Рабочая программа и КТП по математике 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс)
Рабочая программа и КТП по математике для 1 класса, умк "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_matematika_1_klass.docx | 25.89 КБ |
programma.docx | 90.22 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | № урока в разделе/теме | Тема урока | Дата проведения | |
план | факт | |||
1. Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления (8 ч) | ||||
1 | 1/1 | Счет предметов с использованием количественных Учебник, с. 4–5(ч. 1) | ||
2 | 2/1 | Пространственные представления «вверху», «внизу», «справа», «слева». Учебник, с. 6–7.Р/т, с. 4 | ||
3 | 3/1 | Пространственные представления «раньше», «позже», «сначала», «потом», «перед», «за», «между». Учебник, с. 8–9.Р/т, с. 5 | ||
4 | 4/1 | Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше».Учебник, с. 10–11. Р/т, с. 6 | ||
5 | 5/1 | Сравнивание групп предметов. «На сколько больше? | ||
6 | 6/1 | Сравнивание групп предметов. «На сколько больше | ||
7 | 7/1 | Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». Учебник, с. 16–17.Р/т, с. 8 | ||
8 | 8/1 | Закрепление по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». Проверочная работа. Учебник, с. 18–20.Р/т, с. 8 | ||
2 | Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (28 ч) | |||
9 | 1/2 | Понятия «много», «один». Цифра 1. Письмо цифры 1. Учебник, с. 22–23.Р/т, с. 9 | ||
10 | 2/2 | Числа 1 и 2. Письмо цифры 2. Учебник, с. 24–25.Р/т, с. 9 | ||
11 | 3/2 | Число 3. Письмо цифры 3. Учебник, с. 26–27. Р/т, с. 10 | ||
12 | 4/2 | Числа 1, 2, 3. Знаки «+», «–», «=». «Прибавить», «вычесть», «получится». Учебник, с. 28–29. Р/т, с. 10 | ||
13 | 5/2 | Числа 3, 4. Письмо цифры 4. Учебник, с. 30–31.Р/т, с. 11 | ||
14 | 6/2 | Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Учебник, с. 32–33.Р/т, с. 12 | ||
15 | 7/2 | Число 5. Письмо цифры 5. Учебник, с. 34–35.Р/т, с. 13 | ||
16 | 8/2 | Состав числа 5 из двух слагаемых. Учебник, с. 36–37.Р/т, с. 14 | ||
17 | 9/2 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Учебник, с. 40–41.Р/т, с. 15 | ||
18 | 10/2 | Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. Учебник, с. 42–43. Р/т, с. 16 | ||
19 | 11/2 | Закрепление изученного материала. Числа от 1 до 5. Проверочная работа | ||
20 | 12/2 | Знаки: «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно). Учебник, с. 46–47.Р/т, с. 18 | ||
21 | 13/2 | Равенство. Неравенство. Учебник, с. 48–49.Р/т, с. 19 | ||
22 | 14/2 | Многоугольник. Учебник, с. 50–51.Р/т, с. 20 | ||
23 | 15/2 | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. Учебник, с. 52–53.Р/т, с. 21 | ||
24 | 16/2 | Закрепление изученного материала. Письмо цифры 7. Учебник, с. 54–55 | ||
25 | 17/2 | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. Учебник, с. 56–57.Р/т, с. 22 | ||
26 | 18/2 | Закрепление изученного материала. Письмо цифры 9. Учебник, с. 58–59.Р/т, с. 22 | ||
27 | 19/2 | Число 10. Запись числа 10. Учебник, с. 60–61.Р/т, с. 23 | ||
28 | 20/2 | Числа от 1 Учебник, с. 62–63.Р/т, с. 23 | ||
29 | 21/2 | Сантиметр – единица измерения длины. Учебник, с. 66–67.Р/т, с. 24 | ||
30 | 22/2 | Увеличить на ... Уменьшить на ... Учебник, с. 68–69.Р/т, с. 25 | ||
31 | 23/2 | Число 0. Учебник, с. 70–71.Р/т, с. 26 | ||
32 | 24/2 | Закрепление изученного материала. Сложение с нулём. Вычитание нуля. Учебник, с. 72–73.Р/т, с. 27 | ||
33 | 25/2 | Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10 и число 0». Учебник, с. 76–77.Р/т, с. 27 | ||
34 | 26/2 | Закрепление изученного материала. Проверка знаний учащихся. Учебник, с. 78. Р/т, с. 28 | ||
35 | 27/2 | Работа над ошибками. | ||
36 | 28/2 | Итоговый контроль. Р/т, с. 28 | ||
3 | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (48 ч) | |||
37 | 1/3 | Прибавить и вычесть 1. Знаки «+», «–», «=». Учебник, с. 80–81. Р/т, с. 29 | ||
38 | 2/3 | Прибавить и вычесть 1. Учебник, с. 82–83. Р/т, с. 30 | ||
39 | 3/3 | Прибавить и вычесть число 2. Учебник, с. 84–85. Р/т, с. 31 | ||
40 | 4/3 | Слагаемые. Сумма. Учебник, с. 86–87. Р/т, с. 32 | ||
41 | 5/3 | Задача (условие, вопрос). Учебник, с. 88–89.Р/т, с. 33 | ||
