открытый урок по математике в 3 классе
методическая разработка по математике (3 класс)

Имеева Светлана Викторовна

Конспект данного открытого урока предназначен для учащихся с целью узнать особенности нового вида задач.  Учить их определять среди других задач, учиться моделировать эти задачи с помощью таблицы. Закреплять знание табличных случаев умножения и деления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_is_2.docx84.92 КБ
Файл otzyv_na_urok.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Предмет

Математика

Класс

3

Учитель

Имеева С.В.

Автор учебника

Моро М.И., Волкова С.И.

Тема урока

«Задачи на нахождение четвертого пропорционального»

Цель

познакомить учащихся с новым видом задач – на  нахождение четвёртого пропорционального и способе их моделирования

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Задачи

Образовательные: познакомить с задачами на нахождение четвертого пропорционального; создать условие для установления детьми на основе таблицы способа нахождения четвертого пропорционального; формировать умение решать задачи на нахождение четвертого пропорционального. Развивающие: развивать приемы логического мышления: анализ, синтез, сравнение и обобщение; математическую речь;

Воспитательные: формировать ответственное отношение к  результату своего учебного труда.

Методы

Словесный, наглядный, частично-поисковый, метод проблемного обучения

Оборудование

Доска, карточки,

Образовательные ресурсы

Книгопечатные: учебник математики Моро М.И., Волкова С.И., 3 класс (УМК «Школа России»)

Формирование УУД

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

-учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками

-добиваться результатов при работе в группе

-учиться адекватно себя оценивать.

-положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;

-умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат;

-формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;

-целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

-готовность к преодолению трудностей.

- владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

-читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение

 -развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

- формировать умение  находить общее решение;

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты

узнать особенности нового вида задач, учиться их определять среди других задач, учиться моделировать эти задачи с помощью таблицы, закреплять знание табличных случаев умножения и деления.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивационный этап

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок математики. Я получила письмо. Прочитаем?

- Хоть ты смейся,

Хоть ты плачь,

Не могу решить задач!

Может быть – плохой учебник?

Может быть таланта нет?

Но нашёл я способ верный -

Сразу посмотреть в ответ.

Занимайтесь на здоровье,

Если вам не жалко сил,

Ну, зачем читать условие?

Раз – умножил, два – сложил.

Я и вычел, разделил.

Ну, всё, как полагается,

Но только правильный ответ

Никак не получается.

Помогите мне, ребята,

Всё расставить по местам.

Научусь решать задачи –

Буду благодарен вам!

- От кого письмо?

- Посмотрите, какой у него рассеянный вид.

- Кто из вас любит решать задачи? Кто хочет помочь Незнайке? Все согласны.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на работу.

- От Незнайки.

Ответы детей

Создание благоприятной обстановки.

Развитие познавательного интереса, формирование учебных мотивов, положительного отношения к учебному предмету и адекватного представления о школе.

  1. Целеполагание: выявление  проблемы, актуализация знаний

Ставит задачу.

- Что такое задача?  (На партах лежат 4 карточки) Приложение 1

-  Надо выяснить, какие из предложенных текстов являются задачами.

- Из чего состоит задача напомните Незнайке.

- Уберите карточки №1 и №3.  У вас остались карточки №2 и №4.  

- Как вы решите задачу №2?

- Если бы были все данные в задаче № 4, смогли бы найти количество денег, потраченных Юлей?

- Положите карточку №4 сверху на карточку №3 так, чтобы та закрыла вопрос у задачки №3. Прочитайте еще раз запись.

- У нас получилась новая составная задача, которая состоит из двух простых.

- Попадались нам такие составные задачи на деление и умножение?

- Какую поставим цель на уроке?

- Сегодня с Незнайкой будем учиться решать такие сложные задачи, где  надо найти четвертое неизвестное число или четвертое пропорциональное.

Дети читают карточки, определяют, на каких записаны задачи. (ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД)

- Задача состоит из условия и вопроса.

Отвечают на вопросы. Рассуждают над проблемой.

-  1 запись не является задачей, т.к. нет вопроса

- 2 запись задача.

- 3 запись, в ней нет смысла.

- 4 запись, в ней не хватает данных для условия

№1

Коля потратил на покупку 24 рубля. А Серёжа – в 4 раза меньше.

№2

Света купила 4 простых карандаша и отдала за них 24 рубля. По какой цене Света купила простой карандаш?

№3

Булочка стоит 8 рублей. Митя купил 2 булки хлеба. Сколько денег отдал Митя за покупку?  

№4

Юля купила 6 точно таких же карандашей, как и Света. Сколько денег отдала за покупку Юля?

