Технология уровневой дифференциации на уроках математики в начальной школе.
методическая разработка по математике
технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_urovnevoy_differentsiatsii_na_urokah_matematiki.docx | 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология уровневой дифференциации на уроках математики
в начальной школе.
Актуальность в контексте работы с обучающимися.
В процессе дифференцированного подхода изучаю, анализирую и классифицирую различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы обучающихся. Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Цель каждого урока: создать благоприятные условия для обучения и развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
Задачи:
- Обучить каждого ученика на уровне его возможностей и способностей.
- Постоянное отслеживать результаты обучения.
Принципы:
- Принцип обучения в зоне ближайшего развития
- Принцип психологической комфортности
- Принцип непрерывности развития
- Принцип подбора материала в соответствии с индивидуальными возможностями ученика
- Принцип свободного выбора деятельности
- Принцип самостоятельности, активности и сознательности обучения
- Принцип оптимального выбора методов, форм и средств обучения.
Модель подготовки урока с использованием технологии:
-определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы;
-проведение диагностики по выбранному критерию;
-выбор способа дифференциации;
-разработка разноуровневых заданий;
-этап урока, на котором планируется использование дифференциации;
-способ контроля успешности использования дифференцированного задания
Критерии для выделения группы:
- усвоение знаний (восприятие, мышление, воображение, память);
- умения и навыки (обучаемость школьников);
- специальные способности;
- интересы и склонности учащихся
Деление класса на группы условно и негласно. Перемещение учащихся из группы в группу производится в конце каждой учебной четверти на основе выделенных показателей интелектуально-личностного роста школьников. Самым распространенным методом внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий разного уровня сложности.
Разработка разноуровневых заданий:
По содержанию учебных заданий:
- по уровню творчества;
- по уровню трудности;
- по объёму учебного материала.
По способу организации деятельности:
-по степени самостоятельности;
- по степени и характеру помощи обучающимся;
-по характеру учебных заданий
Моя система работы для создания благоприятных условий для обучения и развития каждого ученика через уровневую дифференциацию
- 1.Вводная часть – ориентация учащихся.
- 2. Выделение различных групп.
- 3. Обучение по каждой из учебных единиц в направлении ее полного усвоения.
- 4. Выявление пробелов. Оценка полноты усвоения.
- 5. Помощь, коррекция.
Организация уровневой работы на уроке
«А» | «В» | «С» |
1 уровень сложности– это базовый стандарт. Ученик овладевает базовым уровнем. | 2 уровень – обеспечивает овладение учащимися теми приемами учебной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Вводятся дополнительные сведения, которые углубляют материал 1 уровня, показывают применение понятий. | 3 уровень – предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий, дает развивающие сведения, углубляет материал и его логическое обоснование, открывающее перспективы творческого применения. |
Три типа дифференцированных заданий
Например, решить задачу: «Брат купил 12 тетрадей по 2 рубля за каждую, а сестра 11 тетрадей п 3 рубля за каждую. Сколько всего денег заплатили брат и сестра?»
Читаем задачу 2 раза. Задания по уровням:
1 уровень: решить задачу. В помощь даю инструктивную карточку.
1) Узнай, сколько стоят 12 тетрадей
2) Узнай, сколько стоят 11 тетрадей
3) Узнай, сколько стоят все тетради
2 уровень: Решить основную задачу, составить схему и записать решение одной обратной задачи.
3 уровень: Решить основную задачу, составить схемы двух обратных задач и записать их решение.
Как применяю уровневую дифференциацию на уроке при изучении нового материала
Работаем по алгоритму в парах
- Проговорили
- Коллективно поработали
- Кому-то рассказали
- Самостоятельно поработали
- Проверили себя
Провожу уровневые задания при повторении и закреплении
Тема: «Решение составных задач на нахождение суммы»
Задача №1 (основное задание):
В первом из новых домов 45 квартир, во втором – на 20 квартир меньше, а в третьем столько, сколько в первом и втором вместе. Сколько квартир в третьем доме?
