Разработка урока математики в 4 классе на тему "Прием деления на двузначное число на основе результата деления числа на однозначное число"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Ольга Николаевна Архипова

Урок проводиться в игровой форме с применением современных педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

 Тема: Прием деления на двузначное число на основе результата деления числа на однозначное число.                                                                                                                                     Класс: 4 Я

Дата проведения: 12.04.2022

Учитель: Архипова О.Н.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: Познакомиться с приемом деления на двузначное число на основе результата деления числа на однозначное число.

Задачи урока:

  • формировать умение сравнивать частные чисел, решать и преобразовывать задачи, выдвигать и проверять собственные гипотезы на основе практической деятельности;
  • развивать индивидуальные познавательные способности учащихся, умение кодировать информацию, осуществлять выбор наиболее эффективных путей решения проблемных задач;
  • создание условий для наиболее благоприятной обстановки, способствующей активной работе детей через ситуацию успеха.

Планируемые результаты:

Личностные: интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области математики, навыки самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности (правильность и точность ответа, его обоснованность, участие в обсуждении. Уровень самооценки), понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: осуществлять разносторонний анализ объекта, проводить сравнение, строить выводы на основе сравнения, проводить классификацию объектов, самостоятельно выделяя основание классификации.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами , задавать вопросы для организации собственной деятельности и координирования её с деятельностью партнёра, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой общения ,допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении.

Предметные результаты:

Познакомиться с приемом деления на двузначное число на однозначное число на основе результата деления числа на однозначное; анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между её условием, вопросом и решением.

Ход урока.

I.Создание рабочего настроя. 

 ТИМ ЧИР        

Глаза смотрят и видят,                                                                                                            Уши слушают и слышат,                                                                                                          Сначала думаю, потом говорю,                                                                                          Помню, что в классе я не один,                                                                                                     Я умею слушать мнение других.

 - Садитесь. Мы сегодня с вами отправляемся в одно интересное путешествие. Куда и на каком транспорте, вы сейчас узнаете сами. Для начала вы должны решить выражения, которые вы найдёте на жёлтых листочках. (Работа в парах.)

  (70 – 58) ▪ (32 + 68) - 108 = 12

   600 : ( 15 ▪ 20 – 15 ▪ 10 ) = 4

  2000 – ( 500 ▪ 4 : 2 – (8 ▪50 + 67))  = 1961

(Дети  называют ответ, учитель записывает на доске)

 12. 4. 1961 – О чем говорят эти числа? (12 апреля 1961 года впервые человек полетел в космос.) На доске появляется портрет Ю.Гагарина (Краткая информация)

- Какое путешествие нас ожидает?  ( Открывается доска, где написана дата, классная работа , висит изображение корабля с названием «4 Я»)

 - В полёте космонавты ведут бортовой журнал, где записывают все свои наблюдения, открытия. У нас сегодня бортовым журналом являются ваши тетрадки. Пишем в тетрадях дату, классная работа.

II. Минутка чистописания.

- Прежде чем отправиться в путь, мы должны набрать команду. В команду берут только тех, кто умеет работать аккуратно, проявляет старание и смекалку.

- Сегодня мы будем писать цифру 8.  Почему? Как связана это цифра с космосом? ( В нашей Солнечной системе 8 планет)

8  8  8  88  888  8888  88888 888888 8888888

III. Устный счёт.

- Команда набрана.  Для того, чтобы  взлетел наш корабль, нужно найти зелёную кнопку. Для этого мы должны показать, как хорошо  мы знаем про космос.

1)( На экране появляются задания, дети в тетрадях пишут только ответ)

  1. Первый космонавт Ю.А.Гагарин совершил полет вокруг Земли за 108 минут. Сколько часов и сколько минут продолжался первый космический полет вокруг Земли?
  2. Корабль «Союз – 9» был в космосе 18 суток. Сколько часов продолжался полет?                                                                                                                        

3.В одном году на Луне было зарегистрировано 3000 лунотрясений, а в другом в 5 раз  меньше. Сколько лунотрясений было зарегистрировано во второй год?

