Начальный курс математики с элементами логики "Считалочка" по теме "Итоговое занятие. Числа от 1 до 10"
план-конспект урока по математике

Романова Елена Григорьевна

Занятие проводится в форме игы-путешествия. Используемые приёмы: приём конструирования, фантазирования, постановки вопросов по  аналогии.Используется фронтальная, групповая работа и работа в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_maiem.romanova_56.docx766.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                              Елена Григорьевна Романова,

                                                                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                                                                                          высшей квалификационной категории

                                                                                                                                                  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа                

                                                                                                                                                 с углублённым изучением отдельных предметов № 56»

                                                                                                                                                   г. Курска                                                                                                              

Начальный курс математики с элементами логики "Считалочка" по теме "Итоговое занятие. Числа от 1 до 10"

Пояснительная записка

Автор материала  

Романова Елена Григорьевна

Должность  

 Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 56»

 г. Курска

Название занятия

Итоговое занятие. Числа от 1 до 10

 Возраст

6 – 7 лет

Учебный предмет

Занятие по  подготовке к школьному обучению  

Вид ресурса  

Текстовой документ, интерактивная игра

Техническое оснащение.  

Оборудование.

Плакат «Лес»;  магниты: Маша (персонаж), заяц, лиса, волк, медведь;

Схема (заяц из цифр); схема лисы из геометрических фигур;
Цифры;
Рисунок (задание)

Танграм (по 1 на каждого ребёнка);

Песочные часы на 3 мин;

Числовые веера (по 1 на каждого ребёнка);
Простые карандаши (по 1 на каждого ребёнка);

Цветные карандаши;
Листок бумаги в клетку (по одному на каждого ребёнка)

Цель, планируемые результаты.

Задачи урока.

 

Цель: Закрепить знания, полученные за период подготовительных занятий.

Образовательные: уметь рассуждать и делать выводы;

применять полученные знания в изменённых условиях;

соотносить свои знания с заданным заданием.

Развивающие: развивать умение  контролировать свою деятельность по ходу задания;

развивать умение анализировать, сравнивать свою деятельность по ходу задания;

развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; создавать условия для учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Воспитательные:

Формировать положительное отношение к учёбе, уважительное отношение к иному мнению, доброжелательность.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:
  • знать  название и последовательности чисел от 1 до 20;
  • знать название и обозначение операций сложения и вычитания;
  • использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);
  • решать простые задачи, а раскрывающие смысл действий сложения и вычитания.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

  • ставить учебные задачи под руководством учителя;
  • планировать и контролировать свою учебную деятельность;
  • удерживать цель и задачи в течение занятия;
  • оценивать свою деятельность на занятии на основе критериев достижения результата учебно-познавательной задачи занятия.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск, извлечение и представление информации о числах, геометрических фигурах;
  • уметь применять правила и пользоваться инструкцией.

 Коммуникативные УУД:

  • строить монологические высказывания;
  • работать в парах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).

Личностные УУД:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • учебно-познавательный интерес к   учебному материалу и способам решения новой задачи.

Краткое описание работы с ресурсом  

Занятие проводится в  форме игры-путешествия в лес.

Используемые приёмы: приём фантазирования, конструирования, постановки вопросов по аналогии. Используется индивидуальная,  фронтальная работа и работа в парах. Время занятия 30 минут. Используются три паузы – физминутка, пальчиковая гимнастика и зарядка для глаз.

Ссылки на Интернет - источники

Литература:

  1. Графический диктант http://2www.kindergenii.ru/images/grdiktant/grdiktant21.jpg
  2. Танграм

http://neposed.net/training-games/razvitie-mishleniya/skhemy-tangrama-1.html

1. «1000 стихов, загадок, пословиц, считалок, скороговорок», Галина Матвеева , Белгород, 2008г.

2. «Математические задачи в стихах для тех, кто умеет считать до 10», Волина В.В.,  Москва , 2002г.

Структура занятия, предполагаемое время

                    Деятельность учителя

Характеристика деятельности обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

I.Мотивация к учебной деятельности

         ( 1 мин.)

