Урок математики 3 класс технолог. карта
план-конспект урока по математике (3 класс)

Шабанова Валентина Александровна

Технологическая карта. Урок математики 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_tehnologicheskaya_karta.docx44.54 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Шабанова Валентина Александровна

учитель начальных классов

Муниципального автономного

                                                                        общеобразовательного учреждения

                                                                          «Средняя школа № 8 с углублённым

                                                                      изучением отдельных предметов»

I Пояснительная записка

       На конкурс представлен сценарий урока математики, проводимого в рамках школьного семинара «Технология компетентностно-ориентированного обучения »   в 2017 году с целью распространения опыта работы учителей по формированию творческой математической деятельности обучающихся  в  умение решать практико  - ситуационнные задачи.

   Представленный урок   44  по счёту из раздела « Умножение и деление многозначного числа»  при общем количестве часов 136часов, 3 класс УМК «Школа 2100», учебник  «Математика» Петерсон Л.Г. Тема урока  «Закрепление  арифметические действия  с двухзначными числами. Игра «Путешествие в царство Математики»

  Урок проведён в 3-А классе. При разработке сценария урока  учитывалась характеристика обучающихся класса. В  классе 27 учеников:  17 девочек, 10 мальчиков.

  Для определения умения учащихся  анализировать, рассуждать, комбинировать было проведено тестирование по корректурным пробам ( теста Бурдона), уровень школьной зрелости  и уровень интеллекта по тестам Керна - Иерасека  и Равенна, исследование памяти (тест « Пьерона-Рузер»), исследование словесно-логического мышления  (тест Э.Ф.Замбацявичене).

    П о результатам тестирования и личным наблюдениям за степенью проявления активности учащихся выделила пять уровней познавательной активности обучающихся.

Уровень познавательной активности

 Психолого-педагогическое обследование учащихся

Количество учащихся

Нулевой уровень

Учащиеся пассивны. С трудом включаются в учебную работу. Не в состоянии самостоятельно решать учебную задачу и не питаются искать собственного решения.

1 чел.

Относительно-активный уровень

Включение учащихся в учебную деятельность связанно с эмоциональной  привлекательностью и не подкрепляются волевыми и интеллектуальными усилиями.  

4 чел.

Исполнительно-активный уровень

Умение подчинять эмоциональные и волевые усилия определенной учебной цели отличает этих учащихся.        

6 чел

Активный уровень познания

Достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно.        

8чел.

Творческий уровень

Особые задатки, одаренность. Учащиеся способны выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.        

8чел.

Анализируя результаты  обследования, можно говорить о том, что среди27 учащихся интенсивность познавательной деятельности выражена сильно- у 16 человек, умеренно- у 10,    слабо - у  1 ученика.

 При изучении познавательной потребности обучающихся в начале 3 класса совместно  с психологом школы мною выявлено, что интенсивность познавательной потребности сильно выражена -  у 59% обучающихся, средне – у 37%, слабо - у 3%.

При составлении сценария урока также были учтены результаты определения школьной мотивации и работоспособности обучающихся. По результатам исследования психолога ан высоком уровне мотивация сформирована -  у 16 обучающихся,  на хорошем – у 10, на среднем уровне – у 1 ученика. Работоспособность на высоком  уровне  развита  - у 15,  на хорошем  уровне  - у 11, а на  среднем уровне – у 1 ученика.

   Таким образом, анализируя психолого-педагогическую характеристику учащихся класса, можно сделать вывод, что организация учебной деятельности на уроке должна быть выстроена с элементами проблемности, научного поиска, с использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Обучающиеся не только смогут выстроить гипотезу, самостоятельно добыть знания,   но и сделать выводы, обобщить  собственный опыт.

II Технологическая карта урока

Тема урока: Закрепление  арифметические действия  с двухзначными числами.    Игра «Путешествие в царство Математики»

Тип урока: Урок отработки умений в составлении практико-ситуационных  задач.

Цель:  Формировать ценностные отношения обучающихся к познавательной деятельности в умении решать составные практико-ситуационные  задачи.

