Олимпиадные задания.
олимпиадные задания по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Бадретдинова Алиса Нажиповна

Олимпиадные задания 1-4 класс  по предметам русский язык, математика, окружающий мир.  

Данные олимпиадные задания можно использовать как отборочный тур в классе, так и среди параллели каждого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiady_po_predmetam_1-4.doc277.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия г. Советский

     

Начальная школа

олимпиады

младших школьников

Хурамшина Алиса Нажиповна

учитель начальных классов

г. Советский, 2019г.

Олимпиады 1 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся начальной школы

1 тур

1.        Подчеркни только те слова, которые нельзя разделить для переноса.

Олень, станция, оса, метро, горка, летняя, сок, шея, река.

2.         Расставь буква в алфавитном порядке и запиши получившееся слово:

Щ, о,р, б __________________

Е,л,о, д ___________________

Н, ы, о, т__________________

3.        Разгадай шараду:

Подряд три предлога возьмем:

А целое на дереве найдем. ___________________

4.        Найди слова, которые спрятаны в словах.

Мель -___________________

Удочка -_________________

Столб -__________________

5.        Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые, названия блюд подчеркни:

салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.

6.        Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые слова.

Сено                марка        

Банк                ежи        

Стол                рот        

Зал               бики        

Свет               ёлка        

Яр               вал        

7.        Напиши буквы, которые не бывают большими в именах, фамилиях, кличках. Вспомнить их вам поможет это стихотворение:

Сказала Й сестре родной:

– Вот ты, сестра – соседка

Бываешь часто ПРОПИСНОЙ,

А я ужасно редко.

– Ну редко – это не беда,

Иные буквы – никогда!

– А много их?

– Да целых три:

Сестра и с ней два брата.

Зовут их так…

–  Не говори! Скажите вы, ребята! _____________________________________

2  тур

1.        Как правильно сказать?

У рыбов нет зубов?

У рыбей нет зубей?

У рыб нет зуб?

Или как?

Запиши правильный вариант:______________________________________________

2.        Подчеркни слова, в которых все согласные глухие.

У папы три капли упали со шляпы.

Кошка согрела озябшие лапы.

3.        Отгадай шараду:

Первое-нота, второе-игра,

Целое встретится у столяра.

4.        Переставь буквы так, чтобы получились слова, запиши их. Найди лишнее слово и зачеркни его.

ПАШАК - _______________

ОЖИВТ - ________________

ААЗЛГ - _________________

КАМАЙ - ________________

КЮАБ - _________________

5.        Подбери к данным словам слова, с противоположным значением.

Близко - __________________

Высоко - _________________

Легко - ___________________

Трудно - _________________

6.        К выделенным словам подбери слова, похожие по смыслу, запиши их

Песик Тотошка был очень храбрым,__________________.

Принцесса была очень красивой,_____________________.

Ослик Иа – Иа был всегда печальный, ________________.

2 класс   1 тур

1. Расставь ударение в словах.

Алфавит, библиотека, звонит, цемент, торты.

2. Выпиши слова, в которых рядом находятся два гласных звука.

Лилия, оазис, фойе, поют, сауна.

3. Вставь пропущенные слова в данные устойчивые сочетания слов:

На сердце….скребут

Делить шкуру неубитого….

Голодный как ….

….. носа не подточит.

4. Даны слова в звуковой одежде. Выбери для них буквенный костюм .

[ М’ А Т’] – мать, мять

[ В’ О С ] – воз, вез

[ Л ‘Э С’ ] – лес, лезть

5. Вставь пропущенные буквы.

Я ружьишко зар…дилИ м…рковку прор…дил,

В ог…роде ув…дал,

Как кустарник ув…дал.

6. В каких словах есть приставки?

Отмыть, отчизна, отвар, отравить, отара, отличник.

7. Выбери синонимы для выделенных слов:

Пасмурная погода (знойная, дождливая, ненастная)

Смышленый ученик (аккуратный, сообразительный, умный)

Неуклюжий медведь (добродушный, неповоротливый, огромный)

8. Узнай героя из сказки:

Милая, добрая, крошечная –

Деревянный, любопытный, длинноносый –

Старая, страшная, беззубая -

Олимпиада 2 класс  русский язык 2 тур

1. Разгадай ребусы:

Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР

2. Как сказать одним словом?

Повесить нос –

За тридевять земель –

Бить баклуши –

Водить за нос –

Себе на уме -

3. Составьте анаграммы. Анаграммы – это слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова. Например: рост-сорт

Кулон-

Автор-

Коршун-

4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Осетинская: и в хорошем огороде есть гнилые тыквы.

Польская: как заяц в ананасе.

5. Выбери нужное слово

У бабушки нет (очек, очков, очкей)

У Маши нет красных (туфлев, туфлей, туфель)

У меня нет (ножницей, ножницов, ножниц)

6. Разгадай шараду, запиши слово, разбери его по составу. Придумай и запиши еще два слово с таким составом.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

Вся же – в дневнике я и в журнале

7. Сколько раз встречается звуки [Т] и [Т ’] в стихотворении?

Липы за руки взялись,

Липы ветками сплелись,

Ветер злится: “Повалю!

Я упрямых не терплю!”.

Дунул снова что есть сил,

Но деревья с ног не сбил

Олимпиада 2 класс.

Олимпиада по русскому языку 2класс ( II тур)

1. Запиши слова в алфавитном порядке, поставь ударение.

Ворота, повторим, оттепель, алфавит, документ, гусеница, заморозки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Подчеркни слово, в котором количество букв и звуков совпадает.

Семь,   поздно,    яма,   сеешь,   поют.

3.  Разгадай шараду, запиши слово, разбери его по составу. Придумай и запиши еще два слово с таким составом.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

Вся же – в дневнике я и в журнале.                            (                                            )

4. Найдите в каждой строчке лишнее слово и подчеркните его.

1.        Желток, железо, желтый;

2.        Берег, огород, обед, играем;

3.        Я, лыжи, мы, он;

4.        Часовщик, часть, час.

5.  Как сказать, одним словом?

Повесить нос –

За тридевять земель –

Бить баклуши –

Водить за нос –

Себе на уме -

6. В каком слове есть только твёрдые согласные звуки?

•        водит;

•        пашешь;

•        верит;

•        велит;

•        смех.

7.  Составьте анаграммы. Анаграммы – это слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова. Например: рост-сорт

Кулон-

Автор-

Коршун-

 

8. Найди все ошибки и исправь их, спишите правильно.

Старые лебеди склонили горые шеи.

Зимой в саду расцвели яблони.

Настоле лежала карта нашего города.

Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Вместо точек, запиши названия животных, подходящих по смыслу.

1.        Голоден, как………………….

2.        Изворотлив, как…………………

3.        Упрям, как……………………

4.        Болтлив, как……………………….

5.        Надут, как…………………………

6.        Труслив, как…………………

10.  Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте 10 существительных.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Желаю удачи!

