Рабочая программа по предмету "Математика" 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Математика» 4 класс
Рабочая программа по математике для обучающихся 4 класса разработана на основе:
- основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- Программа. Начальная школа. 4 класс. УМК ≪Перспектива≫. / Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой: «Просвещение», 2011.– (Образовательный стандарт).
-учебника «Литературное чтение»: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б. – М.: «Просвещение», 2017.
-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»»;
- учебным планом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2017/2018 учебный год, утвержденного приказом от 29.08.2017г №330;
- годовым календарным учебным графиком на 2018/2019 учебный год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
1. Личностные результаты
- Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
- Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
- Принятие социальной роли « ученика», осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
- Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
- Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
- Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как « рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя.
2. Метапредметные результаты
- Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
- Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
- Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.
- Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением.
- Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов. − Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
- Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении − готовность конструктивно их разрешать.
- Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщенного характера и роли в системе знаний.
- Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета « математика».
3. Предметные результаты
- Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
- Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.
Содержание учебного предмета
4 класс - 4 часа в неделю, всего 136 ч
Числа и арифметические действия с ними (35 ч)
Оценка и прикидка суммы, разности, произведения, частного.
Деление на двузначное и трехзначное число. Деление круглых чисел (с остатком). Общий случай деления многозначных чисел.
Проверка правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, прикидка результата, оценка достоверности, вычисление на калькуляторе).
Измерения и дроби. Недостаточность натуральных чисел для практических измерений. Потребности практических измерений как источник расширения понятия числа.
Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по доле. Процент.
Дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и дробей с одинаковыми числителями. Деление и дроби.
Нахождение части числа, числа по его части и части, которую одно
число составляет от другого. Нахождение процента от числа и числа по его проценту.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби.
Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел (с одинаковыми знаменателями дробной части).
Построение и использование алгоритмов изученных случаев действий с дробями и смешанными числами.
Работа с текстовыми задачами (42 ч)
Самостоятельный анализ задачи, построение моделей, планирование и реализация решения. Поиск разных способов решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Проверка задачи.
Составные задачи в 2−5 действий с натуральными числами на все арифметические действия, разностное и кратное сравнение. Задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение дробей и смешанных чисел.
Задачи на приведение к единице (четвертое пропорциональное).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Три типа задач на дроби: нахождение части от числа, числа по его части и дроби, которую одно число составляет от другого. Задачи на нахождение процента от числа и числа по его проценту.
Задачи на одновременное равномерное движение двух объектов (навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием): определение расстояния между ними в заданный момент времени, времени до встречи, скорости сближения (удаления).
Задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника и площадей фигур.
Геометрические фигуры и величины (15 ч)
Прямоугольный треугольник, его углы, стороны (катеты и гипотенуза), площадь, связь с прямоугольником.
Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы. Центральный угол и угол, вписанный в окружность.
Измерение углов. Транспортир. Построение углов с помощью транспортира.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, ар, гектар, соотношения между ними.
Оценка площади. Приближенное вычисление площадей с помощью палетки.
Исследование свойств геометрических фигур с помощью измерений.
Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин. Умножение и деление геометрических величин на натуральное число.
Величины и зависимости между ними (20 ч)
Зависимости между компонентами и результатами арифметических действий.
Формула площади прямоугольного треугольника: S = (a × b) : 2.
Шкалы. Числовой луч. Координатный луч. Расстояние между точками координатного луча. Равномерное движение точек по координатному лучу как модель равномерного движения реальных объектов.
Скорость сближения и скорость удаления двух объектов при равномерном одновременном движении. Формулы скорости сближения и скорости удаления: vсбл. ×= v1 + v2 и vуд. ×= v1 − v2. Формулы расстояния d между двумя равномерно движущимися объектами в момент времени t для движения навстречу друг другу (d = s0 − (v1 + v2) ∙t), в противоположных направлениях (d = s0 + (v1 + v2) ∙ t), вдогонку (d = s0 − (v1 − v2) ∙ t), с отставанием (d = s0 − (v1 − v2) ∙ t). Формула одновременного движения s = vсбл.× tвстр.
Координатный угол. График движения.
Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с помощью формул, таблиц, графиков (движения). Построение графиков движения по формулам и таблицам.
Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин, их умножение и деление на натуральное число
Алгебраические представления (6 ч)
Неравенство. Множество решений неравенства. Строгое и нестрогое неравенство. Знаки ³, £. Двойное неравенство.