 - Научиться решать такие задачи.

Р.: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей;  осознанно и прочно овладевать математическими умениями.

Л.: развивать образное и логическое мышление; формировать предметные умения и навыки, необходимые  для успешного решения учебных и практических задач; закладывать  основы  математических знаний.

К.: формировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания.

П.: устанавливать причинно-следственные связи; учиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; развивать  логическое  мышление; воспитывать  интерес к математике, стремление использовать математические умения в повседневной жизни.

  1. Открытие нового знания.

С помощью вопросов  и ответов обучающихся подводит детей  к записи условия и вопроса задачи в таблицу и решения этой задачи.

- Прочитаем еще раз задачу.

- Давайте составим таблицу к задаче

- О чем задача? Кто совершал покупки? Что покупали девочки?

- У нас с вами речь идет о купле и продаже, какие основные величины в магазине? Будем читать и заполнять таблицу. За 4 карандаша заплатили 24 р. Куда мы запишем 4? 24р? Куда запишем 6? Вопрос? А что нам известно про цену? Какая подсказка дана про цену карандашей? Таких же карандашей. Что значит таких?

- Чтобы купить Юле  карандаши, что необходимо знать девочке? Сможем сразу ответить на вопрос задачи?

- Как из условия узнать цену?

- Какая подсказка  появилась в таблице про цену?

- Как теперь ответить на вопрос задачи?

- Что же вы узнали о задачах на нахождение 4 пропорционального?

- Формулируем алгоритм (правило) решения задачи на нахождение четвертого пропорционального:

Итак, для решения задач на нахождение четвёртого пропорционального нужно:

* Составить краткое условие в виде таблицы из трёх колонок, в первой из которых, обычно, встречается слово «один» – масса содержимого одного пакета, или одного ящика. Вторая колонка – количество – ящиков, пакетов. Третья колонка – масса содержимого всех пакетов, ящиков.

* Найти в таблице строчку, в которой есть два данных.

* Зная два данных, найти третье.

* Внести полученное число в таблицу. При этом и в другой строке таблицы становится известным два числа.

* Найти оставшееся неизвестное.

Раздает всем памятки с алгоритмом решения задач на нахождение четвертого пропорционального

(Приложение 2)

БЕСЕДА. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

Заполняют таблицу, отвечая на вопросы.

Читают задачу

Света купила 4 простых карандаша и отдала за них 24 рубля. Юля купила 6 точно таких же карандашей, как и Света. Сколько денег отдала за покупку Юля?

Составляют таблицу к задаче

- Задача про покупки. Покупали карандаши Света и Юля.

- Основные величины: цена, количество, стоимость

Цена

Кол-во

Стоимость

С.

Ю.

      4 к.

24 р.

6 к.

? р.

- Таких же карандашей.

- Цена карандашей одинаковая.

- Юле надо знать количество и цену.

- На вопрос сразу не ответим.

- Чтобы узнать цену, надо  24 разделить  на 4.

-Цена карандаша 6 руб

- 6 умножить на 6. 36 руб стоимость покупки Юли

- В условии задачи три числа.

Эта задача состоит из двух простых задач.

В задаче есть первое действие и второе действие.

В задаче на нахождение 4 пропорционального сразу на вопрос ответить нельзя.

При решении задачи нужно ответить на вопросы: “Что будем находить сначала?” “Что будем находить потом?”

Р.: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей;  осознанно и прочно овладевать математическими умениями.

Л.: развивать образное и логическое мышление; формировать предметные умения и навыки, необходимые  для успешного решения учебных и практических задач; закладывать  основы  математических знаний.

П.: устанавливать причинно-следственные связи; учиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; развивать  логическое  мышление; воспитывать  интерес к математике, стремление использовать математические умения в повседневной жизни..

  1. Физминутка

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели – встали,

Сели – встали,

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободно встать

И спокойнее дышать.

Выполняют упражнения

  1. Первичное закрепление.

Работа по учебнику. №2 стр 46

- Кто прочитает нам задачу?

- Решим задачу, используя алгоритм.

Давайте составим таблицу к задаче

- О чем задача? О ленте.

- У нас с вами речь идет о купле и продаже, какие основные величины в магазине? Будем читать и заполнять таблицу. За 6 м. ленты заплатили 18 р. Куда мы поставим 6м.? 18р? Куда поставим 9м? вопрос? А что нам известно про цену? Такой же ленты. Что значит такой?  

- Отлично. Попробуйте решить задачу.

- Молодцы. Давайте проверим. Кто пойдёт к доске?

- Чтобы узнать, сколько стоит 9м. ткани, что нужно сделать?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

- Каким действием мы узнаем стоимость за 1 м ткани?