ОЛИМПИАДА    по русскому языку   отборочный тур   2 класс (1-4)

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Х.р.шо утром (в) л.су. В.т.рок л.скает ств.лы б.ре. . Тр.ва (по)крыта р.сой. Л.с ож.вает. (В)густой зел.ни п.ют п.тицы. (С)кач.т рыж.е белки. Вот б.ж.т за.ц. А (за)кустом (с)пряталась л.сица.

  1. Выпиши слова, которые пишутся с твердым знаком:

Сем.я, с.ел, с.ежиться, прыгат., звер., об.яснение, медвед., с.едобный, в.юга, раз.езд.

  1. Выпиши лишнее слово из каждой группы слов.
  1. Гром, громадный, громкость, громкий.
  2. Мышь, мышка, мышонок, смышленый.
  3. Выспаться, сыпь, сыпучий, сыпать.
  4. Вспоминать, заминка, запоминать, напоминать.
  5. Легонько, легковой, залегать, облегчать.

  1. Выпиши слова, подходящие к схеме:

1. зима                                           4. пригородный                 7. домишко

2. дорожка                                     5. луг                                  8. корзинка

3. картинка                                    6. весна                               9. подбородок

  1. Спиши слова, разделив их на три группы, укажи признак разбиения.

Добрый, множество, душистые, машина, капель , прыгнуть, мысли, солнце, незабудка, мелькает, серебристый, сверкать, вязать, радость, яркое, тает, поют, студеный.

 

  1. Подбери и выпиши слово (сочетание слов), близкое по значению:

Свежий ветер – новый, теплый, знакомый, прохладный, странный.

Свежий хлеб – бодрый, чистый, новый, черствый, недавно испеченный.

Свежая рубашка – приятная, шелковая, белая, чистая, нарядная.

  1. Выбери правильное слово:

Животноводческая (фирма, ферма);

Цветок (душистый, душный);

Вид (эффективный, эффектный);

Свитер (пушистый, пушной);

Секретный (шифер, шифр).

  1. Замени выражение одним словом:

Клевать носом - ….

Зарубить на носу - …

Чесать языком - …

Дать стрекоча - …

Ломать голову - …

  1. Спиши, вставь пропущенные буквы, поставь ударение.

Алф.вит, щ.вель, к.лометр, р.мень, зв.нят.

  1.  Выбери предложения, построенные по схеме

Какой?какая?какое? +  кто?что? + что делает?что делать? что делают?

Выпиши и подчеркни главные члены предложения (подлежащее и сказуемое)

  1. Мы ждем поезда.
  2. Желтые листья опадают.
  3. Вырос младший брат.
  4. Птичьи голоса звенят.
  5. Птицы поют в гнезде.
  6. Воскресный день закончился.
  7. Настя знает правила.
  8. Флаги в гавани висят.
  9. В саду осыпались клены.
  10. Веселая тройка мчится.

Олимпиада 3 класс  1 тур

1. Какими частями речи являются выделенные слова?

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

2. Подбери синонимы к прилагательным:

Тихая езда -

Тихая ночь -

Тихий голос -

Верный друг-

Верный ответ-

Крепкая веревка-

Крепкий чай-

Крепкий организм-

3. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.

4. Замени устойчивые сочетания слов одним словом.

Кот наплакал-

Бить баклуши-

Спустя рукава-

Зарубить на носу-

5. Какие слова так произносятся?

[ Г РУ С’ Т’ ]

[ Л’ Э С’ Т’ ]

6. Составь слово, если в нем

Корень – из слова моряк

Окончание – из слова зимний

Приставка – из слова прилететь

Суффикс – из слова русский

7. Расставь ударение в словах.

Торты, сливовый, звонишь, алфавит, хвоя.

Олимпиада 3 класс 2 тур

1. Расставь ударение в словах.

Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.

2. Какие слова можно отнести к разным частям речи?

Рой, мой, закрой, простой, печь

Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.

3. Определи части речи.

Желомная бечь грузло обдисляля хрожную деланавку.

«Переведи» это предложение на русский язык.

4. Разбери слова по составу.

Свечка, печка, белочка, дамочка, шапочка

5.Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни.

Снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.

6. У каких существительных нет формы единственного числа?

Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы

7. Подбери прилагательные к данным существительным:

…. какаду

… шимпанзе

… шампунь

…тюль

8. Подбери данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

Рукой подать-

Выйти из себя-

Повесить нос-

Олимпиада по математике 2 класс (отборочный тур внутри класса)

1. Ответь на вопросы: 

  1. На сколько больше наименьшее двузначное число, чем наибольшее однозначное?
  2. Пара лошадей пробежала 17км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?
  3. У Кати 4 пары перчаток. Сколь перчаток на правую руку?
  4. Сколько горошин может войти в один стакан?
  5. Что тяжелее 5кг гвоздей или 5 кг ваты?

2. Какой из этих компонентов лишний? Зачеркни. 

  • уменьшаемое;
  • вычитаемое;
  • сумма;
  • разность;

3. Сколько треугольников изображено на рисунке?

4. Реши задачу:

Коротышки из Солнечно города решили занимать спортом. Гимнастику выбрали 12 коротышек. Бокс - на 4 меньше, чем гимнастику, а футбол - на 5 больше, бокс. Сколько коротышек занялось спортом? Какой вид спорта предпочитают коротышки?

5. Три девочки - Валя. Наташа и Катя пришли в театр в платьях разного цвета: одна в белом, другая в красном, третья в голубом. В каком платье была каждая, если известно, Что Валя - не в голубом и не в красном, Катя - не в голубом?

6. Маршрутка проделывает расстояние от Дивногорска до Красноярска за 1ч 40 минут. Однако обратный путь занимает 100 минут. Как ты это объяснишь?

7. Вставь пропущенные знаки действий “+” или “-”:

5 4 3 2 1= 3.

5 4 3 2 1= 5.

8. Раскрась кубики на рисунке, если синий кубик ниже зелёного. А зелёный ты видишь справа от красного. 

9. Какие слова зашифрованы в ребусах?

Желаю удачи!

Олимпиада по математике 2 класс (на параллель)

1. Клетка у кроликов была закрыта, но в нижнее отверстие видно было 24 лапки. В верхнее- 12 кроличьих ушей. Так сколько же было в клетке кроликов?

2. Сколько четырёхугольников изображено на рисунке?

3. Если у стола четырёхугольной формы отпилить угол, сколько углов у него останется?

4. Две девочки шли в парк, им повстречались ещё пять подруг. Сколько всего девочек шли в парк?

5. За столом сидели две дочки, две матери и одна бабушка. Сколько человек сидело за столом?

6. Вставь пропущенную букву и пропущенное число:

2

Д

8

?

Б

5

Ж

?

7. Путешествие из Петербурга в Москву на самолёте длится 1час 20минут. Однако обратный перелёт занимает 80минут. Как это можно объяснить?

8. Карлсон, Винни-Пух и Сиропчик участвовали в конкурсе сладкоежек. Карлсон не занял второго места. Вини-Пух не занял ни первого, ни второго места. Какое место занял Карлсон? Вини-Пух? Сиропчик?

9. Реши примеры:

10. Рыболов поймал 15 окуней и разложил их на 5 кучек так, что в каждой кучке было разное количество рыб. Разложи и ты так же.

