Урок математики в 4 классе "«Закрепление письменного умножения на двузначное и трехзначное число. УМК "Школа России».
план-конспект урока по математике (4 класс)

Козлова Ирина Ивановна

Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_v_4_klasse.docx545.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе

Предмет: математика

Тема урока: «: «Закрепление письменного умножения на двузначное и трехзначное число. УМК "Школа России».

Класс: 4

Тип урока: закрепление изученного материала

Вид урока: комбинированный

Используемые технологи: технология развития критического мышления ( на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания ( на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии ( использование презентации на тему: «Математический калейдоскоп» на всех этапах урока), технология « Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

Группы формируемых компетенций:

Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД: добывание новых знаний; переработка полученной информации для формулировки выводов.

Формы работы: фронтальная ( совместное выполнение задания), групповая ( помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)

Приемы работы: деятельностный подход к обучению ( самостоятельный поиск решения примеров и задач).

Методы работы : проблемно – сообщающий ( с опорой на наглядность в виде таблиц, схем) , метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.

Цель урока: организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.

Задачи занятия: закрепление умения умножать на двузначное и трёхзначное число, продолжение работы по отработке вычислительных навыков, решение задач на движение.

Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока

Деятельность учителя: содержание работы, приемы и способы реализации содержания, формы организации

Деятельность обучающихся: самостоятельная работа учащихся

Какие УУД формируются на каждом этапе

1.Организационный этап.

_________

2.Мотивация к деятельности

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Слайд 1.

- Здравствуйте, гости нашего урока математики!

Мы рады вас приветствовать на нашем уроке!

Наводим порядок. Число. Кл. работа. Подписываем оценочный лист.

____________________________________

Математика любит внимательных, организованных людей. Сейчас проверим, кто уже настроился на хорошую работу.

-Над чем работали на прошлых уроках?

-Какие задачи решали?

-Отгадайте ребус и назовите тему урока.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Что такое закрепление? Это умение применять полученные знания на практике. Этим и займёмся.

-Чтобы успешно справляться с этими заданиями что мы должны хорошо знать?

(таблицу умножения и соотв. случаи деления, формулы)

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

3. Актуализация опорных знаний

- Мы продолжаем закреплять наши знания и умения. Что мы обычно делаем на уроке математики?

 «С малой удачи начинается большой успех»

Разминка

А) Таблица умножения.

 Записываем в строчку только ответы.

1) Произведение 9 и 8.

2) 1 множитель 9, 2- 3. Найти произведение.

3) 8 увеличить в 5 раз.

4) Найти площадь прямоугольника со сторонами 5 и 7 см.

5) Трижды 7.

6) Площадь квадрата 81 см2. Найти длину его стороны. 

7) Частное 56 и 8.

8) Сколько лап у 5 кошек?

9) 55 разделить само на себя.

10) Запишите остаток при делении 48 на 5.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга по образцу на доске. Оценку поставьте в оценочный лист.(называю нормы)

72.27.40.35.21.9.7.20.1.3

-Зачеркните карандашом цифры через одну, начиная с первой. Какие цифры остались? -Кому знакома эта дата?

        72.27.40.35.21.9.7.201.3

-Да, тематикой урока станет на родной город. Что вы можете о нём сказать?

-Безусловно, вы правы. Сегодня мы поговорим о СПб, как о научном и образовательном центре России.

      Развитие российского образования и просвещения в значительной степени связано с Санкт-Петербургом. В Санкт-Петербурге возникла Академия наук, первые российский музеи и библиотеки.

     Впервые мысль о необходимости введения элементарного начального образования для детей всех сословий зародилась у  Петра I, которому нужны были школы для подготовки грамотных людей, необходимых для государственной службы. Стране стали необходимы собственные специалисты и учителя. Ведь отправка для обучения за границу была малоэффективной из-за незнания языков и неподготовленности посылаемых стипендиатов.

 Для этого по указам в разных городах империи при архиерейских домах и монастырях открывались цифирные или арифметические школы, в которых «молодые ребятки» (мальчики от 10 до 14 лет) получали элементарное образование. Очень похожи они на наши начальные классы. И на уроках математики учились примерно тому же, что и мы. Учились складывать и вычитать, умножать и делить, решать задачи, в том числе и на движение.

Решаем задачи, умножаем и делим многозначные числа, решаем сложные уравнения, выполняем математические действия с именованными числами.

* Учимся работать дружно, помогаем друг другу справится с возникшими трудностями

* Каждый ученик стремится к личному успеху.

Записывают в строчку только ответы.

Взаимопроверка

День рождения СПб

  Город-музей, культурная столица, колыбель военного флота России и т. д.