42 | 6/3 | Сопоставление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. Учебник, с. 90–91.Р/т, с. 34 | ||
43 | 7/3 | Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц. Учебник, с. 92–93. Р/т, с. 34 | ||
44 | 8/3 | Присчитывание и отсчитывание по 2. Учебник, с. 94–95. Р/т, с. 35 | ||
45 | 9/3 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с од- Учебник, с. 96–97. Р/т, с. 36 | ||
46 | 10/3 | Закрепление изученного материала. Проверка знаний учащихся. Учебник, с. 100–101. Р/т, с. 37 | ||
47 | 11/3 | Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычислений. Учебник, с. 104–105. Р/т, с. 38 | ||
48 | 12/3 | Закрепление изученного материала. Решение текстовых задач. Учебник, с. 106–107. Р/т, с. 38 | ||
49 | 13/3 | Закрепление по теме «Прибавить и вычесть 3». Решение текстовых задач. Учебник, с. 108–109.Р/т, с. 39 | ||
50 | 14/3 | Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблицы. Учебник, с. 110–111. Р/т, с. 40 | ||
51 | 15/3 | Сложение и соответствующие случаи состава чисел. Учебник, с. 112–113. Р/т, с. 41 | ||
52 | 16/3 | Решение задач. Учебник, с. 114–115. Р/т, с. 42 | ||
53 | 17/3 | Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть число 3». Учебник, с. 116–117. Р/т, с. 43 | ||
54 | 18/3 | Закрепление изученного материала. Учебник, с. 120–121. Р/т, с. 44–45 | ||
55 | 19/3 | Закрепление изученного материала. Проверка знаний учащихся. Учебник, с. 122–123. Р/т, с. 46–47 | ||
56 | 20/3 | Работа над ошибками. Поверим себя и свои достижения. ТЕСТ № 1 Учебник с. 126 Обобщение. Учебник, с. 124–125. Р/т, с. 48 | ||
57 | 21/3 | Закрепление изученного материала. Прибавить и вычесть 1, 2, 3. Учебник, с. 4–5 (ч. 2). Р/т, с. 3 (ч. 2) | ||
58 | 22/3 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов).Учебник, с. 6. Р/т, с. 4 | ||
59 | 23/3 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. Учебник, с. 7. Р/т, с. 5 | ||
60 | 24/3 | Прибавить и вычесть 4. Приёмы вычислений. Учебник, с. 8. Р/т, с. 6 | ||
61 | 25/3 | Закрепление изученного материала. Учебник, с. 9. Р/т, с. 5–6 | ||
62 | 26/3 | Задачи на разностное сравнение чисел. Учебник, с. 10. Р/т, с. 6 | ||
63 | 27/3 | Решение задач. Учебник, с. 11.Р/т, с. 7 | ||
64 | 28/3 | Прибавить и вычесть 4. Сопоставление и заучивание таблицы. Учебник, с. 12. Р/т, с. 7 | ||
65 | 29/3 | Решение задач. Закрепление пройденного материала. Учебник, с. 13. Р/т, с. 7 | ||
66 | 30/3 | Перестановка слагаемых. Учебник, с. 14. Р/т, с. 8 | ||
67 | 31/3 | Перестановка слагаемых и её применение для случаев прибавления 5, 6, 7, 8, 9. Учебник, с. 15. Р/т, с. 8 | ||
68 | 32/3 | Составление таблицы вычитания и сложения 5, 6, 7, 8, 9. Учебник, с. 16. Р/т, с. 9 | ||
69 | 33/3 | Закрепление пройденного материала. Состав чисел в пределах 10. Учебник, с. 17. Р/т, с. 10 | ||
70 | 34/3 | Состав числа 10. Решение задач. Учебник, с. 18–19. Р/т, с. 11 | ||
71 | 35/3 | Повторение изученного материала. Проверка знаний. Контрольная работа № 1 Учебник, с. 22–23. Р/т, с. 12 | ||
72 | 36/3 | Связь между суммой и слагаемыми. Учебник, с. 24–25. Р/т, с. 13 | ||
73 | 37/3 | Связь между суммой и слагаемыми. Учебник, с. 26–27.Р/т, с. 14 | ||
74 | 38/3 | Решение задач. Учебник, с. 28.Р/т, с. 15 | ||
75 | 39/3 | Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Учебник, с. 29.Р/т, с. 16 | ||
76 | 40/3 | Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7. Учебник, с. 30.Р/т, с. 17 | ||
77 | 41/3 | Вычитание из чисел 6, 7. Связь сложения и вычитания. Учебник, с. 31.Р/т, с. 18 | ||
78 | 42/3 | Вычитание из чисел 8, 9. Учебник, с. 32.Р/т, с. 19 | ||
79 | 43/3 | Вычитание из чисел 8, 9. Решение задач. Учебник, с. 33.Р/т, с. 19 | ||
80 | 44/3 | Вычитание из числа 10. Учебник, с. 34.Р/т, с. 20 | ||
81 | 45/3 | Закрепление изученного материала. Учебник, с. 35.Р/т, с. 20 | ||
82 | 46/3 | Килограмм. Учебник, с. 36–37.Р/т, с. 21 | ||
83 | 47/3 | Литр. Учебник, с. 38.Р/т, с. 21 | ||
84 | 48/3 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка». Учебник, с. 39–41, 44.Р/т, с. 22 | ||
4 | Числа от 11 до 20. Нумерация (16 ч) | |||
85 | 1/4 | Название и последовательность чисел от 10 до 20. Учебник, с. 46–47.Р/т, с. 23 | ||