11. На доске написали слова цветными мелками. У серого и голубого слов одинаковые вторые буквы, у серого и розового - третьи. Раскрась розовое слово.

МАТЕМАТИКА  

олимпиадные задания 2класс______________________________________

1. Саша живёт на 16 этаже, а Серёжа на 4 этаже. Во сколько раз больше ступенек проходит Саша, поднимаясь, домой, чем Серёжа?___________________________________

2.Два сына и два отца съели 3 яблока, и всем досталось по целому яблоку. Как это получилось?_______________________________________________________________

3. В корзине лежит несколько яблок. Их меньше десяти. Сколько яблок лежит в корзине, если их все можно раздать поровну двум или трём детям?___________________________________

4. Аня и Нина купили поровну листов бумаги. Нина отдала Ане 17 листов. На сколько листов у Ани стало больше, чем у Нины?____________________________

5. В классе 21 человек. Сколько потребуется парт, чтобы рассадить всех учеников?_________

6. Оля выше Пети. Петя выше Саши. Кто выше всех?___________________________

7. Два мальчика и две девочки купили 10 леденцов, причём каждый купил разное количество. Сколько леденцов купили мальчики, если вместе они купили столько же, сколько и девочки?_______________________________________________-

8. В столовой была посуда: 17 красных чашек, 12 синих и 25 белых; 9 синих блюдец, 19 красных и 22 белых. Сколько чайных пар одинакового цвета можно составить из этой посуды?_____________________________________________

9. В одной семье 3 брата. Когда их спросили, сколько им лет, то старший сказал: «Нам всем вместе 29 лет. Мне и Паше вместе 18 лет, а Паше и Ване вместе 16 лет». Сколько лет каждому из братьев?_______________________________________________________________________

10. Вероника спросила своего брата: «Если сейчас я старше тебя на 4 года, то на сколько лет я буду старше тебя через 5 лет?»____________________________

11. Шаг у обезьянки 25 см, а у попугая на 20 см короче, а у слонёнка на 30 см длиннее, чем у обезьянки. На сколько сантиметров шаг попугая короче шага слонёнка?__________________

12. Было 9 листов бумаги. Некоторые из них разрезали на 3 части. Всего стало 15 листов. Сколько листов разрезали?___________________

13. Клетка у кроликов была закрыта, но в нижнее отверстие видно было 24 ноги, в верхнее - 12 кроличьих ушей. Так сколько же было в клетке кроликов?_____________________

 14. У Валеры есть попугайчики и хомячки. У всех 5 голов и 16 ног. Сколько у Валеры попугайчиков и сколько хомячков?_______________________

15. На одной чашке весов 5 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши, на другой чашке - 4 таких же яблока и 4 такие же груши. Весы находятся в равновесии. Что легче: яблоко или груша?__________________________________

16. Три медведя катались на велосипедах. У них были трёхколёсные и двухколёсные велосипеды, а всего 8 колёс. Сколько было трёхколёсных велосипедов?___________________

17. У Андрея и Бори вместе 11 орехов. У Андрея и Вовы -12 орехов, у Бори и Вовы - 13 орехов. Сколько всего орехов у Андрея, Вовы и Бори вместе?_________________________

18. Назови пять дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели.

__________________________________________________________________________

19. Назови следующий после 2002 год, который можно читать как слева направо, так и справа налево.___________________

20. Белочка собрала 21 орех и разложила их на тарелки так, что число орехов в каждой следующей тарелке было на 1 больше, чем в предыдущей. Укажи возможные варианты ответа.______________________________________________________________

21. Чему равны а и б?     _ 7а         22. Какие цифры пропущены?            +а5               _ 46

                                              б1                                                                          аб                 ба

                                              52                                                                          71                 в9

                                             

23. Пользуясь любыми математическими действиями, запиши число 31:

А пятью тройками_____________________________________

Б. шестью тройками____________________________________

В. пятью пятёрками____________________________________

24. Используя цифры 5, 3, 6, напиши все возможные двузначные числа, в которых одна и та же цифра не повторяется.________________________________________________________

25. Даны числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Поставь между некоторыми знак «+», чтобы в ответе получилось 100.____________________________________________________________

26. Поставь между цифрами знаки «+» или «-» так, чтобы в результате получились равенства.

1  2   3   4   5=5 1                            2  3  4  5 = 41

27. Стороны треугольника равны трём числам, каждое из которых больше предыдущего на 1. Периметр треугольника18 см. Чему равна каждая сторона треугольника?__________________

28. Установи закономерность и продолжи числовой ряд. 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, ___,___,___.

29. Выбери правильный ответ.

Какое действие в выражении 23+(48:2 —10)*4 будет выполняться последним?

А. Вычитание.    В. Сложение.   Б. Умножение.    Г. Деление.

30. По краю круглого торта поставили пять точек из крема, на одинаковом расстоянии друг от друга. Все точки соединены друг с другом разрезами. Сколько кусочков торта получилось? _________________________________________

Олимпиадная работа

по математике (4 класс)

          для учащихся выпускных классов первой ступени образования.

                                      Шифр_______________

№ задания

№ 1

№ 2

3

№ 4

№ 5

№ 6

№  7

№ 8

Всего

кол-во баллов

 

Подпись проверяющего: _____________________________    

Задание № 1

Какое число получится, если сложить 111 тысяч, 111 сотен, 111 единиц? Запиши число.

_______________________________________________________________

Задание № 2

Длина отрезка 168см. Он разделён на 3 отрезка. Второй отрезок в 3 раза длиннее, чем первый, а третий - в 4 раза длиннее, чем первый.  

Найди длину каждого отрезка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3

Фигура состоит из 12 равных квадратов. Раздели эту фигуру на четыре равные по размеру и форме части.

         

   

Задание № 4

Найди неизвестное число: 15 ( 64 ) 17

  1. ( 36 ) 11

13 (  ?  ) 12

Объясни свой ответ.

Задание № 5

В двух палатках собрались 19 туристов. Через некоторое время в палатки зашло в 2 раза больше туристов, чем в них уже было. Сколько туристов стало в двух палатках? Объясни свой ответ.

Задание № 6

Расстояние между двумя машинами, движущимися по шоссе, 100 км. Скорости машин 80км/ч и 60км/ч. Чему может быть равно расстояние между ними через час?

Решите задачу, если известно, что машины двигаются по шоссе

в противоположных направлениях.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подумай, могут ли быть другие варианты движения машин по шоссе. Запиши все возможные. Найди решение задачи для каждого варианта.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 7

Вырази данные величины при помощи одной единицы измерения:

8 м 5 см __________________________________________________________

4т 9 ц     __________________________________________________________

5кг 78 г  __________________________________________________________

29руб 65 коп ______________________________________________________

Вырази данные величины при помощи нескольких единиц их измерения:

80 006 дм _________________________________________________________

900064 г   _________________________________________________________

239 ч         _________________________________________________________

Инструкция по проверке олимпиадной работы по математике

Задание № 1

Какое число получится, если сложить 111 тысяч, 111 сотен, 111 единиц? Запиши число.

