Исследовательская работа "Математика на кухне"
творческая работа учащихся по математике (4 класс)
Исследовательская работа "Математика на кухне"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_na_kuhne_kolchik_nastya_4_b_klass.docx | 293.81 КБ |
prezentatsiya_matematika_na_kuhne_kolchik_nastya_4_b_klass.pptx | 2.06 МБ |
tablitsa.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Томмот»
МО Алданский район»
«Математика на кухне»
Работу выполнила:
Кольчик Анастасия
ученица 4Б класса,
МБОУ СОШ № 8
г. Томмот
Руководитель:
Зимина Ольга Николаевна
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 8
г. Томмот
2021 год
Оглавление
1. | Введение……………………………………………………………….. | 3 |
2. 3. | Почему мне это стало интересно ………...………………… ……..... Интервью со школьным поваром………………………………........ | 4 4 |
4. | Теоретическая часть……….………………………………………..… | 5-6 |
5. | Практическая часть…………………………………………………. | 6-7 |
6. 7. | Расчет стоимости продуктов для приготовления пиццы………….. Это интересно………….……………………………………………… | 7-8 8 |
8. | Заключение……………………………………………………………. | 8-9 |
9. | Список литературы…………………………………………………… | 10 |
- Введение
Актуальность проекта:
Моя мама очень любит готовить и все ее блюда очень вкусные. Недавно я заметила, что мама насыпает сахар, муку в специальный стаканчик или берет ложку и начинает считать, сколько ложек она насыпала. А еще у нас на кухне есть маленькие весы и мама на них взвешивает продукты и только потом добавляет их в чашку или кастрюлю. И тогда я спросила маму, для чего это нужно? Оказывается, чтобы блюдо получилось вкусным нужно соблюдать определенные пропорции, а чтобы их соблюдать нужно, дружить с математикой. Очень я удивилась и решила проверить действительно ли на кухне не обойтись без математики?
Цель исследования: изучить роль математики при приготовлении
блюд
Для достижения были определены задачи:
- Собрать и обработать информацию о применении математических
знаний в кулинарной жизни.
2. Применить знания на практике.
Предмет исследования: ингредиенты, количество которых было измерено при приготовлении пищи.
Объект исследования: возможность применения математических знаний при приготовлении блюд.
Гипотеза: Мне кажется, что на кухне математике не место.
Методы исследования:
- Анализ литературы
- Наблюдение
- Сравнение
- Интервьюирование
- Анкетирование
- Обобщение полученных данных
Почему мне это стало интересно?
Из жизненного опыта о некоторых математических величинах я узнавала из сказок. Для исследования я взяла три русские народные сказки: «Колобок», «Каша из топора», «Солдат и сало». Я провела работу со словарями и узнала, что обозначают в кулинарной жизни незнакомы мне слова.
«Колобок»
«Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две».
Кулинарная система мер: Пригоршни - 20-25 чайных ложек. Это как горсть, только ладошки сложены вместе. Причем справедливо уравнение: пригоршня > 2 горсти.
«Каша из топора»
«Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!»
Кулинарная система мер:
Горсть ~ 6-10 чайных ложек. То, что помещается в ладонь, сложенную «лодочкой». Вроде бы проще простого, а нет — от 1 до 2 столовых ложек.
«Солдат и сало»
«Заприметил солдат, что у хозяина в сенях висело под коньком пуда два свиного сала в мешке».
Кулинарная система мер:
Русский пуд = 16 кг 38гр. Пуд - древнерусская единица веса. Упоминается, в частности, в грамоте Всеволода Мстиславовича (1134-35гг)
Беседа с поваром школьной столовой
А интересно, в наше время повара пользуются мерами веса?
С таким вопросом я отправилась в нашу школьную столовую.
Повар Наталья Владимировна рассказала о применении математики в кулинарии, показала нам процесс расчета, а также предложила нам самим рассчитать продукты для плова и приготовить что-нибудь дома.
Теоретическая часть
В беседе с Натальей Владимировной часто звучало слово «калькуляция» . Из литературных источников мы выяснили что такое «калькуляция», что такое «единицы измерения на кухне» и для чего они нужны.
