Технологическая карта урока в 1 классе. «Сложение и вычитание. Числовой отрезок»
учебно-методический материал по математике (1 класс)
Математика.1 класс Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука. Математика. . Учебник для общеобразовательных организаций. .– М.: Просвещение
Цель урока:
Содержательная: познакомиться с понятием числовой отрезок; узнать его свойства.
Деятельностная – развивать умение сравнивать, складывать, вычислять при помощи числового отрезка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока в 1 классе матем | 41.83 КБ |
«Сложение и вычитание. Числовой отрезок» Презентация к уроку | 361.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 1 классе
ФИО учителя: Цыденжапов Баир Доржиевич
Предмет: Математика
Тема урока: «Сложение и вычитание. Числовой отрезок»
Место и роль урока в изучаемом разделе: входит в раздел “Сложение и вычитание”
Тип урока: урок открытия нового знания
Педагогические технологии:
- проблемно-диалогическое обучение;
- деятельностно-поисковое обучение;
- здоровьесберегающее обучение
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Цель урока:
Содержательная: познакомиться с понятием числовой отрезок; узнать его свойства.
Деятельностная – развивать умение сравнивать, складывать, вычислять при помощи числового отрезка.
Задачи:
- образовательные: сформировать умение вычислять на основе «числового отрезка»
- развивающие: способствовать развитию вычислительных навыков, логического мышления, грамотной математической речи.
- воспитательные: пробуждать интерес к предмету через игру; воспитывать самостоятельность, активность, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах (планировать работу, совместно оценивать результат работы).
Ресурсы (материально-техническое оборудование урока и учебно-методическое пособие): Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова,
Т.Б.Бука. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. 1 ч.– М.: Просвещение, проектор, экран, презентация, конверты с линейками, скрепки; карточки с заданиями, счетные наборы.
План урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация знаний
3. Выявление места и причины затруднения
4. Постановка проблемы, целеполагание
5. Реализация построенного проекта
5.1 Физминутка
6. Первичное закрепление.
7. Самостоятельная работа
8. Включение в систему знаний и повторения
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные:
- решать примеры на сложение (вычитание) с помощью числового отрезка;
- моделировать вычисления (сложение, вычитание) с помощью числового отрезка;
- контролировать ход и результат вычислений.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,
- понимает причины успеха в учебной деятельности.
Регулятивные:
- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя,
- учится работать по предложенному учителем плану,
- оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу.
Познавательные:
- осмысливает математические действия;
- проводит сравнение, классификацию по заданным критериям.
- делает выводы о результате совместной работы класса и учителя,
- составляет алгоритм действий под руководством учителя,
- наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную новую информацию.
Коммуникативные:
- слушает и понимает речь других,
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ход урока:
Этапы урока | Предполагаемое время (в мин) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид работы | Формируемые УУД | Примечания |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне | 2 мин | Приветствие учеников. Проверяет готовность к уроку Создает положительную атмосферу в классе: - Здравствуйте, ребята! - Я надеюсь, что сегодня у нас состоится интересный урок. - Скажите, верите ли вы в волшебство? - А какие волшебные предметы вы знаете? | Дети отвечают на приветствие учителя. Включаются в деловой ритм урока. Ответы детей | Фронтальная, индивидуальная | Личностные УУД: -формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Слайд 1 |
II.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося . | 5 мин | Отсроченная догадка: - Я предлагаю вам открыть конверты, которые находятся у вас на партах. - Посмотрите, пожалуйста, что интересного вы нашли? - А в математике это еще называется числовой отрезок. - Сформулируйте тему нашего урока - Чему мы с вами будем учиться при помощи числового отрезка? - Какие цели мы поставим: чему мы должны научиться, что должны выяснить? - Значит, цель нашего урока: научиться пользоваться числовым отрезком. Чтобы он стал нам волшебным помощником, мы должны потрудиться, пройти испытания. | Дети работают с раздаточным материалом. Ответы детей: -Линейка, скрепка Формулируют тему и цель урока: -Числовой отрезок - Должны выяснить для чего нужен числовой отрезок. -познакомиться с понятием числовой отрезок; -узнать его свойства | Фронтальная, индивидуальная | Личностные УУД: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Познавательные УУД: -развиваем умения извлекать информацию из схем, символов, знаков. Регулятивные УУД: -умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом. Коммуникативные УУД: -умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других. | Слайд 2 Затем черный экран, слайд 3 |