Задачи:

  •  Содержательная:  

1) закреплять умение выполнят арифметические действия с многозначными числами, знание нумерации многозначных чисел;

2)  с  помощью практических заданий обеспечить понимание решать текстовые составные практико-ситуационные  задачи.

  • Деятельностная  (формирование умений новых способов деятельности):

-формировать у обучающихся  умение поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью раннее полученных знаний.

-формировать у  обучающихся  навыки решения практико-ситуационные  задачи.

  • Развивающая: формировать ключевые компетенции обучающихся:

-информационную - формировать умения самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы; отбирать и сортировать  информацию  для решения заданной задачи;

- коммуникативную - развивать  интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения.

Содержание учебного материала:  задания на умножение на двухзначные числа.

Технология обучения:  технология  компетентностно - ориентированного подхода, технология оценки образовательных достижений.

Формы организации  пространства: фронтальные,  парные, индивидуальные.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ценностное отношение

- к совместной познавательной деятельности;

-к взаимоотношению с учителем и учениками;

- к получению результатам: умения решать составные практико-ситуационные  задачи.

 

Регулятивные УУД: умение целеполагать на уровне принятия практико - ситуационной  задачи, выбирать и осуществлять учебные действия, оценивать свою работу и результат.

Познавательные УУД:  развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.

Коммуникативные УУД: умение организовывать, доносить свою позицию до других  и осуществлять сотрудничество в паре, высказывать свою точку зрения, выражать свои мысли и быть готовым  изменить свою точку зрения, вступать в диалог, слушать, понимать и  критиковать других.

Умения составлять и решать  практико-ситуационные составные задачи. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности.

Этапы урока

Цель этапа

Действие учителя

Действия обучающихся

Результат этапа

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Развитие умений самооценки готовности к уроку.

Организует работу учащихся с   положительным эмоциональным настроем, создаёт  комфортную обстановку. Мотивирует на успех в процессе урока.

Великий итальянский философ Леонардо да Винчи сказал: «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена непременно дадут добрые всходы»

Вопросы учителя:

-Что значит запастись терпением?

-В чём проявить старание?

-О каких «добрых всходах» идёт речь?

Оценивают готовность ответить  на проблемно- ситуационные вопросы.

Л   Готовность (внутренняя и внешняя) к работе на уроке.

Л   Оценка готовности               на личностно-значимом уровне.

2. Анализ самостоятельной работы.

Установить   правильность поставленной перед собой цель в достижении успеха на данном этапе изучения программы.

Дает задание направленное на создание ситуации успеха

На какую тему была самостоятельная работа?

У кого были ошибки? И в каких пунктах работы?

Как вы думаете,  над, чем надо  ещё поработать?

Целеполагание  

Какую цель мы поставим перед собой на данном уроке?

Закреплять умение выполнять арифметические действия с многозначными числами.

Формулируют  цель урока.

«Умение выполнять сложение и вычитание многозначных чисел»

Самоопределение темы урока.

Закрепление.  

Р  Умение определять тему   и цель урока.

3.Самоопределение к деятельности

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Создает ситуация  по определению  вида работы на  уроке.

Вопросы учителя:

  Сложите из букв слово и узнаете, что нас ждёт на уроке:

У Т Е Ш И С П Е В Е Т  ( путешествие)

Нас ждет путешествие в царство Математики.

Мотивирует учащихся на определение вида работы.

Формулируют   вид деятельности на уроке.

 Л  Умение учащихся  к активной учебно-познавательной деятельности на   уроке.

4. Актуализация знаний.

Подготовка к основному этапу  урока.

Ценностная ориентация на  знание нумерации многозначных чисел

Управляет действиями учащихся по   умению использовать приобретённые знания в нумерации многозначных чисел.

Математический диктант (с последующей проверкой соседа по парте на интерактивной доске ):

  • Запишите число, которое следует за числом 129?  (130)
  • Запишите число,  которое  является предыдущим  к числу 751?  (750)
  •  Какое число получится , если 375 умножить на 10? (3750)
  •  Найдите  разность  чисел 2009 и 2? (2007)
  • Узнайте сумму чисел 1900 и 41? (1941)

- О чём вам   напоминает число 1941?

