Программа по внеурочной деятельности "Математика вокруг нас" 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс)
Программа по внеурочной деятельности "Математика вокруг нас" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_vokrug_nas.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности для учащихся 3 класса
«Математика вокруг нас»
Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
Это может быть курс «Математика вокруг нас», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Программа занятий составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Внеурочная деятельность по предмету является хорошим мотиватором к стремлению детей развиваться, узнавать что-то новое и интересное. Программа позволяет работать с детьми не столько в форме традиционного урока, сколько в виде занятия-открытия, где знания приобретаются в игровой форме.
Немаловажную роль в обучении на данном этапе является развитие памяти, внимания и мышления, что возможно реализовать на занятиях по внеурочной деятельности.
Содержание занятий представляет собой рассмотрение не только стандартных математических заданий и задач, но и решение нетрадиционных заданий, предлагаемых младшим школьникам на различных математических олимпиадах. Такие занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии быстрому и беглому счёту и т.д. Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и освоить более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности.
Цель курса: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Задачи курса:
1. Повышение эрудиции и расширение кругозора;
2. Формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;
3. Расширять математические знания в области многозначных чисел;
4. Содействовать умелому использованию символики и учить правильно применять математическую терминологию.
5. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Особенности программы «Математика вокруг нас»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы проведения занятий
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Основные методы и технологии
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3 класса.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Метапредметные результаты:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.
Предметные результаты:
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Содержание занятий
Тема 1. Математика – царица наук.(1 ч.) Вводное занятие.
Тема 2. Как люди научились считать.(1 ч.)
Тема 3. Интересные приёмы устного счёта. (1ч.)
Тема 4. Учимся отгадывать ребусы.(1 ч.)
Тема 5. Решение ребусов и логических задач.(1 ч.)
Тема 6 - 7. Задачи-смекалки. (2 ч.)
Тема 8. Игра «Живые числа».(1 ч.)
Тема 9 – 10. Обратные задачи.(2 ч.)
Тема 11 - 12. Практикум «Подумай и реши».(2 ч.) Решение задач и примеров.
Тема 13. Задачи с изменением вопроса.(1 ч.)
Тема 14 - 15. Решение нестандартных задач.(2 ч.) Сайт Учи.ру
Тема 16 - 17 . Решение задач международной игры «Кенгуру».(2 ч.)
Тема 18 - 22 . Решение уравнений.(5 ч.)
Тема 23. Решение логических задач.( 1 ч.)
Тема 24. Знакомьтесь: Пифагор! (1 ч.) Работа с энциклопедиями и справочной литературой.
Тема 25. Знакомьтесь: Архимед! (1 ч.) Работа с энциклопедиями и справочной литературой.
Тема 26. Задачи с многовариантными решениями.( 1 ч.)
Тема 27 - 28. Математические игры.(2 ч.)
Тема 29. Наука геометрия.(1 ч.)
Тема 30 -31. Математический КВН. (2 ч.)
Тема 32 - 33. Дважды – два четыре.(2 ч.)
Тема 34. Периметр геометрических фигур.(1ч.)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса
Учащийся научится:
- образовывать, называть, читать, записывать числа от 1 до 1000.;
- сравнивать числа и записывать результат сравнения;
- выполнять сложение и вычитание вида 450+30, 620 – 200, 470+80, 560 – 90,;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
- воспроизводить по памяти таблицу умножения;
- выполнять сложение и вычитание в пределах 1000: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
- выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
- называть и обозначать действия умножения и деления;
- использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
- заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;
- умножать и делить 1 и 0 на число; умножать и делить на 10; 100.
- читать и записывать числовые выражения ;
- находить значения числовых выражений содержащих сложение и вычитание, умножение и деление (со скобками и без скобок);
- применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
- решать уравнения .
- применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
- называть компоненты и результаты действий умножения и деления;
- устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
- выполнять умножение и деление.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
- решать задачи в 1–3действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
- выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
- составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.
- читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
Методическое обеспечение программы
Оборудование: столы; стулья; интерактивная доска для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
2. Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001
3. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011
4. Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003
5. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011
6. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата | Дата | Количество часов |
1. | Математика - царица всех наук. | 1 | ||
2. | Как люди научились считать. | 1 | ||
3. | Интересные приёмы устного счёта. | 1 | ||
4. | Учимся отгадывать ребусы. | 1 | ||
5. | Решение ребусов и логических задач. | 1 | ||
6-7. | Загадки-смекалки. | 2 | ||
8. | Игра «Живые числа». | 1 | ||
9-10. | Обратные задачи. | 2 | ||
11-12. | Практикум «Подумай и реши». | 2 | ||
13. | Задачи с изменением вопроса. | 1 | ||
14-15. | Решение нестандартных задач. | 2 | ||
16-17. | Решение задач международной игры «Кенгуру». | 2 | ||
18-22. | Решение уравнений. | 5 | ||
23. | Решение логических задач. | 1 | ||
24. | Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | ||
25. | Знакомьтесь: Архимед! | 1 | ||
26. | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | ||
27-28. | Математические игры. | 2 | ||
29. | Наука геометрия. | 1 | ||
30-31 | Математический КВН. | 2 | ||
32-33. | Дважды – два четыре. | 2 | ||
34. | Периметр геометрических фигур. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности ГРАМОТЕЙКА. 2 класс.
Цели программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала по русскому языку, содействовать развитию речи детей, воспитывать у них интерес к предмету....
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Мир вокруг нас. Почемучка»
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Мир вокруг нас. Почемучка» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности для 2 класса по курсу "Вокруг меня мир", "Риторика", «Уроки нравственности», «Истоки».
Адаптированная основная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности для 2 класса ...