Программа работы с одаренными детьми учителя начальных классов
рабочая программа по математике (4 класс)
Программа работы с одаренными детьми
учителя начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_odarennymi_detmi.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Программа работы с одаренными детьми
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ № 7»
Кутлушина Г.З.
2022- 2023 г. г.
Нефтеюганск
«Если школьник с первого класса подготовлен к тому,
что он должен учиться создавать, придумывать,
находить оригинальные решения, то формирование
личности будет проходить на основе обогащения ее
интеллектуального профиля…
Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их
не только интеллектуально, но и личностно»
Р.Дж.Стернберг, Е.Григоренко
Пояснительная записка
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная, академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Цели работы с одаренными детьми:
-выявление одаренных детей;
-создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии из способностей;
- развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Задачи программы:
-выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
- формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития; - стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
- развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг,
- помощи, наставничества.
2.Описание модели работы с одаренными детьми.
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы.
- Создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми.
- Мероприятия по работе с одарёнными детьми: - участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки);
- Подготовка и участие четвероклассников в школьных предметных олимпиадах.
Основные направления и содержание деятельности.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов, - задания с отсроченным вопросом;
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;
- задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня;
- творческие задачи.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри учреждения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися:
- объединения дополнительного образования;
- групповые занятия с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы и конференции;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах.
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
- повышать профессиональное мастерство;
- посещать занятия других педагогов;
- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
- проводить открытые занятия;
- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
- проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями.
- Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания. - Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.
- Родительские собрания на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”, “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
- 4 класс. Интеллектуальный марафон.
3. Результаты реализации программы.
Ожидаемые результаты.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- сформировать систему работы с одарёнными детьми;
- создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях; совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
- высокий результат при «Мониторинге» и получение хороших результатов при участии в конкурсах муниципального и всероссийского уровнях.
Контроль и учет знаний и умений воспитанников. Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной олимпиаде по русскому языку, математике.
Мониторинг результативности работы с учащимися:
-педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала,
- изучение структуры интеллекта;
- отслеживание уровня умственного развития учащихся;
- отслеживание уровня развития творческого мышления;
- отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в школьных и муниципальных олимпиадах;
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся получит возможность научиться:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения; - владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приёмами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности, использовать основные приё-мы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
План работы с одарёнными учащимися 4 в класса МБОУ «СОШ № 7» на 2022-2023 учебный год
№/ п/п | Вид занятия | Предмет | Дата |
1. | Разгадывание ребусов. Шарады. | русский язык | 2-я неделя сентября |
2. | Кроссворд о птицах | окружающий мир | З-я неделя сентября |
3. | Кроссворд о птицах | математика | 4-я неделя сентября |
4. | Игра «Умники и умницы» | межпредметный | 1-я неделя октября |
5. | Участие во Всероссийских олимпиадах | математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение | по плану |
6. | Тесты по русскому языку | русский язык | 2-я неделя октября |
7. | Викторина «Земля – наш общий дом» | окружающий мир | 3-я неделя октября |
8. | Интеллектуальная игра «Счастливый случай» | межпредметный | 4-я неделя октября |
9. | Интеллектуальная игра «Тайны русского языка» | русский язык | 2-я неделя ноября |
10. | Тесты по математике | математика | 3-я неделя ноября |
11. | Участие во Всероссийских олимпиадах | математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение | по плану |
12. | «Кто хочет получить приз?» - игра | межпредметный | 1-я неделя декабря |
13. | Тесты по окружающему миру | окружающий мир | 2-я неделя декабря |
14. | Игра «Чудесные превращения слов». Загадки. Кроссворды. | русский язык | 3-я неделя декабря |
15. | Блиц-турнир | межпредметный | 4-я неделя декабря |
16. | Участие во Всероссийских олимпиадах | математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение | по плану |
17. | Викторина «Путешествие по природным зонам нашей Родины» | окружающий мир | 4-я неделя января |
18. | Тесты по литературному чтению | литературное чтение | 1-я неделя февраля |
19. | «Наш весёлый КВН» | межпредметный | 2-я неделя февраля |
20. | Математический турнир | математика | 3-я неделя февраля |
21. | Литературный КВН В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» | литературное чтение | 4-я неделя февраля |
22. | Интеллектуальная игра «Счастливый случай» | межпредметный | 1-я неделя марта |
23. | Турнир по русскому языку | русский язык | 2-я неделя марта |
24. | Викторина «По страницам истории» | окружающий мир | 1-я неделя апреля |
25. | Участие во Всероссийских олимпиадах | математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение | по плану |
26. | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? | межпредметный | 3-я неделя апреля |
27. | Игра-викторина «Великолепная семёрка» | литературное чтение | 4-я неделя апреля |
28. | Интеллектуальная игра «Я люблю свой родной язык» | русский язык | 2-я неделя мая |
29. | Конкурс «Самый умный» | межпредметный | 3-я неделя мая |
План работы
с одаренными учащимися 2 класса
«Занимательная математика»
Цель: Развивать математические способности.
