Статья "Работа над задачей в начальной школе"
статья по математике
Обобщение опыта работы над задачей в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обобщение работы над задачей | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
М.В. Шаханова учитель начальных классов ГБОУ гимназия N498 г. Санкт-Петербург
Статья
Работа над задачей в начальной школе
Решение математических задач занимает большое место в начальной школе. Оттого, как обучающийся начальной школы усвоит решение задач, зависит успех его дальнейшего обучения , общее интеллектуальное развитие, а так же социализация.
Впервые учащиеся знакомятся с задачей на второй неделе обучения. Для подготовки к решению простых задач на сложение и вычитание в течение первых двух недель учащиеся выполняют большое количество подготовительных упражнений. Работа с множествами: объединение, выделение части и т.д.
Решение задач требует абстрактного мышления, знания терминологии, умение выделять главные слова и цифровые данные.
Ребёнок должен представить задачу. Для этого используется иллюстрация, картинка, дидактический набор и т. д.
После того как ребёнок усвоил содержание задачи, он приступает к её решению.
Решение – это перевод текстового содержания на язык цифр. Для того чтобы перейти к языку абстрактного мышления, выработке абстрактных понятий, на первых порах широко применяются дидактические пособия для индивидуального пользования: палочки, картинки, геометрические фигуры и т.д.
Таким образом, в сознании детей происходит переход от конкретного текста задачи к условному, а затем к абстрактному мышлению.
Очень часто при анализе задачи используются иллюстрации и схематический рисунок. Детям, у которых бедное воображение становится яснее ситуация, о которой говориться в задаче, а вместе с тем и выбор действия. Значительная сложность возникает при решении задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,сравнение Усвоение происходит во время практической работы: выкладывание геометрических фигур, рисование схемы и т.д.
Рисунок, обводка, вырезание и даже лепка, т.е. любое действие, оставляют в сознании ученика суть самого математического процесса.
Практика показывает, что полезно проводить следующие упражнения: запиши ответ, сделай рисунок, зачеркни, отрежь, изобрази условно, покажи и т.д.
Большое внимание в период работы с простой задачей уделяется обучению краткой записи.Краткая запись – первый помощник в решении задач.
Краткая запись помогает устранить типичные ошибки, не даёт возможности поверхностного прочтения текста и возможности упустить соотношения между данными, а при решении составной задачи она становиться необходимой.
Краткая запись может быть в любой удобной для ребёнка форме: рисунок, схема, чертёж и т.д.
Чтобы натренировать детей составлять краткую запись нужно чаще вводить её в устные математические диктанты, применять в разных видах самостоятельных работ.
Большие трудности учащиеся встречают при записи решения задач путём составления математического выражения. Чтобы помочь, нужно ввести памятки с опорными словами, с началом объяснения.При решении же задач по действиям активизируется внимание детей тем, что после действия, которое, читает первый ученик, просим второго ученика прокомментировать правильность решения, доказать почему, надо выполнить именно это действие, а не какое-то другое.
Решение составных задач должно вводиться параллельно с простыми.
Решение задач (на нахождение неизвестного компонента) с использованием уравнений требует умения перевести условие задачи на язык математики.
На первой стадии обучения решению задач главное место отводиться работе по усвоению терминологии, относящейся к задаче и её решению, но в то же время уделяется внимание и формирование у учащихся элементарных умений работать над задачей.
Как показала практика, при работе над простой задачей может быть использован такой методический приём: сначала учащиеся знакомятся только с текстовой задачей, т.е. учитель или читающий ученик читает задачу, учащиеся её слушают, воспринимая задачу в целом. Затем при повторном чтении задачи (несколько замедленном), дети совершают процесс выделения числовых данных.
Далее один из учащихся объясняет, что показывает каждое число, а другой называет вопрос задачи. Таким образом, происходит, осмысления условия и выделение вопроса.
Можно записывать задачу по частям: один ученик записывает главные слова, другой числовые данные и т.д.
Когда составляется план решения задачи, идёт фронтальная работа. Дети показывают номер действия и его знак. На доске схематично записывается план решения.
Нужно обязательно включать воображение детей. Предложить детям закрыть глаза и представить содержание математического рассказа.
Представление жизненной ситуации, отражённой в задаче приводит детей к правильному выбору собственного действия.
При обучении решению задач большое внимание уделяется использованию наглядности: разыгрывание задачи, иллюстрация объектов, о которых говориться в задаче, или их изображения; схематическая иллюстрация и краткая запись задач.
Как только дети усвоят новый вид задачи, им предлагаются творческие задания: преобразование задач,решение обратных задач, решение сходных задач и их решений, составление новых задач.
Весь процесс решения задач помогает развивать у детей не только логическое мышление и речь, но и открывает широкие возможности для формирования доступных для них форм обобщений.
Овладению умению решать задачи помогают специальные памятки-инструкции.
1. Прочитай задачу, подумай, что обозначает каждое число в задаче.
2. Запиши кратко её условие, начерти к ней схему или сделай рисунок.
3. Повтори задачу.
4. Подумай, какие данные надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи.
5. Составь план решения задачи.
6. Запиши решение задачи.
7. Проверь ответ.
Учитель знакомит учащихся со способами проверки решения задач. Лучший способ проверки является составление обратных задач.
Методы, которые помогают решать составные задачи
Решение задач-цепочек.
Решение задач с недостающими данными.
Решение задач с неопределёнными данными.
Использования чертежей и блок-схем при решении составных задач.
Литература.
- Груданова Э.Ф. Формирование у учащихся 3-4 классов умения решать задачи с помощью уравнения. Ленинград 1967. Диссертация. Институт Им. А.И. Герцена.
- Груданова Э.Ф. Формирование у учащихся 3-4 классов умения решать задачи с помощью уравнения. Ленинград 1967. Диссертация. Институт Им. А.И. Герцена.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва, Педагогика, 1990;
- Соснина Г.М. Формирование самоконтроля в процессе овладения первоклассниками умением решать простые арифметические задачи. Ленинград. 1979. Диссертация. Институт Им А.И. Герцена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
логические задачи для начальной школы
логические задачи для начальной школы...
Проектные задачи в начальной школе
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно ...
Занимательные задачи в начальной школе
Представлены разнообразные занимаетльные задачи....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию....
Решение проектных задач в начальной школе
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов....
Виды задач в начальной школе.
Здесь можно найти виды задач для 1- 2 классов, 3 класса и 4 класса....