"Формы внеурочной работы по математике в начальной школе"
занимательные факты по математике

Голубева Арина Андреевна

"Формы внеурочной работы по математике в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematik.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы внеклассной работы по математике

           Рассмотрим, какие формы и методы внеклассной работы по Математике могут быть рекомендованы и укажем некоторые пути организации и проведения в школе внеклассных мероприятий.

Формами организации внеклассной работы по математике в начальной школе могут быть

1) тематические вечера по математике;

2) кружки (по определенной теме, с учащимися данного класса,

общешкольные);

3) олимпиады (классные, школьные, районные, областные),

4) конкурсы и викторины;

5) выпуск стенгазет, оформление витрин, стендов;

6) математические экскурсии и пр.

Таким образом, все формы внеклассной работы по математике можно

разделить на:

· массовые (вечера, олимпиады и др.);

· групповые (кружки, стенная печать и пр.);

· индивидуальные (подготовка рефератов, подготовка к олимпиаде и т.п.). В методику организации внеклассной работы по математике в начальной школе входит определение целей и содержания той или иной формы работы, подготовка к проведению этого вида работы и т.п.

Дадим краткую характеристику основных форм внеклассной работы по математике в начальной школе.

Математический кружок

          Цементирующим началом во всей внеклассной работе по математике

является кружок

Конечно, не всегда и далеко не в каждой школе создаются необходимые условия для внеклассных занятий по математике, так как руководство этих школ не проявляет достаточной заинтересованности в этом. Между тем в каждой школе обязательно должен быть постоянно действующий кружок математики.

Основное назначение кружка - развитие интереса и способностей учащихся. Математический кружок помогает расширить кругозор учащихся, удовлетворить детскую любознательность. Кружковая работа содействует развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, умению отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредотачивая внимание не только количественных, умению делать доступные выводы и сообщения, обосновывать свои мысли. Дети совершают свои первые шаги в знакомстве с научно-популярной литературой, что весьма важно для их дальнейшего развития.

        Одним из главных критериев отбора является интерес к работе в кружке и добровольность.

        Ставя задачу организовать в школе математический кружок, учитель

должен помнить, что на детский коллектив чрезвычайно влияет четкость и регулярность занятий по хорошо продуманному плану, включающему вопросы дальнейшего совершенствования знаний, умений и навыков учащихся. Занятия математического кружка должны проводиться систематически (2-3 раза в месяц) с постоянным составом учащихся. При соблюдении этих условий можно достигнуть неплохих результатов в работе кружка.

Разнообразие тематики занятий превышает интерес учащихся к работе в кружке, пробуждает их фантазию и воображение, развивает инициативу в изготовлении чрезвычайно интересных учебных пособий по предмету. На занятиях кружка детей знакомят с новыми приемами вычислений, способами решения задач повышенной трудности, с некоторыми вопросами из истории математики и др. Члены кружка привлекаются к оформлению математических уголков, выпуску газет, подготовке математических вечеров. Важно предупредить учеников кружка о том, что все кружковые задания будут по своему содержан и объему значительно выше тех, которые выполняются на уроке. Это следует сделать для того, чтобы повысить стимул к участию в кружке. В противном случае учащиеся потеряют интерес к предстоящим занятиям, и кружок перестанет существовать.

        Занятия в кружке имеют не только познавательное, но и воспитательное значение.

      Методика проведения кружка должна быть такой, чтобы учащиеся не

только с интересом работали на самом занятии, но активно готовились к нему.

        Прежде чем создать кружок, будущий руководитель должен разработать его программу, структура и содержание которой должны отвечать общеизвестным дидактическим принципам доступность научность.  наглядность, связь теории с практикой, актуальность, учет общих (возрастных) и индивидуальных особенностей детей, их конкретных интересов и возможностей. Разумеется, что программа и содержание занятий будут заблаговременно обдуманы учителем. Следует основательно продумать тематику и формы участия школьников в кружковой работе. Четко продуманная тематика занятий дает возможность разделить весь состав кружка на подгруппы, которые независимо друг от друга могут выполнять самые разнообразные задания.

