Занятие по ФЭМП
план-конспект по математике

Дорджи-Горяева Наталья Романовна

Занятие по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений

«Количественный состав числа 6 их единиц»

                             (Подготовительная к школе группа №5)

Воспитатель:

Дорджи-Горяева Н.Р.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений), «Социально – коммуникативное развитие» (развитие общения), «Физическое развитие» (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни), «Речевое развитие» -развитие речи (развивающая речевая среда, формирование словаря, грамматический строй речи, связная речь).

Виды детской деятельности.

Коммуникативная, двигательная, игровая, конструирование.

Цель: Продолжать учить детей составлять число 6 из единиц.

Задачи.

Образовательные:

1.Закрепить знания об образовании числа 6

2.Уточнять представления о цифре 6.

3.Упражнять в счёте и отсчёте в пределах 10

4.Уточнять приемы деления круга на 2,4,8 равных частей; учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их.

Развивающие:

1.Развивать умение двигаться в соответствии с условными обозначениями в пространстве.

2.Развивать умение выделять существенные признаки логических блоков Дьенеша наоборот.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к математике и поддерживать любопытство к окружающему миру.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: Дети владеют знаниями количественного состава числа 6 из единиц. Имеют представление о цифре 6. Владеют счётом в пределах 10. Владеют приемами деления круга на 2,4,8 равных частей; понимают соотношение целого и частей, называют и показывают их. Умеют двигаться в соответствии с условными обозначениями в пространстве. Умеют выделять существенные признаки логических блоков Дьенеша наоборот.

Предварительная работа: Работа с логическими блоками Дьенеша, счёт в пределах 10. Закрепление знаний об овощах и фруктах, в различных видах деятельности (дидактические игры, с-р игры, сенсорные игры и тд)

Материалы и оборудование:

- демонстрационный: полочка для овощей, корзина, муляжи овощей (капуста, морковь, свекла, тыква, лук, баклажан), цифры на доску 5 и 6, картинки с изображением 6 фруктов, аппликация - пирог, ножницы, грузовик, схема маршрута.

- раздаточный: карточки с цифрами от 1 до 6 на каждого ребёнка, карточки с изображением овощей по 6 штук на каждого ребёнка, вырезанные из бумаги круги и ножницы на каждого ребёнка, наборы «логические блоки Дьенеша» на каждого ребёнка, тарелочки из детской посудки на каждого ребёнка.

Содержание образовательной деятельности.

(Дети сидят за столами)

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? 

Ответы детей.

Воспитатель: А что люди собирают осенью в садах и огородах?

Ответы детей: (урожай)

Игровое упражнение «Сбор урожая»

Воспитатель: Правильно, осенью люди собираю урожай, да и я собрала.

Ребята, что у меня в корзине?

Ответы детей: (Овощи)

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите, что я достаю и сколько? Называем овощи хором.

(Воспитатель по очереди достаёт из корзины 5 овощей и раскладывает их на полке. Дети отвечают хором.)

Воспитатель: Сколько овощей на полке?

Ответы детей: (5)

Воспитатель: Какой цифрой можно обозначить это число?

Ответы детей: (5)

Воспитатель: Возьмите и покажите мне карточку, на которой изображена цифра 5.

(Дети показывают карточку с цифрой 5).

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Посмотрите я добавила ещё один овощ.

(Воспитатель вызывает ребёнка и предлагает сосчитать овощи)

Воспитатель: Сколько стало овощей?

Ответы детей: (6)

Воспитатель: Как получили 6 овощей?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте все вместе сосчитаем овощи.

(Счёт хором)

Воспитатель: Какой цифрой можно обозначить число 6?

Ответы детей: (6)

Воспитатель: Правильно, цифрой 6

Возьмите и покажите мне карточку, на которой изображена цифра 6.

(Дети показывают карточку, на которой изображена цифра 6)

А теперь разложите перед собой на столе карточки с цифрами. Разложить их нужно по порядку от 1 до 6.

(Дети раскладывают карточки)

Воспитатель: Ребята, давайте назовём цифры по порядку.

(Дети с воспитателем называют цифры от 1 до 6)

Воспитатель: А теперь обведите цифру 6 пальцем.

(Дети обводят цифру 6 пальцем)

Воспитатель: Ребята, я смотрю вы немного устали. Давайте немного отдохнём и физкультминутку проведём.

