Мастер – класс «Использование технологии УДЕ в условиях ФГОС на уроках математики в начальной школе.»
методическая разработка по математике (4 класс)
Этот материал будет интересен учителям начальных классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Использование технологии УДЕ в условиях ФГОС на уроках математики в начальной школе.»
-Добрый день всем. Тема моего мастер – класса «Использование технологии УДЕ в условиях ФГОС на уроках математики в начальной школе.»
За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления. Важнейшим фактором в развитии мыслительных операций служат педагогические системы развивающего обучения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. Такой технологией является технология УДЕ. (слайд № 2) Одна из основных целей технологии – создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора. В основу УДЕ положен принцип: чтобы обучать ускоренно и при высоком уровне знаний, необходимо рассматривать целостные группы взаимосвязанных понятий.
Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как мышление влияет на воспитанность человека. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. Смысл концепции укрупнения дидактических единиц состоит в том, что знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупными блоками во всей системе внутренних и внешних связей. При этом укрупненная дидактическая единица определяется не объемом одновременно выдаваемой информации, а именно наличием связей – взаимно-обратными мыслительными операциями, комплексами взаимно-обратных, аналогичных, деформированных и трансформированных задач, т.е. развивают мышление школьника. (слайд №3) Все это помогает внедрять цели и задачи ФГОС в обучении и воспитании личностно-ориентированного ученика.
Применение принципов УДЕ я использую как на уроках математики, так и на уроках русского языка, а именно матричное и блочное изложение материала. Данная методика помогает мне развивать логическое мышление учащихся, учить приемам свертывания и развертывания информации, помогает безошибочно вычленять главное, а также сократить учебное время, что актуально с введением в начальную школу ФГОС.
Применение УДЕ на уроках математики дает: (слайд 3)
- взаимосвязанные понятия и операции совместно и одновременно;
- широкое использование метода обратных задач;
- применение деформированных упражнений;
- укрупнение исходных упражнений посредством самостоятельного составления учеником новых заданий;
- одновременная подача одной и той же математической информации на нескольких кодах;
- развитие творческого мышления и воспитания любознательности учащихся;
- формирование умения и наблюдать и анализировать явления.
Хочу сегодня поделиться приемами, которые я использую на уроках математики. Все из вас знают и четверки примеров, и прямые и обратные задачи, блочные подачи примеров с использованием сразу всех действий.
-Вспомним четверку примеров. Это одновременное изучение в пределах рассматриваемого числа: сложение и вычитание, состав числа, название компонентов, нахождение неизвестного компонента, сравнение чисел. Такие же действия производятся при умножении и делении.(слайд № 4)
6 2 8 | ||||
6 2 | + | 2 6 | = | 8 |
8 | - | 2 6 | = | 6 2 |
13, 25, 38
13 + 25 = 38
25 + 13 = 38
38 – 13 = 25
38 – 25 = 13
8, 6, 48
8 х 6 = 48
6 х 8 = 48
48 : 8 = 6
48 : 6 = 8
-После таких примеров вводится решение деформированных примеров, в которых один из компонентов восстанавливается по результату и другому компоненту. Это примеры с окошками, как мы их называем. Закрепляем состав чисел в пределах 20. Чтобы найти число, надо произвести совместные и одновременные взаимообратные действия. В дальнейшем примеры усложняются. В процессе решения учащиеся совершают новые виды логических операций – сравнения и пробы. (слайд № 5)
+ | 5 | 12 | 9 | + + + | = | 14 | ||||
3 | + | = | 7 | |||||||
+ | 6 | 6 |
-Блок примеров по теме «Умножение на 10, 100 и 1000». Позволяет использовать все приемы умножения по данной теме. (слайд № 6)
20 | х | 30 |
10 | ||
400 | ||
7 | ||
100 | ||
60 | ||
1000 |
=
- Расставьте знаки арифметических действиях и, если нужно, скобки так, чтобы равенства стали верными:
600 ∆ 40 ∆ 20 ∆ 8 = 668 600+40+20+8=668
600 ∆ 40 ∆ 20 ∆ 8 = 612 600+(40-20-8)=612
600 ∆ 40 ∆ 20 ∆ 8 = 548 600-(40+20)+8=548
- Какие умения в этих заданиях формировались? (целеполагание, планирование, контроль)
(слайд № 6) -Еще одна продуктивная форма работы на развитие умений является составление взаимообратных задач, иначе триада задач, так как работа с ними полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели. Школьник должен внимательно прочитать, понять, что делать, и зачем это необходимо. Поэтому уже первые шаги в решении задачи позволяют развивать у детей такое регулятивное действие, как определение цели предстоящей деятельности. Алгоритм помогает понять ситуацию, описанную в задаче.