Кружок целесообразно проводить во второй половине сентября, после того как в школе уже уточнено расписание уроков. Информация о наборе в кружок (краткие сведения о кружке, о возрасте принимаемых, о времени и месте записи) и должна быть своевременно доведена до сведения учащихся. Обычно кружок организуется для учащихся параллельных классов одной школы или нескольких школ (так называемый клуб юных математиков). Руководитель беседует с каждым из новичков, выявляет область его интересов и уровень подготовки. Запись проводится в специальном журнале или на отдельных бланках-карточках. Записавшимся в кружок сообщается расписание работы, время и место проведения первого занятия.

Для регулярного посещения школьниками кружковых занятий большое значение имеет регламент работы кружка. Режим его работы должен быть стабильным, согласованный с расписанием учебных занятий и проведением их мероприятий в школе.

Существенную помощь учителю в организации работы кружка могут оказать родители учащихся. Для этого их надо ознакомить с его задачами и программой, раскрыть возможности конкретного участия в кружковых занятиях, вовлечения в них детей.

Нередко случается, что, посетив 2-3 занятия, учащиеся бросают кружок. Причины этого могут быть разными, но основная - недооценка руководителем индивидуального подхода к кружковцам. Надо каждому из них помочь найти себя в кружке, преодолеть неизбежные трудности, заинтересовать увлекательной перспективой. Для этого следует создавать проблемные ситуации, вносить в работу элементы игры и соревнования, устраивать встречи с интересными людьми, посещение выставок и т.п. В методику работы следует обязательно включать в доступной детям форме знакомство со способами разрешения технических противоречий объединение-разъединение, ускорение -замедление, уменьшение - увеличение и др., методов поиска решений творческих математических задач: «мозговой штурм», синектика, морфологический анализ, контрольные вопросы. Полезно также включаться в занятия решение кроссвордов, ребусов, задачи на смекалку, развитие воображения. При планировании занятий нужно стремиться к тому, чтобы практическая работа кружковцев сочеталась и с теоретическими беседами. Особое место в работе кружка должно занимать решение задач. Оно должно проводиться систематически на протяжении всего периода работы кружка. Почти на каждом занятии для этой цели можно найти несколько минут. Наибольший интерес ребята проявляют к занимательным задачам. В решении таких задач можно вносить элементы соревнования. На занятиях кружка используются и игры: математическое домино, лото и др.

Программа занятий кружка разрабатывается на полгода или на весь год. Организовывать работу кружка нужно так, чтобы разумно использовать часы, отведенные для его занятий.

Занятия каждой подгруппы целесообразно проводить один раз в неделю, в течение 30 минут. При установлении дня занятий и определении часов работы кружка учителю следует принять во внимание пожелания самих учащихся, так как им лучше, чем кому-либо, известно, какой день недели является для них наиболее трудным.

Установленное время и тематику занятий кружка следует согласовать с учебной частью школы. Важно всегда помнить, что при организации работы кружка нужно исходить из реальных, возможностей данной школы (посещения, интенсивности учебной работы).

В программе кружка раскрывается не только содержание, но и указываются прогнозируемые результаты - описание знаний, умений и навыков, которые получат воспитанники в ходе занятий, развиваемые способности и качества личности.

Программу дополняет построенный на её основе план учебно-воспитательной, хозяйственной и другой работы кружка. Оба эти документа утверждаются руководителем учебного заведения.

Необходимым подспорьем для руководителя кружка служит кaлeндapнo-тематический план, в котором предусматриваются даты проведения занятий, названия разделов и тем, основные понятия, содержание практической деятельности, методическое обеспечение и оборудование. При его обсуждении с членами кружка следует по возможности учесть их предложения и пожелания. Важно, чтобы ребята сами стали организаторами жизни кружка, почувствовали ответственность за его работу, а руководитель умело, тактично управлял их деятельностью.