Личностные:

Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности,

развитие интереса к различным видам деятельности

3. Повторение изученного материала

Устный счёт.

1.Математический диктант

Вспомним формулы для задач на движение

Решение задачи

Перед вами данные задачи:  V1= 6 км/ч, V2= 3км/ч, t= 4ч, S= ?

Придумайте такую задачу на движение, которую могли бы решать в те времена учащиеся цифровых школ. Начертите чертёж, подпишите данные. Решите задачу любым способом. (Рассказывают) 

Повторение деления на круглые числа.

Отлично. А хотите узнать в каком году открылись цифровые школы? Тогда решим этот пример, а результат и будет датой открытия.  (51420:30= 1714)-в столбик.

 Я бы и дальше рассказ продолжила, только так ведь неинтересно. Придумала для вас загадки. Разгадав их, сами сможете добыть полезную информацию .

 Задания на 6 вариантов. И дополнительные задания для экспертов.

  1. 163440 : 90
  2. 910000 : 500
  3. 35960 : 20                               Доп. -  575100 : 300
  4. 356200 : 200
  5. 70560 : 40
  6. 86200 : 50

Проверяем.

1816  1820   1798  1781  1764  1724                1917

Расположите эти даты в порядке возрастания и вставьте в листы с текстом по порядку.

Прочтите что получилось.           

  1. В Санкт-Петербурге в 1724 г. ещё при Петре 1  в составе Императорской академии наук было создано первое светское высшее учебное заведение в России. Оно получило название Академического университета. Наивысший расцвет университета приходится на 1758 г., когда во главе его встал М.В. Ломоносов.
  2. В 1732 году в здании Меньшиковского дворца открыт Кадетский корпус - это военно-учебные заведения закрытого типа, проводящие подготовку молодежи к военной карьере. После окончания полного курса, ученики без сдачи экзаменов могли быть приняты в военные училища, и даже в высшие школы.
  3. В 1764 г. Екатериной Второй было открыто первое в России женское учебное заведение – Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт) для девочек с 6 до 18 лет, ставшее впоследствии  моделью и образцом для всех женских институтов. Воспитательно-образовательная часть Смольного строилась на принципах французской системы женского воспитания, когда в женщине «видели главным образом украшение семьи и общества». 
  4. Также при Екатерине 2 создана общеобразовательная школа, дающая первоначальные знания независимо от сословной принадлежности. В 1781 г. на собственные средства императрицы в Петербурге открылось первое в России начальное училище для детей обоего пола – Исаакиевское. В этом же году в столице были открыты еще 6 училищ, в которых велось обучение чтению, письму, закону божьему, арифметике и рисованию.
  5. В декабре 1798 года, в Санкт-Петербурге, согласно указу Павла Первого, была основана Медико-хирургическая академия, которая в августе 1808 года получила наименование Императорской, а в июле 1881 года - преобразована в Императорскую военно-медицинскую академию.
  6. Гимназия как тип среднего учебного заведения была введена Уставом 1804 г. Цель ее состояла в подготовке учащихся к поступлению в университет и получению знаний, необходимых для благовоспитанного человека». Программа обучения гимназии, была смешанной: она включала в себя предметы средних учебных заведений и университетского курса .

Учитель:

Послушаем проект, подготовленный группой ребят по этой теме.

(Форма учащихся средних учебных заведений дореволюционной России состояла из мундира, гимнастерки, брюк, пальто, шинели и фуражки (кепи), на которых присутствовали знаки отличия – эмблемы и значки учебных заведений.

В женских гимназиях ученицы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки: черный – в учебные дни и белый – по праздникам. Повседневной одеждой для воспитанниц институтов благородных девиц являлись платья различных цветов, зависевших от класса обучения: самые младшие – кофейный, затем – голубые, серые и самые старшие – белые. С платьем чаще всего носили фартук и пелерину белого цвета.

Учителей готовили в Главном народном училище и Педагогическом институте, который в 1816 г. был переименован в Главный педагогический институт.

В 1820 г. в здании 12 петровских коллегий открылся Петербургский университет. Как и большинство учебных заведений города, он разместился на Васильевском острове.        

В 1917 г. был создан 3-й Петроградский педагогический институт, позже ставший Ленинградским педагогическим институтом им. А.И.Герцена, ныне Российский государственный педагогический университет.

Ведущим вузом Санкт-Петербурга, как и раньше, остается Санкт-Петербургский государственный университет (СПГУ). Он остается крупнейшим вузом Санкт-Петербурга. СПГУ гордится тем, что 9 его выпускников стали лауреатами Нобелевской премии.)

Хорошо поработали. Теперь отдохнём.

 Работа в парах сменного состава на 3 минуты. Отмечают в оценочном листе.  Самооценка .

