Формирование пространственных представлений незрячих и слабовидящих школьников на уроках математики
методическая разработка по математике (3, 4 класс)
Приоритетной задачей учителей, работающих с незрячими или слабовидящими детьми (зрение от 0,04 и ниже), является сохранение и максимальное развитие остаточного зрения. Компенсация слепоты осуществляется за счет сохранных анализаторов. В основе системы обучения слепых и слабовидящих детей лежит рельефно-точечный шрифт Брайля. Тотально слепые дети пользуются тактильно - кинестетическим и слуховым способами восприятия учебного материала и ориентации в жизненном пространстве. Несмотря на полную или частичную потерю зрения, воспитанники получают образование в том же объеме, что и учащиеся массовых школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_prostranstvennyh_predstavleniy_na_urokah_matematiki.docx | 187.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование пространственных представлений незрячих и слабовидящих школьников на уроках математики
Павлова Светлана Александровна, учитель начальных классов,
ГБОУ школа-интернат № 1 имени К. К. Грота
Приоритетной задачей учителей, работающих с незрячими или слабовидящими детьми (зрение от 0,04 и ниже), является сохранение и максимальное развитие остаточного зрения. Компенсация слепоты осуществляется за счет сохранных анализаторов. В основе системы обучения слепых и слабовидящих детей лежит рельефно-точечный шрифт Брайля. Тотально слепые дети пользуются тактильно - кинестетическим и слуховым способами восприятия учебного материала и ориентации в жизненном пространстве. Несмотря на полную или частичную потерю зрения, воспитанники получают образование в том же объеме, что и учащиеся массовых школ.
Следует отметить, однако, что условия, в которых проводится это обучение, средства, при помощи которых оно осуществляется, и сам характер обучения имеют весьма существенные отличия и свою специфику,
Одной из целей изучения математики в школе, помимо овладения системой математических знаний и умений, необходимых в дальнейшей жизни, является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств личности, необходимых человеку для интеграции в современное общество: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей. Учитывая специфику заболеваний наших детей, особую сложность представляет формирование и развитие пространственных представлений. Этот аспект интеллектуального развития учащихся в 10й или иной степени реализуется как на уроках общеобразовательных дисциплин (физике, химии, черчении и др.), так и на занятиях по коррекции. Но, конечно же, в основном формирование и развитие пространственных представлений происходит на уроках геометрии.
В начальной школе, во время уроков и на коррекционных занятиях, дети узнают об элементарных пространственных признаках ориентировки на микроплоскости (на тетрадном листе, плоскости стола, классной доски) и в большом пространстве (в пределах класса, школы и прилегающей территории). Задачей учителей среднего и старшего звена является расширение и пополнение имеющегося запаса пространственных представлений, который у незрячих и слабовидящих детей чрезвычайно скуден, по сравнению со зрячими, и пополняется значительно медленнее и своеобразнее. Но если у слепого ученика имеется правильное, четкое и полное представление об изучаемом объекте (предмете), то и различные преобразования и вычисления он делает быстро, логически обосновывая все операции.
Ведущими по степени значимости для восприятия окружающего мира у незрячего ребёнка являются осязание и слух. Поэтому при развитии пространственных представлений у таких обучающихся необходимо опираться не только на слуховое восприятие, но и на осязание (мышечное ощущение), двигательное чувство, остаточное зрение.
Проблема формирования пространственных представлений напрямую связана с осуществлением принципа наглядности. В педагогической практике условно выделяют две формы наглядности: первичная (до получения знаний, заключается в показе объектов или их изображений) и вторичная (закрепление, при котором знания обучающихся конкретизирмотся, уточняются их представления и формируются необходимые знания).
При использовании наглядности важно учитывать возраст обучающихся, особенности и уровень развития личности, потенциальные возможности, а также степень тяжести поражения органов зрения, делая упор на индивидуальной работе на протяжении всего урока.
Одним из способов развития пространственных представлений на уроках геометрии является моделирование, когда ученики вместе с учителем готовят различные наглядные пособия из бумаги, картона, проволоки (макеты многоугольников и многогранников).
