Математическая грамотность в начальной школе
статья по математике

Топорина Ирина Борисовна

Статья  раскрывает теоретичкую основу формирования математической грамотности у учеников начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_gramotnost.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математическая грамотность в начальной школе

Математическая грамотность является частью функциональной грамотности.

Алексей Алексеевич Леонтьев, академик Российской Академии

образования, определяет функционально грамотную личность как «личность,

которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни

знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона

жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения

и социальных отношений».

Актуальность проблемы формирования математической грамотности

связана с повышением адаптивности современного образования,

его направленности на использование получаемых знаний в реальной жизни

и будущей профессии.

Математическая грамотность формирует навыки анализа и решения проблем с помощью применения математически.

Умение «применять математику» рассматривается как способность

применять математические понятия, факты, процедуры, рассуждения

и инструменты для получения решения или выводов.

Эта деятельность включает выполнение математических процедур, необходимых для получения результатов и математического решения (например, анализировать информацию на математических диаграммах и графиках, работать с геометрическими формами в пространстве, анализировать данные). Работать с моделью, выявлять закономерности, определять связи между величинами и формулировать математические аргументы.

Умение «интерпретировать» подразумевает способность размышлять над

математическим решением или результатами, интерпретировать и оценивать

их в контексте реальной проблемы. Эта деятельность включает перевод

математического решения в контекст реальной проблемы, оценивание

реальности математического решения или рассуждений по отношению

к контексту проблемы.

Каждое задание на формирование математической грамотности включает контекст.

Личный контекст обычно связан с повседневной личной жизнью

учащегося (при общении с друзьями, занятиях спортом, покупками, отдыхом,

повседневным бытом), его семьи, его друзей и сверстников.

Общественные контексты связаны с жизнью общества (местного,

национального или всего мира).

Научный контекст, обычно связаны с применением

математики к науке и явлениям физического мира.

Математическое содержание, которое используется при конструировании

задания для начальной школы   составляю по двум направлениям содержания учебной программы по математике.

Пространство и форма – задания, относящиеся к пространственным и

плоским геометрическим формам и отношениям, т.е. к геометрическому

материалу.

Количество – задания, связанные с числами и отношениями между ними,

в программах по математике этот материал чаще всего относится к курсу

арифметики.

Особенности заданий для формирования математической грамотности

1) задача, поставленная вне предметной области, но решаемая с помощью предметных знаний по математике;

2) контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;

3) вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны;

4) требуют перевода с обыденного языка на язык математики.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни, а также, как  потребность и умение применять  математику в повседневных (житейских) ситуациях:  рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.

Кроме этого, важна способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать.

При выполнении и проверяется, и формируется совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий.

Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.

Примеры заданий.

1.Начертить план комнаты (класса) в масштабе 1:100.

2.Папа и мама планируют ремонт. Помоги им рассчитать количество рулонов обоев для твоей комнаты.

3.Вы собираетесь поехать в отпуск в соседний город. Рассчитай количество бензина на дорогу туда и обратно.

4.Подумай и скажи, что измерили, если получили такие результаты: 4 мин.,  365 сут., 45 мин, 0,5 сек.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

«Формирование математической грамотности в начальных классах через уроки математики и другие предметные области».

Математическая грамотность формируется не только на уроках математики, но и при изучении других учебных предметов, таких как технология, окружающий мир, английский язык. В своей статье мы попытаемся п...

Материалы семинара -практикума для педагогов по теме "Формирование математической грамотности в начальной школе"

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это направление функциональной грамотности, которое тесно взаимосвязано с другими ее направлениями. Сегодня функциональная грамотность – один из главных результатов ...

Теоретические основы формирования математической функциональной грамотности в начальной школе.

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты формирования математической функциональной грамотности в начальной школе....

Приемы формирования математической грамотности в начальной школе

Тема занятия:  «Приёмы формирования математической грамотностиво внеурочной   деятельности»   составлен в соответствии ФОП,«Школа России» г.Санкт-...

ПРИЁМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассматриваются эффективные приемы, способствующие формированию математической грамотности у младших школьников. Основное внимание уделяется использованию игровых методов, задач и инте...