МУЗЫКА УЧИТ ЛЮДЕЙ ПОНИМАТЬ
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Технологическая карта урока по музыке во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_uchit_lyudey_ponimat.docx40.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки во 2 «А» классе (УМК «Школа России»)

Дата проведения урока: 29.04.2022г.

 Тема

Музыка учит людей понимать друг друга

Педагогическая цель

Закрепить представление о выразительности «музыкальной речи», ее элементах, различать жанровые принадлежности музыки того или иного характера – песенной, маршевой или танцевальной.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Научиться выделять чувства и эмоции человека, выраженные в музыке; осмысленно владеть способами        певческой         деятельности; проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление; понятно, точно, корректно излагать свои мысли; осознанно отличать звучания различных инструментов; оперировать терминами.

Личностные результаты

Проявлять стремление к красоте и гармонии; приобретают эстетический взгляд на мир; оценивать и сознательно выстраивать эстетическое отношение к себе, другим людям, Отечеству. 

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: развивать голос, слух, слушательскую культуру; выполнять действия в качестве слушателя, исполнителя; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Познавательные: научиться слушать музыку, исполнять музыкальное произведение, характеризовать музыку; ставить вопросы, формулировать проблемы; осуществлять сбор информации; применять и представлять информацию; формировать умения высказывать о музыке, воспитывать на слух музыкальное произведение; давать образную характеристику прослушанного произведения;

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; уметь вести диалог, слушать собеседника; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, формировать умения слушать и слышать учителя, ученика; продолжать развивать духовно – нравственные качества.

Методы и формы обучения

Словесная, фронтальная, индивидуальная, практическая.

Основное содержание темы, понятия и термины

Песня, танец, марш

Образовательные ресурсы

Конспект, м/м презентация, учебник, музыкальный материал.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

Эмоциональный настрой учащихся, проверка готовности к уроку.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

- Проверим готовность к уроку. На партах у вас должны лежать пенал, дневник, учебник и рабочая тетрадь.

- Покажите мне, как должны сидеть настоящие ученики? Спинку мы держим ровно, ручки сложены на парте, ножки стоят на полу или на подставке.

- Не забываем соблюдать дисциплину в течении урока.

создает эмоциональный настрой, активизирует внимание.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.

II. Актуализация знаний.

Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее, развитие логического мышления.

2.Музыкальная викторина.

- Ребята, что бы проверить, как вы усвоили материал прошлого урока, я  предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию».

- Сейчас я предлагаю вам прослушать произведение, определить композитора и название произведения.

-  Сядьте как слушатели, приготовьтесь определить композитора и название произведения.

Прослушивание произведения С.С. Прокофьева «Вечер».

- Как называется произведение? («Вечер»)

- Кто композитор? (С.С.Прокофьев)

- Сейчас я предлагаю вам прослушать произведение, определить композитора и название произведения.

- Сядьте как слушатели, приготовьтесь определить композитора и название произведения.

Прослушивание произведения М. Глинки «Попутная песня»

- Как называется произведение?

- Кто композитор?

Задает вопросы по ранее изученному материалу;

закрепляет знания учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

3.Проблемная ситуация.

- Музыка «говорит» с нами. Она пытается поведать нам о чём-то очень важном... Нужно лишь научиться понимать её язык.
- Чтобы понять нашу тему урока, нужно вставить пропущенные слова в предложении
- «Музыка … ( учит) людей …(понимать) друг друга...» -  (дети выясняют тему).

-   Эти слова принадлежат выдающемуся советскому композитору, дирижеру, пианисту и педагогу Дмитрию Борисовичу Кабалевскому, посвятившему множество сочинений детям, с произведениями которого мы сегодня познакомимся.

   - А как вы считаете, может ли музыка помочь понять друг друга? (ответы детей)

      - Представьте себе, что вы отправились в какую-либо страну, язык которой вам не знаком. Как хорошо было бы знать все языки на свете или создать универсальный язык, понятный всем без исключения. А ведь такой язык уже есть. Это – язык музыки.

- И так, тема нашего урока «Музыка учит людей понимать друг друга...»

   -А какая будет цель нашего урока?....Попробуем разобраться, как музыке удается выражать что-либо без слов, а поможет нам в этом музыка  Д. Кабалевского и волшебный музыкальный Цветик-семицветик, с которым познакомились на прошлых уроках.

Сообщает уч-ся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала; создает проблемную ситуацию; актуализирует опыт уч-ся.

Принимают учебную задачу; используют имеющиеся знания; Слушают учителя; Отвечают на вопросы.

IV. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

1.Знакомство с новым определением «сюита».

2.Знакомство с композитором      (М.П. Мусоргский), его творчеством и биографией.

3. Прослушивание и анализ музыкального произведения.

4.Физминутка.

Прослушивание и анализ музыкального произведения.

