Рабочая программа по "Функциональной грамоте" 1 класс.
рабочая программа по математике (1 класс)
Рабочая программа по "Функциональной грамоте" разработан в соответствии с требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_funktsionalnaya_gramotnost_.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 302
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО решением Педагогического совета ГБОУ школы № 302 Фрунзенского района Протокол № ___ от «___» ________ 2023г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 302 ________________________ И.В. Захарова Приказ № ___ от «___» __________ 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
1 «А» класс
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Калеченкова Антонина Анатольевна
Санкт-Петербург
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также рабочей программы воспитания и авторской программы М.В. Буряк, С.А. Шейкиной «Функциональная грамотность».
Рабочая программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в объёме 33 часов за год обучения: из расчёта 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Читательская грамотность (1-8 занятия): анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность (9-16 занятия): счёт предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность (17-24 занятия): деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность (25-33 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
В результате изучения курса «Функциональная грамотность» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования.
Патриотическое воспитание осуществляется через уважение и ценностное отношение к своей Родине – России, через сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края.
Гражданское воспитание осуществляется через формирование ценностно-смысловых ориентиров и установок, отражающих индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества; через осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; уважение к своему и другим народам.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется через признание индивидуальности каждого человека; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание осуществляется через формирование представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком, через формирование отношения к окружающим людям (стремление к их пониманию), через отношение к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, бережного к ней отношения, способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе собственной деятельности и удовлетворения от создания реального, практического продукта.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы, и составлять простой семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Форма проведения занятий | Дата |
Читательская грамотность | |||||
1. | Виталий Бианки. Лис и мышонок. Инструктаж по ТБ. | 1 ч | Содержание сказки. Качество: осторожность, предусмотрительность. | ||
2. | Русская народная сказка. Мороз и заяц. | 1 ч | Содержание сказки. Качество: выносливость, упорство. | ||
3. | Владимир Сутеев. Живые грибы. | 1 ч | Содержание сказки. Качество: трудолюбие. | ||
4. | Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко. | 1 ч | Содержание сказки. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки. | ||
5. | Михаил Пляцковский. Урок дружбы. | 1 ч | Содержание сказки. Качество: дружба, жадность. | ||
6. | Грузинская сказка. Лев и заяц. | 1 ч | Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. | ||
7. | Русская народная сказка. Как лиса училась летать. | 1 ч | Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. | ||
8. | Евгений Пермяк. Четыре брата. | 1 ч | Содержание сказки. Качество: семейные ценности. | ||
Математическая грамотность | |||||
9. | Про курочку Рябу, золотые и простые яйца. | 1 ч | Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники. | ||
10. | Про козу, козлят и капусту. | 1 ч | Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная. | ||
11. | Про петушка и жерновцы. | 1 ч | Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы. | ||
12. | Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки. | 1 ч | Разложение числа 10 на два и три слагаемых. | ||
13. | Про наливные яблочки. | 1 ч | Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в пределах 20. | ||
14. | Про Машу и трёх медведей. | 1 ч | Состав чисел 9, 10, 11. Задачи на нахождение суммы. | ||
15. | Про старика, старуху, волка и лисичку. | 1 ч | Задачи на нахождение части. Состав числа 12. | ||
16. | Про медведя, лису и мишкин мёд. | 1 ч | Задачи на нахождение суммы. Состав чисел второго десятка. | ||
Финансовая грамотность | |||||
17. | За покупками. | 1 ч | Цена, товар, спрос. | ||
18. | Находчивый колобок. | 1 ч | Деньги, цена, услуги, товар. | ||
19. | День рождения Мухи-Цокотухи. | 1 ч | Цена, стоимость, сдача, сбережения. | ||
20. | Буратино и карманные деньги. | 1 ч | Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка. | ||
21. | Кот Василий продаёт молоко. | 1 ч | Реклама. | ||
22. | Лесной банк. | 1 ч | Банк, финансы, банковские услуги, работники банка. | ||
23. | Как мужик и медведь прибыль делили. | 1 ч | Мошенник, сделка, доход, выручка, прибыль, продажа оптом. | ||
24. | Как мужик золото менял. | 1 ч | Услуга, равноценный обмен, бартер. | ||
Естественно-научная грамотность | |||||
25. | Как Иванушка хотел попить водицы. | 1 ч | Вода, свойства воды. | ||
26. | Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик. | 1 ч | Воздушный шарик, воздух. | ||
27. | Про репку и другие корнеплоды. | 1 ч | Корнеплоды. | ||
28. | Плывёт, плывёт кораблик. | 1 ч | Плавучесть предметов. | ||
29. | Про Снегурочку и превращения воды. | 1 ч | Три состояния воды. | ||
30. | Как делили апельсин. | 1 ч | Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина. | ||
31. | Крошка Енот и Тот кто сидит в пруду. | 1 ч | Зеркало, отражение, калейдоскоп. | ||
32. | Иванова соль. | 1 ч | Соль, свойства соли. | ||
33. | Владимир Сутеев. Яблоко. | 1 ч | Яблоко. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...