4. На Луне все предметы становятся легче в 6 раз. Сколько весит камень на Земле, если на Луне он весит 3 кг?

5. Самый тяжелый из найденных метеоритов – Гоба. Его масса 66 тонн. Ровно в 2 раза легче метеорит Анигито (2 место). Вес метеорита Бакубирито (3 место) на 8500 кг меньше, чем Анигито. Узнай вес этого метеорита.

6. Небольшое небесное тело, состоящее из замороженной воды и газа, смешанных с частицами пыли и камня называется кометой. Кометы движутся  с большой скоростью. Например, комета Биэлы летит со скоростью 17 км/сек. За сколько минут она пролетит расстояние 5100 км?

7.В древности было известно, что у самой большой планеты Юпитера существует 4 спутника. Но это оказалась ¼ частью всех обнаруженных спутников. Сколько спутников у Юпитера?

2) Самопроверка.

Ответы: 1час 48мин., 432 часа, 600 лунотрясений, 18 кг, 24кг500г, 5 мин., 16 спутников

Дети оценивают свои работы, фиксируют на Листке самооценки:

6-7 правильных ответов – зелёный кружочек, 4- 5 правильных -  жёлтый, если меньше 4-х- красный кружок.  

Физкультминутка

Вот выходит на парад                                                                                                                            Наш космически отряд                                                                                                                                           Руки в стороны , к плечам                                                                                                                         Дружно мы покажем вам.                                                                                                                         На пояс обе руки ставим                                                                                                                                И наклоны выполняем                                                                                                                           Руки за голову – и вот                                                                                                                                     Наклоняемся вперёд.                                                                                                                                    Приседаем и встаём                                                                                                                                 И ничуть не устаём.                                                                                                                                          И опять шагаем,                                                                                                                                         Руки к звёздам поднимаем

IV.Определение темы и цели урока.

  - Итак, мы в космосе. Чем же занимаются космонавты во время полёта? (Проводят эксперименты, изучают космические тела, открывают что-то новое)

 - Нам сегодня тоже предстоит открыть что-то новое для себя, научиться чему-то новому.

1) На доске появляются примеры: ( Дети самостоятельно решают в своих тетрадях)

927 : 3               47358 : 6                3240 : 60
6180 : 5             47350 : 60              270 : 45

- Всё ли у вас получилось? Все ли примеры смогли решить?  (Затруднение вызвал последний пример)

- Чем он отличается от других примеров? ( У него делитель двузначное число)

- Все другие примеры мы уже умеем решать.

2) Проверка. (Дети читают пример, называют ответы. Если ошибка, пример разбираем).

- У кого получилось решить последний пример? (Если есть такие, рассказывают как они решили)

- Кто мне скажет, какая тема сегодняшнего урока? (Тема урока: Деление на двузначное число.)

- Какую цель поставим перед собой? (Цель: Научиться делить многозначное число на двузначное.)

 - Какие знания помогут нам научиться делению на двузначное число? (Умение делить на однозначное число и знание алгоритма деления).

 - Ваши предположения, отличается алгоритм деления на двузначное число? Давайте проверим.

V. Составление алгоритма деления на двузначное число.

1) 828 : 36    (1 ребёнок решает с объяснением у доски, в ходе этого на доске появляется алгоритм.)    

1.Определяем первое неполное делимое

2.Находим количество цифр в частном (ставим точки в частном)

3. Делим (первое) неполное делимое и записываем цифру в частное

4. Узнаём, сколько разделили (делитель умножаем на цифру частного)

5. Находим остаток (вычитаем из неполного делимого сколько разделили)

6. Сравниваем остаток с делителем (остаток меньше делителя)

7. К остатку сносим сверху и приписываем рядом цифру следующего разряда. Это второе неполное делимое

2) – Открываем учебники на стр. 57. Читаем объяснение материала.