На основе календарно-тематического плана разрабатываются и проводятся конкретные занятия. Готовясь к каждому из них, руководитель кружка уточняет содержание работы, подбирает требуемое оборудование, материалы.

Основным отчетным документом в кружке является учебный журналВ начале года в него вносятся сведения обо всех кружковцах. Здесь указывается тема каждого занятия, отмечаются присутствующие. Кроме этого, руководителю кружка рекомендуется вести дневник работы, в которой обычно вписывается план занятия, опорные понятия, перечень выполняемых изделий, краткие выводы из наблюдений за работой отдельных ребят и т.п.

Итоги работы кружка подводятся в конце учебного года и наряду с устной оценкой достижений каждого из кружковцев подкрепляются результатами олимпиадных работ, выставкой их творческих разработок. Очень полезно в конце учебного года провести заключительное занятие кружка в присутствии всех учащихся этих классов и родителей.

Приведем пример математического кружка на тему: «Как люди научились считать и записывать числа?» 

Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота?

Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди,

которые их не знали? Вот послушайте.

Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Их жизнь мало чем отличалась от жизни животных.

Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда. Первобытные люди, так же как и маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители, и отдельные предметы.

Поначалу они определяли это учителя, старшие братья и сестры, а первобытных людей никто не учил. Их учителями была сама жизнь. Поэтому обучение шло медленно.

Наблюдая природу, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять соотношение как «один» и «много».

Некоторые африканские племена до сих пор не имеют множественного числа, чтобы сказать две коровы, они говорят корова, корова, а если коров больше, много коров. Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, руки и т.д.) привели человека к представлению о числе. Человек, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил : «Много».

Лишь постепенно он научился выделять три предмета, затем 4,5,6, и т.д.

Учиться считать требовала жизнь. Добывать пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатиной - против берлоги, трех - с одной и трех - с другой стороны. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел не было, он показывал число на пальцах.

Кстати, пальцы сыграли не малую роль в истории счета, особенно тогда, когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Одна пятерка означала 5, две - 10. Когда рук не хватало, в ход шли ноги. Две руки и одна нога -15, две руки и ноги - 20.

А как же люди научились записывать цифры?

В разных странах и в разные времена это делалось по - разному . Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде узелков и т.д.

Очень резкими и порою даже забавными были «цифры» у разных народов. В Древнем Египте числа l-го десятка записывали соответствующим количеством палочек. А «10» обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы записать 15, надо ставить 5 палочек и подкову. Так до сотни.

Для сотни был придуман крючок, для тысячи - значок вроде цветка. Десять тысяч обозначали рисунком пальца, сто тысяч - лягушкой, миллион фигурка с поднятой рукой. Не очень - то было удобно складывать эти числа, вычитать, умножать, делить

        По-другому было у вавилонян. Они записывали числа, выдавливая значки палочкой на глиняной дощечке. Если надо было записывать единицу – один клинышек, если два - ставили два клинышка.

Значительно позднее цифры стали изображать иначе.

Посмотрите 1 - один; П - два; Ш - три. На руке - 5 пальцев. Чтобы не ставить 5 палочек, ставили изображать руку. Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали так У. К пяти прибавляли один получали шесть -VI. IV- четыре (пять без одного). 10- две пятерки: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - Х. Это римская нумерация.

Ее употребляют до сих пор, например, на циферблате. После того как люди создали алфавит, во многих странах числа стали записываться, применяя буквы. На Руси буква «а» обозначала единицу, «в» - два, «г» - три.

Буквенная нумерация тоже была неудобной. Способ записи числе всего несколькими знаками (десятью), который теперь принят во всем мире, был создан в Древней Индии 1500 лет тому назад. Такая запись распространилась по всему миру. В нашей стране такая нумерация Стала распространяться недавно - примерно 300 лет назад.