Физкультминутка «В огороде» 

В огород пойдем,                               Дети идут по кругу, держатся за руки.

Хоровод заведем.

В хоровод возьмем редиску,             Приседают, держатся за руки.

С ней присядем низко-низко.

В хоровод возьмем морковку           Пляшут, держат руки на поясе.

И с морковкой спляшем ловко.

Вверх потянемся с лучком,              Тянутся вверх, поднявшись на носочки.

Побежим за кабачком                       Бегут по кругу друг за другом.

И поскачем по дорожке,                   Скачут по кругу друг за другом.

Как зеленые горошки.

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: Ребята, мы плясали, отдыхали, а урожай не собрали.

Мне нужна ваша помощь.

Игровое упражнение «Раскладываем «Урожай»

(Воспитатель вызывает ребёнка, которому нужно прикрепить на доску 6 овощей)

Воспитатель: Ребята, а мы с вами внимательно посмотрим, и проверим справится ли Артём с заданием.

Сколько овощей?

Ответы детей: (6)

Воспитатель: Сколько каких овощей?

Ответы детей.

Воспитатель: Как составить число шесть?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Игровое упражнение «Разноцветные овощи»

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам составить число шесть с помощью карточек, на которых изображены разноцветные овощи. Вам нужно выложить в ряд 6 карточек.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Сколько всего карточек с изображением овощей?

Ответы детей: (6)

Воспитатель: Как составили число шесть?

Ответы детей.

Воспитатель: Из скольких единиц состоит число шесть?

Ответы детей.

Игровое упражнение «Поможем шоферу привезти овощи и фрукты на плодовоовощную базу»

Воспитатель: Ребята, скажите, а где могут хранится овощи и фрукты?

Ответы детей: (на плодоовощной базе).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам помочь   шоферу привезти овощи и фрукты на плодовоовощную базу. 

(Воспитатель рассматривает с детьми схему движения машины: стрелки указывают направление движения, а цифры – остановки. Затем вместе с детьми обсуждает особенности маршрута (начало и направления движения)).

Гараж -прямо

1-остановка «Фруктовый сад» - направо

2-остановка «Овощное поле» - направо

3-остановка «Плодовоовощная база»

Воспитатель: Грузовик стоит в гараже. В какую сторону он должен выехать 

Ответы детей: (прямо)

(Грузовик едет прямо, и дети загружают в него фрукты).

Воспитатель: А теперь куда нужно ехать?

Ответы детей: (повернуть направо).

(Грузовик прибывает на вторую остановку, и дети загружают овощи). Воспитатель: Осталось привезти их на 3 остановку, на плодоовощную базу.

В какую сторону он поедет?

Ответы детей: (направо).

(Дети привезли овощи и фрукты на плодовоовощную базу).

Воспитатель: Молодцы, дети мы привезли овощи на плодовоовощную базу. Шофер говорит вам спасибо.

(Дети проходят за столы)

Игровое упражнение «Фруктовый пирог»

Воспитатель: Что можно испечь из фруктов?

Ответы детей: (торт, пирог).

Воспитатель: Ребята, а помните, мы с вами уже готовили пирог. Делали аппликацию из фруктов.

(Воспитатель демонстрирует детям аппликацию –пирог)

Пальчиковая гимнастика «Фруктовый пирог»

На базар ходили мы,                             Пальчики идут по столу 

Много груш там и хурмы,                    По очереди загибают пальцы    
Есть лимоны, апельсины,                
Дыни, сливы, мандарины,                            

Всё купили по немного                        Соединение пальцев подушечками,   

И в корзине принесли                          Соединяют пальцы в замок

И пирог мы испекли.                            Выставляют ладони вперед

Воспитатель: А на какую геометрическую фигуру похож пирог?

Ответы детей: (Круг)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам взять круг и с помощью ножниц разделить его на две равные части.

(Дети выполняют задание. Воспитатель делит на две части «Пирог»)

Воспитатель: На сколько частей вы разделили круг? 

Ответы детей: (на две)

Воспитатель: Покажите одну из двух частей.

(Дети показывают одну вторую часть круга)

Воспитатель: Как можно назвать каждую часть?

Ответы детей: (одна вторая или половина).