Вывод:  

1)Алгоритм деления на двузначное число точно такой же,  как деление на однозначное число.

2) При делении на двузначное число, делитель округляем до наименьшего круглого десятка.

VI. Первичное закрепление изученного материала.

 

  1. № 206 по рядам  (1 ряд – 1 столбик, 2 ряд – 2 столбик, 3 ряд – 3 столбик)
  2. (На доске появляются карточки с ответами. На обратной стороне буквы, из которых получается слово ВОСТОК – название корабля, на котором  летал Ю.А.Гагарин),

Воспитательный момент урока.

(ВОСТОК – 3 . На доске появляется портрет А.Г.Николаева.  

А.Г.Николаев – наш земляк, космонавт № 3, его корабль назывался Восток-3. Третий человек, который увидел Землю из космоса. Он совершил 2 космических полёта, в 1962 и 1970 годах. Оба полёта стали рекордными по продолжительности для того времени и имели большое значение в развитии космонавтики. Когда Николаев находился на орбите, с ним разговаривал   Никита Сергеевич Хрущев, который в то время был во главе нашей страны. Хрущёв сказал: «Вы прославили народы Советского Союза и свой чувашский народ. Теперь весь мир будет знать, что в Советском Союзе есть чуваши, что чувашский народ занимает достойное место в великой социалистической семье советских народов». Мы гордимся своим земляком. 

VII. Работа над пройденным материалом.

Решение задачи № 207.

- Прочитайте задачу

- Как удобнее составить краткую запись? ( В таблице)

- Что обозначают числа 20 и 36? (Количество дней)

-  Что обозначает число 2800? (Всего машин выпустили за 20 дней)

- Сколько машин  выпускали в 1 день? ( В день выпускали одинаковое количество машин, но потом стали выпускать ежедневно на 12 машин больше)

- Что нужно найти в задаче? ( Сколько машин выпустят при новой норме выпуска за 36 дней)

( На откидной доске готовая таблица со словами, 1 ученик заполняет данные в таблице.

Норма выпуска в 1 день

Количество дней

Всего выпустили машин

?                      ←┐

20 дн.

2800 маш.

? на 12 маш > ─┘

  1. н.

(Самостоятельное решение задачи в тетрадях. 1 ученик работает у доски. )

Проверка.

VIII. Рефлексия.

- Итак,  ребята! Мы возвращаемся на землю. Мы должны подвести итог урока. На партах у вас лежат листы, где вы должны

Урок

 Я на уроке

Результат

Интересно

Работал

Тему урока понял

Скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял

 

IX. Подведение итогов урока.

- Какие умения мы сегодня приобрели на уроке? (Научились делить многозначные числа на двузначное число)

- Что поможет нам правильно выполнить деление (Алгоритм).

- Урок закончен. Всем спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока Разработка урока математики (2 класс УМК ПНШ) "Сравнение двузначных чисел. Самостоятельная работа №3 по теме "Двузначные и однозначные числа и действия над ними".

План - конспект урока математики (2 класс УМК ПНШ) по теме "Сравнение двузначных чисел. Самостоятельная работа №3 по теме "Двузначные и однозначные числа и действия над ними". Этот материал поможет на...

Технологическая карта урока математики 3 класс по теме "Деление на двузначное число". УМК "Начальная школа XXI века".

В данной технологической карте представлен урок математики в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". В этом уроке применяются технологии проблемно- диалогического обучения, технология формиро...

презентация к уроку математики 4 класс по теме Деление на двузначное число

Презентация к уроку математики 4 класс по теме Деление на двузначное число. В презентации  подобраны задания для устного счёта, для решения задач на движение...

Урок математики 3 класс Умножение двузначного числа на двузначное число

Аннотация к уроку математики в 3 классе по теме «Умножение двузначного числа на двузначное число».Данный урок является первым уроком в теме .В начале урока все учащиеся были привлечены к постановке це...