Калькуляция - это расчет себестоимости продукции, являющийся важным этапом в процессе образования конечной цены на определенный продукт в денежном выражении. В калькуляцию входит подсчет расходных материалов, механизмов и оборудования, оплата труда работников, расходы на транспорт и реализацию продукции.
Задача по теме
Чтобы приготовить плов для учащихся нашего класса, Наталья Владимировна сначала решает задачу.
На 29 учащихся она берет кастрюлю равную 18 литрам. По рецепту она должна взять продукты:
рис 2 кг • 55 руб
морковку 3 кг • 70 руб
мясо 3 кг • 380 руб
Сколько денег потратили
лук 2 кг • 40 руб на покупку продуктов?
растительное масло 1 л • 80руб
Сколько будет стоить одна порция плова, если мы знаем, сколько было затрачено на продукты?
Решение задачи
1) (2 • 55) + ( 3 • 70) + (3 • 380) + ( 2 • 40) + (1 • 80) = 1 620(руб.) - потратили на покупку продуктов
2) 1 620:29= 56 (руб.)- стоит одна порция плова.
Единицы измерения на кухне
Как правило, кулинарные рецепты содержат количество продуктов в граммах. Как же поступить, если вам попался интересный рецепт и нет весов, чтобы взвесить нужное количество продуктов 100 гр. муки, 300 гр. сахара или 100 гр. яичного порошка. Оказывается, для решения этой проблемы существуют таблицы определения веса. Самыми распространёнными единицами измерения являются граненый стакан, чайная и столовая ложка. ( таблица 1)
Есть также таблицы определения веса некоторых жидких, вязких и сыпучих продуктов в граммах. (таблица 2)
Практическая часть
Наблюдая за действиями мамы при приготовлении пищи, у меня
возникли вопросы: «А влияет ли количество продуктов на качество
приготовления пищи? Как сделать, чтобы суп не получился густым, а каша не пересоленной? Откуда мама знает, каких продуктов и сколько надо класть в то или иное блюдо?»
Оказалось, что при приготовлении пищи можно пользоваться рецептами,
в которых точно расписывается количество используемых продуктов. Но
прочитать рецепты без знания математики невозможно: количество
ингредиентов записано поштучно либо в граммах.
Мы с мамой решили воспользоваться «Кулинарной книгой» и сварить
рисовую кашу и испечь пиццу. Моя задача состояла в том, чтобы приготовить все ингредиенты с соблюдением их количества и пропорций. Согласно информации, из кулинарного рецепта я взяла: 750 мл. молока, 1 столовую ложку сахарного песка и щепотку соли, 1 стакан риса. Молоко подогрела и добавила сахар и соль. В молоко засыпала предварительно промытый рис и варила кашу на слабом огне, периодически помешивая до готовности 25-30 минут. В каждую тарелку добавила 5 г сливочного масла. Каша получилась вкусной, питательной и полезной.
Вывод: При соблюдении количества всех ингредиентов и их пропорций
блюдо получилось качественным.
Но тут у меня возник вопрос: «Что будет, если не соблюдать расчет
продуктов и нарушить количество и пропорции ингредиентов?»
Я решила провести эксперимент. Сварить рисовую кашу и увеличить массу риса в два раза? Остальные ингредиенты оставить в тех же пропорциях.
При варке каша стала быстро густеть и пригорать.
Мешать ее мне было очень трудно, и в итоге каша получилась слишком густая , рис получился недоваренный.
Вывод: Если нарушить количество и пропорции ингредиентов при
приготовлении блюда, то это повлияет на качество.
Знания математики действительно нужны при приготовлении пищи.
Приготовление пиццы с использованием мер веса
Чтобы доказать необходимость математики на кухне, я провела кулинарный опыт – испекла пиццу. Для начала я взяла рецепт и изучила его. Сразу хочу обратить внимание на рецепт. Он состоит из сплошных цифр. Вот здесь и начинается математика. Я взяла и взвесила все ингредиенты, а те которые можно было отмерить мерной ёмкостью, отмерила.
