Проблемы отметки и домашнего задания по математике в начальной школе
материал по математике (1, 2, 3, 4 класс)
Ознакомиться с проблемами при выставлении оценок и выдачи домашнего задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_otmetki_i_domashnego_zadaniya_po_matematike_v_nachalnoy_shkole.docx | 32.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж г. Тамбова»
Реферат по дисциплине Информатика
на тему: «Проблемы отметки и домашнего задания по математике в начальной школе».
Выполнила:
Студентка: 2 курса
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ФИО: Шуняева Оксана Александровна
Подпись_________________
Проверяющий работу
Преподаватель: «Педагогический колледж г. Тамбова»
ФИО: Емельянова Марья Степановна
Подпись:
_________________
Тамбов 2022 г.
Оглавление
Роль домашнего задания в формировании мыслительной деятельности обучающегося 5
Виды домашних заданий и их отбор 7
Памятки по выполнению домашнего задания по математике. 9
Цели постановки домашнего задания и причины невыполнения 10
Правила хорошего домашнего задания. 12
Характеристика оценки (отметки) 15
Введение
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.
Система контроля и оценивания позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется прежде всего по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Она ставит важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУН установленным государством эталонам (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в конечном счете система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает основание для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.
Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать. Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная её особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.
Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так...», «что нужно сделать, чтобы...») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.
Роль домашнего задания в формировании мыслительной деятельности обучающегося
Учитель формирует у обучающихся умение производить определенные мыслительные операции; знакомя обучающихся с мыслительными операциями, он использует для этого фактический материал. Разъединить эти процессы невозможно: они представляют собой единое целое. Изучение - есть одновременно усвоение фактов, с одной стороны, и формирование и совершенствование операций мышления с другой стороны. Необходимо специально учить детей выполнять мыслительные операции на всех этапах учебного процесса, в том числе и при подготовке, выполнении и проверке домашних заданий.
Подбирая систему упражнений по какой-либо теме, учитель составляет лесенку сложности, тем самым ученик, решая данные упражнения, проходит все ступени возрастающих трудностей, необходимых для его развития. Задавая домашнее задание, учителю необходимо помнить: повлияет ли данное требование на каждого отдельного ученика ожидаемым образом и как оно соотносится с конкретным уровнем развития этого школьника? Школьники, не овладевшие навыками чтения или основными математическими операциями сложения и деления, будут испытывать гораздо большую нагрузку, чем школьники, у которых эти навыки хорошо отработаны. Отставание в развитии будет расти, если не помочь ребёнку своевременно преодолеть его. Этим учащимся целесообразно дать на дом задание для повторения, осмысления и закрепления умений решать такие задачи.
Для учеников с высокой степенью обучаемости развивающее действие домашнее задание окажет лишь тогда, когда объективные требования несколько завышены (сложные задачи) или иначе акцентированы (например, самостоятельно составить задачу).
- домашнее задание служит развитию свойств личности, что входит в задачи обучения;
- если предлагаемые задания отвечают объективным требованиям, то они соответствуют уровню развития класса или (при дифференцированном домашнем задании) отдельного ученика и стимулируют формирование именно необходимых качеств;
- на дом задается задание, которое нежелательно или нецелесообразно выполнять на уроке.
Виды домашних заданий и их отбор
Домашняя работа является продолжением работы обучающихся в классе.
Выделяют несколько направлений, по которым классифицируют домашние задания:
- устные и письменные;
- репродуктивные и продуктивные (воспроизводящие, конструктивные (реконструктивно-вариативные), эвристические и творческие;
- обязательное и по желанию;
- общие, дифференцированные и индивидуальные;
- регламентированные и без установленного срока;
- комбинированные;
- связанные с пропедевтикой, усвоением, обобщением и систематизацией знаний.
Многие учителя не говорят учащимся о том, как они должны выполнять задания, некоторые указывают, на что обратить особое внимание, с чем надо лишь ознакомиться, иные обращают внимание на отдельные приемы выполнения домашних заданий, и только единичные учителя инструктируют обучающихся, указывают им возможные трудности.
Прежде чем предлагать задание на дом, учитель должен убедиться, сумеют ли обучающиеся его выполнить. Может оказаться, что запланированное задание непосильно для обучающихся или, наоборот, слишком просто. При помощи, каких же приемов можно выявить, готовы ли школьники к выполнению данного домашнего задания? Во-первых, учитель по результатам работы обучающихся на уроке, по их активности делает выводы о готовности выполнять запланированное домашнее задание; во-вторых, на завершающем этапе урока - подведении итогов - учитель задает школьникам вопросы, подводящие к содержанию домашнего задания, в ходе ответов учитель делает для себя соответствующее выводы.