«Клоуны»

- Любите ли вы ходить на прогулку? (да)

- Каких зверей вы встречали? ( ответы детей)

- Давайте отправимся сегодня на необычную прогулку и ознакомимся там с ёжиком. Параллельно будем слушать произведение Д. Кабалевского «Ёжик»

- Перед прослушиванием произведения давайте узнаем немного об этом композиторе. Послушайте внимательно мой рассказ, и ответьте на некоторые вопросы. Обратите внимание на портрет композитора.

Дмитрий Борисович Кабалевский — композитор, пианист и дирижер. Это педагог, разработавший концепцию музыкального воспитания. Дмитрий Кабалевский родился 30 декабря 1904 года в Санкт-Петербурге. Дмитрий изначально получал образование в городском училище, а затем в Петроградской гимназии. В 1918 году семья Кабалевских переехала на столицу. В Москве Дмитрий учился в школе №35. После этого юноша обучался в музыкальной школе и в техникуме. В 1925 году он получил диплом. На этом Дмитрий не остановился. Он поступил в Московскую консерваторию и в 1930 году завершил обучение. В консерватории Дмитрий учился композиции у Мясковского и игре на фортепиано у Гольденвейзера. В честь композитора названа музыкальная школа в Тверском районе Москвы и в Самаре. С 1962 года учрежден конкурс молодых музыкантов имени Кабалевского. Победители определяются в нескольких номинациях: скрипка, фортепиано, композиция.

- Ребята, кто из вас запомнил имя композитора? (Д.Б. Кабалевский) Запишите имя композитора в тетрадь.

- Откуда родом композитор? (Санкт-Петербург)

- Что названо в его честь? (музыкальная школа в Тверском районе Москвы и в Самаре)

Слайд3 

- Сейчас мы прослушаем с вами произведение «Ёжик»

- Запишите название произведения в тетрадь.

- А теперь сядьте как слушатели.

- Какое главное правило слушателя? (не разговаривать)

- Как ещё должен вести себя слушатель? (не вертеться, не мешать другим ребятам.)

- Слушайте это произведение очень внимательно, потому что потом вам нужно будет ответить на некоторые вопросы.

Слайд4

- Кто композитор прослушанного произведения?                                       ( Д.Б. Кабалевский)

- Как называется данное произведение? («Ёжик»)

- На каком инструменте исполняют произведение? (Фортепиано)

- Какой лад у данного произведения? (Мажорный)

-Лад - это славянское слово в переводе мир, согласие, стройность.

-Лад бывает? (Мажорный(радостная музыка) и минорный(печальная, грустная))

- Что значит мажорный лад? (Радостный)

- Какой темп у данного произведения? (Умеренный) 

-Темп - это скорость движения музыки.

-Темп бывает? (быстрый, медленный, умеренный.)

- Какая динамика у данного произведения?   (громкая, высокая)

-Что такое динамика? (сила звука)

- Давайте выберем те слова, которые помогут нам охарактеризовать прослушанное произведение. (на доске определения)

- Почему вы так считаете?  Что вы представили пока слушали произведение?

- Давайте попробуем прохлопать на месте под данное произведение.

- Получилось ли у нас? Вспомните, как называется произведение, соответствует ли название с его содержанием?

- Молодцы ребята, верно. Давайте немного отдохнем, встаньте и повторяйте движения за мной.

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

- Присаживайтесь.

- Мы с вами продолжаем путешествовать, давайте познакомимся еще с одним произведением Кабалевского.

- Сейчас мы прослушаем с вами пьесу Д. Кабалевского «Клоуны». 

- Запишите название фрагмента в тетрадь.

- Что такое пьеса?

- А теперь сядьте как слушатели.

- Какое главное правило слушателя? (не разговаривать)

- Как еще должен вести себя слушатель? (не вертеться, не мешать другим ребятам)

- Слушайте это произведение очень внимательно, потому что потом вам нужно будет ответить на некоторые вопросы.

- Кто композитор прослушанного произведения?                                    (Д.Б. Кабалевский)

- Как называется данная пьеса? («Клоуны»)

 - Кто исполняет данное произведение? (Фортепиано)

- Какой лад у данной пьесы? (Мажорный)

- Лад - это славянское слово в переводе мир, согласие, стройность. Лад бывает мажорный ( радостная музыка) и минорный ( печальная, грустная.)

- Что значит мажорный лад?  (Бодрый, жизнерадостный)

- Какой темп у данного произведения? (Быстрый)

-Темп - это скорость движения музыки.

- Темп бывает (быстрый, медленный, умеренный.)

- Какая динамика у данного произведения? (громкая)

- Динамика – это сила звука.

- Какой характер музыки? (Быстрая, лёгкая, танцевальная, радостная, чёткая, ритмичная)

- Давайте выберем те слова, которые подходят для этой музыки и распределим.

-Что вы представили пока слушали пьесу?