Начало рецепта пиццы - тесто. Надо взять точное количество муки и кефира. Если пропорции не соблюдать, тесто не получиться нужной консистенции. Значит, если в рецепте 3 стакана муки и 500мл кефира, именно столько и надо класть. Тесто подготовила, перехожу к укладке его на противень. И опять точная цифра: сколько надо масла для смазывания противня. Поясняю, если масла много, то тесто не печётся, а жарится. А это не правильно.
Противень смазала, тесто уложила. Перехожу к начинке. Все ингредиенты подготовлены, нарезаны, натёрты и взвешены.
Для чего надо математическая точность в количестве начинки? Опять же для качественного результата. Если будет больше овощей, тесто при выпекании отсыреет. Если класть больше колбасы, тесто не успеет пропечься, а начинка будет гореть. Значит, если в рецепте стоит 250 гр. колбасы, помидоры – 2 шт., именно столько продуктов и используем. Не надо стараться обходить математический расчёт и с сыром. Если его класть больше, чем 250 граммов, как указано в рецепте, тогда аромат сыра и его вкусовые качества выместят остальные ингредиенты. Переходим непосредственно к выпеканию. Очень важно отнестись к указанным данным рецепта. Выпекаем при температуре 180 градусов ровно 40 минут.
Если делать всё по рецепту и с математикой, получиться очень вкусно.
Вы решили испечь пиццу размером больше или меньше, тогда надо произвести математический расчёт. Также соотнести пропорции теста и начинки. Температуру выпекания оставим неизменным, а время увеличиваем или уменьшаем. Всё зависит от размера пиццы.
Расчёт затрат на пиццу, приготовленную дома
После того, как мы с мамой в кафе купили классическую пиццу весом в 500 гр., стоимость которой составила 490 рублей, мне стало любопытно, а сколько же будет стоить пицца, приготовленная дома. Я провела расчёты, здесь опять не обошлось без математики. При расчете стоимости продуктов я умножала, складывала, составляла таблицы, в общем - применяла свои знания по математике на практике, на кухне.
Задача решена: стоимость пиццы весом 1 200 гр. для нашей семьи из 4 человек подсчитана. (таблица 3) Общие затраты составили 396,50 рублей, а одна стандартная пицца обошлась нам в 490 рублей, но вес её составлял 500 гр. (диаграмма 1) Следовательно, готовить дома не только здорово, но и экономно и выгодно. Также я сравнила со стоимостью пиццы в школе. Вес 100 гр., а стоимость 35 рублей. (диаграмма 2)
Думаю, что мне удалось правильно рассчитать продукты для приготовления пиццы дома. А в будущем мне удастся стать хорошей хозяйкой благодаря моим знаниям по математике.
Подводя итог своей практической работы, я доказала, что такие математические действия, как: измерение, взвешивание, счёт – это достаточно привычные явления, только на это редко обращают внимание.
Без математики не обойтись, будь то пошив одежды, приготовление пищи, строительство домов.
Заключение
Я изучила и проанализировала различные источники информации. Узнала, откуда появилась наука «математика», узнала, что такое калькуляция, познакомилась с единицами массы, узнала способы измерения веса продукта без весов. Моя гипотеза не подтвердилась. На кухне без математике не обойтись!
Работа принесла мне массу положительных эмоций и удивительных впечатлений!
Проведя исследования я убедилась, что математика нужна всегда и везде. И как говорил академик А.Н. Крылов «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле». Таким образом, цель исследовательской работы достигнута.
Литература
- Волина В.В. Занимательная математика. – М.: Знание, 2001
- Здобнов А.И. Сборник рецептов блюд и кулинарных изделий. - М.: Лада, 2010
- Лысенко Е.А., Тонких А.П. Занимательная математика. - М.: Просвещение, 2006
- Похлебкин В.В. Большая энциклопедия кулинарного искусства. - М.: Центрполиграф, 2009
- Узун О.И. Русская кухня. - М.: Олма, 2008
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В, Добромыслова Н. В.Учебник «Технология». 4 класс. М., «Просвещение», 2013 год.