Правильно спланированный урок требует от обучающихся высокой умственной активности и самостоятельности. Необходимо поэтому ориентировать обучающихся не только на усвоение пройденного материала, но и на подготовку к следующему уроку. В связи с этим само задание на дом должно включать в себя информацию о том, чем будут заниматься обучающиеся на следующем уроке и как материал будущего урока связан с материалом, рассмотренным на данном уроке.
Памятки по выполнению домашнего задания по математике.
Памятка по выполнению письменного домашнего задания по математике.
1. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетради.
1. Прочитать и усвоить материал учебника.
2. Прочитать задания, изучить их.
3. Подумать, какие правила и приёмы следует применять для их выполнения, пользуясь, если нужно, предыдущей письменной работой, общими и частными приёмами решения задач.
4. Если нужно, выполнить полностью или частично задание на черновике.
5. Проверить тем или иным способом решения задач.
6. Записать выполненное задание в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради по математике.
7. Проверить правильность записей, чертежей, вычислений.
Памятка по выполнению устного домашнего задания по математике (работа с учебником математики).
1. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетради.
2 Прочитать и усвоить материал учебника.
3. Прочитать задания, изучить их.
4. Подумать, какие правила и приёмы следует применять для их выполнения, пользуясь, если нужно, предыдущей письменной работой, общими и частными приёмами решения задач.
Цели постановки домашнего задания и причины невыполнения
1) закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроке с целью их углубления и достижения прочности;
2) подготовка обучающихся к восприятию новых знаний;
3) развитие навыков самостоятельного мышления, положительного поведения, организованности;
4) формирование положительного и ответственного отношения к учению.
Главная задача - выявить причины, по которым учащиеся не выполняют домашние задания.
- неверная методика объяснения домашнего задания, что приводит к неправильному выполнению или вовсе невыполнению.
- другой причиной невыполнения домашнего задания является его сложность. Ученик не знает, как подойти к решению задачи. Часто задания, выполняемые в классе, уж очень непохожи на домашние. Непосильные задания подрывают веру ученика в свои силы, убивают интерес к предмету и, тем самым, становятся причиной, порождающей неуспеваемость. Отсюда следует вывод: давать задание, используя материал учебника, хорошо усвоенный детьми.
- отсутствие мотивации, интереса к изучению того или иного предмета. На первых ступенях обучения учитель не смог заинтересовать учащегося своим предметом.
- отсутствие контроля со стороны родителей. Нередко возникают такие ситуации, что ученик не желает работать ни в школе, ни дома и приходит с невыполненным заданием, т. е. здесь играют роль черты характера человека, в данном случае лень. Либо отсутствует чувство ответственности. Здесь первостепенную роль играют родители, при первых проявлениях признаков негативных качеств у ребенка, им необходимо укоренять их любыми возможными способами.
- их однообразность, нудность, монотонность. Домашнее задание должны быть различным по цели, форме, уровню сложности и форма их проверки будет отличаться. Задания творческого характера учащийся выполняет с большим интересом и удовольствием, нежели задания, которые повторяются из урока в урок.
- Одной из самых главных и важных причин невыполнения домашнего задания - неумение ребенка работать самостоятельно. Самостоятельное выполнение любого задания требует прежде всего, чтобы школьник выработал привычку поддерживать на столе нужный порядок в течение всей работы. Самостоятельная работа требует умения экономно расходовать рабочее время. Всему этому детей надо учить, учить не только потому, что иначе школьник не сможет в будущем самостоятельно приобретать знания, но и потому, что без этих умений он не в состоянии собственными силами выполнить заданные на дом уроки.
- А какие причины невыполнения домашнего задания обычно называют сами ученики. Они говорят: «Учителя слишком много задают, все выполнить нет возможности». Действительно, часто каждый учитель задает огромный объем заданий домой. В итоге ученики их просто не выполняют.
Все педагоги знают, что без самостоятельной работы ученика дома с изученным в школе материалом не будет положительного результата. Но есть большая проблема. Многие ученики не хотят выполнять домашние задания. Как же сделать, чтобы наши ученики сами хотели выполнять домашние задания? Как же задавать домашнее задание?
Правила хорошего домашнего задания.
1. домашнее задание должно вызывать интерес и позитивные эмоции учеников.
2. задания нужно задавать дозированно. Домашние задания не должны быть слишком объемные и трудные, или слишком легкие и маленькие. Потому что в первом случае ученики махнут рукой, и не будут выполнять задания дома. А во втором случае ученикам все будет легко даваться без труда, что вызовет в дальнейшем лень. Лучше чередовать задания объемные и небольшие, чтобы не перегружать учеников. При этом, нужно учитывать распределение нагрузки в течение учебной недели. Например, в понедельник, когда трудоспособность еще невелика, разумно задать заданий домой немного. В середине недели – нагрузку домой стоит в разумных пределах увеличить. А в конце недели задавать только творческие задания.