86 | 2/4 | Название и последовательность чисел от 10 до 20. Учебник, с. 48–49. Р/т, с. 23–24 | ||
87 | 3/4 | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. Учебник, с. 50.Р/т, с. 24 | ||
88 | 4/4 | Дециметр. Учебник, с. 51.Р/т, с. 25 | ||
89 | 5/4 | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. Учебник, с. 52.Р/т, с. 26 | ||
90 | 6/4 | Чтение и запись чисел. Учебник, с. 53.Р/т, с. 27 | ||
91 | 7/4 | Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел. Учебник, с. 56–57.Р/т, с. 28 | ||
92 | 8/4 | Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20. Учебник, с. 57.Р/т, с. 29 | ||
93 | 9/4 | Закрепление изученного материала по теме «Числа от 1 до 20». Учебник, с. 58.Р/т, с. 30 | ||
94 | 10/4 | Контрольная работа | ||
95 | 11/4 | Работа над ошибками. Учебник, с. 59 | ||
96 | 12/4 | Повторение. Подготовка к введению задач в два действия. Учебник, с. 60.Р/т, с. 31 | ||
97 | 13/4 | Решение задач. Учебник, с. 61.Р/т, с. 31 | ||
98 | 14/4 | Ознакомление с задачей в два действия. Учебник, с. 62.Р/т, с. 32 | ||
99 | 15/4 | Решение задач в два действия. Учебник, с. 63.Р/т, с. 33 | ||
100 | 16/4 | Контрольная работа по теме «Числа от 11 до 20» | ||
5 | Сложение и вычитание (22 ч) | |||
101 | 5/1 | Общий приём сложения одно-значных чисел с переходом через десяток. Учебник, с. 64–65.Р/т, с. 34 | ||
102 | 5/2 | Сложение вида + 2, + 3. Учебник, с. 66.Р/т, с. 34 | ||
103 | 5/3 | Сложение вида + 4. Учебник, с. 67. Р/т, с. 35 | ||
104 | 5/4 | Сложение вида + 5. Учебник, с. 68.Р/т, с. 35 | ||
105 | 5/5 | Сложение вида + 6. Учебник, с. 69. Р/т, с. 36 | ||
106 | 5/6 | Сложение вида + 7. Учебник, с. 70.Р/т, с. 36 | ||
107 | 5/7 | Сложение вида + 8, + 9. Учебник, с. 71.Р/т, с. 37 | ||
108 | 5/8 | Таблица сложения. Учебник, с. 72.Р/т, с. 38 | ||
109 | 5/9 | Решение текстовых задач, числовых выражений. Учебник, с. 73.Р/т, с. 38 | ||
110 | 5/10 | Закрепление изученного материала. Учебник, с. 76–77. Р/т, с. 39 | ||
111 | 5/11 | Проверка знаний. Учебник, с. 78–79.Р/т, с. 40 | ||
112 | 5/12 | Приёмы вычитания с переходом через десяток. Учебник, с. 80–81.Р/т, с. 41 | ||
113 | 5/13 | Вычитание вида 11 – . Учебник, с. 82.Р/т, с. 42 | ||
114 | 5/14 | Вычитание вида 12 – . Учебник, с. 83.Р/т, с. 42 | ||
115 | 5/15 | Вычитание вида 13 – . Учебник, с. 84.Р/т, с. 43 | ||
116 | 5/16 | Вычитание вида 14 – . Учебник, с. 85.Р/т, с. 43 | ||
117 | 5/17 | Вычитание вида 15 – . Учебник, с. 86.Р/т, с. 44 | ||
118 | 5/18 | Вычитание вида 16 – . Учебник, с. 87.Р/т, с. 44 | ||
119 | 5/19 | Вычитание вида 17 – , 18 – . Учебник, с. 88.Р/т, с. 45 | ||
120 | 5/20 | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание чисел». Учебник, с. 89.Р/т, с. 46 | ||
121 | 5/21 | Контрольная работа по теме «Табличное сложение и вычитание». Учебник, с. 92–93.Р/т, с. 46 | ||
122 | 5/22 | Работа над ошибками в контрольной работе. Учебник, с. 94–95.Р/т, с. 46 | ||
6 | Итоговое повторение (10 часов) | |||
123 | 1/6 | Закрепление изученного материала. Учебник, с. 100–101, 104.Р/т, с. 47 | ||
124 | 2/6 | Закрепление изученного материала. Учебник, с. 106–107.Р/т, с. 47 | ||
125 | 3/6 | Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание до 10». Учебник, с. 102, 104. Р/т, с. 47 | ||
126 | 4/6 | Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание до 10». Учебник, с. 106–107. Р/т, с. 47 | ||
127 | 5/6 | Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание до 20». Учебник, с. 103, 104 | ||
128 | 6/6 | Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание до 20». Учебник, с. 106–107 | ||
129 | 7/6 | Закрепление материала по теме «Решение задач в два действия». Учебник, с. 105 | ||
130 | 8/6 | Контрольная работа. Учебник, с. 110–111 | ||
131 | 9/6 | Работа над ошибками. Р/т, с. 47–48 | ||
132 | 10/6 | Закрепление. Сложение и вычитание в пределах второго десятка. Р/т, с. 47–48 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана в на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 3» Рабочая программа разработана с учётом авторской программы по математике под редакцией авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1 – 4 классы».