- Аксенова. М. Д. - Энциклопедия для детей.Т. 11. Математика/ Главный ред. М.Д. Аксенова. - М. Аванта, 1998.
- Глейзер.Г.И. «История математики в школе»
- Сергеев И.С. «Примени математику»
- Шалаева Г.П. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва «Слово» 2017.
Приложение
Таблица 1.
Стакан гранёный | 250мл |
Чайная ложка | 5 мл |
Столовая ложка | 15 мл |
Таблица 2
В граммах | Наименование продуктов | |||
1 шт. | чайная ложка | столовая ложка | стакан 250 см3 | |
Мука и крупа | ||||
- | (8)-10 | 25-(30) | 160 | Мука пшеничная |
- | 5 | (10)-15 | 125-(130) | Сухари молотые |
- | 7-8 | 25 | 210 | Крупа гречневая |
- | 3 | 12 | (70)-90 | Крупа «геркулес» |
- | 8 | 25 | 200 | Крупа манная |
- | 8 | 25 | 230 | Крупа перловая |
- | - | 20 | 180 | Крупа ячневая |
- | 8-10 | 25-(30) | 230-(240) | Рис |
- | 8 | 25 | 220 | Пшено |
- | - | - | 220 | Фасоль |
- | - | - | 230 | Горох |
Молоко и молочные продукты | ||||
- | 5 | (17)-20 | 245 | Масло животное (растопленное) - сливочное |
- | 5 | (18)-20 | 250 | Молоко |
- | 5 | 17 | 240 | Масло растительное |
- | 4 | 15 | 230 | Маргарин растопленный |
- | 5 | 14 | 250 | Сливки |
- | 5 | 20 | 120 | Молоко сухое |
- | 12 | 30 | - | Молоко сгущенное |
- | 10 | 25 | 250 | Сметана |
- | 5 | (18)-20 | 250 | Вода |
Овощи, фрукты | ||||
100 | - | - | - | Яблоко среднее |
100 | - | - | - | Помидор средний |
75 | - | - | - | Морковь средняя |
100 | - | - | - | Картофель средний |
75 | - | - | - | Лук средний |
100 | - | - | - | Огурец средний |
1500 | - | - | - | Кочан б/к капусты (средний) |
- | - | 30 | 190 | Вишня свежая |
- | - | 25 | 150 | Клубника свежая |
- | - | 20 | 140 | Малина свежая |
- | - | 30 | 180 | Черная смородина |
Сахар, соль и другие продукты | ||||
- | (8)-10 | 25 | 200-(230) | Сахарный песок |
- | 10 | 30 | 325 | Соль |
- | 5 | 15 | 250 | Уксус |
- | 5 | 15 | - | Желатина (в порошке) |
- | - | 20 | 325 | Мед |
- | 10 | 25 | 100 | Яичный порошок |
- | 12 | 28 | - | Сода питьевая |
- | 10 | 25 | 180 | Сахарная пудра |
- | 5 | - | - | Перец молотый |
- | 8 | 20 | - | Корица молотая |
- | 8 | 25 | - | Кислота лимонная (кристаллическая) |
- | 9 | 25 | - | Порошок какао |
- | 7 | 20 | - | Кофе молотый |
- | 7 | 25 | 190 | Изюм |
Примечание: Сухими и сыпучими продуктами ложки и стаканы следует заполнять с горкой, не уплотняя.
