Конспект урока математики в 3 классе на тему: «Таблица умножения в пределах 100»
план-конспект урока по математике (3 класс)

Данный урок учит выполнять простые устные вычисления в пределах 100, решать текстовые задачи в 1-3 действия, учит вычислять значения чисел, выражений рациональными способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_matematiki.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:



Конспект открытого урока математики

в 3 классе на тему:

«Таблица умножения в пределах 100»








Автор: Уварова И. Ю.

учитель начальных классов, первой квалификационной категории




2023


Тема: Таблица умножения в пределах 100.

Цель:

  • научить выполнять простые устные вычисления в пределах 100
  • научить решать текстовые задачи в 1, 2, 3 действия
  • научиться вычислять значение чисел выражений рациональными способами
  • научить обучающихся при решении примеров и задач пользоваться таблицей Пифагора и совершенствовать вычислительные навыки.

Метапредметные результаты:

Личностные:

  • формировать положительное отношение к учению,
  • уважительное отношение к собеседнику,
  • развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению математических знаний.

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • планировать свои действия в связи с поставленной задачей.
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку учебных действий;

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний;
  • ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию
  • отличать новое от уже известного; добывать новые знания.

Коммуникативные:

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • слушать и понимать речь других;
  • уметь работать в паре, группе;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые предметные результаты.

Обучающиеся:

  • закрепят знания изученных таблиц, устных приёмов вычисления примеров разного вида;
  • усовершенствуют умения решать текстовые задачи в 1, 2, 3 действия;
  • усовершенствуют умения ориентироваться в геометрическом материале.
  • смогут проанализировать, найти закономерности при изучении таблицы Пифагора;
  • сумеют применить полученные знания на практике;
  • смогут сотрудничать при работе в парах, задавать вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку зрения.
  • будут адекватно себя оценивать на уроке

Тип урока - урок повторения, систематизации и обобщение материала.

Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа с таблицей, работа с электронным приложением.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, литературное чтение (составление слов, пословиц)

Методы: практический, проблемный, частично-поисковый, словесный.

Оборудование урока:

  • компьютер, мультимедиа-проектор;
  • учебник математики для третьего класса, авторы: Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука;
  • электронное приложение к учебнику учебник математики для третьего класса, авторы: Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука;
  • карточки для индивидуальной работы, работы в парах;
  • рабочие тетради;
  • портрет Пифагора;
  • сигнальные карточки для рефлексии.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности (оргмомент ____ мин).

Учитель: Добрый день!  Сейчас урок математики. Все ли готовы к уроку? 
Дети: Да!

– слайд 1
Учитель: Тогда вперед!

II. Актуализация знаний и умений. Устный счёт (___ мин)

А сейчас  у нас устный счет.

Ребята, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Внимание!

- По дорожке бежали 5 кошек. Сколько всего у них ножек? (20)

- И в одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в 3 таких стручках? (18)

- Из-за куста торчат 18 ушей. Там спрятались зайчата. Сколько зайчиков за кустиком? (9)

- На каждой странице альбома наклеено по 4 марки. Сколько марок на 7 страницах? (28)

– слайд 2

Получился ряд чисел (на доске)

20, 18, 9, 28

У Р Т Д

Какое число в этом ряду вы назвали бы лишним и почему? ( 9 - Оно однозначное и нечётное)

Расположите эти числа в порядке возрастания, и прочитаем получившееся слово…

- Слово ТРУД, оно является девизом нашего урока. 

Давайте расшифруем это слово, каждая буква будет означать предмет, без которого не может обойтись ученик на уроке:

Т – тетрадь,

Р – ручка,

У – учебник,

Д- дневник.

- Спасибо, ребята, молодцы!

-слайд 3

 У вас на партах лежат листы самооценки (на партах листы самооценки). Подпишите их. Напротив графы УСТНЫЙ СЧЁТ поставьте значок + - ! Оцените себя – «+» обозначает , что у вас нет ошибок, «-»  ошибка, «!» -2 или более ошибок

Лист самооценки учени___ 3 класса______________________________

урок математики

Этапы урока

Оценка

Устный счёт

Математический диктант

Расшифровка слова

Выполнение задания № 1 из учебника с. 27

Решение задачи самостоятельно

Работа по карточке

– слайд 4

Отложите в листы в сторону и давайте запишем число, классная работа. пропишем число16 (целую строку пишу на доске). Что вы можете сказать про это число? (оно чётное, нечётное и др.)