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”) | 6 мин | Составление алгоритма: Испытание 1 - Обозначьте скрепкой на числовом отрезке 4. (Учитель записывает число 4 на доске) - Ребята, проверяем. (Учитель показывает на демонстративном образце) - А другой скрепкой обозначьте на числовом отрезке число, которое больше > 4. - Скажите, какие числа вы обозначили? - Если вы заметили ошибку, хлопните. (Дети называют числа. Учитель фиксирует названные числа на демонстративном образце). - Ребята, что вы заметили на числовом отрезке? (Все числа расположены справа от числа 4) | Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали. В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения. | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные УУД: договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов. Регулятивные УУД: -учится работать по предложенному учителем плану, -оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу. | Слайд 4, затем Черный экран, слайд 5 |
IV.Построение проекта выхода из затруднения Цель: создание проекта будущих учебных действий | 3 мин | Подводящий диалог: - Почему слева от 4-х не обозначены числа? (Потому что мы отмечаем числа, которые больше 4) Вывод: Если число расположено правее, значит, оно больше. | Ответы детей | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные УУД: - анализ объектов с целью выделения признаков, - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, -установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других. | Слайд 6 |
V. Реализация построенного проекта Цель: выбор оптимального варианта, фиксация (вербально и знаково) | 4 мин | Проблемный поиск: (На доске появляется запись чисел 9 и 7) - Сравните! - Как мы сравним эти числа? (9 >7, т.к. на числовом отрезке 9 расположено правее 7) - Проверьте результат друг у друга - На доске появляется запись 9 >7. - Молодцы! 1-е испытание пройдено. | Ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. | Индивидуальна, парная | Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации Познавательные УУД: - умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия. Регулятивные УУД: -оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос Личностные УУД: -осуществление самоанализа хода и результатов деятельности, - самооценка успешности в достижении цели, -определение собственной мотивации | Слайд 7 |
V(I) Физминутка | 2 мин | Раз подняться, потянуться 2 - согнуться, разогнуться 3 – в ладоши 3 хлопка, Головою 2 кивка На 4 - руки шире 5 - руками помахать 6 - за парту тихо сесть. | Дети выполняют зарядку | Фронтальная | Регулятивные УУД: -умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую и мыслительную Личностные УУД: -развитие умения применять в жизненных ситуациях и учебном процессе снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал. | |
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: закрепление с проговариванием нового знания, (запись в виде опорного сигнала) | 7 мин | Отсроченная догадка: Испытание 2 - А вы умеете складывать числа? - На доске запись: 4 + 3 - Выполнить сложение при помощи числового отрезка. - Вот у вас возникло затруднение. - Ребята обозначьте скрепкой число 4. - Что значит «прибавить 3»? (Увеличить на 3) - В какую сторону мы будем двигаться на числовом отрезке? Вправо или влево? - На сколько шагов или делений? - Выполни действие. - К какому числу вы пришли? - Значит, 4 + 3 = 7 Проверьте друг у друга полученный результат. - Вывод: Чтобы выполнить сложение с помощью числового отрезка, надо от заданного пройти вправо. | Ученики решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия. Ответы детей: (Вправо) (На 3) (К 7) | Парная, индивидуальная | Познавательные УУД: -умение анализировать информацию, -составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, -адекватно оценивать свои действия, умение работать со схемами и моделями, установка на поиск решения проблем. Регулятивные УУД: -оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос Коммуникативные УУД: -развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других. Личностные УУД: -осуществление самоанализа хода и результатов деятельности. | Слайд 8,9 Слайд 10 |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: осознание учеником того, что он уже умеет | 5 мин | - Давайте потренируемся. - Я предлагаю поработать самостоятельно. Выполните задание: (На доске запись: 8 + 