РП Клуб «Будущий Архимед»
рабочая программа по математике (2 класс)
Рабочая программа клуба «Будущий Архимед» составлена на основе:
- Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
- Авторской программы «Математика и конструирование» С.И.Волкова, 2014 г.
Курс «Будущий Архимед» включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.
Курс рассчитан на 2 часа в неделю. Всего 68 часов. Относится к внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению с включением проектной деятельности, предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК «Школа России» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по математике и другим предметам, расширяя и обогащая его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_budushchiy_arhimed.docx | 36.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лофицкая основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена на педагогическом совете школы Протокол заседания № от « » августа 2020 г. | Утверждаю Директор школы ___________ Талыкова Н.И. Приказ № ___ от «__» августа 2020 г. |
Рабочая программа
Клуб «Будущий Архимед»
начальный уровень
1-4 классы
Срок реализации программы – 1 год
Составил: Солодовникова Светлана Николаевна
учитель начальных классов
ВКК
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты изучения курса.
- Содержание курса.
- Тематическое планирование.
- Календарно-тематическое планирование. (Приложение 1)
- Пояснительная записка
Рабочая программа клуба «Будущий Архимед» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
- Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
- Авторской программы «Математика и конструирование» С.И.Волкова, 2014 г.
Курс «Будущий Архимед» включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.
Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане, как бы следуя историческому процессу развития геометрических понятий. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса. Для выполнения заданий такого рода используются такие виды деятельности, как наблюдение, изготовление (рисование) двухмерных и трехмерных геометрических фигур из бумаги, картона, счетных палочек, пластилина, мягкой проволоки и др., несложные геометрические эксперименты для установления простейших свойств фигур (например, равенства, равносоставленности, равновеликости, симметричности); измерение, моделирование.
Использование моделирования в процессе обучения создает благоприятные условия для формирования таких приемов умственной деятельности как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников.
Основная цель курса «Будущий Архимед» состоит в том, чтобы заложить начальные геометрические представления, развивать логическое мышление и пространственные представления детей, сформировать начальные элементы конструкторского мышления, т.е. научить детей анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части для детального исследования, собрать предложенный объект из частей, выбрав их из общего числа предлагаемых деталей, усовершенствовать объект по заданным условиям, по описанию его функциональных свойств, научить детей определять последовательность операции при изготовлении того или иного изделия.
Основными задачами курса являются:
- Привлечение интереса к изучению геометрии.
- Изучение основных понятий, формирующих базу знаний геометрического материала с целью обобщить и систематизировать ранее полученные навыки и облегчить изучение курса геометрии в дальнейшем.
- При ведущей и направляющей роли учителям организовать самостоятельную работу уч-ся по изучению материала, развивая творческие способности и повышая познавательный уровень учащихся.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания – через включение проектной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные содержательные линии:
Формирование геометрических представлений. Свойства фигур выясняются только экспериментальным путем. Фигуры - носители своих свойств и распознаются по этим свойствам. Рассматривая разнообразные материальные модели геометрических фигур, выполняя с ними разнообразные опыты, ученики выявляют наиболее общие признаки, не зависящие от материала, цвета, положения, веса и т.п. Часто используется прием сопоставления и противопоставления геометрических фигур.
Развитие мышления. В процессе изучения материала у школьников формируются навыки индуктивного мышления, умение делать простейшие индуктивные умозаключения. Одновременно развиваются навыки дедуктивного мышления. Идет формирование приемов умственных действий, таких, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Одна из задач методики изучения геометрического материала - первоначальное ознакомление учеников с классификацией фигур, со структурой логического следования. (Например, программа предусматривает изучение классификации треугольников в теме «Виды треугольников».)
Формирование пространственных представлений и воображения. Пространственные представления (образы) отражают соотношения и свойства реальных предметов. Пространственные представления памяти отражают предмет почти в том виде, как он был дан для восприятия. Представления памяти в начальном курсе математики можно распределить на группы в зависимости от их содержания: образы реальных предметов, образы геометрических тел (материальных моделей) и фигур, образы чертежей и рисунков геометрических фигур и т.д. Дети воспроизводят по памяти виденные ими ранее образы. Представления воображения отличаются от представлений (образов) памяти тем, что это новые образы, возникающие после мысленной переработки (воссоздающее воображение) заданного материала. Образы воображения создаются на основе образов памяти. При этом ученики опираются на усвоенные знания, на свой прошлый опыт. Однако не всегда образ воображения это образ предмета, который ребенок встречал в жизни. Образ воображения - это часто новый образ на основе имеющихся представлений. Важный методический прием, обеспечивающий прочные геометрические знания - формирование пространственных представлений через непосредственное восприятие детьми конкретных вещей, материальных моделей геометрических образов.