Расширение имеющегося запаса пространственных представлений и освоение геометрического материала не может быть продуктивным, если учащиеся только слушают объяснение, наблюдают работу учителя или одного из товарищей с наглядными пособиями. Поэтому каждый ученик, хотя бы на начальном этапе освоения каждой конкретной темы, работает с раздаточным геометрическим материалом. Очень полезным, особенно при изучении геометрических тел, решении некоторых стереометрических прикладных задач на комбинацию геометрических тел, может оказаться блочный детский конструктор (”Строитель”), позволяющий создать модели реальных объектов.
Школьный кабинет математики оснащён наглядными пособиями нескольких видов:
- пособия, применяемые в массовой школе: наборы геометрических тел, каркасные модели многогранников, тела вращения, таблицы, альбомы, развертки многогранников, прибор Раева;
- пособия для школ слепых: приборы ”Графика”, “Школьник” ”Ориентир”, прибор Ефремова, стереометрические конструкторы, комплект деталей по стереометрии, таблицы и альбомы по алгебре и геометрии. Например, альбомы ” Упражнения по планиметрии на готовых чертежах' (С. М. Саврасова и Г. А. Ястребинский) 7-8-е классы, используются и для слепых, и для слабовидящих;
- пособия, сделанные руками учащихся.
При работе с новыми понятиями на уроках геометрии большое внимание уделяется правильному формированию наглядных представлений о них у слепых и слабовидящих учащихся, умению распознавать данные понятия в конкретных ситуациях. Аналогично тому, как в начальной школе, когда у учащихся формируются образы геометрических фигур, они рассматривают окружающие вещи, узнавая в них геометрические фигуры (например, тетрадь имеет форму прямоугольника, дно стакана — круга, мяч — шара и т.д.)
При изучении планиметрии и стереометрии также целесообразно использовать этот подход: узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры и тела. Особенно полезен этот подход при изучении геометрического материала слепыми учащихся, т. к. в результате у них формируется представление о форме предметов, недоступных для сенсорного исследования,
Так при знакомстве учащихся с образом угла, выделять угол можно не только на геометрических фигурах (прямоугольнике, квадрате, треугольнике), но и на окружающих вещах (угол стола, угол доски, угол книги, угол тетради и т. д.).
Часто у незрячих учащихся возникают сложности в понимании, например, таких понятий как скрещивающиеся прямые, плоскость сечения. И здесь неоценимую помощь могут оказать окружающие предметы (шкаф, стол и т. п.) для преодоления возникающих трудностей в освоении этих понятий.
Хочется отметить ещё одну особенность пространственных представлений геометрических тел не только слепыми, но и слабовидящими учащимися. Зачастую понятие параллелепипеда ассоциируется у детей с прямоугольным параллелепипедом, понятие призмы — с правильной призмой, понятие высоты — с вертикалью и т. д.
Формированию правильных, адекватных представлений о геометрических фигурах, телах и их элементах способствуют задания на опознание, выбор описываемой модели из множества предлагаемых. Например, из 12 моделей различных геометрических тел учащимся предлагается выбрать модели призмы, затем из отобранных выбрать модели прямой призмы и т.д.
Ещё одной формой работы, способствующей развитию пространственных представлений у слепых и слабовидящих учащихся, является исследование и анализ готовых чертежей с последующим выбором подходящей модели, что позволяет постепенно научить детей воссоздавать мысленные образы геометрических тел по рельефному рисунку. Однако для некоторых учащихся такая работа с мысленными образами остаётся недоступной. В этом случае приходится постоянно прибегать к моделям и выполнять с ними необходимые манипуляции. Для таких детей достижением является даже выполнение дополнительных ”построений” согласно условию задачи (с помощью шнура, проволоки и других подручных материалов).