-  Нас просят о помощи зверушки .

- Вот задания, которые они просят помочь выполнить. Я вам их зачитаю, а вы должны записать выражения в тетрадь и решить их.

1. Мышка зёрна собирала,
По два зёрнышка таскала.
Принесла девятый раз.
Каков у мышки стал запас? 
(2 х 9 = 18)

- Какое выражение получилось ?

2.Две весёлые мартышки
Покупать ходили книжки.
И купили книг по пять,
Чтобы было что читать.
Только глупые мартышки
Сосчитать не могут книжки.
Ты мартышкам помоги,
Сколько книг у них, скажи. 
(5 ∙ 2 = 10 к.)

- Кто прочитает выражение ?

3. Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла, 
Разделила на троих.
Сколько каждому из них? 
(9 : 3 = 3 ш.).

- Следующее выражение.

4. В поле бабочки летали
Лепестки цветов считали
На одном цветке их пять.
Сможете вы сосчитать?
Сколько будет лепестков?
Если шесть всего цветков. 
(5 х 6 = 30 л.) –

- Кто готов ответить ?

- слайд 5      - Проверяем! 

-Молодцы, вы справились! Ребята, сегодня мы с вами помогли зверушкам и ещё раз убедились, как важно и приятно помогать.

Оцените себя в листах самооценки - напротив графы МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ поставьте значок + - !

III. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.

-  Найдите на столах карточки КРАСНОГО ЦВЕТА. Это задание поможет нам расшифровать слово. Показать -слайд 6 (с примерами без ответов).

- Прочитайте примеры первого столбика, что можно сказать про них? (один пример на умножение, а другой на деление).

Выполните вычисления на карточках .

-Значения выражений необходимо расположить в порядке уменьшения.

- Какое слово у вас получилось?

-(слайд 7 с решением)   Проверьте по образцу

9х5= 45(А) 9х7=63(П) 64:8=8(Р)

72:8=9(О) 6х9=54(И) 7х7=49(Ф)

7х2= 14(Г)

Ответы

63

54

49

45

14

9

8

Слово

П

и

ф

а

г

о

р

Оцените себя в листах самооценки - напротив графы РАСШИФРОВКА СЛОВА поставьте значок + - !

-Прочитайте получившееся слово.

-Что оно обозначает? (ответы детей)

-Что вы знаете о нём?

-Слайд 8     (о Пифагоре)

- Пифагор – древнегреческий математик и философ, родился в 580 г. до н.э. на острове Самос. Умел разговаривать с животными и птицами. Исцелял больных людей.

- Пифагор являлся одним из первых, кто был убежден, что Земля – это шар . Как математик Пифагор достиг больших успехов: открытие и доказательство теоремы Пифагора, создание таблицы умножения Пифагора.

-Как вы думаете, почему мы сегодня  говорим о Пифагоре как об учёном математике? (ответы детей)

- Что он создал?( таблицу умножения)

-Чем она отличается от обычной таблицы умножения в столбик?

-  слайд 9

-Чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

 (ответы детей )- Тема урока: Таблица умножения в пределах 100.) 

-Какие задачи мы решим на этом уроке? Чему будем учиться? (ответы детей)

-Мы будем решать примеры, задачи на умножение и деление, пользуясь таблицей, которую составил великий математик – Пифагор. Откроем учебник на с.26. Там изображена таблица Пифагора.

IV. Обобщение изученного материала (знания, способа действия)

- А сейчас посмотрите на доску. Перед вами такая же таблица.

-   слайд 10     Работа с таблицей

- Перед вами таблица Пифагора. - Послушайте, как правильно работать с ней.

Работа с электронным приложением.

- Внимание на экран. (Электронное приложение) 1мин 11 сек. 

Объяснение: На пересечении вертикального столбца и горизонтальной строки находим результат.

(После объяснения вызвать к доске одного ученика устно -  5х 4=20, 42:6 =7)

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным .

Работа  в тетрадях

-Закрепим, решив несколько примеров в тетрадях, пользуясь таблицей Пифагора

-произведение чисел 9 и 3 = 27

-увеличьте 6 в 7 раз = 42

-делимое 28, делитель 4, чему равно частное? = 7

-  56 уменьшить в  7 раз. Чему равно частное? = 8 

- Проверим

– слайд   11

Работа по учебнику ( в парах)

-Выполним первую строку задание № 1 в учебнике на с. 27, используя таблицу Пифагора и запишите примеры в тетрадь.    

-Проверим.