- Давайте запишем первое действие

- Зная стоимость 1м ткани, мы сможем узнать стоимость 9 м ткани? Каким действием?

- Давайте запишем второе действие и ответ

- Можем утверждать, что научились решать такие задачи?

БЕСЕДА

Решают задачу, пользуясь предложенным алгоритмом.

Читают задачу

За 6 м ленты заплатили 18 р. Сколько рублей стоит 9 м такой ленты?

Составляют таблицу к задаче

- В задаче говорится о ленте

- Основные величины: цена, количество, стоимость

Цена

Кол-во

Стоимость

Одинаковая

6 м.

18 р.

9м.

? р.

Самостоятельно решают задачу, опираясь на краткую запись

- Мы не можем сразу ответить на вопрос

- Сначала нам нужно узнать, цену за 1 м ткани

- Делением

1) 18:6 = 3 (р) за 1 м. ткани

- Да, теперь мы сможем ответить на этот вопрос, умножением

2) 3*9 =27 (р)

Ответ: 27 рублей стоит 9 м такой же ткани

- Нет, нужно еще потренироваться

Р.: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей;  осознанно и прочно овладевать математическими умениями.

Л.: развивать образное и логическое мышление; формировать предметные умения и навыки, необходимые  для успешного решения учебных и практических задач; закладывать  основы  математических знаний.

П.: устанавливать причинно-следственные связи; учиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; развивать  логическое  мышление; воспитывать  интерес к математике, стремление использовать математические умения в повседневной жизни.

  1. Закрепление знаний в изменённой ситуации
  1. Работа в парах.

- Представьте, что вы оказались в магазине.

- Предлагаю вам поработать в паре, определите, кто из вас будет продавец, а кто покупатель. Продавец зачитывает задачку, а покупатель предлагает решение.

(Приложение 3)

«За 5 дней израсходовали 10 кг риса. Сколько кг риса израсходовали за 3 дня, если каждый день расходовали риса поровну?»

-Какая модель подойдёт к данной задаче?

- Заполните её

-Проверьте правильность выполнения модели по учебнику на с. 46

-Составим план решения этой задачи:

(Учитель задаёт вопросы, ответы на которые помогают определить последовательность действий).

- Что нам нужно было узнать сначала?

- Мы знаем три величины, а четвёртую нам нужно найти.

-Запишите решение самостоятельно.

- Проверьте, верно ли вы записали решение. (Запись на доске)

2) Самостоятельная работа

- А теперь предлагаю каждому самостоятельно применить полученные знания и решить одну из задач из конверта.(Приложение 4. Задачи разного уровня сложности).

- Возьмите конверт, достаньте карточки. Работаете в карточках.

Учитель контролирует процесс выполнения заданий

РАБОТА В ПАРАХ, выполняют задание

Решают задачу в карточках

Расход крупы за 1 день

Количество дней

Общий расход крупы

? кг

5 д

10 кг

Одинаковый

3 д

? кг

Решают задачу самостоятельно. Сверяются с доской

Работают самостоятельно, выбирая то задание, с которым справятся

Р.: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей;  осознанно и прочно овладевать математическими умениями.

К.: формировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания.

Л.: развивать образное и логическое мышление; формировать предметные умения и навыки, необходимые  для успешного решения учебных и практических задач; закладывать  основы  математических знаний.

П.: устанавливать причинно-следственные связи; учиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; развивать  логическое  мышление; воспитывать  интерес к математике, стремление использовать математические умения в повседневной жизни.

  1. Рефлексия учебной деятельности. Оценка и самооценка

С помощью вопросов организует рефлексию по деятельности урока.

-Ребята, давайте подведем итог нашего урока.

- Какая была цель нашего урока?

- Поделитесь впечатлениями о своей работе.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке.

- Учиться решать сложные задачи и помочь Незнайке.

- Я узнал…

- Я училась…

- Мне было непонятно…

Л.:

самооценка на основе критерия успешности.

Р.:

контроль, коррекция, оценка.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Предлагаю вам разные задания.

1. Раб. т. стр. 30 №68

2. Раб. Т. стр. 42 №107

3. Придумать самостоятельно задачу на нахождение четвёртого пропорционального.

- Незнайка очень благодарена вам за помощь..

- Вы хорошо потрудились, многое узнали, старались. Спасибо! Молодцы!

Записывают домашнее задание.

Приложение 1.

№1

Коля потратил на покупку 24 рубля. А Серёжа – в 4 раза меньше.

№2

Света купила 4 простых карандаша и отдала за них 24 рубля. По какой цене Света купила простой карандаш?