Ответ: 122 211

За правильный ответ:                                                                                                      1 балл

Задание № 2

Длина отрезка 168см. Он разделён на 3 отрезка. Второй отрезок в 3 раза длиннее, чем первый, а третий - в 4 раза длиннее, чем первый.  Найди длину каждого отрезка.

Решение:

1 способ: Пусть х см – длина первого отрезка, тогда длина второго- 3х см, длина третьего отрезка – 4х см  

  Х + 3х + 4х = 168

  8х= 168

  Х = 21

  21 см длина первого отрезка

  21· 3 = 63 см длина второго отрезка

  21· 4 = 84 см – длина третьего отрезка

ИЛИ

  1 часть - составляет длина первого отрезка, 3 части - составляет длина второго отрезка,

  4 части - составляет длина третьего отрезка.

1+3+4 = 8 частей – длина всего отрезка

168: 8 = 21 см –  1 часть или длина первого отрезка

21·3 = 63 см – длина второго отрезка

21· 4 = 84 см – длина третьего отрезка

За верно найденную длину каждого отрезка                             2 балла       итого 6 баллов

За верное оформление решения задачи                                      1 балл

Всего за задание                                                                           7 баллов

Задание № 3

Фигура состоит из 12 равных квадратов. Раздели эту фигуру на четыре равные по размеру и форме части.

         

   

   

        


За верное решение                                                                          2 балла

Задание № 4

Найди неизвестное число:                 15 ( 64 ) 17

  1. ( 36 ) 11

13  ( ?  ) 12

Ответ: неизвестное число – 50.  Сумма крайних чисел  увеличивается в 2 раза.

За верно найденное число                                                                1 балл

За объяснение                                                                                    1 балл

Всего за задание                                                                               2 балла

Задание № 5

В двух палатках собрались 19 туристов. Через некоторое время в палатки зашло в 2 раза больше туристов, чем в них уже было. Сколько туристов стало в двух палатках? Объясни свой ответ.

Решение:

19·2 + 19 = 57 (т) или 19·3 = 57 (т)

За верный ответ с объяснением                                                      2 балла

                            без объяснения                                                      1 балл

Всего за задание                                                                             2 балла

Задание № 6

Расстояние между двумя машинами, движущимися по шоссе, 100 км. Скорости машин 80км/ч и 60км/ч. Чему может быть равно расстояние между ними через час?

Решите задачу, если известно, что машины двигаются по шоссе

в противоположных направлениях.

Подумай, могут ли быть другие варианты движения машин по шоссе. Запиши все возможные. Найди решение задачи для каждого варианта.

Варианты ответа:

А)  Машины двигаются в противоположные стороны. В этом случае за час

      расстояние между ними увеличится на 140 км и будет равно 240 км.

      (80 + 60) + 100 = 240 км

В)  Машины двигаются навстречу друг другу. За час они вместе проедут

     140км, а это значит, что они встретятся и разъедутся в разные стороны.

      Расстояние между ними через час будет равно 40км.

      (80+60)-100 = 40 км

С)  Машины движутся в одном направлении и машина, скорость которой

     60км/ч, едет впереди. Машины будут сближаться, через час расстояние

     между ними сократиться на 20км и будет составлять 80 км.

    80-60 = 20 км

Д) Машины движутся в одном направлении и машина, скорость которой

    80км/ч, едет впереди. Машины будут удаляться, через час расстояние

    между ними увеличится на 20 км и будет составлять 120 км.

        (80-60)+ 100 = 120 км

За каждый верно найденный вариант движения                         1 балла        итого 3 балла

За верный  ответ в каждом варианте                                            2 балла            итого 6 баллов

За верное оформление решения задачи                                       1 балл

Всего за задание                                                                             10 баллов

Задание № 7

Вырази данные величины при помощи одной единицы измерения:

8 м 5 см                                                    4т 9 ц                                

29руб 65 коп                                            5кг 78 г  

Вырази данные величины при помощи нескольких единиц их измерения:

80 006 дм                      900064 г                        239 ч        

Варианты ответа:

8 м 5 см = 805 см                                                       4т 9 ц  = 49 ц                              

29руб 65 коп  = 2965 коп                                          5кг 78 г  =5078 г

80 006 дм = 8000 дм 6 см

900064 г  = 900 кг 064 г                                           239 ч = 3 ч 59 мин    

(Возможны другие варианты)

За каждое верно выполненное преобразование                            1 балл

Общее количество баллов зависит от количества верно выполненных преобразований

№ 1

№ 2

№3

№4

№5

№6

№7

Всего

1 баллов

7 баллов

2 баллов

2 баллов

2 баллов

10 баллов

24 балла

+ задание № 7

Олимпиадная работа

по русскому языку и литературному чтению

          для учащихся выпускных классов первой ступени образования.

                                                      Шифр_______________

№ задания

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№  7

отсутствие орфографических ошибок

Всего

кол-во баллов

  Подпись проверяющего: _____________________________  

Задание № 1

Запишите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков.  Докажите свой ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишите 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.  Докажите свой ответ.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 2

Ответьте на вопросы пословицей или поговоркой.

Кем будет казак, если будет терпеть?_____________________________________________

Когда считают цыплят? ________________________________________________________

Чего не утаишь в мешке? ______________________________________________________

Когда приходит аппетит? ______________________________________________________

Что любят деньги? ____________________________________________________________

Что надо сделать, когда назвался груздем? ________________________________________

Задание № 3

Учитель дал задание поставить во множественном числе слова лист, корень, зуб, пропуск. Не все ребята дали одинаковый ответ, но все ответили правильно.

Запишите (в форме именительного падежа) возможные варианты ответа для каждого слова.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание № 4

Какие прилагательные можно образовать от слова два и существительных:  

глава (голова ), знак,  лицо,  слог,  смысл, ствол, ведро,  год,  месяц.

Запишите получившиеся слова.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5

Подберите и запишите слова, имеющие такую структуру:

         существительное                            глагол                          прилагательное

             к а        а л а                                    и с т

______________________    __________________      __________________________

Задание № 6

Найдите в каждой строке четвертое «лишнее» слово, подчеркните его.

Кратко объясните свой выбор.

Деревня, лошадь, девочка, лиса _______________________________________________

__________________________________________________________________________

Скатерть, тополь, конь, день      _______________________________________________

__________________________________________________________________________

Грустный, мрачный, веселый, унылый _________________________________________

__________________________________________________________________________

Задание № 7

Напишите окончание рассказа (4-5 предложений)

Начало пути в Страну невыученных уроков

За окном у подъезда кричали мальчишки. Светило солнце. Пахло сиренью. Меня тянуло выпрыгнуть в окно и побежать к друзьям. Но на столе лежали учебники. Книжки были грязные и скучные, но и очень сильные. Они держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу про каменщиков, вставлять буквы и многое другое.

Я вдруг возненавидел свои учебники, схватил их со стола и швырнул на пол.

И вдруг раздался такой грохот, как будто с высокого дома на мостовую упали сорок тысяч железных бочек. Стало темно. Комната осветилась зеленоватым светом, и я заметил маленьких человечков. Они стояли вокруг стола и сердито смотрели на меня.

