Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Планируемые результаты (П, М, Л)
|
Дидактические и интерактивные средства |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Форма (Ф ) Словесный: слово учителя | Проверяет готовность обучающихся к уроку -Здравствуйте, ребята! Садитесь. -Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь и пожелайте хорошей работы на урок. | Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя Слушают учителя Проверяют готовность к уроку | Р: выработка учебной мотивации, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Л: самоопределение П: целеполагание |
Слайд |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Форма (Ф) Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог
| -Я предлагаю выполнить задание. Оно очень интересное, кроме того, оно подскажет, чем вы будете заниматься дальше. -Посмотрите на доску. Что нужно сделать? -Выполним это задание.
-Расположим полученные числа в порядке возрастания.
-На какие группы можно разбить данный ряд чисел?
-Назовите четные числа.
-Составьте все возможные равенства из чисел 4, 6, 24.
-Составьте выражения к задачам и найдите их значения. - Какое выражение вы составили к первой задаче? -Кто составил другое выражение?
-Каким правилом вы должны были воспользоваться? Учитель вывешивает на доску эталон уменьшения числа в несколько раз. -Кто ошибся, вы поняли свою ошибку? Исправьте ошибку зеленой ручкой. -Чему равно значение этого выражения? -Какое выражение вы составили ко второй задаче? -Каким правилом вы должны были воспользоваться? Учитель вывешивает на доску эталон увеличения числа в несколько раз.
-Чему равно значение выражения? -Кто ошибся в выборе правила? -Кто ошибся в вычислениях? -Исправьте свои ошибки. Пробное действие. -Что вы повторили?
-Почему я выбрала именно это?
-Какое следующее задание я вам предложу? -Зачем вы его получите?
- Нужно записать выражение и найти его значение. -Что нового в этом задании? -Выполните это задание. -У кого нет результата? -Что вы не смогли сделать? - Кто выполнил это задание?
-Обоснуйте свои действия. -Что вы не можете сделать? -Что вы дальше должны сделать?
|
-Заполнить таблицу. Учащиеся по цепочке с места выполняют вычисления и называют ответы 24, 7, 5, 6, 4, 27. -4, 5, 6, 7, 24, 27. -Однозначные и двузначные, четные и нечетные и т.д. -4, 6, 24. Один из учащихся составляет равенства на доске: 4*6=24; 6*4=24; 24:6=4; 24:4=6. -18 : 6.
-При уменьшении числа в несколько раз необходимо выполнять действие деление.
- 3. -9 · 3. - При увеличении числа в несколько раз необходимо выполнять действие умножения. - 27.
- Мы потренировались в вычислениях, в решении задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. - Это нам пригодится для открытия нового знания. - Задание, в котором будет что-то новое. - Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем. -Мы пока не знаем.
- Мы не смогли составить выражение и найти его значение. Учащиеся озвучивают свое выражение и его значение. - Мы не можем обосновать. - Разобраться, в ч
| К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
П: анализ объектов с целью выделения признаков Выдвижение гипотез и их обоснование П: выстраивание логической цепочки рассуждений, доказательство.
|
Слайд |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Форма (Ф ) Словесный: учебный диалог
Наглядный: демонстрация
| Формулирование темы и цели урока. -Какое задание вы должны были выполнить?
-Чем эта задача отличается от предыдущих задач?
-В чем затруднение? -Почему же возникло затруднение?
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? -Какая тема сегодняшнего урока? -Такие задачи в математике называются задачами в косвенной форме. Учитель записывает тему на доску. -В какой форме были даны задачи в начале урока? -Чтобы стать художником, надо?… -Чтобы научиться хорошо решать задачи, надо?… -Именно этим вы и займётесь. И поможет вам в этом старый добрый друг и помощник – учебник. -Вы сначала решите задачу в прямой форме, затем в косвенной форме. Сравните условия и решения и сделаете вывод. |
-Мы должны были к задаче составить выражение и найти его значение. - Предыдущие задачи были на увеличение или уменьшение в несколько раз. - Запутались, какое действие нужно выбрать. - У нас нет способа решения таких задач.
- «Открыть» способ решения таких задач. - Решение задач. - В прямой форме на увеличение и уменьшение в несколько раз. - Много рисовать. - Разбирать (анализировать) много задач и решать их.
| К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: планирование Л: самоопределение Л:смыслообразование | Слайд |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Форма (Ф) Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения
| Предлагает задания для выполнения. Контролирует выполнение работы.
-Откройте учебник. Рассмотрите задачи.
-Прочитайте задачу № 1 (а).
-Внесите данные этой задачи в схему и решите ее.
Учитель заранее выносит схему на доску, один из учащихся заполняет схему с объяснением.