№3

Булочка стоит 8 рублей. Митя купил 2 булки хлеба. Сколько денег отдал Митя за покупку?  

№4

Юля купила 6 точно таких же карандашей, как и Света. Сколько денег отдала за покупку Юля?

Приложение 2.

Приложение 3.

«За 5 дней израсходовали 10 кг риса. Сколько кг риса израсходовали за 3 дня, если каждый день расходовали риса поровну?»

        

Расход крупы за 1 день

Количество дней

Общий расход крупы

Приложение 4

Реши задачи:

1.  На 40 рублей купили 5 тетрадей. Какова цена одной тетради?

2. В одном пакете 6 кг груш. Сколько понадобится таких пакетов, чтобы разложить 42 кг груш?

3. За 5 дней в семье израсходовали 10 кг овощей. Сколько овощей израсходуют за 3 дня, если каждый день расходуют овощей поровну?



Предварительный просмотр:

Отзыв

об уроке, проведенном учителем начальных классов

Имеевой Светланой Викторовной

Место проведения: МБОУ «Куретская СОШ»

Предмет: математика.

Класс: 3

Тема: «Задачи на нахождение четвертого пропорционального».

Дата проведения: 15.11.2019г.

Материально-техническая база проведения занятия: тетради, ручки, учебник, карточки.

Тип урока – урок открытия нового знания. 

  1. Для данного урока учителем поставлена цель (знакомство учащихся с новым видом задач – на нахождение четвертого пропорционального и способе их моделирования) и определены задачи (создание условия использования табличных записей для нахождения четвертого пропорционального; формирование умения решать задачи данного типа; развитие приемов логического мышления). Планируемые результаты соответствуют уровню подготовленности учащихся.
  2. Содержание урока соответствовало учебной программе. Структура урока соответствует данному типу урока. Учебный материал доступен для понимания учащимися. Соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования  знаний, умений, навыков. Все этапы урока последовательны и логически связаны. Обеспечивалась целостность и завершенность урока.
  3. Учителем были использованы следующие методы обучения: словесно-наглядные, частично-поисковые, проблемный метод. Форма урока – комбинированный (фронтальная работа, работа в парах). Используются учебник и раздаточный материал (карточки).
  4. На этапе мотивации были созданы условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в деятельность. На этапе целеполагания в ходе обсуждения проблемного вопроса учащиеся совместно с учителем определили цели урока. Этап открытия нового знания активизировал соответствующие мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память). Были созданы условия для применения полученных знаний, формирования коммуникативных УУД. В конце этапа был сформулирован алгоритм решения задачи на нахождение четвертого пропорционального. На этапе закрепления знаний учащиеся работали в парах. Самостоятельная работа на данном этапе предполагала самостоятельный выбор учащимся задачи в зависимости от уровня сложности и ее решение. На этапе рефлексии учащиеся оценивают свою работу на уроке. Домашнее задание дано ученикам дифференцировано, с объяснением его выполнения.
  5. Использование на уроке раздаточного материала  способствовало  развитию обучения, сознательности активности учащихся, их познавательной деятельности.
  6. Занятие способствовало формированию ключевых компетенций в предметной области, способствовало развитию коммуникации, способности к эффективному общению, самостоятельности и ответственности.
  7. Педагог владеет аудиторией, умеет заинтересовать учащихся. Стиль общения – демократичный.
  8. Ребята на уроке работают активно, с интересом, стараются на вопросы давать полные ответы, приводить примеры, доказывающие правильность рассуждений. Урок получился плодотворным, с хорошей рабочей обстановкой, доброжелательной атмосферой.

Выводы и предложения по уроку: основные цели  достигнуты, задачи реализованы в ходе учебного занятия.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МБОУ «Куретская СОШ»                                                                                   О.В. Копейкина  

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по математике 3 класс Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»

Класс: 3Учитель: Узденова М.М.Тема урока: «Решение задач и примеров на  закрепление»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийПедагогические технологии:игровыеинформационныездоровьес...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей".

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей"....

Открытый урок по математике 1 класс. Тема урока: "Образование чисел от 11 до 20"

Открытый урок по математике 1 класс. Тема урока: "Образование чисел от 11 до 20"...

Открытый урок по математике 1 класс Тема урока: Знакомство с компонентами вычитания.

Тип урока: открытие нового  знания.Цель урока: - Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с названиями компонентов при вычитании, читать выражения, используя эти термины....

Открытый урок по математике 4 класс.Тема урока: Решение примеров и задач с применением таблицы умножения чисел 7 и 8.

В данном файле вы сможете найти решение примеров и задач с приминением таблицы умножения чисел 7 и 8....