Направляет:  на проверку результатов одноклассника.

Вывод:

  • Какой результат получился у нас в классе?
  • Кто записал числа абсолютно правильно?
  • Что нужно знать учащимся, которые получили результат ниже  «отличного»?

Мотивирует учащихся.

Молодцы! Вы справились с поставленной перед собой целью: контролировать  самого себя  и оценивать действия одноклассника в умении выполнять арифметические действия с многозначными   числами.

 Вопрос учителя:

Что  или количество  чего может означать  каждое из этих чисел?

Учит учащихся использовать приобретённые знания  в жизненной ситуации.

  Ставят перед собой цель: контролировать  самого себя  и оценивать действия одноклассника в  записи многозначных чисел

Контролируют самого себя  

Взаимопроверка работ одноклассника по  парте  и на интерактивной доске:

130, 750,  3750, 2007, 1941.

 Оценивают  действия одноклассника в умении выполнять арифметические действия с многозначными   числами.

Высказывают  свою точку зрения.

Делают вывод: уметь выполнять арифметические действия с многозначными   числами.

 П Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью раннее полученных знаний.

К  Умение контролировать самого себя  и оценивать действия одноклассника в записи многозначных чисел.

Л  Умение высказывать свою точку зрения.

 П Умение учащихся использовать приобретённые знания  в жизненной ситуации

5. Минута отдыха.

Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Организует    одного из учеников класса в проведении «Минутки отдыха»

Разминка шейных позвонков:

  • Как будто говори «Нет».
  • Как будто говорим «Да».
  • «Лодочка»

Выполняют   упражнение для разминки шейных позвонков

Л    Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

6. Закрепление знаний и способов действий с многозначными числами в решении  практика  – ситуационной задачи.

Обобщение и систематизация  знаний в в умении выполнять арифметические действия с многозначными   числами.

Поиск и постановка новых значимых для учащихся проблем  в жизненной ситуации.

Перенести  математические знания в новую жизненную бытовую ситуацию.

Организует деятельности обучающихся по закреплению умения выполнять арифметические действия с многозначными   числами.

Создаёт проблемную обучающую ситуацию.

Предлагает текст  составной задачи, который находится у каждого на столе.

Задача

 В столовой наблюдалось, что  класс  в составе 30 учеников за обедом во внеурочное время  оставил несколько половин кусочков хлеба. Сколько граммов хлеба  окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г ?

Содействует работе учащихся в проникновение  выбора плана  решения задачи.

Задает значимый вопрос на осознание учащихся ценности изучаемого материала.

  • Сможете ли вы ответить на главный вопрос задачи?

Направляет  учащихся  на  составлении схемы к составной задаче.

30 учащихся.

? г

Кусочек хлеба?

             50г

Сообщает о том, что 750 г хлеба – это 1 булка хлеба

Показывает эту булку учащимся.

Предлагает самостоятельно поставить перед собой  следующий вопрос.

 - О чём мы  можем узнать,  зная, что в день в пищевые отходы  с класса выбрасывается 1 булка хлеба?

- А мы учимся в неделю сколько дней?

- Так что мы можем ещё узнать?

_ Что нужно  помнить, чтобы не ошибиться в решении задач?

Преобразование задачи

А у нас в параллели 5 классов. Какой следующий вопрос задачи?

Выполняют  практически практика – ситуационной задачи с проговариванием алгоритма  действий

1.Текст задачи читают самостоятельно

2. Прочитаем условие, вопрос  и  выберем схему задачи.

3. Вставим в схему  данные задачи и её решение:

Рассуждают  о плане решения задачи.

Мы не сможем ответить на главный вопрос задачи, так как мы не знаем,  сколько  граммов хлеба в  половине кусочка хлеба.

Вспоминают умение умножать на круглые числа.

Предлагают свой  вариант хода решения задачи

1) 50:2= 25 (гр)  весит половина кусочка  хлеба.

2) 25x30= 750 (г) – весит целый кусочек хлеба.

Составляют  задачу, являющуюся продолжением к  предыдущей.

Мы можем узнать,  сколько 1  класс выбросит в отходы за 5 дней?