                                                                                                    (По Л. Гераскиной)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

Задание № 8

Соотнесите автора, название, жанр литературного произведения.

Сказка

«Кот Ворюга»

А. С. Пушкин

Повесть

«Стрекоза и муравей»

К. Паустовский

Рассказ

«Зимняя дорога»

С. Аксаков

Стихотворение

«Детство Никиты»

И.А. Крылов

Басня

«Аленький цветочек»

А. Толстой

Инструкция по проверке олимпиадной работы по русскому языку и литературному чтению

Задание № 1

Запишите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков.  Докажите свой ответ.

Запишите 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.  Докажите свой ответ.

За каждое верно подобранное слово                                                                              1 балл   итого 6 баллов

Наличие доказательства (доказательством является звуковая запись слова)            1 балл

(Наличие только подсчета кол-ва букв и звуков в словах доказательством не является)

(Баллы начисляются только за схемы к верно подобранным словам)

Звуковая схема записана верно ко всем словам                                                            3 балла

Звуковая схема записана верно к 4-5 словам                                                                 2 балла

Звуковая схема записана верно к 3 словам                                                                    1 балл

Звуковая схема записана верно менее чем к 3 словам                                                  0 баллов

Максимальное количество баллов за задание                                                          10

Задание № 2

Ответьте на вопросы пословицей или поговоркой.

Кем будет казак, если будет терпеть?                                               (Терпи казак, атаманом будешь) 1 балл

Когда считают цыплят?                                                                              (Цыплят по осени считают) 1 балл

Чего не утаишь в мешке?                                                                            (Шила в мешке не утаишь) 1 балл

Когда приходит аппетит?                                                                (Аппетит приходит во время еды) 1 балл

Что любят деньги?                                                                                                   (Деньги любят счет) 1 балл

Что надо сделать, когда назвался груздем?                                (Назвался груздем, полезай в кузов)1 балл

Итого                                                                                                                               6 баллов

Задание № 3

Учитель дал задание поставить во множественное число слова лист, корень, зуб, пропуск.

Не все ребята дали одинаковый ответ, но все ответили правильно.

Запишите (в форме именительного падежа) возможные варианты ответа для каждого слова.

Листы листья                                                                                                                                              1 балл

Корни коренья        1 балл

Зубы зубья        1 балл

Пропуска пропуски        1 балл

(1 балл за пару слов)

Итого                                                                                                                                                           4 балла

Задание № 4

Какие прилагательные можно образовать от слова два и существительных:   глава (голова ), знак,  лицо,  слог,  смысл, ствол, ведро,  год,  месяц. Запишите получившиеся слова.

Все слова образованы верно                                                                                                                  5 баллов

Верно образовано 7-8 слов                                                                                                                    4 баллов

Верно образовано 5-6 слов                                                                                                                    3 балла

Верно образовано 4  слова                                                                                                                    2 балл

Верно образовано 3 слова                                                                                                                     1 балл                                                                                                              

Менее 3-х слов                                                                                                                                        0 баллов

Максимальное количество баллов за задание                                                                               5

Задание № 5

Подберите и запишите слова, имеющие такую структуру:

         существительное                                      глагол                          прилагательное

             к а        а л а                                    и с т

За каждое верно подобранное слово                                                                         1 балл     итого 3 балла

Наличие  верных доказательств (разбор всех  слов по составу)        1 балл

Максимальное количество баллов за задание                                                                             4 балла

Задание № 6

Найдите в каждой строке четвертое «лишнее» слово, подчеркните его. Кратко объясните свой выбор.

Деревня, лошадь, девочка, лиса

Скатерть, тополь, конь, день      

Грустный, мрачный, веселый, унылый

Любой верный, доказательный вариант ответа                                             1 балл                  итого 3 балла

Максимальное количество баллов за задание                                                                                3 балла

Задание № 7

Напишите окончание рассказа (4-5 предложений)

Начало пути в Страну невыученных уроков

За окном у подъезда кричали мальчишки. Светило солнце. Пахло сиренью. Меня тянуло выпрыгнуть в окно и побежать к друзьям. Но на столе лежали учебники. Книжки были грязные и скучные, но и очень сильные. Они держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу про каменщиков, вставлять буквы и многое другое.

Я вдруг возненавидел свои учебники, схватил их со стола и швырнул на пол.

И вдруг раздался такой грохот, как будто с высокого дома на мостовую упали сорок тысяч железных бочек. Стало темно. Комната осветилась зеленоватым светом, и я заметил маленьких человечков. Они стояли вокруг стола и сердито смотрели на меня.

                                                                                                    (По Л. Гераскиной)

Логически последовательное раскрытие темы                                                                                        

Богатство словаря                                                                                                                                      

Правильное речевое оформление                                                                                                              

Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок

(учитываются ошибки на изученные правила)                                                                                 8 баллов                                                                        

Раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, отдельные речевые неточности (не более 3-х), не более 2-х орфографических и 1-ой пунктуационной ошибки                                                                                                                                                   6 баллов

Допущены отклонения от темы, отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей в построении 2-3 предложений, беден словарь, имеются речевые неточности (не более 4-х),

3-4 орфографические и не более 2-х пунктуационных ошибок                                                       4 балла

Работа не соответствует теме, более 5 речевых ошибок,  более 4—х орфографических  и  более 2-х пунктуационных ошибок, беден словарь                                                                                            1 балл

Максимальное количество баллов за задание                                                                               8  баллов

Задание № 8

Соотнесите автора, название, жанр литературного произведения.

Сказка

«Аленький цветочек»

С. Аксаков

Повесть

«Детство Никиты»

А. Толстой

Рассказ

«Кот Ворюга»

К. Паустовский

Стихотворение

«Зимняя дорога»

А. С. Пушкин

Басня

«Стрекоза и муравей»

И.А. Крылов

За каждую верно найденную «тройку»                                                                                          1 балл

Максимальное количество баллов                                                                                             5

За отсутствие орфографических ошибок в заданиях №1-6                                                    2 балла

(Орфографические ошибки на неизученные правила не учитываются)

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

Отсутствие орфографических ошибок в заданиях № 1-6

Всего

10

6

4

5

4

3

8

5

2

47

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР(олимпиадные задания)  2 класс  (первый тур)

1. Обведи  объекты природы.

Шкаф, глина, стекло, обувь, воздух, телефон, сыр, троллейбус, речной песок, сахарный песок.

2. Что из перечисленного является свойствами воды?

А. Прозрачность.    В. Текучесть.   Б. Синий цвет.    Г. Хрупкость.

3. Что является моделью Земли?

А. Карта.    В. План.   Б. Глобус.    Г. Рисунок.

4. Какое полезное ископаемое ты используешь в виде мела?

А. Каменный уголь.    Б. Известняк.    В. Торф.

5. Откуда добывают полезные ископаемые?

А. С поверхности земли.   Б. С поверхности и из глубины земли.   В. Из глубины земли.

6. Отгадай загадки.

А. На пеньке живёт семья: Мама, папа, брат и я.

