«Математика вокруг нас»
план-конспект занятия по математике (1 класс)

Татьяна Николаевна Сарычева

Цель: познакомить с использованием математических знаний в жизни.

формировать метапредметные познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия: учить анализировать объекты, создавать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций, самооценки;

 способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, как основы для формирования духовно-нравственных компетенций, воспитанию интереса друг к другу.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся отбирать и классифицировать информацию по разделам загадки, пословицы, поговорки; применять навыки счёта и знание состава чисел, работать в группе; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 98660308.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математика 1 класс, УМК " Школа России", ФГОС.

Тема урока: Наши проекты. «Математика вокруг нас»

Цели урока: познакомить с использованием математических знаний в жизни.

формировать метапредметные познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия: учить анализировать объекты, создавать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций, самооценки;

 способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, как основы для формирования духовно-нравственных компетенций, воспитанию интереса друг к другу.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся отбирать и классифицировать информацию по разделам загадки, пословицы, поговорки; применять навыки счёта и знание состава чисел, работать в группе; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования.

Ход урока.

I. Организационный момент (создание мотивационного успеха):

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, считать!

Мы в первом классе учимся!

Всё у нас получится!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

II. Актуализация знаний.

1.Логическая разминка

-Решите задачи

*В очереди за мороженым стоит 5 человек Ваня стоит третьим от начала очереди. Каким по счёту он стоит от конца очереди? Ответ: третьим.

*Лестница состоит из 7 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы? Ответ: на четвёртую.

*Толя ел яблоко большое и кислое, а Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих утверждениях одинаковое, а что разное? Ответ: оба ели большие яблоки, но Толя –кислое, а Коля – сладкое. 

*Алик, Боря и Вова жили в разных домах.  Два дома были в три этажа, один - в два этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова жили тоже в разных домах. В каком доме жил каждый из мальчиков? Ответ: Боря в двухэтажном, Алик и Вова в трёхэтажных.

* Коля, Витя и Саша читали книги. Один мальчик читал о путешествиях, другой о войне, третий – о спорте. Кто о чём читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а  Витя не читал о спорте? Такие задачи легче решать с помощью таблиц (можно использовать интерактивную доску.) Рассмотрим решение последней задачи: Коля не читал о войне и спорте, значит, он читал о путешествиях. Ставим « +», а в остальных графах  « - »  в столбце « Путешествия» всем остальным мальчикам ставим « - » Витя не читал о спорте, значит, он читал о войне. Следовательно, что Саша читал о спорте:                                                                              

С

В

П.

Витя.

-

+

-

Саша.

+

-

-

Коля.

-

-

+

2.Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с.62. Посмотрите на числа вверху и назовите их, начиная с самого маленького. (,2,3,4,5,6,7,8,9,10) Назвать числа по порядку, начиная с самого маленького, значит назвать их в порядке возрастания.

-Назовите эти же числа, начиная самого большого.(10,9,8,7,6,5,4,3,2,1) Назвать числа по порядку, начиная с самого большого, значит назвать их в порядке убывания.

-Посмотрите на значок, рядом со следующим заданием, что нужно сделать? (Сравнить числа) (Дети объясняют, какой знак нужно поставить, читают запись)

-Рассмотрите рисунки. Составьте числовую запись к каждому из них.

- Что изображено на первом рисунке?  (Лежат груши на двух тарелках)

 -Какую запись вы составите со знаком «+»?   Что она означает?     (5+2=7  на  одной тарелке лежат 5 зелёных груш, на другой - 2жёлтые, а  всего 7 груш.)

- Составьте запись со знаком « - » Что она означает?          

7-5=2   (было 7 груш, 5 зелёных переложили на другую тарелку, осталось 2 груши)

 Или 7-2=5   (было 7 груш, 2 жёлтые груши  переложили на другую тарелку, осталось 5 груш.)  (Запись к рисункам о птицах составляется по аналогии)

III. Физкультминутка.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

IV. Работа по теме урока.

Работа по учебнику (чтение текста на с.64)

-Как понимаете смысл «Математика всюду»?   (Ответы детей)

-Приходилось ли вам в жизни вне школы встречаться с математикой и где?   (Да. № автобуса, цены в магазинах, № ряда и места в театр, цирк, количество игрушек и т.д.)

-Приведите примеры ситуаций, когда на уроках русского языка и чтения и других предметов приходилось использовать числа.    (Номера страниц, упражнений, дата.)

-Математика встречается также в пословицах, поговорках, загадках. Отгадайте загадки на с.64-65. Скажите, какие числа встретились в них?  (Дети читают, отгадывают загадки, выделяют в них числа)

-Измените последнюю загадку так, чтобы отгадкой была цифра 6 (Заменить слово «меньше» на слово «больше»)

-Что такое пословицы и поговорки?    (Мудрые народные высказывания.)  ( Чтение пословиц, поговорок и объяснение их смысла.)

-Прочитайте, какой проект вам предлагают выполнить авторы учебника.   (Составить книгу «Числа в загадках, пословицах, поговорках»)

-Какие страницы могут быть в этой книге?   (1.Числа в загадках. 2.Числа пословицах. 3.Числа поговорках)

-Можно ли добавить ещё какие - либо страницы?    (Да, например, «Числа в считалках», «Числа в стихах», «Числа в сказках»)

-Прочитайте, как правильно работать над проектом:

1.Как хотите вы работать – в парах, по одному или группой.  (Выбор детей)

2.Какую страничку хотели бы вы сделать?      (Выбор детей)

3.Чтобы страницы нашей книги были одинаковыми по форме мы будем делать их на листах формата А4, а текст печатать.

4.Где вы можете найти материал по теме?      (В книгах, журналах, Интернете, обратиться за помощью к взрослым)

5.Договоримся, что через 10 дней все странички будут сделаны и мы их соберём в одну книгу.

6.Вы расскажите о том, как вы работали над проектом, что вам понравилось в этой работе, какие трудности возникли и как вы их преодолели.

V. Рефлексия.

-Заинтересовала ли вас работа, которую предстоит сделать?

-Что такое проект?

-Как вы думаете, для чего нужно такое задание?

VI. Подведение итогов урока.

-Что мы делали на уроке.

- Что показалось вам самым интересным?

-Чем вы поделитесь с родителями?

План работы над проектом:

1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

2. Выработка гипотез;

3. Поиск и предложение возможных вариантов решения;

4. Сбор материала;

5. Обобщение полученных данных;

 6.Подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т.п.)

Использована литература:

1.О.Холодова курс «РПС».

2.М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика, учебник для общеобразовательных учебных заведений в двух частях. Часть1.

3.Т.Н.Ситникова, И.Ф. Яценко, Поурочные разработки по математике к УМК М.И. Моро.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике " Математика вокруг нас"

Сегодня у нас в гостях будущие первоклассники. Мы отправимся в путешествие по нашему городу, чтобы показать ребятам где встречаются задачи по математике и как мы научились их решать . Мы постараемся п...

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас".

Программа внеурочной деятельности по математике....

Урок интеграции английского языка и математики для 4 класса по теме "Математика вокруг нас".

Предлагаю Вашему вниманию презентацию урока интеграции двух учебных дисциплин: математики и английского языка. Цель урока - формирование умений синтезировать знания, полученные на уроках английского я...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса

Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...

Урок-проект по математике, 2 класс, Тема: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде», УМК "Школа России"

Тема: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде».Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с историей появления посуды, значения посуды в быту, значения украшения посуды.Тип урока: освое...