Рассматривая чертежи, модели, давая определения, учитель предлагает обучающимся найти вокруг себя предметы, отвечающие этим понятиям. Такая работа активизирует обучающихся, заставляет думать, воспроизводить, быть внимательными и наблюдательными. Это очень важно, так как и в повседневной жизни внимание у незрячих должно быть более концентрировано, чем у зрячих. У них должен быть более натренированный механизм памяти, пространственного воображения, мышления, так как они чаще, чем зрячие, вынуждены дополнять воображением и домысливать то, что благодаря зрению дается непосредственно и легко.
Систематическая работа по развитию пространственных представлений незрячих и слабовидящих учащихся на уроках геометрии позволяет постепенно прейти от решения задач на основе демонстрационных моделей и готовых чертежей к выполнению чертежей по условию задачи и самостоятельному оперированию с моделью, а в дальнейшем, к решению задач по мысленно воспроизводимым образам на основе словесного описания объекта.
Монокулярный характер зрения осложняет формирование представлений об объеме, величине, расстоянии. Тотально слепые и частично видящие дети, особенно в классах средней ступени, зачастую ещё путают соотношения мер длины, плохо интерпретируют полученные численные значения площади, объёма до тех пор, пока эти единицы измерения не соотнесены с конкретными, уже известными им, предметами. Например, длина стола равна м, толщина грифеля для письма— 1 мм, площадь класса — 30 кв.м, расстояние, которое проходит человек медленным шагом за 5 мин, приблизительно составляет 1 км и т. д. В процессе обучения следует обеспечить максимальные условия для активного действия детей в реальной действительности, где в процессе практического упражнения они постоянно узнают пространственные признаки ориентировки на микроплоскости и в большом пространстве. Так, при решении задач на движение учащиеся моделируют ситуации, описанные в условии задачи, либо с помощью наглядности (машинок, лодок, и т. п.) на плоскости стола (или доски), либо посредством ролевого разыгрывания ситуации. Этот приём, используемый в массовых школах преимущественно в начальных классах, помогает тотально слепым детям лучше представить ситуацию и выработать алгоритм решения задачи.
При решении прикладных задач на вычисление линейных размеров, площадей, объёмов числовые данные условия задачи, а так же полученные результаты полезно соотносить с размерами уже известных детям объектов (предметов), т. к. при этом учащиеся получают возможность сравнивать величины зачастую недоступных для тактильного обследования предметов. Например, высота Эйфелевой башни сравнивается, допустим, с высотой школы и т. п.
Основной массе незрячих детей геометрия дается особенно трудно, поэтому на уроках необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, где ведомый, более ”слабый”, ученик чувствует поддержку товарища. А более ”сильный”, объясняя какой-то учебный материал и работая с моделью или чертежом, ещё раз для себя детализирует и систематизирует полученные знания, старается отыскать новые примеры среди предметов окружающей обстановки. Таким образом, качественное усвоение программного материала по математике незрячими учащимися может быть достигнуто за счет умелого использования различных методов и приёмов обучения. И среди них важная роль принадлежит индивидуально-наглядному обучению, так как оно способствует развитию наглядно-образного и словесно-логического мышления, формированию пространственных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, а это и является одним из ведущих условий подготовки незрячих детей к жизни и трудовой деятельности.
Геометрия — важный раздел математики. Ее возникновение уходит в глубь тысячелетий и связано прежде всего с развитием ремесел, культуры, искусств, с трудовой деятельностью человека и наблюдением окружающего мира. Об этом свидетельствуют названия геометрических фигур.
Название фигуры «трапеция» происходит от греческого слова «трапезион» (столик), от которого произошли также слово «трапеза» и другие родственные слова.
От греческого слова «конос» (сосновая шишка) произошло название «конус». А простейшими в геометрии являются три фигуры: - точка, прямая, плоскость. Конечно, самая главная — это точка. Древнегреческий геометр Евклид говорил, что «точка — это то, что не имеет частей». Слово точка по латыни означает результат мгновенного касания, укол. Так, точкой является отверстие, оставленное иглой в листе бумаги.
Линия — льняная нить.
Луч света также представляет собой модель прямой линии.
Натянутая линия — также модель прямой.