3) - Проверьте свою работу с помощью образца: По окончании работы учитель показывает на демонстрационном числовом отрезке число 8 и указкой показывает 3 деления). - К какому числу мы пришли? Значит, 8 + 3 = 11 Проверьте друг у друга полученный результат. | Дети выполняют задание самостоятельно, затем сверяются с данным образцом, выполняют взаимопроверку (11) | Парня, индивидуальная | Познавательные УУД: -умение анализировать информацию, -составлять устные высказывания, -структурировать полученные знания -адекватно оценивать свои действия, -умение работать со схемами и моделями, установка на поиск решения проблем. Личностные УУД: -осуществление самоанализа хода и результатов деятельности, - самооценка успешности в достижении цели, -определение собственной мотивации. | Слайд 11 |
VIII. Включение в систему знаний и повторения Цель: выявление границ применимости нового знания | 5 мин | Отсроченная догадка: Испытание 3 - А если нам надо вычитать, в какую сторону мы пойдем? (На доске запись: 12 – 4) - Давайте из 12 вычтем 4. - Обозначьте скрепкой число 12. - Выполните вычитание на своем числовом отрезке. - Расскажите, как вы вычитали? (От числа 12 пошли влево на 4 деления) - Вывод: Чтобы выполнить вычитание с помощью числового отрезка, надо от заданного числа пойти влево. Значит, 12 - 4 = 8 | Ученики решают задания по новому, выработанному проекту и проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия. | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные УУД: -понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, -умение самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять взаимоконтроль Коммуникативные УУД: -умение участвовать в коллективном обсуждение проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностные УУД: -действие смыслообразования, т. е. установление связи между учебной деятельностью и её мотивом. | Слайд 12,13 Слайд 14 |
IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса | 4 мин | - С каким волшебным помощником мы работали? (Числовым отрезком). - Как он нам помогает? (Мы сравниваем числа, складываем, вычитаем). - Что запомнилось на уроке? Что понравилось? -Какую цель вы ставили перед собой? - Достигли ли вы цели? - Оцените свою работу на уроке. Вам поможет числовой отрезок с волшебными цифрами. Оцените свою работу по числовому отрезку. | Ученики оценивают свою работу и работу своих одноклассников по заданным критериям | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные УУД: -понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, -умение самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль Личностные УУД: -формировать любознательность и стремление расширять кругозор, -адекватно воспринимать оценку своей работы одноклассниками и учителем. | Слайд 15 |
IX. (I)Домашнее задание | 2 мин | - Мы сегодня хорошо поработали. -Спасибо за работу. - А вот домашнее задание вы можете выбрать сами: 1. Можно выполнить задания: Рабочая тетрадь– стр. 78 №1,2,4 2. А тем детям, которые поняли, что эта тема для них пока сложна: дома потренироваться на линейках и скрепках по данной теме | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные УУД: -умение самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Познавательные УУД: -осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение Личностные УУД: -осуществление самоанализа хода и результатов деятельности, - самооценка успешности в достижении цели, - определение собственной мотивации. | Слайд 16 |
Самоанализ урока математики в 1 классе:
Тема урока: «Сложение и вычитание. Числовой отрезок»
Место и роль урока в изучаемом разделе: входит в раздел “Сложение и вычитание”
Тип урока: урок открытия нового знания
Педагогические технологии:
• проблемно-диалогическое обучение;
• деятельностно-поисковое обучение;
• здоровьесберегающее обучение
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Цель урока:
Содержательная: познакомиться с понятием числовой отрезок; узнать его свойства.
Деятельностная – развивать умение сравнивать, складывать, вычислять при помощи числового отрезка.
Задачи:
- образовательные: сформировать умение вычислять на основе «числового отрезка»
- развивающие: способствовать развитию вычислительных навыков, логического мышления, грамотной математической речи.
- воспитательные: пробуждать интерес к предмету через игру; воспитывать самостоятельность, активность, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах (планировать работу, совместно оценивать результат работы).
Ресурсы (материально-техническое оборудование урока и учебно-методическое пособие): Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова,
Т.Б.Бука. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. 1 ч.– М.: Просвещение, проектор, экран, презентация, конверты с линейками, скрепки; карточки с заданиями, счетные наборы.
План урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
II. Актуализация знаний
III. Выявление места и причины затруднения
IV. Построение проекта выхода из затруднения
V. Реализация построенного проекта
V(I). Физминутка
VI. Первичное закрепление
VII. Самостоятельная работа
VIII. Включение в систему знаний и повторения
IX. Рефлексия учебной деятельности
IX.(I) Домашнее задание
Планируемые результаты:
Предметные:
• решать примеры на сложение (вычитание) с помощью числового отрезка;
• моделировать вычисления (сложение, вычитание) с помощью числового отрезка;
• контролировать ход и результат вычислений.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
• проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,
• понимает причины успеха в учебной деятельности.
Регулятивные:
• определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя,
• учится работать по предложенному учителем плану,
• оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу.
Познавательные:
• осмысливает математические действия;
• проводит сравнение, классификацию по заданным критериям.
• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя,
• составляет алгоритм действий под руководством учителя,
• наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную новую информацию.
Коммуникативные:
• слушает и понимает речь других,
• договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками в том числе в ситуации столкновения интересов.
Анализ структуры и организации урока.
Тип урока - урок открытия нового знания. Структура урока соответствует его целям. Урок построен на основе деятельностного метода. На каждом этапе время распределено рационально.
Содержание урока соответствует требованиям государственных программ по математике. На протяжении всего урока просматривается доступность изложения материала, полнота. Для более легкого усвоения учебного материала для ребят были подготовлены наглядные материалы: конверты с линейками, скрепки; карточки с заданиями, счетные наборы. На уроке была создана проблемная ситуация, учащиеся проходили три испытания. Использовались различные методы работы: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.
Контроль на уроке осуществлялся при помощи: самоконтроля, взаимоконтроля, ученик-учитель. Использование чередования различных видов деятельности позволило не привести к переутомляемости учащихся. На уроке учащиеся работали активно, с интересом. Дифференциацированный подход к каждому ученику позволил выявить возможные затруднения и способы их ликвидации. План урока был реализован. Поставленные цели и задачи достигнуты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Числовой отрезок ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Испытание 1
Вывод: Если число расположено правее, значит, оно больше.
Испытание 2
Вывод: Чтобы выполнить сложение с помощью числового отрезка, надо от заданного пройти вправо.
Испытание 3
Вывод: Чтобы выполнить вычитание с помощью числового отрезка, надо от заданного пройти влево.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Математики "Письменное сложение и вычитание многозначных чисел" 3 класс
Технологическая карта урока с использованием ЭОР...
Раздел «Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание». Технологическая карта урока. «Закрепление приемов сложения и вычитания»
Технологическая карта урока по ФГОС. Математика. 2 класс. Закрепление приемов сложения и вычитания....
Технологическая карта урока математики Тема: «Сложение и вычитание вида +1+1, -1-1» (1 класс)
Цель деятельности учителя: Формирование умения выполнять сложение вида +1+1, вычитание вида -1-1; оформлять решение. Совершенствовать умение решать примеры на основе знания нум...
Технологическая карта урока по математике "Сложение и вычитание чисел" (2 класс, УМК "Школа XXI века")
Тип урока: рефлексияЦели деятельности учителя: создание условий для закрепления навыка сложения и вычитания.Задачи урока: Дидактические:Совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания...
Технологическая карта урока по математике "Сложение и вычитание двухзначных чисел в столбик с переходом через десяток" (2 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: «открытия» нового знания Цель урока: формирование у обучающихся знаний о сложении и вычитании двухзначных чисел в столбик с переходом через десяток. Задачи урокаДидактические:1....
Технологическая карта урока по математике: "Сложение и вычитание многозначных чисел" (2 класс) УМК Школа России
Задачи урока:Дидактические:владеть общими приемами вычисления;устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий;прогнозировать результат вычисления;соблюдать пошаговый контроль прав...
Технологическая карта урока математики «Повторение. Сложение и вычитание» (2 класс), УМК:«Начальная школа 21 века»
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и систематизация знаний об использовании действий сложения и вычитанияЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:Обобщить ...