Работа в группах,  обсуждение.

Рассказывают.

Проверка в группах.

Ученик у доски.

Решают самостоятельно. Взаимопроверка с образца на доске.

Работа в группах с текстом. Зачитывают получившийся текст.

Дети представляют свой исследовательский проект.


Предметные :

использование системы научных и теоретических знаний на практике

Регулятивные: Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов учащихся

взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация

4. Физкультминутка

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы по городу идём (маршируют)

Звонко песню мы поём (покачиваем головой вправо и влево)

Мы по улице шагаем

Дружно ноги поднимаем

Делай шаг-раз, два, (шаг вперёд)

Взмах руки-три, четыре

Повернулась голова (влево, вправо)

Руки вверх и ноги шире,

Прыгнем вместе высоко

И побегаем легко.

5. Повторение умножения на двузначные и трёхзначные числа. 

Разминка

-Прочтите цифры на доске.

По данным на 2018/2019 учебный год

16 137 300  школьников в России.

41 349 общеобразовательных школ

1  082 800 учителей в России.

УЧИТЕЛЬ:

Сейчас Санкт-Петербург – один из крупнейших научно-образовательных центров России, где сосредоточено более 10% научного потенциала страны, который составляют более 300 научных организаций, в числе которых более 65 организации Российской академии наук и других государственных академий, 10 государственных научных центров, более 170 образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования.

5 281 579 чел.-население – 4 в Европе по численности населения город.

87 543 ребёнка

49 650 школьников

739 школ

? учителей

Давайте узнаем, решив этот пример:  2216 х 17 ( 1 ученик у доски)  37 672

Мы живём в самом густонаселённом районе города, Приморском.

1 колонка узнает сколько человек проживает в Приморском районе

 (11780 х 48=565 440),

 вторая- сколько у нас детей  (912 х 96 = 87 552)

 третья- сколько школьников (662 х 75 = 49 650)

Эти школьники учатся в 58 образовательных учреждениях.

На каждого ученика государство выделяет приблизительно 26 000 руб. в год.

Узнайте 3кол.- сколько расходует в год наш класс. (33 х 26 000  = 858 000)

2 кол.- сколько параллель 4-х классов, если у нас234 чел. (234 х 26 000 = 6 084 000)

3 кол.- ск. для обучения уч-ся нач. шк., если их 1180 чел.(1180 х 26 000 = 30 680 000)

А эксперты-счетоводы узнают сколько денег уйдёт на всю нашу школу, если в ней 2 434 чел.  ( 2434 х 26 000= 63 284 000)

Много? Да.

-Как вы думаете, почему государство готово тратить такие деньги на образование молодёжи?

-Учитесь прилежно, добросовестно. Ибо, как сказал великий учёный и руководитель Академического Университета Спб М.В. Ломоносов:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму , наедине,

В покое сладки и в труде.

Читают числа.

Ученик решает у доски.

Решают по группам

Дети- будущее страны!

8.Итог урока. Рефлексия

- Какую задачу поставили в начале урока?

-Справились ли мы с ней?

-Что было трудно?

- Что повторили? Чего добивались?

-Что нового узнали?

-Что хотели бы узнать?

Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/11/28/k_583c907c3c484/user_file_583c907c3c64d_1_2.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/11/28/k_583c907c3c484/user_file_583c907c3c64d_1_3.jpeghttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/11/28/k_583c907c3c484/user_file_583c907c3c64d_1_4.jpeg

-Что понравилось?

-Что было интересно?

Личностные:

формирование самооценки и взаимооценки,

осознание обучающимися своей учебной деятельности..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе "Письменное умножение на двузначное число"

Цели урока: повторить алгоритм письменного умножения на двузначное число; закрепить навык письменного умножения на двузначное число; закрепить  умение решать задачи на движение в противополо...

Урок математики по теме: Приёмы письменного умножения трёхзначных чисел на однозначное число"

На уроке ученики продолжают  знакомиться  с приёмами умножения, когда в записи числа есть нули, совершенствовуют вычислительные навыки. На уроке математике используются элементы ...

Конспект урока математики 3 класс Закрепление темы: «Таблица умножения на 2,3,4,5,6. Решение задач»

Урок математики с презентацией, в ходе которого дети расширяют знания об окружающем мире., путешествуют по осеннему лесу....

Контрольная работа по математике 4 класс по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число»

Контрольная работа 4 класс составлена на 2 варианта. Проводится в 4 четверти....

План-конспект урока математики в 4 классе "Письменное умножение на двузначное число".

Конспект урока по математике в 4 классе на тему: "Письменное умножение на двузначное число" по ФГОС....