Вспоминают умение умножать на круглые числа.

 Столбиком.

3) 750 x5=3750 (г)  =5 булок выбросит за неделю 1 класс.

4) 5x5=25 (б)  -  хлеба окажется в отходах от 5 классов.

Записывают ответы: 25грамм,750грамм, 3750грамм, 25 булок.

Самостоятельное решение    практических  практика -  ситуационных зданий по алгоритму.

Успешное применение алгоритма в решении составных задач.

Продуктивная деятельность учащихся.

Выполнение задания, опираясь на свои знания.

Подтверждение  своих рассуждений решением.

Л    Положительная мотивация учащихся о ценности хлеба.

Р  Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью.

 Р  Успешное   разрешение практико-ситуативной задачи.

7.Конроль и взаимопроверка знаний.

Подведение итогов к бережному отношению к хлебу.

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности

Предлагает самопроверку ответов задачи  по слайду

Сколько хлеба мы выбрасываем

весит половина кусочка  хлеба.

1 класс

за 1 день

1 класс

за 5 дней

5 классов

за 5 дней

25 г

750г=1 булка хлеба

3750г=5 булок хлеба

25 булок

Взаимопроверка  работы одноклассниками в паре  и оценивание.

Организует   к подведению выводов по   практика  – ситуационной задачи.

А ведь в школе не одна наша параллель, а в городе не одни 3 классы! Сколько хлебы мы выбрасываем!?

Этим мы показываем, что?

Это  неуважение к хлебу и к труду многих людей. Без хлеба нет жизни.

О чем вам в начале урока  напоминало число 1941?

Во  время Великой Отечественной войны людям не хватало  хлеба  - они голодали. Да и сейчас есть голодающие страны. Над чем мы должны задуматься?

Какой  бы  вы призыв написали для всех людей ?

«БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ»

 Сверяют ответы одноклассников с ответами на слайде

Подводят итог успешного   разрешения практико-ситуативной задачи.

Л     Умение контролировать самого себя  и оценивать результат одноклассников.

Л     Ориентация в ключевых проблемах жизни.

8.Рефлексия

Формирование ценностного отношения к совместной деятельности

 Всё ли было понятно на уроке?

Как вы оцениваете  свои достижения на уроке?

 Удалось ли нам достичь цель урока?

Поднимите руки, кто доволен своей работой ?

Над чем вы задумались после  решения задачи на уроке математики?

Осмысливают ход урока

Высказывают свои мнения.

Проводят  самооценку.

Л     Положительное отношение о проделанной работе.

Адекватная самооценка каждого  учащегося.

9. Обобщение и систематизация знаний

Закрепление математических знаний и умений

Организует   работу дома  по  выполнению   6   арифметических действий с  многозначными числами  из классной работы.

Проговаривают  решение   математических выражений с многозначными числами.

Успешное  решение  математических выражений с многозначными числами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и технологии в 1 классе «Путешествие в страну «Геометрия» (Программа «Школа России»).

На уроке  учащиеся закрепляли геометрический материал и знакомились с новой геометрической фигурой. В конце урока составили цветы из геометрических фигур....

технологическая карта интегрированного урока "математика и технология"

Тип урока: урок ОНЗ, технологии деятельностного метода.Формы организации деятельности: индивидуальная работа, работа в группах.Прогнозируемый результат: учащиеся должны изготовить совместный продукт....

технологическая карта интегрированного урока "математика и технология"

Тип урока: урок ОНЗ, технологии деятельностного метода.Формы организации деятельности: индивидуальная работа, работа в группах.Прогнозируемый результат: учащиеся должны изготовить совместный продукт....

технологическая карта интегрированного урока "математика и технология"

Тип урока: урок ОНЗ, технологии деятельностного метода.Формы организации деятельности: индивидуальная работа, работа в группах.Прогнозируемый результат: учащиеся должны изготовить совместный продукт....

Технологическая карта открытого интегрированного урока математики и технологии в 4 классе

Учебный предмет: математика + технологияТема: Математика: Основание, вершина, грани и рёбра пирамиды.           Технология: Технологическая карта для ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...