СКАЗКА О ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ
Жили-были в чудесной стране Геометрии Карандаш и Линейка. Как-то раз задумали они начертить четырехугольник, у которого все углы - по 90 градусов. Чертили-чертили целый день. Особенно старалась Линейка. Она ложилась ровно, не наклоняясь. Карандаш отчетливо проводил и соединял линии. В конце концов у них получилась такая фигура. На радостях отправились они к своему другу Транспортиру. Он жил неподалеку от наших героев. Это был удивительно трудолюбивый и внимательный инструмент. Он напоминал половину круга, и поэтому его еще иногда ласково называли Пирожок. Пришли наши герои и попросили у него помощи:
- Послушай, Пирожок, помоги нам. Мы целый день чертили фигуру, у которой все углы должны быть по 90 градусов. А так ли у нас получилось, мы не знаем. Проверь, пожалуйста.
А у Транспортира на спинке было много делений от О до 180. Проверка величины углов его самое любимое занятие. Поэтому он, конечно, согласился. Все углы у четырехугольника действительно были равны 90 градусов. А потом он улыбнулся и сказал: - Угол, равный 90 градусов, - это прямой угол, а четырехугольник, у которого все углы - по 90, называется прямоугольником. В следующий раз, когда соберетесь что-нибудь чертить, сказал Транспортир, - не забудьте про меня. Я обязательно приду к вам на помощь, и дело быстрее сладится. И еще он добавил:
Раз, два, не ленись, дружно за дело вместе берись!
СКАЗКА О КВАДРАТЕ
Жил-был в стране Геометрии Лист. Его края были неровными, с множеством загибов, потому что его вырвал из тетради мальчик по имени Вовка, и уже долгое время Лист находился в пути. А нашему герою очень хотелось, чтобы все его стороны стали вновь ровными.
Собравшись с силами, Лист отправился на поиск Линейки, Карандаша и Ножниц. Только они могли ему помочь. Лист целых пять дней провел в пути, потому что двигаться он мог только с помощью ветра, а ветреная погода была не каждый день. На шестой день своего пути Лист встретил Карандаша. Карандаш в это время чертил углы на песке. Его углы были разной величины, и он упорно повторял вслух: ”Острый, тупой, прямой, развернутый! ” Лист тихонько подлетел к Карандашу и рассказал свою историю. Карандаш его пожалел и согласился помочь, но, к сожалению, без Линейки и Ножниц он ничего сделать не мог. Теперь они отправились в путешествие уже вдвоем. Но Линейку им не пришлось долго искать, потому что она вместо мостика лежала на двух противоположных берегах ручья. Карандаш и Лист аккуратно перетащили Линейку на свой берег и попросили ее помощи.
- Да! Да! Да! - воскликнула Линейка (так соскучилась она по своей работе), - Конечно, помогу!
Началась работа. Карандаш чертил ровно. Линейка замеряла стороны так, чтобы все они были одинаковой длины. Когда работа была сделана, Линейка объявила Листу:
- Ну, теперь ты будешь квадратом!
- Квадратом? - удивился Лист.
- Да! Да! Квадратом! - убедительно ответила Линейка.
- А что это такое? - спросил Лист.
- Это прямоугольник, у которой все стороны не только ровные, но и равные, - сказала Линейка.
Лист обрадовался. Он поблагодарил Карандаша и Линейку и отправился на поиски Ножниц.
Идя по дорожке, Лист увидел красивый домик с очень необычной акацией вместо забора. Он поднялся по ступенькам и постучался. Дверь тихонько заскрипела, и к нему навстречу вышли Ножницы. Радость Листа невозможно было описать. Он прыгал от счастья. А Ножницы в это время смотрели на него и не понимали, в чем дело. Наконец Лист успокоился и рассказал Ножницам свою историю. Ножницы повели себя необычно, они вдруг стали резать воздух. Это оказалось, они так выражали свое удовольствие. Ножницы действительно очень любили работать, то есть резать. Через пять минут наш Лист превратился в настоящий Квадрат. Ножницы принесли ему зеркало. Он долго смотрелся в него, а потом закричал:
- Квадрат! Квадрат!