Программа по учебному предмету «Математика» (предметная область «Математика и информатика») включает пояснительную записку, содержание учебного предмета «Математика» для 1—4 классов начальной школы, распределённое по годам обучения, планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне начального общего образования и тематическое планирование изучения курса
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы
Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Математика» с учётом возрастных особенностей младших школьников В первом и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД. В познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией» С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам (темам) содержания обучения 1- 4 классах, а также раскрываются методы и формы организа- ции обучения и характеристика видов деятельности, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы (раздела). Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
В начальных классах изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения не только в начальной школе, но и в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
1 Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.
2 Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события) 3 Обеспечение математического развития первоклассника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др).
4 Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируе- мых результатов лежат следующие ценности математики, координирующие со становлением личности младшего школьника:
- понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д. );
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни — возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
В Примерном учебном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов Из них: в 1 классе — 132 часа, во 2 классе — 136 часов, 3 классе — 136 часов, 4 классе — 136 часов.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
1 класс М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В. Степанова. Математика 1 класс. Учебник в 2 ч.- М.: Просвещение.
2 класс
М.И. Моро, Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В. Степанова. Математика 2 класс. Учебник в 2 ч.- М.: Просвещение.
3 класс
М.И. Моро, Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В. Степанова. Математика 3 класс. Учебник в 2 ч.- М.: Просвещение.
4 класс
М.И. Моро, Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В. Степанова. Математика 3 класс. Учебник в 2 ч.- М.: Просвещение.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основное содержание обучения в примерной программе пред- ставлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация»
КЛАСС
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 Названия ком- понентов действий, результатов действий сложения, вычитания Вычитание как действие, обратное сложению
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление тексто- вой задачи по образцу Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче Решение задач в одно действие
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов на плоскости, в про- странстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений
Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольни- ка, прямоугольника, отрезка Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измере- ние длины отрезка в сантиметрах
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу Характеристики объек- та, группы объектов (количество, форма, размер) Группировка объектов по заданному признаку
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, со- ставленные относительно заданного набора математических объектов
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлече- ние данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин)
Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
—наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;
—обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;
—понимать назначение и необходимость использования вели- чин в жизни;
—наблюдать действие измерительных приборов;
—сравнивать два объекта, два числа;
—распределять объекты на группы по заданному основанию;
—копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу;
—приводить примеры чисел, геометрических фигур;
—вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность)
Работа с информацией:
—понимать, что математические явления могут быть представ- лены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема;
—читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме
Универсальные коммуникативные учебные действия:
—характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку;
—комментировать ход сравнения двух объектов;
—описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче; описывать положение предмета в пространстве
—различать и использовать математические знаки;
—строить предложения относительно заданного набора объектов.
Универсальные регулятивные учебные действия:
—принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;
—действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;
—проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возник- шей ошибки и трудности;
—проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия
Совместная деятельность:
—участвовать в парной работе с математическим материалом; выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разре шать конфликты.
2 класс
Числа и величины
Числа в пределах 100: чтение, запись, десятичный состав, сравнение Запись равенства, неравенства Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц/десятков; разностное сравнение чисел.
Величины: сравнение по массе (единица массы — кило- грамм); измерение длины (единицы длины — метр, дециметр, сантиметр, миллиметр), времени (единицы времени — час, ми- нута) Соотношение между единицами величины (в пределах 100), его применение для решения практических задач.
Арифметические действия
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Переместительное, сочетательное свойства сложения, их применение для вычислений. Взаимосвязь компонентов и результата действия сложения, действия вычитания. Проверка результата вычисления (реальность ответа, обратное действие).
Действия умножения и деления чисел в практических и учебных ситуациях. Названия компонентов действий умножения, деления.
Табличное умножение в пределах 50. Табличные случаи умножения, деления при вычислениях и решении задач. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь компонентов и результата действия умножения, действия деления.
Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания; его нахождение.
Числовое выражение: чтение, запись, вычисление значения. Порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок) в пределах 100 (не более трех действий); нахождение его значения. Рациональные приемы вычислений: использование переместительного и сочетательного свойства.
Текстовые задачи
Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. План решения задачи в два действия, выбор соответствующих плану арифметических действий. Запись решения и ответа задачи. Решение текстовых задач на применение смысла арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Расчётные задачи на увеличение/ уменьшение величины на несколько единиц/в несколько раз. Фиксация ответа к задаче и его проверка (формулирование, проверка на достоверность, следование плану, соответствие поставленному вопросу.)
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, прямой угол, ломаная, многоугольник. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданными длинами сторон, квадрата с заданной длиной стороны. Длина ломаной. Измерение периметра данного/изображенного прямоугольника (квадрата), запись результата измерения в сантиметрах.
Математическая информация
Нахождение, формулирование одного-двух общих признаков набора математических объектов: чисел, величин, геометрических фигур. Классификация объектов по заданному или самостоятельно установленному признаку. Закономерность в ряду чисел, геометрических фигур, объектов повседневной жизни.
Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, содержащие количественные, пространственные отношения, зависимости между числами/величинами. Конструирование утверждений с использованием слов «каждый», «все».
Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопрос информации, представленной в таблице (таблицы сложения, умножения; график дежурств, наблюдения в природе и пр. ).
Внесение данных в таблицу, дополнение моделей (схем, изображений) готовыми числовыми данными.
Алгоритмы (приёмы, правила) устных и письменных вычислений, измерений и построения геометрических фигур.
Правила работы с электронными средствами обучения (электронной формой учебника, компьютерными тренажёрами).
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
—наблюдать математические отношения (часть-целое, больше -меньше) в окружающем мире;
—характеризовать назначение и использовать простейшие измерительные приборы (сантиметровая лента, весы);
—сравнивать группы объектов (чисел, величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному основанию;
—распределять (классифицировать) объекты (числа, величины, геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) на группы;
—обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире;
—вести поиск различных решений задачи (расчётной, с геометрическим содержанием);
—воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок);
—устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием;
—подбирать примеры, подтверждающие суждение, вывод, ответ
Работа с информацией:
—извлекать и использовать информацию, представленную в текстовой, графической (рисунок, схема, таблица) форме, заполнять таблицы;
—устанавливать логику перебора вариантов для решения простейших комбинаторных задач;
—дополнять модели (схемы, изображения) готовыми числовыми данными
Универсальные коммуникативные учебные действия:
—комментировать ход вычислений;
—объяснять выбор величины, соответствующей ситуации измерения;
—составлять текстовую задачу с заданным отношением (готовым решением) по образцу;
—использовать математические знаки и терминологию для описания сюжетной ситуации; конструирования утверждений, выводов относительно данных объектов, отношения;
—называть числа, величины, геометрические фигуры, обладающие заданным свойством;
—записывать, читать число, числовое выражение; приводить примеры, иллюстрирующие смысл арифметического действия
—конструировать утверждения с использованием слов «каждый», «все»
Универсальные регулятивные учебные действия:
—следовать установленному правилу, по которому составлен ряд чисел, величин, геометрических фигур;
—организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной работы с математическим материалом;
—проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия, обратного действия;
—находить с помощью учителя причину возникшей ошибки и трудности
Совместная деятельность:
—принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленных учителем или самостоятельно;
—участвовать в парной и групповой работе с математическим материалом: обсуждать цель деятельности, ход работы, комментировать свои действия, выслушивать мнения других участников, готовить презентацию (устное выступление) решения или ответа;
—решать совместно математические задачи поискового и творческого характера (определять с помощью измерительных инструментов длину, определять время и продолжительность с помощью часов; выполнять прикидку и оценку результата действий, измерений);
—совместно с учителем оценивать результаты выполнения общей работы.
3 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представ- ление в виде суммы разрядных слагаемых. Равенства и нера- венства: чтение, составление. Увеличение/уменьшение числа в несколько раз. Кратное сравнение чисел.
Масса (единица массы — грамм); соотношение между кило- граммом и граммом; отношение «тяжелее/легче на/в»
Стоимость (единицы — рубль, копейка); установление отно- шения «дороже/дешевле на/в». Соотношение «цена, количе- ство, стоимость» в практической ситуации.
Время (единица времени — секунда); установление отноше- ния «быстрее/медленнее на/в». Соотношение «начало, оконча- ние, продолжительность события» в практической ситуации.
Длина (единица длины — миллиметр, километр); соотноше- ние между величинами в пределах тысячи.
Площадь (единицы площади — квадратный метр, квадрат- ный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр).
Арифметические действия
Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и внетабличное умножение, деление, действия с круглыми числами).
Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000 Действия с числами 0 и 1.
Письменное умножение в столбик, письменное деление угол- ком. Письменное умножение, деление на однозначное число в пределах 100. Проверка результата вычисления (прикидка или оценка результата, обратное действие, применение алгоритма, использование калькулятора).
Переместительное, сочетательное свойства сложения, умно- жения при вычислениях.
Нахождение неизвестного компонента арифметического дей- ствия.
Порядок действий в числовом выражении, значение число- вого выражения, содержащего несколько действий (со скобка- ми/без скобок), с вычислениями в пределах 1000.
Однородные величины: сложение и вычитание.
Текстовые задачи
Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление на модели, планирование хода решения задачи, решение арифметическим способом. Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остат- ком), отношений (больше/меньше на/в), зависимостей (ку- пля-продажа, расчёт времени, количества), на сравнение (раз- ностное, кратное). Запись решения задачи по действиям и с помощью числового выражения. Проверка решения и оценка полученного результата.
Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической ситуации; сравнение долей одной вели- чины. Задачи на нахождение доли величины.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей).
Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства.
Измерение площади, запись результата измерения в ква- дратных сантиметрах. Вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами, запись равенства. Изобра- жение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным зна- чением площади. Сравнение площадей фигур с помощью на- ложения.
Математическая информация
Классификация объектов по двум признакам.
Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: кон- струирование, проверка. Логические рассуждения со связками
«если …, то …», «поэтому», «значит».
Извлечение и использование для выполнения заданий ин- формации, представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписа- ние уроков, движения автобусов, поездов); внесение данных в таблицу; дополнение чертежа данными.