Вывод: Итак, таблицу Пифагора мы применяем при решении примеров.

Оцените себя в листах самооценки - напротив графы ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ № 1 из учебника с. 27 поставьте значок + - !

VI. Физкультминутка  ( музыкальная)

- слайд 12

VII. закрепление изученного материала

-Где ещё мы можем применить таблицу умножения Пифагора? (ответы детей)

-А при решении задач мы можем применять? (ответы)

-Давайте попробуем решить задачу, используя таблицу умножения Пифагора с.27 №3 (задачи на приведении к единице)

- Прочитайте задачу. Что известно? Запишем краткую запись. (показ слайда)

-слайд 13

-  Ребята, как можно разными способами решить эту задачу? Ответы детей.

   - А теперь решим сначала в три действия, а второй способ решения задачи запишите в тетрадь. (объяснения решения задачи с места вместе).

Решим задачу 1 способом – вместе, в три действия. 

(продолжение на слайде 13)

Самостоятельная работа

-Задачу 2 способом решите самостоятельно.

-слайд 14

-Проверьте себя по образцу. (образец на слайде)

-Кто решал задачу, используя таблицу Пифагора?

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: таблица Пифагора нужна не только для решения примеров, но и задач. 

- Оцените себя в листах самооценки - напротив графы РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНО поставьте значок + - !

VIII.Рефлексия учебной деятельности.

Работа по карточкам .

слайд 15

- Найдите у вас на столах карточки ГОЛУБОГО ЦВЕТА. Выполните вычисления

- Сделайте взаимопроверку используя образец, сравните с образцом на доске слайд 15

- Поднимите руку у кого «+».

- Поднимите руку у кого «-».

- Поднимите руку у кого «!». ( продолжение слайда 15, проверка)

- Оцените себя в листах самооценки - напротив графы РАБОТА ПО КАРТОЧКЕ поставьте значок + - !

-Дети, мы начали урок со слова труд. Вы отлично сегодня потрудились.

Какие  пословицы о труде вы знаете?

Делу — время, а потехе — час.

                Кто не работает, тот не ест.

Труд кормит, а лень портит.

              Маленькое дело лучше большого безделья.

Кто рано встает, тому Бог подает.
             Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Глаза глядят (страшат), а руки делают.

             Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи!

IX Подведение итогов

-слайд 16

-С чем познакомились сегодня на уроке? Чему научились? Всё у нас получалось? Что не совсем получилось? (дети отвечают).

- слайд 17

Оценивание - «Моё солнышко» 

- А теперь посмотрите на листы самооценки, вспомните весь урок и поднимите соответствующий символ (дети выбирают одно из трёх изображений):

-солнце – «у меня всё получилось»,

-солнце и тучка – «всё получилось, но были затруднения»,

-тучка – «сегодня у меня не получилось ничего и мне нужно ещё поработать над этой темой»)

-слайд 18
Домашнее задание:

-Научить членов своей семьи пользоваться таблицей Пифагора.

- слайд 19

- Я желаю вам хорошего настроения на весь день и спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике 3 класс по теме "Таблица умножения и деления с числом 4".

Урок по математике 3 класс по теме "Таблица умножения и деления с числом 4"...

Открытый урок по математике 3 класса по теме :"Таблица умножения на 6 "

Сконструировать таблицу умножения на 6, опираясь на различные свойства умножения, найти закономерности и особенности данной таблицы с целью быстрого её запоминания...

Конспект урока математики 3 класс Закрепление темы: «Таблица умножения на 2,3,4,5,6. Решение задач»

Урок математики с презентацией, в ходе которого дети расширяют знания об окружающем мире., путешествуют по осеннему лесу....

Конспект открытого урока математики в 3 классе на тему: «Таблица умножения в пределах 100»

Данный конспект урока может помочь при разработки своего собственного!...

Презентация к открытому уроку математики в 3 классе на тему: «Таблица умножения в пределах 100»

Презентация- очень хороший помощник на уроке. Я предлагаю вам свою....

Конспект урока математика 3 класс. Приемы устных вычислений умножения и деления в пределах 1000

Цели деятельности учителя: знакомство с приемами устных вычислений деления и умножения трехзначных чисел, основанных на свойствах умножения и деления суммы на число.Планируемые результатыПредметные:зн...

Конспект урока по математике 3 классе по теме "Таблица умножения и деления с числом 9"

Составить таблицу умножения и деления с числом 9 и работать над её запоминанием, решение тестовых задач....