- Выделить условие и требование, ответить на вопросы: Из чего состоит задача? Где и для чего могут пригодиться полученные сведения? Что известно? Что неизвестно? Что требуется найти?
-Очень интересным и действенным в изучении математики является составление и работа с матрицами. Такая работа делает процесс сравнения более интересным. Матрица – это таблица из четырех клеток, где разьясняется смысл понятий «столбец» и «строка».
-Сейчас я предлагаю вам поработать над такими таблицами. Матрица помогает вести классификацию предметов, учитывая одновременно две и более характеристики. Возьмем простой пример.
-Матрица «Состав числа 8». (слайд № 7)
Цветущие | Нецветущие | |
Дикорастущие | ||
Комнатные |
-В таблице даны растения. Какие растения в верхнем ряду? (одуванчик и мох) В нижнем?(антуриум и толстянка и фикусом)
-Какие виды растений даны? (дикорастущие и комнатные).
-Сколько дикорастущих растений? (2) Комнатных? (6)
-Сколько цветущих? (5) Нецветущих? (3)
-Делаем вывод: 5 и 3 - 8, 6 и 2 -8. Повторяем состав числа 8.
Такие матрицы дети составляют с интересом в парах или в группе.
-А теперь давайте попробуем составить матрицы. Я вам раздам заготовки, вы попробуйте построить их и сделать описание. (слайды 8-10)
Даны картинки по каждой графе из приложения. Составить описание с помощью вопросов.
животные | птицы | |
Дикие | 5 | 3 |
Домашние | 3 | 5 |
-В данной матрице распределить овалы так, чтобы читалось по столбцам и по строке.
черные | синие | всего | |
большие | 5 | 4 | 9 |
маленькие | 4 | 3 | 7 |
всего | 9 | 7 | 16 |
-Составить ряды чисел, в итоге получается 80. Числа могут быть произвольные. Такая матрица позволяет проявлять творчество и поиск возможных решений.-
левый | правый | всего | |
верхний | |||
нижний | |||
всего | 80 |
- Хочу еще предложить работу над блочной подачей величин. Подобрать единицы величин, которые подходят к данным числам.
3 | км | = | 3000 | м |
м | мм | |||
т | кг | |||
куб. дм | куб. см | |||
кг | г | |||
куб. м | куб. дм | |||
2800 | м | = | 28 | см |
дм | мм | |||
ц | кг | |||
кв. мм | кв. см | |||
кв дм | кв. м | |||
коп | руб | |||
ар | кв. м |
-Все педагогические поиски превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. А желание учиться не пропадает только при одном условии - когда есть успехи в учебе. Интерес к учению есть только там, где вдохновение. Начало успеха школьника - уверенность ребёнка в том, что он его достигнет. Успех рождает вдохновение. Вспомним прекрасную строку известного поэта Давида Кугультинова: « Дайте, дайте первую удачу, пусть в себя поверит человек!"
В. Сухомлинский утверждал, что жизнь требует «исподвольного» овладения знаниями, а учение - самый серьёзный и кропотливый труд ребёнка- должно быть радостным трудом.
«Процесс обучения должен иметь развивающий характер и содержать в себе проблемные ситуации. В тонкой сфере воспитания должна постоянно присутствовать «мыслительная деятельность - без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил». (слайд 10)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Методика использования ситуаций свободного выбора учебных заданий на уроках математики в начальной школе."
Презентация на тему: "Методика использования ситуаций свободного выбора учебных заданий на уроках математики в начальной школе."...
Ход реализации ФГОС на уроках математики в начальной школе
Школу делает школой учитель. Учителя разные - ведь они вырастают из учеников. Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают прие...
Мастер-класс: "Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"
От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед учителем встает сразу несколько вопросов. Какие образ...
Мастер – класс «Использование обучающих структур технологии сотрудничества на уроке математики в начальной школе»
выбор темы «Использование обучающих структур технологии сотрудничества на уроке математики в начальной школе» был обусловлен поиском новых форм работы на уроках.Обучение в сотрудниче...
Грушина Т.О. Луканова Н.Ю. Трудности реализации ФГОС на уроках математики в начальной школе. (статья) Публикация ЕНО
В статье освещаются трудности реализации ФГОС НОО в начаьной школе на примере уроков математики. Предлагаются возможные пути решения данной проблемы....
Научно-практическая конференция "Ход реализации ФГОС на уроках математики в начальной школе"
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за и...
Мастер-класс "Использование приёмов мнемотехники в процессе изучения слов из словаря в начальной школе"
По статистике: словарные слова или слова с непроверяемыми написаниями составляют 60-70% словаря человека в активном употреблении. И поэтому в настоящее время проблема словарной работы на уроках русско...