Самостоятельная работа на уроках математики
учебно-методический материал по математике
Данный материал является презентацией пособия по математике для организации самостоятельной работы. Цель данного пособия- представить в целостной системе учебный материал для усвоения предметных знаний и формирования такого компонента учебной деятельности школьников, как самоконтроль и самооценка результатов своей учебной деятельности по наиболее важным вопросам темы, по всей теме и по всему курсу математики. Использование материалов пособия способствуют формированию и развитию у учащихся личностных и регулятивных универсальный учебных действий (УУД)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_na_urokah_matematiki.docx | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа на уроках математики
Алакова Ирина Борисовна
МБОУ «СОШ№7» р.п. Култук
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение мотивации и интереса к учёбе. В связи с этим, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самосовершенствованию. Идеальным результатом обучения становится достижение такого уровня, когда учащийся готов к самообразованию, самовоспитанию, что невозможно без универсального качества личности — самостоятельности.
Согласно ФГОС НОО выпускник начальной школы это:
- владеющий основами умения учиться, способного к организации собственной учебной деятельности;
- способный понимать последствия своих действий, оценивать поступки свои и других людей.
В педагогической литературе так представлены понятия:
- самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять своё поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь, принимать решения, отвечать за свой выбор.
- самостоятельная работа - вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы
Познавательная самостоятельность характеризуется следующими признаками:
- потребностью в знаниях,
- умением самостоятельно мыслить,
- способностью ориентироваться в новой ситуации,
- стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания,
- критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей,
- способностью высказать свою точку зрения, независимую от других.
В зависимости от целей, которые ставят педагог перед самостоятельными работами, они могут быть:
- обучающими;
- тренировочными;
- закрепляющими;
- повторительными;
- развивающими;
творческими;
- контрольными;
- самостоятельная работа с книгой.
Хочу представить вашему вниманию пособие для учащихся 1-4 классов, которое входит в комплект учебно-методических пособий по математике авторского коллектива М,И. Моро. Пособие имеет печатную основу. Материалы, представленные в пособии, соответствуют содержанию и структуре учебника «Математика1,2,3,4 класс». Цель данного пособия- представить в целостной системе учебный материал для усвоения предметных знаний и формирования такого компонента учебной деятельности школьников, как самоконтроль и самооценка результатов своей учебной деятельности по наиболее важным вопросам темы, по всей теме и по всему курсу математики. Использование материалов пособия способствуют формированию и развитию у учащихся личностных и регулятивных универсальный учебных действий (УУД):
- умение контролировать предметные результаты своей учебной деятельности (сначала в сотрудничестве с учителем, затем более самостоятельно);
- умение анализировать полученные результаты, выявлять неусвоенные разделы темы и способы действий (т.е. сам ученик может управлять своей учебной деятельностью, а значит может улучшить свой результат).
Работая по данному пособию у учеников повышается интерес к изучению математики, формируется целеустремленность и настойчивость в достижении цели.
С первых дней ставлю перед учащимися задачу учиться самостоятельно оценивать свои достижения, ( т.е не оценивать ученика, сообщая ему оценку, а ставить перед ним цель оценить свой результат, результат своей деятельности). Пособия на печатной основе, они не велики по объему, что значительно позволяет сократить время их выполнения. Примерно 5-8 минут. Исключение составляют работы, содержащие текстовые задачи. На их решение отводится примерно 10минут. Эти работы отмечены в пособии знаком. По одной и той же тематике предлагается разные виды тестов, это помогает избежать учащимся простого угадывания ответов. Первый вид теста- тесты с выбором одного правильного ответа. Второй вид теста- тест, в котором учащимся самим надо дать ответ и записать его в отведенное место (заполнить пропуски). Это способствует формированию у учащихся способности понимать и принимать по-новому поставленную цель. Так как первоклассники еще не владеют навыками и учебными умениями тесты представлены в практической форме (дорисуй, соедини рисунки стрелочками, раскрась, соотнеси).
В данном пособии предусмотрена возможность обучать первоклассников навыкам самоконтроля и самооценки результатов своей работы. Для этого в конце каждого предметного теста трех различных по выражению смайликов, которые помогут оценить результат своей работы. Знакомлю с критериями выполнения работы и рекомендациями:
отлично (без ошибок). Ты умница!
хорошо (без ошибок выполнена половина работы)
Надо повторить материал, который вызвал затруднение.
плохо (без ошибок выполнено меньше половины заданий) Надо повторить весь изученный материал.
В самом начале такой работы не все первоклассники адекватно справляются с оценкой своей деятельности. Постепенно у учащихся формируется осмысленное выполнение действий.
Далее в следующих классах эта работа продолжается. После выполнения самостоятельной работы и самостоятельной проверки каждый ученик оценивает выполнение работы смайликом и знаком «галочка» (ϒ) рядом. Затем идет проверка, ученики называют верные ответы, и каждый ученик отмечает ошибки, которые не были обнаружены и раскрашивает соответствующий смайлик. Очень хорошо, если раскрашенным окажется смайлик, отмеченный «галочкой». Чем больше таких совпадений, тем развитее действия по самооценке и самоконтролю.
При выполнении самостоятельных работ по решению текстовых задач знакомлю учащихся с такими критериями самооценки.
Критерии оценивания задач 1-2 класс:
- Решил задачу верно;
- Решил задачу неверно, но нашел и исправил ошибку;
- Решил задачу неверно,
Критерии оценивания задач 3- класс:
- Решил задачу верно;
- Решил задачу неверно, но самостоятельно нашёл и исправил ошибку;
- Решил задачу неверно, воспользовался подсказкой;
- Решил задачу неверно, воспользовался помощью учителя;
- Решил задачу неверно, воспользовался подсказкой и помощью учителя.
Систематическая работа по данному пособию помогает учащимся в усвоении программного материала, но и способствует осознанию учениками возможности поэтапно самому регулировать результаты своей учебной деятельности, стремиться улучшить их. Все это становится основой для развития универсальных учебных действий, помогает сделать каждого ученика успешнее.
Литература
- Математика. Проверочные работы.1 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. /С.И.Волкова-М. Просвешение, 2013.-(Школа России)-64стр.
- Математика. Проверочные работы.2 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. /С.И.Волкова-М. Просвешение, 2013.-(Школа России)-80 стр.
- Математика. Проверочные работы.3 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. /С.И.Волкова-М. Просвешение, 2013.-(Школа России)-96 стр.
- Математика. Проверочные работы.4 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. /С.И.Волкова-М. Просвешение, 2013.-(Школа России)-102ст.р.
- Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках.— М., Учпедгиз, 1961.
Интернет – источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды самостоятельных работ на уроках математики
Начальное звено обучения – один из сензитивных школьных периодов для формирования такого свойства личности, как самостоятельность, которое активно развивается в этом возрасте ...
Самостоятельная работа на уроках математики в процессе изучения алгебраического материала.
Работа по самообразованию....
Организация самостоятельной работы на уроках математики
Организация самостоятельной работы на уроках математики и ее роль в развитии обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида....
«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»
В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...
Самостоятельная работа на уроке математики
Данный материал рассказывает об основных видах и этапах самостоятельной работы на уроках математики в начальной школе....
Самостоятельная работа на уроке математики(презентация)
Данный материал рассказывает об основных видах и этапах самостоятельной работы на уроках математики в начальной школе....
Геометрические задания для организации коллективной или самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯдля организации коллективной или самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе по материлам учебника "Математика" авторов: Л.П. Кочиной, Н.П. Листопад...