3. домашние задания нужно задавать разноуровневые, учитывая различные мотивы и цели учащихся, а также уровень их подготовленности.
4. при выполнении домашнего задания важна «обратная связь». Это значит, что задания нужно разбирать и обсуждать на уроке. Каждый учащийся должен знать, смог ли он достичь цели и сделать шаг вперед к новому знанию. Нужно не просто ставить оценку в тетрадь, а обязательно каждому учащемуся устно или письменно сказать необходимые слова. Обязательно отмечайте малейшие продвижения вперед учеников, хвалите их за работу.
5. можно графически представлять итоги выполнения домашних заданий в виде диаграмм, таблиц и т.д.
6. необходимо в полной мере использовать весь материал учебника, не пренебрегая заданиями к каждому виду работы.
7.планировать подобные домашним упражнениям, задания для самостоятельной работы в классе.
8.разнообразить домашние задания привлечением различных источников (словарей, книг по чтению, статей, Интернет-ресурсов)
9.включать в домашнюю работу задания с элементами творчества.
10. для слабых учащихся составлять индивидуальные задания на карточках.
Необходимо заметить, что правильный подход к проблемному обучению базируется на двух положениях:
1) с проблемой должен непосредственно столкнуться сам учащийся;
Решая задачу или проводя какие-то рассуждения, учащийся должен лично убедиться в том, что что-то ему не по силам, поскольку он, видимо, чего-то не знает.
2) решение проблемы должно быть отсрочено по времени, проблема должна «отлежаться».
Только при этих условиях, добравшись до решения проблемы, учащийся поймет, что он продвинулся в своем развитии, и получит определенные положительные эмоции.
Как показывают различные психолого-педагогические и методические исследования, в том числе исследование, проведенное нами, учащиеся теряются, решая задачи с проблемными ситуациями, что нередко приводит к отказу от попыток решать данного типа задачи. Учащиеся недостаточно владеют умениями, определяющими тактику и стратегию действий при решении различных задач, в частности, умением самостоятельно разрабатывать некоторую программу действий, соотносить ее с полученными результатами, осуществлять контроль и оценку выполнения исходной программы действий, обобщать полученные результаты.
Задача с проблемными ситуациями традиционно понимается либо как задача, способ решения которой учащемуся неизвестен, либо как задача, для решения которой в курсе математики не содержится правила, определяющего программу его решения. К такому виду относятся задачи, которые порождают у учащегося напряженную ситуацию, требующую для своего разрешения гибкости и критичности мышления, изобретательности, распределения внимания, выработки новых способов действий.
В то же время не только учащиеся, но и некоторые учителя испытывают трудности в решении задач, сколько-нибудь отличных от шаблонных.
Характеристика оценки (отметки)
Цифровая
"5" ("отлично") – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
Два недочета приравнивается к одной ошибке.
"4" ("хорошо") – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2–3 ошибок или 4–6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала
"З" ("удовлетворительно") – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4–6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Вводится оценка "за общее впечатление от письменной работы". Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.
Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например ,5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки "за общее впечатление от работы" допускается, если:
- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Словесная
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался").
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения, по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.
Сайты
- https://trizway.com/art/primary/otmetki-v-nachalnoj-shkole-za-i-protiv.html
- https://infourok.ru/domashnee-zadanie-problemi-poiski-resheniya-3952274.html
- https://infourok.ru/rol-domashnego-zadaniya-v-uchebnoy-deyatelnosti-shkolnikov-po-matematike-1078026.html
- https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/kontrol-i-otsenka-rezultatov-obucheniya-v-nachalnoj-shkole.html\
- https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8297
- https://scienceforum.ru/2014/article/2014005414
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по математике для начальной школы
Задания повышенной трудности, задания на сообразительность для подготовки детей начальной школы к олимпиадам по математике....
Олимпиадные задания по математике для начальной школы
Задания первого и второго тура для 1-4 классов...
Организация домашнего задания в режиме работы начальной школы.
Выполнение домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности. Рекомендуется с 1-го класса готовить учащихся к выполнению домашнего задания. Учителю необходимо организовать работу п...
Роль домашних заданий в учебном процессе начальной школы
Эта тема являлась ведущей над одном из наших методических объединений.Обсуждались основные требования к организации домашней работы. Главным из них мы выделили тесную связь классной...
Организация домашнего задания в режиме работы начальной школы
Материал для методического объединения учителей начальных классов "Организация домашнего задания в режиме работы начальной школы"...
Статья «Не хочет…» Такого не может быть. Трудности в организации выполнения домашнего задания у детей в начальной школе.
laquo;Не хочет…» Такого не может быть.Трудности в организации выполнения домашнего задания у детей в начальной школе....
Проблема развития логического мышления на уроках математики в начальной школе
Данный материал содержит в себе краткий материал по проблеме развития логического мышления на уроках математики в начальной школе....