Формализованное описание последовательности действий (инструкция, план, схема, алгоритм).
Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения учебных и практических задач.
Алгоритмы изучения материала, выполнения обучающих и тестовых заданий на доступных электронных средствах обу- чения (интерактивной доске, компьютере, других устройствах).
Универсальные учебные действия
Универсальные познавательные учебные действия:
—сравнивать математические объекты (числа, величины, гео- метрические фигуры);
—выбирать приём вычисления, выполнения действия;
—конструировать геометрические фигуры;
—классифицировать объекты (числа, величины, геометриче- ские фигуры, текстовые задачи в одно действие) по выбран- ному признаку;
—прикидывать размеры фигуры, её элементов;
—понимать смысл зависимостей и математических отноше- ний, описанных в задаче;
—различать и использовать разные приёмы и алгоритмы вы- числения;
—выбирать метод решения (моделирование ситуации, перебор вариантов, использование алгоритма);
—соотносить начало, окончание, продолжительность события в практической ситуации;
—составлять ряд чисел (величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному правилу;
—моделировать предложенную практическую ситуацию;
—устанавливать последовательность событий, действий сюже- та текстовой задачи.
Работа с информацией:
—читать информацию, представленную в разных формах;
—извлекать и интерпретировать числовые данные, представ- ленные в таблице, на диаграмме;
—заполнять таблицы сложения и умножения, дополнять дан- ными чертеж;
—устанавливать соответствие между различными записями ре- шения задачи;
—использовать дополнительную литературу (справочники, словари) для установления и проверки значения математи- ческого термина (понятия).
Универсальные коммуникативные учебные действия:
—использовать математическую терминологию для описания отношений и зависимостей;
—строить речевые высказывания для решения задач; состав- лять текстовую задачу;
—объяснять на примерах отношения «больше/меньше на … »,
«больше/меньше в … », «равно»;
—использовать математическую символику для составления числовых выражений;
—выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения величины к другим в соответствии с практической ситуацией;
—участвовать в обсуждении ошибок в ходе и результате выпол- нения вычисления.
Универсальные регулятивные учебные действия:
—проверять ход и результат выполнения действия;
—вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять;
—формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснени- ем, расчётами;
—выбирать и использовать различные приёмы прикидки и проверки правильности вычисления; проверять полноту и правильность заполнения таблиц сложения, умножения. Совместная деятельность:
—при работе в группе или в паре выполнять предложенные за- дания (находить разные решения; определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инстру- ментов длину, массу, время);
—договариваться о распределении обязанностей в совместном труде, выполнять роли руководителя, подчинённого, сдер- жанно принимать замечания к своей работе;
—выполнять совместно прикидку и оценку результата выпол- нения общей работы.
4 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение упорядочение. Число, большее или меньшее данного числа на заданное число разрядных единиц, в заданное число раз.
Величины: сравнение объектов по массе, длине, площади, вместимости.
Единицы массы — центнер, тонна; соотношения между еди- ницами массы.
Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотно- шение между ними.
Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, ки- лометр), площади (квадратный метр, квадратный сантиметр), вместимости (литр), скорости (километры в час, метры в мину-
ту, метры в секунду); соотношение между единицами в преде- лах 100 000.
Доля величины времени, массы, длины.
Арифметические действия
Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах миллиона. Письменное умножение, деление мно- гозначных чисел на однозначное/двузначное число в пределах 100 000; деление с остатком. Умножение/деление на 10, 100,
1000.
Свойства арифметических действий и их применение для вы- числений. Поиск значения числового выражения, содержаще- го несколько действий в пределах 100 000. Проверка результа- та вычислений, в том числе с помощью калькулятора.
Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметиче- ского действия: запись, нахождение неизвестного компонента.
Умножение и деление величины на однозначное число.
Текстовые задачи
Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2—3 действия: анализ, представление на модели; планирование и запись решения; проверка решения и ответа. Анализ за- висимостей, характеризующих процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность, время, объём работы), купли-продажи (цена, количество, стоимость) и решение соответствующих задач. Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание события), расчёта количества, расхода, изменения. Задачи на нахождение доли величины, величины по её доле. Разные способы решения некоторых видов изученных задач. Оформление решения по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Наглядные представления о симметрии.
Окружность, круг: распознавание и изображение; построение окружности заданного радиуса. Построение изученных геометрических фигур с помощью линейки, угольника, циркуля. Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; различение, называние.
Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление фигур из прямоугольников/квадратов.
Периметр, площадь фигуры, составленной из двух-трёх прямо- угольников (квадратов).
Математическая информация
Работа с утверждениями: конструирование, проверка истин- ности; составление и проверка логических рассуждений при решении задач.
Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на диаграммах, схемах, в таблицах, тек- стах. Сбор математических данных о заданном объекте (числе, величине, геометрической фигуре). Поиск информации в спра- вочной литературе, сети Интернет. Запись информации в пред- ложенной таблице, на столбчатой диаграмме.
Доступные электронные средства обучения, пособия, трена- жёры, их использование под руководством педагога и самосто- ятельно. Правила безопасной работы с электронными источни- ками информации (электронная форма учебника, электронные словари, образовательные сайты, ориентированные на детей младшего школьного возраста).