- Здравствуйте, ребята. Какой  прекрасный сегодня день! Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть всех  своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Улыбнитесь друг другу. И начнем наше  занятие.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

Обучающиеся следуют инструкциям учителя, настраиваются на продуктивную работу, приносящую радость.

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».


II. Актуализация знаний

                   (2 мин.)

Ребята, вы любите путешествовать?  А сказки любите?

 Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие с одним известным персонажем. Отгадайте, о ком идёт речь?

Сидит в корзинке девочка

У Мишки за спиной

Он сам того не ведая

Несет ее домой.

Кто угадал, как зовут девочку?  

Молодцы! Сегодня мы будем путешествовать с Машей. (Вывешиваю на доску магнит с изображением Маши). Но прежде, чем отправиться в сказочное путешествие, давайте для начала вспомним. Фронтальная работа

-Какое сейчас время года?

-Какой месяц?

-Какой сегодня день недели?

-Среда-который день по счёту?

-Какой день недели был вчера?

-Какой день недели будет завтра?

Молодцы! Теперь мы можем отправляться в путь. Чтобы оказаться в сказке, закроем глазки и посчитаем от 1 до 10.  ( Дети считают, открываю плакат, на плакат  прикрепляю магнит с изображением Маши  и надеваю шаль)

Открывайте глазки, сказка начинается…

Раз весенним тёплым днем

По лесной тропинке

Вышла Машенька гулять,

И взяла корзинку.

Воздух свежий, лес и речка -

Нет приятнее местечка!

Смотрите, ребята, Маша написала нам письмо!  (читаю письмо)

- Да!

Высказывают своё мнение, строят простое монологическое высказывание.

- Маша!

Ответы детей

Весна

Апрель

Среда

Третий

Вторник

Четверг

Закрывают глаза и выполняют прямой счёт

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в   учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные УУД:

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные УУД:

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

Личностные УУД:

-    учебно-познавательный интерес к   учебному материалу и способам решения новой задачи.

III. Работа по теме

Я собралась в гости к Мише

По полянке по цветной,

Через мостик прямо в лес,

Где полным - полно чудес.

Но за бабочкой погналась

Заплутала, потерялась,

Куда идти, не знаю я.

Вы мне поможете, друзья?

Перед  Машей лес  стеной,

Страшно ей в лесу одной!

Ветки облака цепляют,

Солнце с неба прогоняют,

Тьму ночную в лес зовут...

Как не испугаться тут?

Чтобы Маше нам помочь

Выполним задания

От затейливых зверей -

Лучших Машиных друзей.

По тропинке очень долго

Маша шла, да всё без толку -

Тёмный лес и тишина...

Вдруг кто-то скачет вдалеке:

Трусливый, маленький зверёк

Хвостик - беленький пушок,

Домик – кустик, да лужайка,

Ну, конечно, это …

- Да!

 - Зайка!

  1. Закрепление знаний о числах.  

(6 мин.)

Вывешиваю рисунок зайца из цифр.

- Ребята, что вы можете сказать о зайчике?

Зайчик очень испугался:

Цифры спрятали его.

Посмотри и назови,  какая где,

Один, два, три…

Покажите,  из каких цифр состоит заяц, найдите эту цифру и прикрепите на доску. (1, 8, 5, 3, 6). Назовите эти числа. Расскажи, а что знаешь о числе 1? И т.д.

-Кто хочет выйти и расположить эти числа в порядке возрастания?

Работа в парах

- Ребятки, посовещайтесь в парах и подумайте,  на какие группы мы можем разбить данные числа?  Чья пара уже готова? Выходите к доске вдвоём.

Далее снимаю картинку цифрового зайца и прикрепляю на плакат обычного.

- Молодцы, ребята! Справились с этим заданием. А мы продолжаем     путешествие по волшебному лесу.

- Он состоит из цифр.

Дети по желанию выходят к доске, показывают цифру на схеме-зайце, берут её изображение со стола и прикрепляют на доску. Рассказывают о каждом числе.

Один ученик располагает данные числа в порядке возрастания.

- Чётные и нечётные.

Пара учеников, которая готова быстрее остальных, выходит к доске и распределяет числа (влево -нечётные, вправо – чётные)

Коммуникативные УУД:

 -формируем умение слушать и понимать других.

