Рабочая программа по "Функциональной грамоте" 1 класс.
рабочая программа по математике (1 класс)

Калеченкова Антонина Анатольевна

Рабочая программа по "Функциональной грамоте" разработан в соответствии с требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd_funktsionalnaya_gramotnost_.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 302

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО решением

Педагогического совета

ГБОУ школы № 302 Фрунзенского района

Протокол № ___ от «___» ________ 2023г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школы № 302

________________________ И.В. Захарова

Приказ № ___ от «___» __________ 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

1 «А» класс

на 2023-2024 учебный год

Составитель:

учитель начальных классов

                                                                                          Калеченкова Антонина Анатольевна

Санкт-Петербург

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также рабочей программы воспитания и авторской программы М.В. Буряк, С.А. Шейкиной «Функциональная грамотность».

Рабочая программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в объёме 33 часов за год обучения: из расчёта 1 час в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Читательская грамотность (1-8 занятия): анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность (9-16 занятия): счёт предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность (17-24 занятия): деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность (25-33 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,   метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

В результате изучения курса «Функциональная грамотность» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования.

Патриотическое воспитание осуществляется через уважение и ценностное отношение к своей Родине – России, через сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края.

 Гражданское воспитание осуществляется через формирование ценностно-смысловых ориентиров и установок, отражающих индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества; через осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; уважение к своему и другим народам.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется через признание индивидуальности каждого человека; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание осуществляется через формирование представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком, через формирование отношения к окружающим людям (стремление к их пониманию), через отношение к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.

Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, бережного к ней отношения, способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе собственной деятельности и удовлетворения от создания реального, практического продукта.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • проявлять познавательную и творческую инициативу;
  • принимать и сохранять учебную цель и задачу;
  •  планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
  • оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах работы в группе;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

  • способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

  • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
  • способность проводить математические рассуждения;
  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы, и составлять простой семейный бюджет;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

  • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
  • способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п/п

Тема

Кол-во

часов

Электронные

(цифровые)

образовательные

ресурсы

Форма

проведения

занятий

Дата

Читательская грамотность

1.

Виталий Бианки.

Лис и мышонок.

Инструктаж по ТБ.

1 ч

Содержание сказки. Качество: осторожность, предусмотрительность.

2.

Русская народная сказка.

Мороз и заяц.

1 ч

Содержание сказки. Качество: выносливость, упорство.

3.

Владимир Сутеев.

Живые грибы.

1 ч

Содержание сказки. Качество: трудолюбие.

4.

Геннадий Цыферов.

Петушок и солнышко.

1 ч

Содержание сказки. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки.

5.

Михаил Пляцковский.

Урок дружбы.

1 ч

Содержание сказки. Качество: дружба, жадность.

6.

Грузинская сказка.

Лев и заяц.  

1 ч

Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость.

7.

Русская народная сказка.

Как лиса

училась летать.

1 ч

Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость.

8.

Евгений Пермяк.

Четыре брата.  

1 ч

Содержание сказки. Качество: семейные ценности.

Математическая грамотность

9.

Про курочку Рябу,

золотые и простые яйца.

1 ч

Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники.

10.

Про козу,

козлят и капусту.

1 ч

Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная.

11.

Про петушка и

жерновцы.

1 ч

Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы.

12.

Как петушок и

курочки делили

бобовые зёрнышки.

1 ч

Разложение числа 10 на два и три слагаемых.

13.

Про наливные

яблочки.

1 ч

Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в пределах 20.

14.

Про Машу и

трёх медведей.

1 ч

Состав чисел 9, 10, 11. Задачи на нахождение суммы.

15.

Про старика, старуху, волка и лисичку.

1 ч

Задачи на нахождение части. Состав числа 12.

16.

Про медведя, лису и мишкин мёд.

1 ч

Задачи на нахождение суммы. Состав чисел второго десятка.

Финансовая грамотность

17.

За покупками.

1 ч

Цена, товар, спрос.

18.

Находчивый колобок.

1 ч

Деньги, цена, услуги, товар.

19.

День рождения

Мухи-Цокотухи.

1 ч

Цена, стоимость, сдача, сбережения.

20.

Буратино и

карманные деньги.

1 ч

Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка.

21.

Кот Василий

продаёт молоко.

1 ч

Реклама.

22.

Лесной банк.

1 ч

Банк, финансы, банковские услуги, работники банка.

23.

Как мужик и медведь прибыль делили.

1 ч

Мошенник, сделка, доход, выручка, прибыль, продажа оптом.

24.

Как мужик

золото менял.

1 ч

Услуга, равноценный обмен, бартер.

Естественно-научная грамотность

25.

Как Иванушка хотел

попить водицы.

1 ч

Вода, свойства воды.

26.

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик.

1 ч

Воздушный шарик, воздух.

27.

Про репку и другие

корнеплоды.

1 ч

Корнеплоды.  

28.

Плывёт, плывёт

кораблик.  

1 ч

Плавучесть предметов.

29.

Про Снегурочку и

превращения воды.  

1 ч

Три состояния воды.

30.

Как делили апельсин.  

1 ч

Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина.

31.

Крошка Енот и Тот кто сидит в пруду.  

1 ч

Зеркало, отражение, калейдоскоп.

32.

Иванова соль.  

1 ч

Соль, свойства соли.

33.

Владимир Сутеев.

Яблоко.  

1 ч

Яблоко.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...