Алгоритмы решения учебных и практических задач.
Универсальные учебные действия
Универсальные познавательные учебные действия:
—ориентироваться в изученной математической терминологии, использовать её в высказываниях и рассуждениях;
—сравнивать математические объекты (числа, величины, гео- метрические фигуры), записывать признак сравнения;
—выбирать метод решения математической задачи (алгоритм действия, приём вычисления, способ решения, моделирование ситуации, перебор вариантов);
—обнаруживать модели изученных геометрических фигур в окружающем мире;
—конструировать геометрическую фигуру, обладающую задан- ным свойством (отрезок заданной длины, ломаная опреде- лённой длины, квадрат с заданным периметром);
—классифицировать объекты по 1—2 выбранным признакам.
—составлять модель математической задачи, проверять её со- ответствие условиям задачи;
—определять с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу предмета (электронные и гиревые весы), температуру (градусник), скорость движения транспортного средства (ма- кет спидометра), вместимость (с помощью измерительных сосудов).
Работа с информацией:
—представлять информацию в разных формах;
—извлекать и интерпретировать информацию, представленную в таблице, на диаграмме;
—использовать справочную литературу для поиска информа- ции, в том числе Интернет (в условиях контролируемого вы- хода).
Универсальные коммуникативные учебные действия:
—использовать математическую терминологию для записи ре- шения предметной или практической задачи;
—приводить примеры и контрпримеры для подтверждения/ опровержения вывода, гипотезы;
—конструировать, читать числовое выражение;
—описывать практическую ситуацию с использованием изученной терминологии;
—характеризовать математические объекты, явления и события с помощью изученных величин;
—составлять инструкцию, записывать рассуждение;
—инициировать обсуждение разных способов выполнения задания, поиск ошибок в решении.
Универсальные регулятивные учебные действия:
—контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия, решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры, измерения;
—самостоятельно выполнять прикидку и оценку результата измерений;
—находить, исправлять, прогнозировать трудности и ошибки и трудности в решении учебной задачи.
Совместная деятельность:
—участвовать в совместной деятельности: договариваться о способе решения, распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа;
—договариваться с одноклассниками в ходе организации проектной работы с величинами (составление расписания, под- счёт денег, оценка стоимости и веса покупки, рост и вес человека, приближённая оценка расстояний и временных интервалов; взвешивание; измерение температуры воздуха и воды), геометрическими фигурами (выбор формы и деталей при конструировании, расчёт и разметка, прикидка и оценка конечного результата).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Младший школьник достигает планируемых результатов об- учения в соответствии со своими возможностями и способностями. На его успешность оказывают влияние темп деятельности ребенка, скорость психического созревания, особенности формирования учебной деятельности (способность к целеполаганию, готовность планировать свою работу, самоконтроль и т. д.).
Планируемые результаты освоения программы по математике, представленные по годам обучения, отражают, в первую очередь, предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные результаты в области становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения. Тем самым подчеркивается, что становление личностных новообразований и универсальных учебных действий осуществляется средствами математического содержания курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
—осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
—применять правила совместной деятельности со сверстника- ми, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
—осваивать навыки организации безопасного поведения в ин- формационной среде;
—применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
—работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
—оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
—оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; стремиться углублять свои математические знания и умения;
—пользоваться разнообразными информационными средства- ми для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
- Базовые логические действия:
—устанавливать связи и зависимости между математически- ми объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);
—применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
—приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских за- дач;
—представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
- Базовые исследовательские действия:
—проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;
—понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
—применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
- Работа с информацией:
—находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;
—читать, интерпретировать графически представленную ин- формацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
—представлять информацию в заданной форме (дополнять та- блицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
—принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
—конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение;
—использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ;
—комментировать процесс вычисления, построения, решения;
—объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
—в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей право- ты, проявлять этику общения;
—создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида –описание (например, геометрической фигуры), рас- суждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (на- пример, измерение длины отрезка);
—ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; составлять по аналогии;
—самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
- Самоорганизация:
—планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
—выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
- Самоконтроль:
—осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;
—выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
—находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;
3)Самооценка:
—предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
—оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
—участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров); согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;
—осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
—читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
—пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
—находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
—выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток;
—называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
—решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос);
—сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними со- отношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже);
—знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см);
—различать число и цифру;
—распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок;
устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под;
—распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов;
—группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
—различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в та- блицу, извлекать данное/данные из таблицы;
—сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры);
—распределять объекты на две группы по заданному основанию.