А Ножницы опять стояли в недоумении и смотрели на Лист. Они не понимали, что это за слово повторял наш герой. Но мы-то с вами знаем, что это за фигура.
Стихи о геометрических фигурах.
Шар
Удар! Удар! Ещё удар!
Летит в ворота мячик - шар!
А это - шар арбузный
Зелёный, круглый, вкусный.
Вглядитесь лучше - шар каков!
Он сделан из одних кругов. Разрежьте на круги арбуз И их попробуйте на вкус.
Трапеция
Трапеция, трапеция
Фигура есть такая, А я её не знаю.
Ты где живёшь, трапеция, В Америке, в Китае?
Может, за трапецией поехать надо в Грецию?
Мама говорит: ”Не надо, трапеция с тобою рядом.
Развею я твою тоску, ты подожди минутку”
И на гладильную доску укладывает юбку,
По ней проводит утюжком,
Чтоб не топорщилась мешком:
«Вот тебе трапеция, не стоит ехать в Грецию».
Овал
А как нарисовать овал?
На помощь брата я позвал.
Брат взял фломастер и искусно
Мне овал нарисовал:
Ты слегка окружность сплюсни,
Получается овал.
Сколько раз его видал,
В ванной зеркало - овал!
Овал и блюдо, и яйцо. Мама говорит:
«Лицо у тебя овальное. Пусть будет овальное, лишь бы не печальное».
Мы рассмеялись и в овале рожицу нарисовали.
Овал - окружность удлинённая, и рожица в ней удивлённая.
Куб
Принёс нам ящик почтальон
Посылка мне и брату.
Ящик - куб, в нём шесть сторон,
Все стороны - квадраты.
А что лежит в посылке?
Там стружки и опилки,
Конфеты и баранки,
Ещё с вареньем банки.
Цилиндр
”Цилиндр - что такое?“ - спросил я у папы.
Отец рассмеялся: «Цилиндр - это шляпа.
Чтобы иметь представление верное,
Цилиндр, скажем так, это банка консервная.
Труба парохода - цилиндр,
Труба на нашей крыше - тоже,
Все трубы на цилиндр похожи».
А я привёл пример такой -
Калейдоскоп любимый мой,
Глаз от него не оторвёшь,
И тоже на цилиндр похож.
Конус
Сказала мама: «А сейчас
Про конус будет мой рассказ.
В высокой шапке звездочёт
Считает звёзды круглый год.
Конус - шляпа звездочёта.
Вот какой он. Понял? То-то».
Мама у стола стояла,
В бутылки масло разливала.
- «Где воронка? Нет воронки.
Поищи. Не стой в сторонке».
- «Мама, с места я не тронусь, Расскажи ещё про конус».
- «Воронка и есть в виде конуса лейка.
Ну-ка, найди мне её поскорей-ка».
Воронку я найти не смог,
Но мама сделала кулёк,
Картон вкруг пальца обкрутила
И ловко скрепкой закрепила.
Масло льётся, мама рада,
Конус вышел то, что надо.
Пирамида
Я видел картину. На этой картине
Стоит пирамида в песчаной пустыне.
Всё в пирамиде необычайно,
Какая-то есть в ней загадка и тайна.
А Спасская башня на площади Красной
И детям, и взрослым знакома прекрасно.
Посмотришь на башню - обычная с виду,
А что на вершине у ней? Пирамида!
РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОМЕТРИИ В 1-м КЛАССЕ (1-4)
Урок-исследование по теме: “Прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники“.
Тип урока: усвоение нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Цели урока:
- Обучающие: формировать понятие о прямоугольном, остроугольном, тупоугольном треугольниках; учить анализировать объекты;
- Развивающие: развивать речь, память, воображение, творческое мышление;
- Воспитывающие: учить выполнять работу аккуратно, уважать мнение других, жить в коллективе,
Оборудование:
- конверты:
- с заданиями для разминки, графического диктанта;
- с моделями углов;
- игра «Пифагор»,
- карточки для индивидуальной работы;
- рисунки 'Резиночки” и ”Ластика”;
- таблицы с фигурами;
- фланелетраф;
- демонстрационный материал;
- ТСО.