 Дом один у нас, а крыша Есть у каждого своя.________________________________

Б. За деревьями, кустами  Промелькнуло быстро пламя.

 Промелькнуло, пробежало -Нет ни дыма, ни пожара._______________________________

В. Он в лесу стоял, Никто его не брал,

 В красной шапке модной, Никуда не годный.___________________________________

Г. Под стеклом сижу, На север гляжу;

В лес со мной заберёшься -С пути не собьёшься.____________________________________

Д. Стоит цвет - семицвет, Глазки - разноглазки.____________________________________

7. Что из перечисленного относится к деревьям?

А. Шиповник.    Б. Клевер.    В. Сосна.

8. Какое растение даёт нам белый хлеб?

А. Рожь.    В. Овёс.   Б. Пшеница.    Г. Картофель.

9. Почему у растений в пустыне мелкие листья?

А. Чтобы солнце не высушило их.   Б. Чтобы меньше влаги испарялось с их поверхности.                        В. Мало влаги, листьям её не хватает.

10. И в России, и во многих других странах этот крупный цветок называют цветком солнца, «солнечным сыном». Из его семян получают полезное масло. Кроме того, он является прекрасным очистителем воздуха. Что это?______________________________________

11. Какой пищей питается медведь?

А. Животной.        Б. Растительной.      В. Как растительной, так и животной.

5

7

1

2

3

4

6

л

о

с

и

н

ы

й

12. Разгадай «Лосиный кроссворд».

1. Крупное рогатое животное, которое называют «лесной великан».

2. Мышь, обитающая в поле.

3. Название книги «Таинственный...».

4. Птица - ночной охотник.

5. Дикая свинья.

6. Птица, маскирующаяся в зарослях тростника.

7. Птица, являющаяся санитаром водоёмов.

Олимпиадные задания

для учащихся  2-ых  классов по окружающему миру ( II тур)

Задание 1: Что находится в мыльном пузыре?

1)   мыло

2)   воздух

3)   вода

Задание 2: Укажи, в какой группе все слова обозначают объекты живой природы:

1) берёза, гроза, стол, вода

2) дождь, камень, заяц, книга

3) стрекоза, осина, лисица, стриж

4) иней, школа, ромашка, почва.

Задание 3: Ответь на вопросы.

    а) Какое растение называют в народе порезник, ранник?

1)   ландыш          2)   одуванчик           3)   подорожник.

     б) Мягкие сочные стебли имеют

1)   деревья           2)   кустарники          3)   травы.

      в) Укажи правильный ответ: Сколько ног у паука?

1)   четыре            2)   шесть                     3)   восемь

       г) Почему осенью последними улетают утки и гуси?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Задание 4: Прочитай названия животных. Подчеркни в каждом ряду название того животного, которое является  «лишним». Назови группу, одним словом.

1.Бабочка, муравей, паук, стрекоза - ………………………………………………………..

2. Соловей, воробей, летучая мышь, сорока-……………………………………………..….

3. Заяц, кит, медведь, лев -……………………………………………………………….

Задание 5. Подчеркни явления природы:

     Солнце, дождь, прилив, лягушка, снегопад, землетрясение, грибы, ураган, листья, радуга

Задание 6.  Отгадай кроссворд:

  1. Имеет гнездо на дереве, прыгает и летает по сучьям, а не птица___________
  2. Снизу камень, сверху камень, ест траву, но не корова____________
  3. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой____________
  4. Теремок ползет, на себе его везет. Хозяюшка богатая, богатая, рогатая_______
  5. Живет в лесу, ухает, как разбойник, люди его бояться, а он людей боится________

Задание 7. Вычеркни «лишнее» в каждой группе.

А. Африка, Австралия, Антарктида, Гималаи.

 Б. Тихий, Атлантический, Индия, Индийский.

 В. Россия, Америка, Япония, Хакасия.

Задание 8. Переставь буквы и найди названия представителей растительного мира.

Куб-

Лье-

Пила-

Пони-

Насос-

Мошкара-

Задание 9. Укажи стрелкой, что к чему приводит?                    

Выловили всех раков

Вода в водоёме стала мутной.

Выловили все ракушки
(двустворчатые моллюски)

В водоёме стало много больных рыб.

Зимой рыбаки наделали много лунок.

Начинается образование болот.

Всё озеро заросло камышами, водорослями.

В воду поступает кислород для дыхания рыб.

Задание 10.. Собери из букв как можно больше названий рек России (буквы можно использовать несколько раз);    Н  И  Л  В  О  Г  А  Б  Ь  Е  С  Й  Д  М  У  Р

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. Раздели текст на предложения. Поставь точку, исправь ошибки в  предложения.

Осень в лесу

Пришёл сентябрь после июльских холодных  дней наступила золотая зима по

опушкам лесов ещё растут сугробы  на лесных полянах краснеют гроздья

брусники по высокому небу бегут тучи.

Олимпиада по окружающему миру 2 класс

(Муниципальный тур ) с ответами

1. Для жизни растений и животных необходимы:

        а) мясо, фрукты, сок

        б) рыба, овощи, кисель

        в) солнце, воздух, вода

2. Как птицы помогают деревьям?

        а) вьют гнёзда

        б) съедают плоды

        в) спасают от вредителей

3. Какое утверждение является ошибочным:

         а) весной на деревьях набухают почки

        б) весной появляется зелёная трава

        в) весной в жизни растений никаких изменений не происходит

4. Название какого ядовитого растения связано с названием птицы, зверя?

________________________________________________________________

5. Ответь на вопросы:

а) Как одним словом назвать животных, тело которых покрыто перьями?

________________________________________________________________

б) Какая птица не вьёт гнёзда? _____________________________________

в) Толстым или худым ложится медведь в берлогу? ___________________

г) Что значит «волка ноги кормят»? _________________________________

________________________________________________________________

6. Собери из букв как можно больше названий животных:

        И В Р Е О Ы Н Л С К Ь Т А

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

7. Сколько ног у паука? ___________________________________________

8. Где весной раньше начинает таять снег?

        а) в городе

        б) в лесу

        в) в поле

9. По какому телефону нужно обращаться за помощью:

        при пожаре _________________

        если человеку стало плохо ___________________

        в милицию _________________

        при запахе газа _________________________

        Единая служба спасения _________________

10. При переходе улицы обязательно сначала надо посмотреть :

        а) направо

        б) налево

        в) вперёд

Ответы на олимпиадные задания по окружающему миру, 2 класс

1. в (1 балл)

2. в (1 балл)

3. в (1 балл)

4. волчье лыко, вороний глаз (2 балла)

5. птицы; кукушка; толстым; волк не стережёт добычу, а догоняет её (4 балла)

6. (1 балл за каждое правильное слово)

7. 8 ног (2 балла)

8. а (1 балл)

9. 01; 03; 02; 04; 01 (5 баллов)

10. б (1 балл)

Олимпиада по окружающему миру 3 класс

(Муниципальный тур ) с ответами

1. Подчеркни явления природы:

        Платье, солнце, дождь, прилив, лягушка, снег, землетрясение, грибы,

ураган, радуга, листья.