 -формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 -формируем и отрабатываем умение согласованно работать.

Познавательные УУД:

 - формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

 - формируем умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

Физкультминутка для снятия общего утомления

                (1 мин.)

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем –

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели –

 Заниматься тихо сели.

 Дальше Машенька идёт…

 Вдруг навстречу нашей Маше

 Лесная рыжая плутовка –

 Известна всем её сноровка.

 С ней аккуратней, не зевай,

 А дверь в курятник запирай!  (Вывешивается схема лиса - танграм)

Дети выполняют упражнения

- Лиса!

Познавательные УУД:

-формируем логические действия, установление аналогий, построение рассуждений.

2 задание.

Работа с геометрическими фигурами.

              (4 мин.)

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\к уроку\лиса2 .jpg

Верно, ребята, это лисичка-сестричка, но посмотрите, какая она необычная. Что вы можете о ней сказать?

- Умнички, из каких?

- Ребята, нашей лисичке очень скучно одной, давайте соберём  для неё подружек из геометрических фигур. У каждого из вас на парте лежит конверт с танграмом.  Соберём по данной схеме лисичек-сестричек. На работу вам 3 мин. (песочные часы)

-Поднимите руки, кто выполнил задание. Молодцы, ребята! Теперь нашей лисичке не будет скучно. Ребята, кто не успел за заданное время собрать лисичку – не расстраивайтесь, мы только учимся и вам нужно научиться правильно распределять своё время и работать вместе с классом. Сложите танграм в конверт. Это вам подарок от Маши. Дома вместе с родителями, бабушками, дедушками попробуйте сделать других животных. ( Снимаю схему лисы, приклеиваю на плакат обычную)

Мы с вами долго смотрели на доску, наши глазки устали, пусть отдохнут.

- Она состоит из геометрических фигур.

-Треугольников, квадрата, параллелограмма.

Дети собирают танграм

Поднимают руки те дети, которые справились с заданием за заданное время.

Регулятивные УУД:

-формируем умение проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные УУД:

-формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

         Физкультминутка.

         Гимнастика для глаз

                  ( 1 мин.)

Руки за спину, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх)

Головки опустим - на парту глядим (Вниз)

И снова наверх - где там муха летит? (Вверх)

Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам)

И снова работаем. Немного еще.

Дети выполняют упражнение для глаз

А наша сказка продолжается…

Маша тихо по тропинке пробирается в лесу.

Вдруг её незнамо кто-то дёрнул резко за косу.

Испугалась наша Маша –

Быстро мы поможем ей –

Нарисуем, кто обидчик?

Кто пугает всех детей?

- Сейчас мы будем работать на таких листах ( показываю лист в клеточку). А что мы пишем на листах в клеточку?

Но сначала разомнём наши пальчики, выполним пальчиковую гимнастику.

- Графический диктант.

Пальчиковая гимнастика

Один, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять,

Этот пальчик гриб сорвал,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

А мизинчик лишь смотрел.

Итак, сядьте правильно:

Выполняют пальчиковую гимнастику

3.Графический    диктант.

( 5 мин.)

Лист я правильно кладу,

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

Хорошо всё напишу!

Взяли правильно карандаш. Поставьте карандаш на красную точку. Итак, пишем от моей точки.

  Графический  диктант.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\к уроку\волк.jpg

- Ребята, так кто же пошутил над Машей?

Вывешиваю картинку волка. У кого получился такой волк, как у меня на доске? (самооценка). Молодцы! У кого не получился – не расстраивайтесь, вы всему научитесь.  ( Снимаю с доски картинку графический  диктант и прикрепляю обычного волка).

- Ребята, а волчок - серый бочок подготовил  вам весёлые задачи. Справитесь?

Разложите цифры в порядке возрастания. Слушайте внимательно задачу и поднимайте ту цифру, которая будет ответом к данной задаче.

Дети садятся правильно, берут карандаш, ставят на красную точку.

Пишут графический диктант.

- Волк!

Дети поднимают большой палец вверх, если графический диктант получился, и скрещивают руки, если задание выполнено  неверно.

-Да!

Раскладывают перед собой  цифры в порядке возрастания.