· Как считали первобытные люди? · Какие виды нумерации вы знаете?

Математические олимпиады

        Одна из эффективных форм внеклассной работы – математическая олимпиада. Олимпиады способствуют выявлению и развитию .математических способностей учеников. Часто на уроках ученик получает только тройки, изредка четверки и двойки. Приходит на олимпиаду пробовать свои силы. Ведь это так интересно! И вдруг замечаем, что он неплохо решает задачи, на «сообразительность», задачи с «изюминкой», при решении которых в тупик встают многие отличники. После олимпиады ученик наверняка серьезно займется математикой.

Поэтому для успешного проведения олимпиады необходимо выполнение следующих требований:

1. Систематического    проведения    всей внеклассной работы по математике.

2. Обеспечение регулярности проведения олимпиады.

3. Серьезная содержательная подготовка перед проведением олимпиады. 4. Хорошая организация проведения олимпиад.

5. Интересное математическое содержание соревнований.

Олимпиады позволяют выбрать наиболее способных учащихся,

проявляющих особый интерес к математике. Победителей школьных олимпиад обычно направляют на городские, районные, а иногда и областные, республиканские олимпиады.

Олимпиада имеет многоступенчатый характер. Все четыре ее этапа существенным образом определяют некоторые занятия кружка.

                     Что это за этапы?

1. Заочный (подготовительный) тур. Психологически подготовить детей к участию в следующих турах - такова цель этого этапа. Он проводится обычно в ноябре. Материалы подготавливает сам учитель. Учитель предлагает своим ученикам решить хотя бы одну задачу из данных. Результаты учитель анализирует.

2.  Школьный тур. Он проводится обычно в марте. Во втором туре принимают участие все желающие. На его проведение отводится два урока, хотя многие учащиеся сдают свои решения в течение первого часа,

        Потом разбираются решения задач этого этапа олимпиады, Подводятся итоги и формируется команда от класса на районный тур.

3. Районный тур. Проводится обычно в апреле; участвуют все победители

второго тура. Районный методический кабинет помогает в отборе материала.

Для проведения олимпиады отводится определенное время -1 час 30 мин. И предлагается 5-6 заданий. Каждый ученик получает определенный лист с напечатанными заданиями или задания записываются на доске. Решение задач следует сопровождать краткими пояснениями или иллюстрировать чертежом или рисунком. Победителем, набравших наибольшее количество очков, ждут дипломы и подарки. Для каждого класса составляются отдельные задания (отдельно для 2 класса, отдельно для 3 класса).

Задачи, предлагаемые на олимпиаде, не требуют заданий, выходящих за рамки, требующих для своего решения проявления смекалки, самостоятельно мыслить, хорошего пространственного воображения и Т.д.

4. Межрайонный (заключительный) тур. Участвуют все победители районных туров. Формируется команда из нескольких учеников (победителей третьего тура) во главе с руководителем (педагогом). Межрайонный тур проводится обычно в крупном областном или в столице республики. Задания не должны выходить за рамки имеющихся знаний детей, но требуют быстрой реакции, сообразительности и дополнительных знаний. Призами и грамотами награждаются дети, занявшие с 1 по 6 место.

В последнее время стали популярны межрайонные, международные олимпиады по развивающему обучению, проводимые в г. Москве, председатель - президент АРО, академик В.В. Давыдов.

Критерии формирования команды:

1. Достаточно высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности для каждой возрастной категории.

2. Навыки коллективно-распределительной деятельности.

3. Умение ставить вопросы по заданной теме, проходить к единому

мнению в результате обсуждения проблемы в группе.

4. Умение творчески мыслить

5. Умение принимать решение в не стандартной ситуации.

6. Высокий уровень предметных знаний. У многих олимпиад есть своя

эмблема и клятва.