Таблица 3
Наименование продукта | Норма расхода продуктов | Цена за 1 кг. /1л./шт./ в руб. | Стоимость продуктов в руб. |
Ингредиенты для теста: | |||
1. Мука | 3 стакана (480 гр.) | 25,00 | 12,00 |
2. Кефир | 500 мл. | 72,00 | 36,00 |
3. Яйцо | 3 шт. | 7,00 | 21,00 |
4. Соль | ½ чайн. ложки | 20,00 | 0,20 |
5.Сахар-песок | 2 чайн. ложки | 48,00 | 0,80 |
Итого: | 70 руб | ||
Ингредиенты для начинки: | |||
1.Колбаса | 250 гр. | 480,00 | 120,00 |
2.Сыр | 250 гр. | 542,00 | 135,50 |
3. Помидоры красные | 3 шт. (300 гр.) | 220,00 | 66,00 |
6. Масло растительное | 50 мл. | 100,00 | 5,00 |
Итого | 326,50 руб | ||
Всего: | 1 200 гр. | 396,50 рублей |
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы Изучить роль математики при приготовлении блюд
Задачи Собрать данные и обработать информацию о применении математических знаний в кулинарной жизни Применить знания на практике
Предмет исследования ингредиенты , количество которых было измерено при приготовлении пищи . Объект исследования возможность применения математических знаний при приготовлении блюд.
Гипотеза: Мне кажется, что на кухне математике не место
Методы исследования: Анализ литературы Наблюдение Сравнение Интервью Анкетирование Обобщение
Почему нам стало это интересно? Сказка «Колобок» «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две». Кулинарная система мер : Пригоршни - 20-25 чайных ложек. Это как горсть, только ладошки сложены вместе.
Сказка «Каша из топора» « Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!» Кулинарная система мер : Горсть ~ 6-10 чайных ложек. То, что помещается в ладонь, сложенную «лодочкой».
Сказка « Солдат и сало» «Заприметил солдат, что у хозяина в сенях висело под коньком пуда два свиного сала в мешке». Кулинарная система мер : Русский пуд = 16 кг 38гр.
Интервью с поваром школьной столовой
Теоретическая часть Калькуляция – это расчет себестоимости продукции, являющийся важным этапом в процессе образования конечной цены на определенный продукт в денежном выражении. В калькуляцию входит подсчет расходных материалов, механизмов и оборудования, оплата труда работников, расходы на транспорт и реализацию продукции.
Задача по теме На 29 учащихся повар берет кастрюлю равную 18 литрам. По рецепту она должна взять продукты: рис 2 кг * 55 руб морковь 3 кг * 25 руб мясо 3 кг * 380 руб лук 2 кг * 40 руб растительное масло 1 л*80руб 1) (2*55)+ (3*70)+ ( 3*380) + (2*40) + (1*80 ) = 1620 ( руб ) - потратили на покупку продуктов 2) 1620 :29= 56 ( руб )- стоит одна порция плова . Сколько стоит одна порция плова
Единицы измерения на кухне Стакан 250 мл. Ложка чайная 5 мл. Ложка столовая 15 мл.
Определение веса некоторых жидких, вязких, сыпучих продуктов в граммах Наименование продукта Стакан в граммах Столовая ложка в граммах Чайная ложка в граммах Граммы в кол-ве штук Мука 160 25 10 - Кефир 250 20 5 - Помидор - - - 100 Сахар 200 25 10 - Соль 325 30 10 -
Практическая часть Я решила воспользоваться кулинарной книгой и сварить рисовую кашу.
Вывод При соблюдении количества всех ингредиентов и их пропорций блюдо получилось качественным
Эксперимент Увеличила массу рисовой крупы в два раза
Вывод Если нарушить количество и пропорции ингредиентов при приготовлении блюда, то это повлияет на вкус
Приготовление пиццы Самое главное всё делать по рецепту.
Пицца классическая
И вот, что у меня получилось!
Расчет затрат на пиццу приготовленную дома и купленную в пиццерии
Расчет затрат на пиццу приготовленную дома и купленную в школьной столовой
Заключение И в заключении хочется сказать, что математика нужна всегда и везде. И как говорил академик А.Н. Крылов «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».