- Вы видите, что музыка передает характер и настроение при помощи средств музыкальной выразительности.

Рассказывает о композиторе, предлагает прослушать произведение.

 Задает вопросы.

Слушают и воспринимают новую информацию.

V. Закрепление изученного материала.

Цель: Систематизировать и закрепить учебный материал, изученный в течение урока.

1.Беседа о различии и сходстве двух пьес.

Вспомним лепестки волшебного цветика-семицветика, которые мы видели на прошлом уроке. Что на них было написано? ( лад, темп, ритм, мелодия, регистр, динамика, тембр, интонация)

-Давайте создадим новый цветик-семицветик и напишем туда наши желания.

Но каждый лепесточек у нас отличается. Леписток соотвествует определенному желанию. Например на 1 леписточке ты должен загадать что-то для близкого человека, на 2 для Родины и так далее. Давайте же загадаем желания

  1. Близкий человек
  2. Родина
  3. Для себя
  4. Для друга
  5. Для врага
  6. Неизвестному человеку
  7. Самое большое и главное желание

- Ребята, мы загадали столько желаний! И вижу не зря прошла наша беседа о нравственности и мире на Земле.

У музыки свой особенный язык - язык звуков
И свои выразительные средства:

мелодия

темп

лад

динамика

тембр

ритм

регистр

Средства музыкальной выразительности взаимодействуют в разных жанрах музыки.

Именно Дмитрий Борисович Кабалевский назвал их тремя китами подобно трём китам, держащим на своих спинах Землю согласно старинной легенде.

Дмитрий Борисович Кабалевский не только сочинил много музыки для детей, но и замечательно рассказывал детям о музыке, учил детей музыке.Музыка Кабалевского так же, как и вся другая музыка, опирается на песню, танец или марш.

Задает вопросы, своевременно исправляет ошибки и неточности.

Отвечают на вопросы учителя.

VI. Подведение итогов урока.

Цель: 1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

2.Обеспечить усвоение учащимися внутри предметных и меж предметных знаний.

3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

1.Обобщающая беседа.

2.Выставление оценок.

3.Рефлексия.

4.Домашнее задание.

-Вот и подошел к концу наш урок. В начале урока мы с вами ставили цели и задачи. Удалось их нам с вами выполнить? Смогли мы понять, о чем рассказывает музыка?
- Ребята, сегодня вы сами убедились, что музыка помогает нам не только отдыхать, но и  задуматься, понять то  важное, что трудно бывает передать словами. В этом и заключается волшебная сила музыки.
- Что нового вы сегодня узнали?

-С каким композитором познакомились?

-Какие произведения услышали?
- Почему музыка так близка каждому из нас и не требует перевода?

 - Ребята, а сейчас оцените свою деятельность на уроке с помощью карточек, которые у вас лежат на партах. Вам необходимо подчеркнуть ручкой фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям: «Урок», «Я на уроке», «Итог».

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял материал

Скучно

Отдыхал

узнал больше

Безразлично

Помогал другим

Не понял

-Передайте карточки с последних парт на первые.

-А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание.

-Дома вам нужно будет  найти пословицы о музыке

Организует деятельность учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.

Осуществляют активную и продуктивную деятельность, отвечают на вопросы учителя, усваивают необходимые условия для выполнения домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-сетка воспитательной работы в 1 классе на 1 полугодие по программе "Учимся понимать друг друга"

План-сетка на 1 полугодие по направлениям: интеллектуально-познавательная деятельность, эстетическое воспитание, воспитание патриотизма и гражданства, воспитание навыков ЗОЖ, работа с родителями, труд...

Презентация к выступлению на м/о по теме: "Учимся слушать и понимать друг друга".

Презентация составлена к выступлению на школьном методическом объединении учителей начальных классов....

Внеклассное занятие. 2 класс Тема: Учимся понимать настроение.

Внеклассное занятие для2 класса  Тема: Учимся понимать настроение. Цели занятия:научить детей тонкой дифференцировке внутренних психических состояний;дать понятие о настроении и его вл...

Мастер-класс" Учимся понимать текст"

Данный мастер-класс обеспечивает применение различных приёмов работы с разными учебными текстами. В сонове мастер-класса лежит технология продуктивного чтения.Основная идея мастер-класса, оказание пом...

Бинарный урок музыки-психологии "Музыка учит людей понимать друг друга" (2 класс)

Конспект бинарного открытого урока музыки и психологии во 2 классе на основе произведений Кабалевского Д.Б. Урок получил положительную оценку Администрации школы, работа заняла I место в VII Всероссий...

"Музыка учит людей понимать друг друга".

Музыка учит людей понимать друг друга.Два лада....

ТЕМА: «Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства» 4 класс

Задачи:  -познакомить с основным содержанием великого памятника христианской культуры;- формирование у учащихся понимания заповедей Блаженства, сущности смысла счастливой жизни, о христианском по...