1 уровень.
Решают задачу №1(разобранную ранее) с использованием схем или работа идет фронтально, разобрав по схеме решения. Решение записывают самостоятельно и по схеме составляют подобную задачу(схема на доске)
1д – 45 квартир
2д. - ? на 20 кв. меньше
3 д . -? Столько сколько в 1д. и 2д вместе.
Сколько квартир в третьем доме?
2 уровень.
Решают подобную задачу, отвечая еще на 1 дополнительный вопрос
Задача№2 (подобная задаче №1):
Юра решил 12 примеров на сложение, на вычитание на 9 примеров меньше. А на деление столько, сколько на сложение и вычитание вместе. Сколько Юра решил примеров на деление? Сколько всего примеров решил Юра?
3 уровень.
Решают задачу №2 с наращиванием условия.
Задача №2.
Юра решил 12 примеров на сложение, на вычитание на 9 примеров меньше. А на деление столько, сколько на сложение и вычитание вместе. В трех примерах из всех Юра ошибся. Сколько примеров Юра решил без ошибок?
Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений обучающихся используется система разноуровнего контроля и оценки знаний, в которую входят:
-тренировочные задания и тесты;
-индивидуальные карточки-задания;
-проверочные работы;
-самостоятельные работы контролирующего и обучающего характера
Дифференцированное обучение возможно только в контексте развивающего и личностно ориентированного обучения. Эффективными методами такого обучения являются методы проблемного обучения, активные методы обучения, в том числе игровые методы, методы стимулирования и мотивации интереса к учению, создание ситуаций успеха, творчества и другие. Дифференцированное обучение в настоящее время рассматривается в качестве эффективного средства обучения так называемых нестандартных детей, выходящих за пределы нормы: выше или ниже ее. Это дети с особыми образовательными потребностями (одаренные учащиеся, отстающие в учении школьники и другие).
Цель изменения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Элементы (методы и (или) приемы) базовых технологий ФГОС подверглись изменению: изучение и обзор литературы по данной теме, выявление уровней обучаемости учащихся через проведение психолого-педагогической диагностики; апробирование технологии «уровневая дифференциация», наблюдение за деятельностью обучающихся, анализ результатов.
Показатели, по которым отслеживалась эффективность изменения (совершенствования): использование этой технологии позволяет существенно повысить положительную мотивацию учения у детей, сделать их пребывание в школе спокойным и комфортным, значительно снизить уровень конфликтности среди учеников, учителей и родителей, перейти к доверительным и уважительным отношениям между ними.
Результаты использования (стартовая и итоговая диагностики): для распределения детей между различными направлениями учебы применяются различные виды диагностики, в том числе интеллектуальные тесты. Уровневая дифференциация обеспечивает эффективность усвоения учебного материала не только «сильными» учащимися, но и «слабыми», предполагает возможность проявления на уроке самостоятельности, способствует целенаправленной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету, влияет на устойчивое формирование ЗУН. Это способствует повышению результативности обучения на что указывает: рост успеваемости учащихся; стабильные результаты (абсолютная успеваемость- 100%), участие детей в олимпиадах по математике, школьного, регионального и международного уровней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии уровневой дифференциации на уроках математики в начальной школе
Приемы дифференциации на уроках математики....
"Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в начальной школе».
Методическая разработка содержит дифференцированные задания по математике, позволяющие организовать учебный процесс, создать ситуацию успеха для слабоуспевающих обучающихся....
Статья на тему: «Реализация технологий уровневой дифференциации на уроках математики в начальной школе»
Математика, наряду с русским языком и чтением, является одним из фундаментальных предметов начального школьного обучения. На уроках математики дети должны не только учиться решать арифметические задач...
«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе».
«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе».Содержание. 1.Определение понятия дифференциация.2.Определение понятий внешней и внутренней дифференциации.3.Этапы орган...
Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе
Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе...
Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе
Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, ...
Технология уровневой дифференциации на уроках математики в начальной школе.
Технология уровневой дифференциации на уроках математики в начальной школе....