-Прочитайте задачу № 1 (б).
-Кто отправил открыток меньше: Даша или мама?
-Какой из отрезков схемы будет обозначать количество Дашиных открыток? А маминых?
-Заполните схему и решите задачу.
Учитель заранее выносит схему на доску, один из учащихся заполняет схему с объяснением.
-Сравните эти задачи. Какую величину в них надо найти: большую или меньшую?
-Почему же задачи одинаково решаются, ведь в первой задаче есть слова «в 2 раза больше»,
а в условии второй задачи – «в 2 раза меньше»?
-Разберёмся с решением двух следующих задач.
Анализ и запись решения задач из № 2 проводятся аналогично.
-Как же решать задачи «в» «на» увеличение и уменьшение в несколько раз?
-Вернитесь к задаче на листочках. Как вы должны были ее решить?
-Какой следующий важный шаг вы должны сделать?
-Попробуйте в группах составить алгоритм решения задачи в косвенной форме.
В случае необходимости учитель актуализирует правила работы в группах.
После выполнения групповой работы учитель организует защиту проектов.
-Итак, смогли вы справиться с затруднением?
-Какие задачи вы теперь можете решать?
-Какой следующий шаг на уроке? |
Один из учащихся читает задачу вслух.
Вариант объяснения:
-Алёна прочитала 6 книг, а Таня в 2 раза больше, значит, 6 · 2 = 12 (кн.).
- Даша.
- Короткий – Даша, длинный – мама.
Вариант объяснения:
-Даша отправила меньше открыток, чем мама, значит, мама отправила их в 2 раза больше: 6 · 2 = 12 (откр.).
-В обеих задачах надо найти большую величину.
- Потому что в первой задаче слова «в 2 раза больше» относятся к искомой величине, а во второй задаче – к известной величине; вторая задача в косвенной форме. - Нужно быть внимательными, необходимо определить к какой величине относятся слова, если к искомой, то задача – в прямой форме, если к известной, то в косвенной форме; исходя из этого, нужно подобрать правило. - Составить эталон.
- Да. - Решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз в прямой и косвенной форме.
- Закрепить новое знание.
| К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: анализ объектов с целью выделения признаков
| Слайд, учебник |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Метод (Ф ) Словесный: слово учителя
Практический: выполнение упражнения | Организует: беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. -Найдите № 3 -Составьте выражения к задачам и найдите их значения. Учащиеся выполняют задание с места с комментированием. Вариант комментирования: Работа в парах. -Найдите № 4 (а, б) -Выполните данное задание в парах. -Проверьте свои результаты. -Кто из вас ошибся? -В чем ошибка? -Исправьте ошибки.
-Какой следующий шаг на уроке?
| Участвуют в беседе. Сначала определяю большую и меньшую величину. Объем канистры большая величина, а объем ведра – меньшая. Поэтому, чтобы найти объем ведра нужно выполнить деление. Составляю выражение: 16 : 2. Получаю 8. Ответ: 8 л. Вторая задача комментируется аналогично. Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. - Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.
|
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: анализ объектов с целью выделения признаков
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
П: выполнение действий по алгоритму
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
| Слайд
учебник
Слайд
учебник
|
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
| Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Форма (И)
Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения | -Сейчас вы поработаете самостоятельно на карточках. -Вам нужно к задаче составить краткую запись и решить ее. -Кто из вас ошибся? -В каком случае? -Исправьте ошибку. -Сделайте вывод. - Кто не ошибся? -Сделайте вывод.
| Выполняют задание
- Нужно еще потренироваться. - Мы все хорошо усвоили.
| П: анализ объектов с целью выделения признаков П: построение логической цепочки рассуждений П: выполнение действий по алгоритму К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: самостоятельное создание способов решения проблем | Тетрадь
|
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Форма (Г) Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Практический: выпол. Упр. | Что нужно хорошо уметь, чтобы решать задачи без ошибок? - Сейчас я предлагаю вам потренироваться в Вычислениях. Найдите № 8 -Заполните таблицу.
| -Нужно хорошо читать, анализировать задачу, вычислять без ошибок. Таблица заполняется по столбикам. Учащиеся с места по цепочке называют ответ.
| К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: анализ объектов с целью выделения признаков
| Карточки |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Форма (Ф) Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог
Практический: выполнение задания
| Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. -Итак, давайте подведем итоги нашей работы на уроке. Над какой темой мы работали?
-А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока? А теперь пришло время для оценки результатов своей работы на уроке с помощью «Лесенки успеха». Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы. | Формируют конечные результаты своей работы на уроке. На уроке мы работали над темой: Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Я считаю, что цели урока были достигнуты Оценивают свою работу на уроке. | Л: самооценка на основе критерия успешности Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
|
|