ХОД УРОКА
1. Разминка. (На Доске «Резиночка» с конвертом.)
— Ребята, как всегда мы наш урок начинаем с разминки. «Резиночка» предлагает внимательно рассмотреть фигуры и найти «лишнюю». Назовите общий признак фигур,
а)
(незамкнутые)
6)
(Наличие углов и сторон)
в)
(Геометрические фигуры)
2. Графический диктант. (В конверте у «Резиночки».)
Дети выполняют работу в тетрадях.
— 1 кл. вправо, 2 кл. вправо вверх по диагонали, 2 кл. влево, 2 кл. вправо вниз по диагонали, 1 кл. вправо и т, д. Продолжите узор до конца строки.
— Проверим. Что за линию мы начертили? Что вы можете о ней сказать? (Ломаная, незамкнутая, самопересекающаяся.)
З. Повторение.
— Какая фигура получилась при пересечении? (Треугольник.)
— Назовите ее признаки. (З угла, З вершины, З стороны.)
— На прошлом уроке мы путешествовали по городу Треугольников, говорили о сторонах треугольника. Вспомните, из каких отрезков можно построить треугольник? (а + в > с.)
— Как называются треугольники, у которых все стороны равны?
На доске группа треугольников, после ответа детей прикрепляется табличка «равносторонние».
Как называются треугольники, у которых две стороны равны? («Равнобедренные».)
— А если все три стороны разной длины? («Разносторонние».)
4. Тема.
а) — Сегодня мы вновь будем путешествовать по городу Треугольников с Ученым Ластиком. Отправляемся на улицу Углов. А какие углы вы знаете?
— Как можно получить прямой угол? А как проверить?
— Какой угол называется острым? Тупым?
б) — Сложите из счетных палочек прямой, острый и тупой углы.
— Проверьте друг друга.
Физминутка под музыку “Мы едем, едем, едем...“
в) — Возьмите конверт, высыпьте углы и разложите их по цветам. Попробуем из углов составить треугольники.
Дети складывают на парте, учитель — на фланелеграфе.
— Возьмем за основу прямой угол. Работаем с синими углами. Добавим к нему два прямых угла. Получился треугольник? Почему? Уберем 1 прямой угол. А теперь? Почему?
— Добавим к прямому углу тупой. Получился треугольник? Почему?
— Добавим к прямому углу два острых. Получился треугольник? Из каких углов мы его составили?
Вывод: треугольник, у которого один угол прямой и два острых, называется прямоугольным.
Дети повторяют правило в парах и хором.
г) Работа в парах.
— Возьмите зеленые углы. Берем за основу тупой угол. Добавьте еще два тупых.
Скажите друг другу, получится ли треугольник? Почему? Оставьте два тупых угла.
Может ли сейчас получиться треугольник? Почему? Добавьте к тупому прямой угол. Получился? Почему? Добавим к тупому два острых угла. Получился? Из каких же углов мы смогли составить треугольник?
Зрительная проверка,
Вывод: треугольник, у которого один тупой и два острых угла, называется тупоугольным.
Дети повторяют в парах, хором.
д) Работа в группах.
— Сравните прямоугольный и тупоугольный треугольники. Что общего? Какой еще можно построить треугольник с помощью двух острых углов? Возьмите красные утлы. Из каких углов вы построили треугольник?
Зрительная проверка.
Вывод: треугольник, у которого три острых угла, называется остроугольным.
Дети повторяют в парах, хором. Физминутка.
е) Самостоятельная работа.
— Возьмите карточки, внимательно рассмотрите треугольники и прочитайте, из каких углов они построены. Самостоятельно подпишите название этих треугольников.
Зрительная проверка.
5. Игра ”Пифагор”.
— Посмотрите, какой красивый город у нас получился. А чтобы треугольникам жилось спокойно, я предлагаю поселить здесь вот эту забавную собачку
— Возьмите игру ' Пифагор” и сложите собачку.
