Математическая грамотность в начальной школе
статья по математике
Статья раскрывает теоретичкую основу формирования математической грамотности у учеников начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_gramotnost.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Математическая грамотность в начальной школе
Математическая грамотность является частью функциональной грамотности.
Алексей Алексеевич Леонтьев, академик Российской Академии
образования, определяет функционально грамотную личность как «личность,
которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения
и социальных отношений».
Актуальность проблемы формирования математической грамотности
связана с повышением адаптивности современного образования,
его направленности на использование получаемых знаний в реальной жизни
и будущей профессии.
Математическая грамотность формирует навыки анализа и решения проблем с помощью применения математически.
Умение «применять математику» рассматривается как способность
применять математические понятия, факты, процедуры, рассуждения
и инструменты для получения решения или выводов.
Эта деятельность включает выполнение математических процедур, необходимых для получения результатов и математического решения (например, анализировать информацию на математических диаграммах и графиках, работать с геометрическими формами в пространстве, анализировать данные). Работать с моделью, выявлять закономерности, определять связи между величинами и формулировать математические аргументы.
Умение «интерпретировать» подразумевает способность размышлять над
математическим решением или результатами, интерпретировать и оценивать
их в контексте реальной проблемы. Эта деятельность включает перевод
математического решения в контекст реальной проблемы, оценивание
реальности математического решения или рассуждений по отношению
к контексту проблемы.
Каждое задание на формирование математической грамотности включает контекст.
Личный контекст обычно связан с повседневной личной жизнью
учащегося (при общении с друзьями, занятиях спортом, покупками, отдыхом,
повседневным бытом), его семьи, его друзей и сверстников.
Общественные контексты связаны с жизнью общества (местного,
национального или всего мира).
Научный контекст, обычно связаны с применением
математики к науке и явлениям физического мира.
Математическое содержание, которое используется при конструировании
задания для начальной школы составляю по двум направлениям содержания учебной программы по математике.
Пространство и форма – задания, относящиеся к пространственным и
плоским геометрическим формам и отношениям, т.е. к геометрическому
материалу.
Количество – задания, связанные с числами и отношениями между ними,
в программах по математике этот материал чаще всего относится к курсу
арифметики.
Особенности заданий для формирования математической грамотности
1) задача, поставленная вне предметной области, но решаемая с помощью предметных знаний по математике;
2) контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
3) вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны;
4) требуют перевода с обыденного языка на язык математики.
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни, а также, как потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.
Кроме этого, важна способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать.
При выполнении и проверяется, и формируется совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий.
Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.
Примеры заданий.
1.Начертить план комнаты (класса) в масштабе 1:100.
2.Папа и мама планируют ремонт. Помоги им рассчитать количество рулонов обоев для твоей комнаты.
3.Вы собираетесь поехать в отпуск в соседний город. Рассчитай количество бензина на дорогу туда и обратно.
4.Подумай и скажи, что измерили, если получили такие результаты: 4 мин., 365 сут., 45 мин, 0,5 сек.,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.
laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...
«Формирование математической грамотности в начальных классах через уроки математики и другие предметные области».
Математическая грамотность формируется не только на уроках математики, но и при изучении других учебных предметов, таких как технология, окружающий мир, английский язык. В своей статье мы попытаемся п...
Материалы семинара -практикума для педагогов по теме "Формирование математической грамотности в начальной школе"
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это направление функциональной грамотности, которое тесно взаимосвязано с другими ее направлениями. Сегодня функциональная грамотность – один из главных результатов ...
Теоретические основы формирования математической функциональной грамотности в начальной школе.
В данной статье рассматриваются теоретические аспекты формирования математической функциональной грамотности в начальной школе....
Приемы формирования математической грамотности в начальной школе
Тема занятия: «Приёмы формирования математической грамотностиво внеурочной деятельности» составлен в соответствии ФОП,«Школа России» г.Санкт-...
ПРИЁМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье рассматриваются эффективные приемы, способствующие формированию математической грамотности у младших школьников. Основное внимание уделяется использованию игровых методов, задач и инте...
- Мне нравится (1)