Литература 1. Волина В.В. Занимательная математика. – М.: Знание, 2001 2. Здобнов А.И. Сборник рецептов блюд и кулинарных изделий. - М.: Лада, 2010 3. Лысенко Е.А., Тонких А.П. Занимательная математика. - М.: Просвещение, 2006 4. Похлебкин В.В. Большая энциклопедия кулинарного искусства. - М.: Центрполиграф , 2009 5. Узун О.И. Русская кухня. - М.: Олма , 2008 6. Роговцева Н.И., Богданова Н.В, Добромыслова Н. В.Учебник «Технология». 4 класс. М., «Просвещение», 2013 год. 7. Аксенова . М. Д. - Энциклопедия для детей.Т . 11. Математика/ Главный ред. М.Д. Аксенова. - М. Аванта , 1998. 8. Глейзер.Г.И . «История математики в школе» 9. Сергеев И.С. «Примени математику» 10. Шалаева Г.П. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва «Слово» 1997,1999.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Таблица определения веса некоторых жидких, вязких и сыпучих продуктов в граммах.
В граммах | Наименование продуктов | ||
чайная ложка | столовая ложка | стакан 250 см3 | |
Мука и крупа | |||
(8)-10 | 25-(30) | 160 | Мука пшеничная |
5 | (10)-15 | 125-(130) | Сухари молотые |
7-8 | 25 | 210 | Крупа гречневая |
3 | 12 | (70)-90 | Крупа «геркулес» |
8 | 25 | 200 | Крупа манная |
8 | 25 | 230 | Крупа перловая |
- | 20 | 180 | Крупа ячневая |
8-10 | 25-(30) | 230-(240) | Рис |
8 | 25 | 220 | Пшено |
- | - | 220 | Фасоль |
- | - | 230 | Горох |
Молоко и молочные продукты | |||
5 | (17)-20 | 245 | Масло животное (растопленное) - сливочное |
5 | (18)-20 | 250 | Молоко |
5 | 17 | 240 | Масло растительное |
4 | 15 | 230 | Маргарин растопленный |
5 | 14 | 250 | Сливки |
5 | 20 | 120 | Молоко сухое |
12 | 30 | - | Молоко сгущенное |
10 | 25 | 250 | Сметана |
5 | (18)-20 | 250 | Вода |
Сахар, соль и другие продукты | |||
(8)-10 | 25 | 200-(230) | Сахарный песок |
10 | 30 | 325 | Соль |
5 | 15 | 250 | Уксус |
10 | 25 | 100 | Яичный порошок |
12 | 28 | - | Сода питьевая |
10 | 25 | 180 | Сахарная пудра |
5 | - | - | Перец молотый |
8 | 20 | - | Корица молотая |
8 | 25 | - | Кислота лимонная (кристаллическая) |
9 | 25 | - | Порошок какао |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация русской кухни. "Каша - матушка наша!"
Презентация русской кухни. "Каша - матушка наша!" Интересный рассказ о традиционном руссом блюде - каше. Использованы веселые стишки, загадки, скороговорки,старинные приметы и обряды, а так-же рецепты...
Мероприятие "Хороша кухня русская"
Данное мероприятие знакомит учащихся с блюдами традиционной русской кухни, с правилами застольного этикета в старинных крестьянских семьях....
Индивидуальный-исследовательский проект на тему: «Плесень на кухне»
Индивидуальный-исследовательский проект на тему: «Плесень на кухне»...
Исследовательская работа на тему "Гречка-царица кухни"
Гречка действительно очень ценный и полезный продукт питания. Блюда из нее вкусны и многообразны. Её необходимо включить в меню каждого школьника ,так как это полезная и вкусная пища.А еще эта каша ле...
Исследовательский проект на тему "Изучение вреда и пользы японской кухни для здоровья человека"
В проекте исследуется история происхождения роллов, суши. Выясняется классификация роллов. Исследуются и классифицируются ингредиенты, входящие в роллы по степени п...
Технологическая карта урока окружающего мира «Особенности северной кухни. Кавказская кухня» (УМК «НШ XXI века», 3 класс)
Цель урока: формирование представлений об особенностях северной кухни, кавказской кухни.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление об особенностях северной и кавказской кухни.2. Вспомнить, что т...
Научно-исследовательская работа "От Менделеева до кухни"
Научно-исследовательская (исследовательская проектная) работа. Тема "От Менделеева до кухни".Теоретическая значимость данной работы заключается в личном вкладе автора исследования в та...