Решение простейших неравенств на множестве целых неотрицательных чисел с помощью числового луча.
Использование буквенной символики для обобщения и систематизации знаний.
Математический язык и элементы логики (2 ч)
Знакомство с символическим обозначением долей, дробей, процентов, записью неравенств, с обозначением координат на прямой и на плоскости, с языком диаграмм и графиков.
Определение истинности высказываний. Построение высказываний с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что ...», «не», «если ..., то ...», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда», «и/или».
Работа с информацией и анализ данных (16 ч)
Круговые, столбчатые и линейные диаграммы, графики движения: чтение, интерпретация данных, построение.
Работа с текстом: проверка понимания; выделение главной мысли, существенных замечаний и иллюстрирующих их примеров; конспектирование.
Выполнение проектных работ по темам: «Из истории дробей», «Социологический опрос (по заданной или самостоятельно выбранной теме)». Составление плана поиска информации; отбор источников информации. Выбор способа представления информации.
Обобщение и систематизация знаний, изученных в 4 классе.
Тематическое планирование по математике 3 класс (УМК «Перспектива»)
4 ч в неделю, 136 часов в год
№ урока | Тема урока | Дата | Примечания | |||
план | факт | |||||
1 | Повторение пройденного в 1-3 классах | |||||
2 | Повторение пройденного в 1-3 классах | |||||
3 | Неравенство. Решение неравенства. | |||||
4 | Множество решений. | |||||
5 | Строгое и нестрогое неравенство. | |||||
6 | Двойное неравенство | |||||
7 | Двойное неравенство. | |||||
8 | Оценка суммы. | |||||
9 | Оценка разности. | |||||
10 | Оценка произведения. | |||||
11 | Оценка частного. | |||||
12 | Прикидка результатов арифметических действий. | |||||
13 | Прикидка результатов арифметических действий. | |||||
14 | Контрольная работа по теме «Неравенства. Способы проверки правильности вычислений» | |||||
15 | Деление с однозначным частным. | |||||
16 | Деление с однозначным частным. | |||||
17 | Деление на двузначное число. | |||||
18 | Деление на двузначное число. | |||||
19 | Деление на трехзначное число. | |||||
20 | Входная административная контрольная работа за 3 класс | |||||
21 | Деление на трехзначное число. | |||||
22 | Оценка площади. | |||||
23 | Приближенное вычисление площадей. | |||||
24 | Приближенное вычисление площадей. | |||||
25 | Контрольная работа по теме «Алгоритмы письменного деления многозначных чисел. Площадь геометрической фигуры». | |||||
26 | Измерения и дроби. | |||||
27 | Из истории дробей. | |||||
28 | Из истории дробей. | |||||
29 | Доли. | |||||
30 | Сравнение долей. | |||||
31 | Нахождение доли числа. | |||||
32 | Проценты. | |||||
33 | Нахождение числа по доле. | |||||
34 | Дроби. | |||||
35 | Дроби. | |||||
36 | Сравнение дробей. | |||||
37 | Сравнение дробей. | |||||
38 | Нахождение части числа. | |||||
39 | Нахождение числа по его части. | |||||
40 | Задачи на дроби. | |||||
41 | Задачи на дроби. | |||||
42 | Площадь прямоугольного треугольника. | |||||
43 | Деление и дроби. | |||||
44 | Нахождение части, которую одно число составляет от другого. | |||||
45 | Нахождение части, которую одно число составляет от другого. | |||||
46 | Контрольная работа по теме «Доля величины. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Площадь геометрической фигуры» | |||||
47 | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. | |||||
48 | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | |||||
49 | Правильные и неправильные дроби. | |||||
50 | Правильные и неправильные части величин. | |||||
51 | Задачи на части с неправильными дробями. | |||||
52 | Смешанные числа. | |||||
53 | Выделение целой части из неправильной дроби. | |||||
54 | Запись смешанного числа в виде неправильной дроби. | |||||
55 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | |||||
56 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | |||||
57 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | |||||
58 | Административная контрольная работа по итогам 1 полугодия. | |||||
59 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | |||||
60 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | |||||
61 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | |||||
62 | Контрольная работа по теме «Решение текстовых задач арифметическим способом». | |||||
63 | Проектные работы: «Из истории дробей». | |||||
64 | Проектные работы: «Из истории дробей». | |||||
65 | Шкалы. | |||||
66 | Числовой луч. | |||||
67 | Координаты на луче. | |||||
68 | Расстояние между точками координатного луча. | |||||
69 | Расстояние между точками координатного луча. | |||||