2. Ответь на вопросы:

а) Какой снег быстрее тает: чистый или грязный?___________________

б) Где у кузнечика ухо? ___________________________________________

в) Что делает ёж зимой? _________________________________________

г) Назови самое сладкое дерево наших лесов? ________________________

д) Кто может пить ногой? _______________________________________

е) След какого хищного зверя похож на человечий? ____________________

3. Собери из букв как можно больше названий деревьев:

        О Т Л К Е Р С Я И П Б Ё Ь А Н

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В природе всё взаимосвязано невидимыми ниточками. Попробуй из указанных природных объектов составить две цепи питания: ёж, ель, опавшие листья, короед, дождевой червь, дятел.

________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какая вода быстрее испаряется:

а) тёплая

        б) холодная

        в) горячая

6. Кто не является птицей?

а) ястреб

        б) пингвин

        в) летучая мышь

7. Что происходит с пищей в желудке?

а) пережёвывание пищи

        б) переваривание пищи

        в) перемешивание с желудочным соком

8. Впиши в клетки названия птиц, включающие букву «О»:

О

9. По какому телефону нужно обращаться за помощью:

        при пожаре _________________

        если человеку стало плохо ___________________

        в милицию _________________

        при запахе газа _________________________

        Единая служба спасения _________________

10. Установи соответствия: какие нарушения основ безопасности жизнедеятельности привело к печальным последствиям

«Колобок»                                        не открывай дверь чужим

«Волк и семеро козлят»                прежде, чем что-то сделать, подумай

«Лиса и кувшин»                                чрезмерное доверие к незнакомцам

«Сестрица Алёнушка                        нельзя цеплять санки за впереди

и братец Иванушка»                        идущий транспорт

«Снежная королева»                        слушайся старших

Ответы на олимпиадные задания по окружающему миру, 3 класс

1. дождь, прилив, снег, землетрясение, ураган, радуга (6 баллов)

2. грязный; на ноге; впадает в спячку; липа; лягушка; медведя (6 баллов)

3. (за каждое правильное название 1 балл)

4. ель – короед – дятел

    опавшие листья – дождевой червь – ёж (6 баллов)

5. в (1 балл)

6. в (1 балл)

7. б (1 балл)

8. Например: сова; ворона; сорока; голубь; соловей; воробей; поползень (за каждое правильное название 1 балл)

9. 01; 03; 02; 04; 01 (5 баллов)

10. «Колобок» - чрезмерное доверие к незнакомцам

      «Волк и семеро козлят» - не открывай дверь чужим

      «Лиса и кувшин» - прежде, чем что-то сделать, подумай

      «Сестрица Алёнушка …» - слушайся старших

      «Снежная королева» - нельзя цеплять санки за транспорт (5 баллов)

Олимпиада по окружающему миру 4 класс

(Муниципальный тур) с ответами

1. Что к чему приводит? Установи соответствие:

    1) заготовка древесины                        а) загрязнение воздуха

    2) выброс дыма заводами и                 б) уменьшение количества лесов

        фабриками                                            на Земле

    3) неумеренная охота на                        в) загрязнение водоёмов

        диких животных

    4) слив сточных вод с заводов                г) исчезновение некоторых видов

        и фабрик                                            зверей

2. Собери из букв как можно больше названий рек России:

        Н И Л В О Г А Б Ь Е С Й Д М У Р

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Зачем нужна слюна?

а) смачивает пищу во рту

        б) помогает пережёвывать пищу

        в) для приятного ощущения

4. С помощью чего добывают нефть?

а) бурят скважину

        б) разрабатывают карьер

        в) добывают в шахте

5. Пронумеруйте растения в порядке смены ярусов в лесу:

        Калина, мох, копытень, осина.

6. Под какими буквами названы материки?

а) Северная Америка                г) Австралия                        

        б) Италия                                д) Африка

        в) Антарктида                        е) Англия

7. Почему глину и песок называют «детьми» гранита, а тарелку и стакан – его «внуками»? __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Соедини стрелками части предложений:

Олень, медведь, лиса, волк -                         животные тундры.

Песец, волк -                                         животные леса.

Заяц, олень -                                         хищники.

Песец, лемминг -                                         растительноядные

9. По какому телефону нужно обращаться за помощью:

        при пожаре _________________

        если человеку стало плохо ___________________

        в милицию _________________

        при запахе газа _________________________

        Единая служба спасения _________________

10. Соедините стрелками, что нужно сделать, если ты:

1) порезался                                а) охладить и перевязать                

2) обжёгся                                        б) приложить холодный компресс

3) ушибся                                        в) смазать йодом и перевязать

Ответы на олимпиадные задания по окружающему миру, 4 класс

1. 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – в (4 балла)

2. (за каждое правильное название 1 балл)

3. а (1 балл)

4. а (1 балл)

5. мох, копытень, калина, осина (2 балла)

6. а, в, г, д (4 балла)

7. При разрушении гранита образуются песок и глина – это «дети» гранита. Песок и глину используют для изготовления фарфора и стекла, значит, это «внуки» гранита. (3 балла)

8. Олень, медведь, лиса, волк – животные леса.

    Песец, волк – хищники.

    Заяц, олень – растительноядные.

    Песец, лемминг – животные тундры. (4 балла)

9. 01; 03; 02; 04; 01 (5 баллов)

10. 1 – в, 2 – а, 3 – б (3 балла)

Олимпиадная работа по окружающему миру

для учащихся выпускных классов первой ступени образования

Шифр_______________

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

ИТОГО

балл

Подпись проверяющего: _____________________________

Задание № 1

Дополните предложения.

Уровень моря на Земле ____________________  в любой точке земного шара и лишь немного колеблется в результате приливов и отливов. Поэтому высоту частей суши принято отсчитывать от __________________________ . Для того чтобы высота местности на карте выглядела нагляднее, ее часто обозначают ___________________.

Чем  в более насыщенный зеленый цвет  окрашена на карте суша, тем _________________________, чем насыщеннее коричневый цвет, тем _________________________________.

Задание № 2

Разгадайте  ребус. Составьте цепь питания с этим животным.

______________________________________________________

Задание № 3

Соедини соответствующие строки в правом и левом столбике:

Грудная клетка                               очищение крови

Желудок                                          защищает легкие и сердце от повреждений

Печень                                             переваривание пищи

Почки                                              удаление вредных веществ

Кишечник                                        защищает спинной мозг

Мышцы                                           насыщение крови кислородом

Легкие                                             всасывание питательных веществ в кровь

Позвоночник                                  приводят кости в движение

Задание № 4

Назовите две причины, по которым торф и каменный уголь называют

«родными братьями».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №  5

Прочитайте рассказ, найдите экологические ошибки, подчеркните их.

Осень в лесу

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.

Задание № 6

Соотнесите группу животных с характерными особенностями их строения.

                                 1. Тело покрыто перьями.

Насекомые              2. Тело покрыто шерстью.

                                 3. Три части: голова, брюшко, грудь.

Птицы                     4. Два крыла, две ноги.

                                 5. Три пары ног.

Звери                       6. Крылья и ноги прикреплены к груди.

                                 7. Развиваются из яиц.