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Сроки |
Введение | |||
1 | Удивительный мир чисел | 1 |
|
В математике тропинки одолейте без запинки | |||
2 | Тропинка наблюдений и поиска закономерностей | 1 |
|
3 | Тропинка отсеивания несущественного | 1 |
|
4 | Пересечение и разветвление тропинок | 1 |
|
В путь по тропинкам математики | |||
5 | Здесь загадки и шарады | 1 |
|
6 | Здесь загадки и шарады | 1 |
|
7 | За загадку – две награды | 1 |
|
8 | И фокусы расскажем и секрет расскажем | 1 |
|
9 | И фокусы расскажем и секрет расскажем | 1 |
|
Знайте и применяйте | |||
10 | Наш конструктор числовой, поработай головой | 1 |
|
11 | Наш конструктор числовой, поработай головой | 1 |
|
Смекай, отгадывай | |||
12 | Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые. | 1 |
|
13 | Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые. | 1 |
|
14 | Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые. | 1 |
|
15 | Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые. | 1 |
|
16 | Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые. | 1 |
|
Натуральные числа | |||
17 | Натуральное число в арифметику вошло, тайн не мало принесло | 1 |
|
18 | Натуральное число в арифметику вошло, тайн не мало принесло | 1 |
|
19 | Натуральное число в арифметику вошло, тайн не мало принесло | 1 |
|
Ребусы из цифр | |||
20 | Это ребусы из цифр, букв, звёздочек – их шифр | 1 |
|
21 | Это ребусы из цифр, букв, звёздочек – их шифр | 1 |
|
22 | Это ребусы из цифр, букв, звёздочек – их шифр | 1 |
|
23 | Ребусы | 1 |
|
24 | Ребусы | 1 |
|
Свойство чисел | |||
25 | Если делиться число, то решенье подошло | 1 |
|
26 | Если делиться число, то решенье подошло | 1 |
|
Работа с геометрическими фигурами | |||
27 | Решение задач с геометрическими фигурами | 1 |
|
28 | Решение задач с геометрическими фигурами | 1 |
|
29 | Решение задач с геометрическими фигурами | 1 |
|
30 | Решение задач с геометрическими фигурами | 1 |
|
Работа с величинами | |||
31 | Длина | 1 |
|
32 | Вес | 1 |
|
33 | Вес | 1 |
|
34 | Подведение итогов | 1 |
|
Литература
1. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи»,2018
2. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2017
3. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 2017.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2017.
4. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Программа «Одаренный ребенок» ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интелл...
Программа работы с одаренными детьми в начальной школе.
От учителя начальной школы требуется выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести шк...
Программа работы с одаренными детьми в начальной школе
Программа работы с одаренными детьми в начальной школе...
Программа «Работа с одаренными детьми в начальной школе»
Программа «Работа с одаренными детьми в начальной школе»...
Программа работы с одаренными детьми в начальной школе
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных ум...
Программа работы с одаренными детьми в начальной школе «Талантлив каждый»
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность пе...
Программа «Обучая, развиваем» (Программа работы с одаренными детьми в начальной школе)
Программа направлена на выявление способностей младших школьников по различным направлениям....