70 | Движение по координатному лучу. | |||||
71 | Движение по координатному лучу. | |||||
72 | Одновременное движение по координатному лучу. | |||||
73 | Скорость сближения и скорость удаления. | |||||
74 | Скорость сближения и скорость удаления. | |||||
75 | Скорость сближения и скорость удаления. | |||||
76 | Скорость сближения и скорость удаления. | |||||
77 | Встречное движение. | |||||
78 | Встречное движение. | |||||
79 | Встречное движение и движение в противоположных | |||||
80 | направлениях. | |||||
81 | Движение вдогонку. | |||||
82 | Движение с отставанием. | |||||
83 | Движение вдогонку и с отставанием. | |||||
84 | Формула одновременного движения. | |||||
85 | Формула одновременного движения. | |||||
86 | Формула одновременного движения. | |||||
87 | Формула одновременного движения. | |||||
88 | Задачи на одновременное движение всех типов | |||||
89 | Задачи на одновременное движение всех типов | |||||
90 | Задачи на одновременное движение всех типов | |||||
91 | Контрольная работа по теме «Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения. Скорость, время, путь». | |||||
92 | Действия над составными именованными числами. | |||||
93 | Новые единицы площади: ар, гектар. | |||||
94 | Действия над составными именованными числами. | |||||
95 | Сравнение углов. | |||||
96 | Развёрнутый угол. Смежные углы. | |||||
97 | Измерение углов. | |||||
98 | Угловой градус. | |||||
99 | Транспортир. | |||||
100 | Сумма и разность углов. | |||||
101 | Сумма и разность углов треугольника. | |||||
102 | Измерение углов транспортиром. | |||||
103 | Построение углов с помощью транспортира. | |||||
104 | Вписанный угол. | |||||
105 | Построение углов с помощью транспортира. | |||||
106 | Центральный угол. | |||||
107 | Построение углов с помощью транспортира. | |||||
108 | Круговые диаграммы. | |||||
109 | Столбчатые и линейные диаграммы. | |||||
110 | Диаграммы. | |||||
111 | Преобразование именованных чисел. Углы. | |||||
112 | Контрольная работа по теме «Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели» | |||||
113 | Игра «Морской бой». Пара элементов. | |||||
114 | Передача изображений. | |||||
115 | Координаты на плоскости. | |||||
116 | Построение точек по их координатам. | |||||
117 | Точки на осях координат. | |||||
118 | Кодирование фигур на плоскости. | |||||
119 | Координатный угол. | |||||
120 | График движения. | |||||
121 | Чтение графиков движения. | |||||
122 | Изображение на графике времени и места встречи движущихся объектов. | |||||
123 | Чтение и построение графиков движения объектов, движущихся в противоположных направлениях. | |||||
124 | Чтение и построение графиков движения. | |||||
125 | Контрольная работа по теме «Создание простейшей информационной модели. Распознавание и изображение геометрических фигур» | |||||
126 | Нумерация чисел. Арифметические действия с многозначными числами. | |||||
127 | Решение задач. Действия с именованными числами. | |||||
128 | Дроби. Арифметические действия с дробями. | |||||
129 | Задачи на нахождение части (процента) числа и числа по его части (проценту). | |||||
130 | Задачи на движение. | |||||
131 | Административная контрольная работа по итогам обучения в 4 классе | |||||
132 | Повторение пройденного | |||||
133 | Итоговая контрольная работа | |||||
134 | Анализ контрольной работы | |||||
135 | Повторение | |||||
136 | Повторение |
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Оценка письменных работ по математике
Работа, состоящая из примеров:
«5» - без ошибок.
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.
«3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» - 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач:
«5» - без ошибок.
«4» - 1-2 негрубых ошибки.
«3» -1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.
«2» - 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа:
«5» - без ошибок.
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
«2» - 4 грубые ошибки.
Контрольный устный счёт, состоящий из 10-12 заданий:
«5» - без ошибок. «4» - 1-2 ошибки. «3» - 3-4 ошибки. «2» - 5 и более ошибок.
Грубые ошибки:
1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий
3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действия, лишние действия).
4. Нерешённая до конца задача или пример.
5. Невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
1. Нерациональный приём вычислений.
2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
3. Неверно сформулированный ответ задачи.
4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
5. Недоведение до конца преобразований.
Примечание. За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...