основе «учебных ситуаций»; Уровневая дифференциация обучения; Информационные и коммуникационные технологии.

Слайд 22

Формы и методы функциональной грамотности Групповая форма работы Игровая форма работы Творческие задания Тестовые задания Практическая работа Ролевые и деловые игры Элементы критического мышления

Слайд 23

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе Логические приемы Примеры заданий 1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3. уровень - использование Применить, проиллюстрировать, решить 4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план 6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Слайд 24

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ компоненты: читательская языковая информационная литературная коммуникативная математическая социальная естественнонаучная

Слайд 25

3) После чтения текста – рефлексивное чтение. Результат: понимание объективного (авторского) смысла, корректировка своей интерпретации Три этапа работы с любым текстом 2) Во время чтения текста – изучающее (медленное, художественное) чтение. Результат: интерпретация текста до чтения текста – ознакомительное чтение – просмотровое чтение. Результат: включение механизма антиципации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Статья " Функциональная грамотность или как помочь ребенку стать информационно грамотным».

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....