 Математический КВН

            В последние годы стала весьма популярной телепередача «КВН». Младшие школьники, естественно, живо реагируют на нее и нередко мечтают стать участниками подобной игры.

Подобные занятия интересны и полезны. Проходят они в экстремальной ситуации при ограниченном времени. Дети стремятся оправдать доверие товарищей, мобилизуя внутренние силы, смекалку, сообразительность. А после окончания КВН они ещё очень долго вновь и вновь возвращаются к предлагаемым вопросам, осмысливая открытое. Формируется готовность ребёнка действовать в не стандартных ситуациях, развивается находчивость и быстрота реакции. В случае же неудачи ребенок анализирует линию своего поведения, допущенные ошибки, что тоже полезно.

Состязание «Клуб веселых и находчивых)} можно проводить на кружковых занятиях. На отборочном этапе выявляются КВНщики, из которых составляются команды для участия в заключительном этапе. Если в школе два класса, то первый этап проводится в каждом классе отдельно. Второй этап представляет собой соревнование между двумя командами, в которые входят ученики, показавший лучшие результаты.

Если в школе один класс, то его целесообразно разбить на две команды. В небольшом классе тренировочное состязание можно провести между КВНщиками и зрителями, а затем - контрольное выступление. Еще лучше если соревнование проводится с таким же классом из соседней школы

Вместе с тем, мы предоставляем возможность творчески комбинировать комплекты вопросов, устраивающие учителей, проводящих конкурс В два тура: ведь приходится работать с различными детьми, в разных условиях.

Состязание можно проводить следующим образом. На отборочном этапе в каждом классе дети определяют команду из 5-1 О человек - находчивых, смекалистых, любознательных, начитанных. Команду возглавляет капитан. Остальные учащиеся - зрители.

Этапы КВН могут быть такие: I.Визитка «Это мы, математики». 2 .Математическая разминка ответы на математические вопросы соперников или зрителей.

3. Веселые задачи для находчивых.

4.Музыкальный математический конкурс (математике в песне). Команды могут получить названия: «Любознательные», «Смекалистые».

Выигравшей считается команда, набравшая большее число очков. Во время соревнования полезно сделать небольшую паузу, в которой выступят участники художественной самодеятельности. Пауза объявляется ведущим или по просьбе одной из команд. В конце встречи ведущий объявляет общий итог и отмечает команду-победительницу. Ей торжественно вручается приз.

На заключительном туре может присутствовать значительная часть младших школьников. Ведь некоторым из них придется в следующие годы защищать честь своих коллективов. КВН - это настоящий праздник для любителей математики.

Важно продумать систему математических заданий. Они должны быть весьма разнообразными не только математического характера, но и астрономического, исторического, а иногда и просто занимательного. И в то же время - не трудными: в конкурсе участвуют младшие школьники с ещё неустойчивым вниманием, хотя и любознательные. Заключительный тур не должен занимать много времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рейтинговые работы по математике в начальной школе. Ситема Л.В.Занкова

Рейтинговые работы позволяют следить за темпом деятельности каждого ученика и формированием вычислительных навыков. Данные работы позволят выявить умение ученика рационально строить свою деятельность....

Выступление "Внеурочная деятельность по математике в начальной школе как форма реализации ФГОС"

В статье обобщен опыт внеклассной работы по математике с учащимися начальных классов...

Контрольная работа по математике УМК "Начальная школа школа 21 век" 2 класс III четрверть

Контрольная работа по математике УМК "Начальная школа школа 21 век" 2 класс III четрверть...

Внеурочная деятельность "Занимательная математика" для начальной школы

Программа и тематическое планирование кружка "Занимательная математика" 1-4 классы....

Тематика проектной деятельности для внеурочной работы по математике в нач.школе.

Тематика проектной деятельности для внеурочной работы по математике в нач.школе....

Формы внеурочной работы по математике с младшими школьниками

Формы внеурочной работы по математике с младшими школьниками...