                                 8. Рождают живых детенышей и выкармливают молоком.

Задание № 7

Подумайте, почему в сосновом лесу мы видим много отмерших сучьев, и у сосен зеленеют только верхушки, а в  еловом  лесу у елей зеленеют не только верхушки, но и нижние ветви до самой земли? Объясните свой ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 8

Прочитайте отрывок из произведения А.Н. Островского «Снегурочка».

                            «…Свет и сила,                              

                            Бог Ярило.                                                                            

                            Красное солнце наше!                  

                            Нет тебя в мире краше

                            Даруй, бог света,

                           Теплое лето…

                           Краснопогодное

                           Лето хлеборобное…»  

В нем упоминается один из древнейших и наиболее почитаемых богов, которому поклонялись древние жители Ярославского края. Используя текст, ответьте на вопросы.

А) Как звали этого бога?__________________________

В) Как ты думаешь,  с чем (с кем) олицетворялся это бог?_______________

С) Почему для древних славян было важно поклоняться этому божеству?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Д) С именем этого божества связана одна из легенд появления названия одного из городов

     нашей области. Что это за город? _____________________________

Е) Какая другая легенда возникновения названия этого города тебе известна?

    Кратко запишите свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ты закончил выполнение работы. Молодец!

Инструкция по проверке олимпиадной работы по окружающему миру                        39 баллов

Задание № 1

Дополните предложения.

Уровень моря на Земле  одинаковый  в любой точке земного шара и лишь немного колеблется в результате приливов и отливов. Поэтому высоту частей суши принято отсчитывать от уровня моря.

 Для того чтобы высота местности на карте выглядела нагляднее, ее часто обозначают разными цветами. Чем  в более насыщенный зеленый цвет  окрашена на карте суша, тем она ниже, чем насыщеннее коричневый цвет, тем выше горы.

За каждое верно дополненное предложение                                                                   1 балл

Максимальное количество баллов за задание                                                                 5

Задание № 2

Разгадайте  ребус. Составьте цепь питания с этим животным.

Верно разгаданный ребус   (полевка)                                                                             1 балл

Верно составлена цепь питания:

Рожь (другое злаковое растение) - полевка - сова  (или ёж, уж, лисица, ястреб)      1 балл

Максимальное количество баллов за задание                                                          2        

        Задание № 3

Соедини соответствующие строки в правом и левом столбике:

Грудная клетка                     защищает легкие и сердце от повреждений                  

Желудок                               переваривание пищи              

Печень                                  очищение крови

Почки                                   удаление вредных веществ

Кишечник                             всасывание питательных веществ в кровь

Мышцы                               приводят кости в движение

Легкие           насыщение крови кислородом

Позвоночник                          защищает спинной мозг

За каждую верно найденную пару                                                                                         1 балл

Максимальное количество баллов за задание                                                                 8                                     

Задание № 4

Назовите две причины, по которым торф и каменный уголь называют

«родными братьями».

  1. Торф и каменный уголь произошли из растений.
  2. Используются в качестве топлива и при сгорании выделяют тепло.

За каждую верно указанную причину                                                                                      1 балл    

Максимальное количество баллов за задание                                                                    2 

        Задание № 5

Прочитайте рассказ, найдите экологические ошибки, подчеркните их.

Осень в лесу

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев  опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.

За каждую верно найденную ошибку                                                                                      1 балл

Максимальное количество баллов за задание                                                                     9

Задание № 6

Соотнесите группу животных с характерными особенностями их строения.

                                 1. Тело покрыто перьями.

Насекомые              2. Тело покрыто шерстью.

                                 3. Три части: голова, брюшко, грудь.

Птицы                     4. Два крыла, две ноги.

                                 5. Три пары ног.

Звери                       6. Крылья и ноги прикреплены к груди.

                                 7. Развиваются из яиц.

                                 8. Рождают живых детенышей и выкармливают молоком.

Насекомые  3, 5, 6, 7                      Птицы  1, 4, 7                 Звери 2, 8

Верно указаны все особенности                                                                                                    4 баллов

Верно указаны 7-8 особенностей                                                                                                  3 балла

Верно найдено 5-6 особенностей                                                                                                  2 балла

Верно найдено 3-4 особенности                                                                                                    1 балл

Менее 3-х                                                                                                                                         0 баллов

Максимальное количество баллов за задание                                                                       4

Задание № 7

Подумайте, почему в сосновом лесу мы видим много отмерших сучьев, и у сосен зеленеют только верхушки, а в  еловом  лесу у елей зеленеют не только верхушки, но и нижние ветви до самой земли? Объясните свой ответ.

 Сосна - светолюбивое растение. Если ее сучья получают мало света, они отмирают.   Верхушка зеленая потому,  что получает больше света.

Ель -  теневыносливое растение, ее хвоя может жить и при некотором затемнении.

Дано верное объяснение                                                                                                                  3 балла

Некоторая неточность в объяснении                                                                                              2 балла

(В зависимости от ответов  детей,  комиссия вправе самостоятельно принять решение о распределении

3-х баллов).

Максимальное количество баллов за задание                                                                     3

Задание № 8

Прочитайте отрывок из произведения А.Н. Островского «Снегурочка».

                            «…Свет и сила,                              

                            Бог Ярило.                                                                            

                            Красное солнце наше!                  

                            Нет тебя в мире краше

                            Даруй, бог света,

                           Теплое лето…

                           Краснопогодное

                           Лето хлеборобное…»  

В нем упоминается один из древнейших и наиболее почитаемых богов, которому поклонялись древние жители Ярославского края. Используя текст, ответьте на вопросы.

А) Как звали этого бога?    Ярило                                                                               1 балл

В) Как ты думаешь,  с чем (с кем) олицетворялся это бог? С солнцем.                  1 балл

С) Почему для древних славян было важно поклоняться этому божеству?

Ответ детей должен содержать ответ на вопрос: почему жизнь человека зависит от солнца или что дает солнце человеку.                                                                              2 балла

(В зависимости от ответов  детей,  комиссия вправе самостоятельно принять решение о распределении  2-х баллов).

     Д) С именем этого божества связана одна из легенд появления названия одного из городов

     нашей области. Что это за город? Ярославль.                                                      1 балл

Е) Какая другая легенда возникновения названия этого города тебе известна?

    Кратко запишите свой ответ.

Дети должны вспомнить легенду об основании города князем Ярославом.          1 балл

Максимальное количество баллов за задание                                                               6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по математике. 2 класс.

Готовый набор заданий для школьного тура олимпиады по математике во 2 классе....

Олимпиадные задания по окруающему миру. 4 класс.

Можно использовать как готовый набор заданий для школьного тура предметных олимпиад...

Олимпиадные задания по математике для 4 класса

Олимпиадные задания    по математике для 4 класса...

Тесты и олимпиадные задания по ОБЖ

4 класс тестовые и олимпиадные задания по ОБЖ...

Олимпиадные задания

Мы проводили олимпиаду в 1 классе на базе своей школы для того, чтобы определить круг одарённых детей. ...

Олимпиадные задания по русскому языку

Задания по русскому языку для школьного тура олимпиады...

Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")

Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...