6. Итог.
— Какие же треугольники мы сегодня поселили в нашем городе? Что вы знаете о них?
Дети повторяют правила. Затем к доске выходят З ученика в шапочках с треугольниками и читают стихи.
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городе — друзья,
Дружнее — не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать.
— Молодцы, ребята. Наш урок подходит к концу. Сегодня у нас появилось много новых друзей. Я надеюсь, что вы с ними подружитесь. А наше путешествие по городу Треугольников мы продолжим на следуюирм уроке. Урок окончен.
РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОМЕТРИИ ВО 2-м КЛАССЕ (1-4)
Урок-моделирование по теме: ”МНОГОУГОЛЬНИКИ”
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма урока: урок-моделирование.
Цели урока:
- Обучающие: познакомить с понятием «Многоугольник», формировать внутренний план действий.
- Развивающие: развивать речь, память, внимание, мышление, воображение, творческие способности, познавательный интерес.
- Воспитательные: воспитывать аю»ратность, умение работать в группах, уважать мнение других.
Оборудование:
- карточки :
- для тренировки памяти,
- для индивидуальной работы,
- для работы в парах; счетные палочки; демонстрационный материал; игра «Танграм», рисунки «Резиночки» и «Ластика»; фланелеграф;
- цветные сигналы;
- ТСО.
ХОД УРОКА
1. Разминка.
— Ребята, как всегда урок мы начинаем с разминки. С нами путешествуют по стране Геометрии верные друзья Ученый Ластик и Резиночка.
а) Тренируем память. — Надо выложить узор по памяти.
2 секунды на запоминание каждой строчки с последующей зрительной проверкой.
б) — Что общего?
После ответов детей появляются карточки ”стороны”
в) Игры со счетными палочками. Работа в парах.
— Какую фигуру напоминает крышка стола? (Прямоугольник.)
— Возьмите 1 палочку и выложите на столе треугольник,
— Докажите, что это треугольник. (На доске появляется треугольник.)
— Какое минимальное количество палочек надо взять, чтобы выложить на столе квадрат?
— Докажите, что это квадрат. (На доске появляется квадрат)
2. Тема.
а) — Я взяла 4 палочки-отрезка (учитель выполняет работу на фланелеграфе). Получился ли у меня квадрат? Почему? (Незамкнутая линия.)
— Я замкну линию. Как называется такая 4мгура? (Многоугольник)
Вывод: замкнутая фигура, имеющая несколько углов и столько же сторон, называется многоугольником.
б) — Сегодня мы с вами познакомимся с разными многоугольниками, узнаем, почему они так называются, от чего зависит их название. Будем учиться их выкладывать из палочек и вычерчивать.
— Как понимаете слово многоугольник? (Много углов.)
— Я расскажу вам сейчас историю, которая произошла с нашими гостями Треугольником и Квадратом.
Жили-были два брата,
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре».
Но квадрат ответил: «Брат!
Я же старший, я квадрат!»
И сказал еще нежней:
«Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился, был квадратным,
А проснешься без углов!»
в) Практическая работа.
— Что сделал младший брат? (Срезал углы.)
— У вас на столе лежат квадраты. Загните у них утлы. Какая фигура получилась?
— Посчитайте, сколько углов получилось? (Восемь.)
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он, нет Квадрата.
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов.
Какое еще название можно дать этой фигуре? (Восьмиугольник.)
— От чего же зависит название многоугольника?
Вывод: название многоугольника зависит от количества углов.
г) Практическая работа со счетными палочками по вариантам.
— Выложите на парте многоугольники: (Два ученика работают на фланелеграфе) вариант — пятиугольник; 2 вариант — шестиугольник.
Зрительная проверка,
— Сколько палочек-отрезков потребовалось? Почему?
Вывод: название многоугольников зависит и от количества сторон.
— Одинаково ли количество углов и сторон у каждого многоугольника? (Да.)
З. Закрепление,
а) — Резиночка желает проверить, как вы умеете распознавать многоугольники.