Воспитатель: Сколько всего таких частей в целом?

Ответы детей: (две)

Воспитатель: Покажите обе части.

(Дети показывают обе части круга)

Воспитатель: Соедините их так, как будто у вас остался целый круг, и положите его перед собой.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Что вы сделали и что у вас получилось?

Ответы детей: (Соединили две половинки и получился целый круг)

Воспитатель: Из скольких половин составлен круг?

Ответы детей: (Из двух)

Воспитатель: Что больше: целое или одна вторая?

Ответы детей: (целое).

Воспитатель: А что меньше: половина или целое?

Ответы детей: (половина).

Воспитатель: Молодцы, а теперь разделите каждую часть на две равные части.

(Дети выполняют задание. Воспитатель делит «пирог» на четыре части)

Воспитатель: Сколько всего получилось частей?

Ответы детей: (четыре).

Воспитатель: Как можно назвать каждую часть?

Ответы детей: (одна четвертая).

Воспитатель: Что больше: целое или одна четвертая?

Ответы детей: (целое).

Воспитатель: Что меньше: одна четвертая или целое?

Ответы детей: (одна четвертая)

Воспитатель: Покажите мне две четвертых круга.

(Дети показывают)

Воспитатель: как можно назвать две четвертых круга по-другому?

Ответы детей: (половина).

Воспитатель: А теперь выложите перед собой части круга и покажите мне три четвертых круга. 

(Дети показывают)

Воспитатель: Что больше целое или три четвертых?

Ответы детей: (целое).

Воспитатель: А сколько четвертых частей в целом?

Ответы детей: (четыре четвертых)

Воспитатель: А теперь разделите каждую четвертую часть пополам.

(По показу воспитателя)

Сколько всего частей получилось?

Ответы детей: (восемь).

Воспитатель: Как можно назвать каждую часть?

Ответы детей: (одна восьмая…).

Воспитатель: Что больше: целое или одна восьмая? 

Ответы детей: (целое).

Воспитатель: А что меньше: одна восьмая или целое?

Ответы детей: (одна восьмая).

Воспитатель: По сколько восьмых частей в каждой четверти, посчитайте и скажите?

Ответы детей: (по две).

Воспитатель: А в половине сколько восьмых частей?

Ответы детей: (четыре).

Воспитатель: А сколько в целом восьмых частей?

Ответы детей: (восемь).

Воспитатель: Ребята, сколько гостей можно угостить нашим пирогом? 

Ответы детей: (восемь).

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Ребята, что-то гости наши заскучали. Я предлагаю вам их развеселить и немного угостить. Давайте каждый из вас приготовит для наших гостей игрушечный пирог. А как вы думаете из чего мы можем его приготовить?

Ответы детей: (из блоков Дьенеша)

Воспитатель: Правильно. Но приготовить его нужно по специальному рецепту.

Дидактическая игра «Найди не такую»

Воспитатель:

Первый нижний слой: не треугольный, не маленький, не синий, не тонкий.

Второй слой: не круглый, не маленький, не жёлтый, не толстый.

Третий верхний слой: не прямоугольный, не большой, не красный, не толстый.

(Дети выкладывают «трёхслойный пирог» из логических блоков Дьенеша на тарелочку)

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, что вы сегодня узнали про число 6?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой цифрой обозначается число 6??

Ответы детей.

Воспитатель: Сколько предметов обозначается этой цифрой?

Ответы детей.

Воспитатель: А что больше: целое или часть от целого?

Воспитатель: Спасибо вам ребята, за такие хорошие ответы, за любознательность и смекалку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки занятий по ФЭМП

Разработки занятий по формированию элементарных математических представлений...

Конспект занятия по ФЭМП "Колобок в гостях у ребят" (подготовительная группа)

Интересный конспект направленный на закрепление полученных навыков в течении года. Развитие интереса к ФЭМП посредством игры....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

Образовательная область — познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) в интеграции с социально-коммуникативным, речевым, художественно-эстетическим и физическим...

Занятия по ФЭМП "Три медведя"

Комплексное занятие по сюжету русской народной сказки «Три медведя» Программное содержание: 1. Занятие на развитие познавательных способностей.·...

Конспект занятия по ФЭМП.

Занятие с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша....

Конспект занятия по ФЭМП

ООД по ФЭМП в средней группе...