Регулятивные УУД:

-  формируем умение проговаривать последовательность действий на занятии;

-  формируем умения выполнять работу по предложенному плану.

Регулятивные УУД:

- уметь выполнять последовательность действий на занятии.

4.Устный счёт                     (3 мин.)

Задачи в стихах:

1. Ёжик по лесу шел,

    На обед грибы нашел:

    Два — под березой,

    Один — у осины,

    Сколько их будет

    В плетеной корзине? (3)

2.  Жили-были под дубочком

     8 пухленьких грибочков.

     Прискакал бельчонок вдруг-

     И грибов не стало двух.

     У кого ответ готов?

     Сколько там теперь грибов?(6)

3. Маша шла, шла, шла

    Восемь ягодок нашла.

    Ах, какие сладкие,

    Ах, какие вкусные…

    Маша присела -

    Три ягодки съела.

    Сколько ягод ещё осталось у неё?(5)

4. К медвежонку в день рожденья

    Собрался народ лесной:

    Ёжик, волк, енот, барсук,

    Заяц, лось, лисёнок-друг.

    Посчитайте, поскорей,

    Сколько было всех гостей?(7)

- Молодцы, ребята! Хорошо посчитали.

  Дружно Маше помогали,

  Все задачи прорешали,

  Лес становится светлей

  И видна полянка.

  Там избушка, кто же в ней?

  Отгадай загадку!

  Он коричневый, лохматый.

  Угадайте-ка, ребята,

  Кто, построив теплый дом,

  Спит всю зиму в доме том?

 ( Открываю ставни в домике и виден     Миша)

Дети ответ показывают карточками-цифрами

- Медведь.

Регулятивные УУД:

-формируем умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

-уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

5. Закрепление навыков                  счёта

 (5 мин.)

- Верно, ребята.  Миша пока ждал Машу, не сидел в своём домике без дела, а выращивал цветы. Посмотрите на картинку, которая лежит перед вами. Соединив числа по порядку, дорисуем цветку лепестки, а затем, решив примеры, раскрасим лепестки в соответствии заданным цветам. Дома продолжите раскрашивать  картинку.

Дети выполняют задание.

Регулятивные УУД:

-уметь выполнять последовательность действий на уроке.

IV. Рефлексия.

      (2 мин.)

Ребята, сейчас весна, а  около домика Миши не радостно. Давайте посадим цветы у домика. Кто сегодня выполнил все задания без ошибок – посадите цветок  красного цвета, кто считает, что допустил немного ошибок при выполнении заданий – жёлтый.

С вашей помощью, друзья,

Маша к Мишеньке пришла

И не страшен тёмный лес,

Где полным-полно чудес.

Но пора и нам возвращаться по домам

Глазки дружненько закрыли

И считаем до пяти…

Один, два, три, четыре, пять…

Посмотри на всех опять!

Спасибо. Ребята, вы замечательно работали и получаете закладки  в подарок от Маши и Миши.

Дети по очереди выходят к доске и прикрепляют цветок нужного цвета.

Закрывают глаза и считают.

Открывают глаза.

Личностные УУД:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-учиться оценивать свою учебную деятельность.

Регулятивные УУД:

-учиться  адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, используя правила вежливости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уравнения и неравенства c одной переменной в начальном курсе математики

Статья по теме : "Уравнения и неравенства  с одной переменной в начальном курсе математики".   В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральны...

Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения

Представляю Вашему вниманию статью на тему:  Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения....

ПРОГРАММА МОДУЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАТИКИ С.А.Козлова, А.В. Горячев 1 класс

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью к...

ПРОГРАММА МОДУЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАТИКИ С.А.Козлова, А.В. Горячев 2 класс

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной ц...

ПРОГРАММА МОДУЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАТИКИ С.А.Козлова, А.В. Горячев 3 класс

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной ц...

ПРОГРАММА МОДУЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАТИКИ С.А.Козлова, А.В. Горячев 4 класс

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной ц...

ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СТАТИСТИКИ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

В Презентации представлены задания по математике, направленные на формирование умения работать с таблицами, графиками, схемами, на примере учебников из разных УМК. Чтение и заполнение таблицы. Интерпр...