Дети работают цветными сигналами.
— Покажите четырехугольники; треугольники; восьмиугольники. — Как можно назвать фигуры, которые вы показали? (Многоугольники.)
— Все ли здесь многоугольники? Покажите «лишнюю» фигуру. Почему?
б) Физминутка под музыку.
Дети стоят, звучит музыка.
— Ребята, давайте представим, что мы с вами очутились на лесной полянке. Закройте глаза, и представьте, что светит яркое солнышко, щебечут птички. Вот из под куста выглядывает треугольник, а там за елью спрятался квадрат. За деревьями притаились и другие геометрические фигуры. Им очень хочется с вами встретиться и подружиться. Откройте глаза. Покажите и назовите фигуры. Докажите,
На Доске геометрические фигуры
— Как называются все эти фигуры? (Многоугольники.)
— А если я возьму два отрезка, получится ли многоугольник? (Нет.)
— Какое минимальное количество сторон и углов может быть у многоугольников? (Три.)
в). Итоговая самостоятельная работа-тест.
Инструктаж. На самостоятельную работу отводится З минуты.
1. Сосчитай число сторон и углов многоугольников и назови их.
2. Обведи красным цветом 5-угольники, синим —4-угольники, зеленым — 7угольники ,
3. Как называется оставшийся многоугольник?
г). Дополнительное задание.
— Ученый Ластик предлагает посчитать количество многоугольников на чертеже.
д) Зрительная проверка.
Графический диктант.
а) — Пишем: 8 кл. вверх, 4 кл. вправо вниз по диагонали, 4 кл. влево вниз по диагонали. 5 кл. вправо, 8 кл. вверх, 4 кл. вправо вниз по диагонали, 4 кл, влево вниз по диагонали, 6 кл. вправо, Э кл. влево вниз по диагонали, 8 влево, З кл. влево вверх по диагонали, З кл. вправо.
б) Зрительная самопроверка.
— Какую Фигуру напоминает корпус лодки?
Головоломка «Танграм».
— Возьмите игру «Танграм» и сложите эту лодочку. (1 ученик работает на фланелеграфе)
б. Итог урока.
— С какими фигурами познакомились?
— От чего зависит название многоугольников?
— Какое количество углов и сторон должно быть у каждого многоугольника?
— Какое минимальное количество сторон у многоугольников?
7. Работа в группах. Кроссворд.
а) — Точка, из которой исходят лучи.
— Уголь, без «ь».
— Фигура, у которой З утла, З стороны, З вершины.
— Фигура, у которой 4 стороны и противоположные углы равны.
— Как называются лучи, образующие угол? — Фигура, у которой все стороны равны.
б) Зрительная проверка.
— Ученый Ластик и Резиночка благодарят вас за урок, Молодцы. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование пространственных представлений у младших школьников с ДЦП на уроках по окружающему миру.
Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП является одним из важнейших разделов воспитания детей с ОВЗ.В связи с этим большое значение имеет поиск педагога...
"Формирование пространственных представлений у младших школьников с ЗПР на логопедических занятиях"
В качестве одного из направлений коррекционно-логопедической работы по профилактике и преодолению речевых нарушений ряд исследователей предлагают развитие и уточнение пространственных представле...
ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Отчет по методической теме на городском Методическом объединении учителей начальных классов г. Североморска....
Содержание, формы и методы работы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Несмотря на то, что чрезвычайно востребованным сегодня выступает результат обучения в виде «умения учиться», нельзя забывать и о фундаменте образования – знаниях, умениях и навыках, ...
Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики средствами геометрического материала.
Аннотация:В статье автор рассматривает значимость геометрического материала на формирование универсальных учебных действий на уроках математики. Ключевые слова: геометрический материал, познавательные...
Моделирование при решении текстовых задач как метод формирования общеучебных универсальных действий у младших школьников на уроках математики
В рамках реализации ФГОС начального общего образования для достижения положительных результатов, создания условий для формирования общеучебных универсальных учебных действий у младших школьников...