Самостоятельная работа на уроках математики
учебно-методический материал по математике

Алакова Ирина Борисовна

Данный материал является презентацией пособия по математике для организации самостоятельной работы. Цель данного пособия- представить в целостной системе учебный материал для усвоения предметных знаний и формирования такого компонента учебной деятельности школьников, как самоконтроль и самооценка результатов своей учебной деятельности по наиболее важным вопросам темы, по всей теме и по всему курсу математики. Использование материалов пособия способствуют формированию и развитию у учащихся личностных и регулятивных универсальный учебных действий (УУД)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_na_urokah_matematiki.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа на уроках математики

Алакова Ирина Борисовна

МБОУ «СОШ№7» р.п. Култук

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение мотивации и интереса к учёбе.  В связи с этим, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самосовершенствованию. Идеальным результатом обучения становится достижение такого уровня, когда учащийся готов к самообразованию, самовоспитанию, что невозможно без универсального качества личности — самостоятельности.

Согласно ФГОС НОО выпускник начальной школы это:

  • владеющий основами умения учиться, способного к организации собственной учебной деятельности;
  • способный понимать последствия своих действий, оценивать поступки свои и других людей.

В педагогической литературе так представлены понятия:

  • самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять своё поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь, принимать решения, отвечать за свой выбор.
  • самостоятельная работа - вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы

Познавательная самостоятельность характеризуется следующими признаками:

  • потребностью в знаниях,
  • умением самостоятельно мыслить,
  • способностью ориентироваться в новой ситуации,
  • стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания,
  • критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей,
  • способностью высказать свою точку зрения, независимую от других.

В зависимости от целей, которые ставят педагог перед самостоятельными работами, они могут быть:

  • обучающими;
  • тренировочными;
  • закрепляющими;
  • повторительными;
  • развивающими;

творческими;

  • контрольными;
  • самостоятельная работа с книгой.

Хочу представить вашему вниманию пособие для учащихся 1-4 классов, которое входит в комплект учебно-методических пособий по математике авторского коллектива М,И. Моро. Пособие имеет печатную основу. Материалы, представленные в пособии, соответствуют содержанию и структуре учебника «Математика1,2,3,4 класс». Цель данного пособия- представить в целостной системе учебный материал для усвоения предметных знаний и формирования такого компонента учебной деятельности школьников, как самоконтроль и самооценка результатов своей учебной деятельности по наиболее важным вопросам темы, по всей теме и по всему курсу математики. Использование материалов пособия способствуют формированию и развитию у учащихся личностных и регулятивных универсальный учебных действий (УУД):

  • умение контролировать предметные результаты своей учебной деятельности (сначала в сотрудничестве с учителем, затем более самостоятельно);
  • умение анализировать полученные результаты, выявлять неусвоенные разделы темы и способы действий (т.е. сам ученик может управлять своей учебной деятельностью, а значит может улучшить свой результат).

Работая по данному пособию у учеников повышается интерес к изучению математики, формируется целеустремленность и настойчивость в достижении цели.

С первых дней ставлю перед учащимися задачу учиться самостоятельно оценивать свои достижения, ( т.е не оценивать ученика, сообщая ему оценку, а ставить перед ним цель оценить свой результат, результат своей деятельности). Пособия на печатной основе, они не велики по объему, что значительно позволяет сократить время их выполнения. Примерно 5-8 минут. Исключение составляют работы, содержащие текстовые задачи. На их решение отводится примерно 10минут. Эти работы отмечены в пособии знаком. По одной и той же тематике предлагается разные виды тестов, это помогает избежать учащимся простого угадывания ответов. Первый вид теста- тесты с выбором одного правильного ответа. Второй вид теста- тест, в котором учащимся самим надо дать ответ и записать его в отведенное место (заполнить пропуски). Это способствует формированию у учащихся способности понимать и принимать по-новому поставленную цель.  Так как первоклассники еще не владеют навыками и учебными умениями тесты представлены в практической форме (дорисуй, соедини рисунки стрелочками, раскрась, соотнеси).

В данном пособии предусмотрена возможность обучать первоклассников навыкам самоконтроля и самооценки результатов своей работы. Для этого в конце каждого предметного теста трех различных по выражению смайликов, которые помогут оценить результат своей работы. Знакомлю с критериями выполнения работы и рекомендациями:

отлично (без ошибок). Ты умница!

хорошо (без ошибок выполнена половина работы)

Надо повторить материал, который вызвал затруднение.

           плохо (без ошибок выполнено меньше половины заданий)                  Надо повторить весь изученный материал.

В самом начале такой работы не все первоклассники адекватно справляются с оценкой своей деятельности. Постепенно у учащихся формируется осмысленное выполнение действий.

Далее в следующих классах эта работа продолжается. После выполнения самостоятельной работы и самостоятельной проверки каждый ученик  оценивает выполнение работы смайликом и знаком «галочка» (ϒ) рядом. Затем идет проверка, ученики называют верные ответы, и каждый ученик отмечает ошибки, которые не были обнаружены и раскрашивает соответствующий смайлик. Очень хорошо, если раскрашенным окажется смайлик, отмеченный «галочкой». Чем больше таких совпадений, тем развитее действия по самооценке и самоконтролю.

При выполнении самостоятельных работ по решению текстовых задач знакомлю учащихся с такими критериями самооценки.

Критерии оценивания задач 1-2 класс:

  • Решил задачу верно;
  • Решил задачу неверно, но нашел и исправил ошибку;
  • Решил задачу неверно,

Критерии оценивания задач 3- класс:

  • Решил задачу верно;
  • Решил задачу неверно, но самостоятельно нашёл и исправил ошибку;
  • Решил задачу неверно, воспользовался подсказкой;
  • Решил задачу неверно, воспользовался помощью учителя;
  • Решил задачу неверно, воспользовался подсказкой и помощью учителя.

Систематическая работа по данному пособию помогает учащимся в усвоении программного материала, но и способствует осознанию учениками возможности поэтапно самому регулировать результаты своей учебной деятельности, стремиться улучшить их. Все это становится основой для развития универсальных учебных действий, помогает сделать каждого ученика успешнее.

Литература

  1. Математика. Проверочные работы.1 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. /С.И.Волкова-М. Просвешение, 2013.-(Школа России)-64стр.
  2. Математика. Проверочные работы.2 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. /С.И.Волкова-М. Просвешение, 2013.-(Школа России)-80 стр.
  3. Математика. Проверочные работы.3 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. /С.И.Волкова-М. Просвешение, 2013.-(Школа России)-96 стр.
  4. Математика. Проверочные работы.4 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. /С.И.Волкова-М. Просвешение, 2013.-(Школа России)-102ст.р.
  5. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках.— М., Учпедгиз, 1961.

Интернет – источники

nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды самостоятельных работ на уроках математики

Начальное звено обучения – один из сензитивных школьных периодов для формирования такого свойства личности, как самостоятельность, которое активно развивается в этом возрасте ...

Организация самостоятельной работы на уроках математики

Организация  самостоятельной работы на уроках математики и ее роль в развитии обучающихся специальных (коррекционных) классов VII  вида....

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Самостоятельная работа на уроке математики

Данный материал рассказывает об основных видах и этапах самостоятельной  работы на уроках математики в начальной школе....

Самостоятельная работа на уроке математики(презентация)

Данный материал рассказывает об основных видах и этапах самостоятельной  работы на уроках математики в начальной школе....

Геометрические задания для организации коллективной или самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯдля организации коллективной или самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе по материлам учебника "Математика"  авторов: Л.П. Кочиной, Н.П. Листопад...