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
—читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пре- делах 100;
—находить число большее/меньшее данного числа на заданное число (в пределах 100); большее данного числа в заданное число раз (в пределах 20);
—устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100;
—выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 — устно и письменно; умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умножения;
—называть и различать компоненты действий умножения (множители, произведение); деления (делимое, делитель, частное);
—находить неизвестный компонент сложения, вычитания;
—использовать при выполнении практических заданий единицы величин длины (сантиметр, дециметр, метр), массы (килограмм), времени (минута, час); стоимости (рубль, копейка); преобразовывать одни единицы данных величин в другие;
—определять с помощью измерительных инструментов длину; определять время с помощью часов; выполнять прикидку и оценку результата измерений; сравнивать величины длины, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на»;
—решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель); планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия/действий, записывать ответ;
—различать и называть геометрические фигуры: прямой угол; ломаную, многоугольник; выделять среди четырехугольников прямоугольники, квадраты;
—на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник; чертить прямой угол, прямоугольник с заданными длинами сторон; использовать для выполнения построений линейку, угольник;
—выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки;
—находить длину ломаной, состоящей из двух-трёх звеньев, периметр прямоугольника (квадрата);
—распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все», «каждый»; проводить одно-двухшаговые логические рассуждения и делать выводы;
—находить общий признак группы математических объектов (чисел, величин, геометрических фигур);
—находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических фигур);
—представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять строку/столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке (изображении геометрических фигур);
—сравнивать группы объектов (находить общее, различное);
—обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире;
—подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ;
—составлять (дополнять) текстовую задачу;
—проверять правильность вычислений.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
—читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пре- делах 1000;
—находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000);
—выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 — устно, в пределах 1000 — письменно); умножение и деление на однозначное число (в пределах 100 — устно и письменно);
выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1; деление с остатком;
—устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления;
—использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения;
—находить неизвестный компонент арифметического действия;
—использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр, деци- метр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль); преобразовывать одни единицы данной величины в другие;
—определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время; выполнять прикидку и оценку результата измерений; определять продолжительность события;
—сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/ меньше на/в»;
—называть, находить долю величины (половина, четверть);
—сравнивать величины, выраженные долями;
—знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара, определение времени, выполнение расчётов) соотношение между величинами; выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;
—решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления);
—конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части;
—сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);
—находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата), используя правило/алгоритм;
—распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые), в том числе с использованием изученных связок;
—классифицировать объекты по одному-двум признакам;
—извлекать и использовать информацию, представленную в та- блицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка);
—структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу;
—составлять план выполнения учебного задания и следовать ему; выполнять действия по алгоритму;
—сравнивать математические объекты (находить общее, раз- личное, уникальное);
—выбирать верное решение математической задачи.
К концу обучения в четвертом классе обучающийся научится:
—читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа;
—находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз;
—выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 — уст- но); умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (в пределах 100 — устно); деление с остатком — письменно (в пределах 1000);
—вычислять значение числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления с многозначными числами;
—использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий;
—выполнять прикидку результата вычислений; осуществлять проверку полученного результата по критериям: достоверность(реальность), соответствие правилу/алгоритму, а также с помощью калькулятора;
—находить долю величины, величину по ее доле;
—находить неизвестный компонент арифметического действия;
—использовать единицы величин для при решении задач (дли- на, масса, время, вместимость, стоимость, площадь, скорость);
—использовать при решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час; сутки, неделя, месяц, год, век), вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час, метр в секунду);
—использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем, между производительностью, временем и объёмом работы;
—определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета, температуру (например, воды, воздуха в помещении), скорость движения транспортного средства; определять с помощью измерительных сосудов вместимость; выполнять прикидку и оценку результата измерений;
—решать текстовые задачи в 1—3 действия, выполнять преобразование заданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя, при необходимости, вычислительные устройства, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие условию;
—решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (на покупки, движение и т.п.), в том числе, с избыточными данными, находить недостающую информацию (на- пример, из таблиц, схем), находить и оценивать различные способы решения, использовать подходящие способы про- верки;
—различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг;
—изображать с помощью циркуля и линейки окружность за- данного радиуса;
—различать изображения простейших пространственных фигур: шара, куба, цилиндра, конуса, пирамиды; распознавать в простейших случаях проекции предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену);
—выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей составной фигуры на прямоугольники (квадраты), находить периметр и площадь фигур, составленных из двух- трех прямоугольников (квадратов);
—распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения; приводить пример, контрпример;
формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые) с использованием изученных связок;
—классифицировать объекты по заданным/самостоятельно установленным одному-двум признакам;
—извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, календарь, расписание), в предметах повседневной жизни (например, счет, меню, прайс-лист, объявление);
—заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму;
—использовать формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических и учебных ситуациях; дополнять алгоритм, упорядочивать шаги алгоритма;
—выбирать рациональное решение;
—составлять модель текстовой задачи, числовое выражение;
—конструировать ход решения математической задачи;
—находить все верные решения задачи из предложенных.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| |||
№ | Название раздела | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Числа | 20 ч | игровые программы |
2 | Величины | 7 ч | виртуальная лаборатория |
3 | Арифметические действия | 40 ч | мультимедийные программы |
4 | Текстовые задачи | 16ч | электронный учебник и задачник, игровые программы |
5 | Пространственные отношения и геометрические фигуры | 20 ч | Игровые программы, виртуальная лаборатория |
6 | Математическая информация | 15ч | Электронная библиотека, эл.учебник |
7 | Резерв | 14 ч | коллекция цифровых образовательных ресурсов. |
ИТОГО: | 132 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по математике. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС
Технологическая карта...
Рабочая программа по учебному предмету "Математика" для 1 класса. (составлена на основе авторской программы Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс.")
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Структура пояснительной записки:1. Сведения о программе.2. Цели и...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса
Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образоват...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...