Сроки реализации программы: 1 год (1-4 класс).
Курс рассчитан на 2 часа в неделю. Всего 68 часов. Относится к внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению с включением проектной деятельности, предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК «Школа России» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по математике и другим предметам, расширяя и обогащая его.
В ходе решения системы геометрических, исследовательских и проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
- Планируемые результаты изучения курса.
Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель,
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
Познавательные - операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.
Коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Ученик получит возможность для формирования:
Личностные - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные - умение контролировать свою деятельность по результату,
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.
Коммуникативные - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника.
3.Содержание курса
Геометрия-это интересно
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Луч, угол, вершина угла. Плоскость, перпендикуляр, прямой угол, виды углов, сравнение углов.
Мир плоских фигур.
Треугольник, вершина, стороны. Виды треугольников, построение треугольников, составление из треугольников других фигур. Четырехугольники, вершины, стороны, вершины, диагональ. Квадрат. Построение квадрата и его диагоналей. Прямоугольник. Построение прямоугольника и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие. Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов. Латинский алфавит. Прямая линия. Параллельныеи пересекающиеся прямые. Отрезок. Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная – многоугольник. Нахождение длины ломаной. Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения периметра. Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько равных частей (2, 3, 4, 6, 12). Составление круга. Деление отрезка пополам с помощью циркуля. Углы. Величина угла. Транспортир. Треугольники, высота, медиана, биссектриса основание и их построение. Прямоугольный треугольник. Катет и гипотенуза треугольника. Составление из треугольников других фигур. Параллелограмм. Ромб. Трапеция. Диагонали их и центр. Сходство этих фигур и различие. Периметр и площадь. Сравнение. Нахождение площади с помощью палетки. Площадь треугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки.
Мир объемных фигур.
Понятие объема. Геометрическое тело. Квадрат и куб. Сходство и различие. Построение пирамиды. Прямоугольник и параллелепипед. Построение параллелепипеда. Сходство и различие. Круг, прямоугольник, цилиндр. Сходство и различие. Построение цилиндра. Знакомство с другими геометрическими фигурами.
- Тематический план
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
Геометрия – это интересно | 15 | |
Геометрическая мозаика | 16 | |
Мир плоских фигур | 22 | |
Мир объемных фигур | 15 | |
Итого | 68 |
Приложение 1
к рабочей программе
Клуб «Будущий Архимед» 1-4 классы
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
Геометрия – это интересно! | |||
Геометрия – это интересно | |||
Танграм: древняя китайская головоломка. | |||
Путешествие точки. | |||
«Спичечный» конструктор | |||
Волшебная линейка | |||
Конструирование многоугольников из деталей танграма | |||
Игра-соревнование «Веселый счёт» | |||
Игры с шахматными фигурами. | |||
Весёлая геометрия | |||
Математические игры | |||
Задачи-смекалки. | |||
Прятки с фигурами | |||
Числовые головоломки | |||
Уголки | |||
Секреты задач | |||
Геометрическая мозаика | |||
Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой. | |||
Цвета радуги. Их очередность. | |||
«Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства. | |||
Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте. | |||
Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. | |||
Кривая линия. Точки пересечения кривых линий. | |||
Решение топологических задач. | |||
«Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии. | |||
Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве. | |||
Вертикальные и горизонтальные прямые линии. | |||
Отрезок. Имя отрезка. Сравнение отрезков. Единицы длины. | |||
Ломаная линия. Длина ломаной. | |||
Решение задач на развитие пространственных представлений. | |||
Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света. Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. | |||
Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла. | |||
Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла. | |||
Мир плоских фигур | |||
Многоугольники. | |||
Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. | |||
«В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция. | |||
Равносторонний прямоугольный четырехугольник - квадрат. Ромб. | |||
Геометрический КВН «Будущий Архимед» | |||
«Веселые игрушки». Плоские фигуры и объемные тела. | |||
Периметры многоугольников. | |||
«Город кругов». Окружность. Круг. Циркуль-помощник. | |||
Круг. Окружность, диаметр, радиус окружности. | |||
Радиус, диаметр круга. Касательная. | |||
Решение задач. Узлы и зацепления. | |||
Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости. | |||
Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга. | |||
Сектор. Сегмент. | |||
«Дороги на улице прямоугольников». Параллельные прямые. | |||
«Жители города четырёхугольников». Виды четырехугольников. | |||
Построения на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые. | |||
Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. | |||
Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника. | |||
Диагонали квадрата. Игра «Паутинка». | |||
Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание «розеток». | |||
Решение топологических задач. | |||
Мир объемных фигур | |||
Многоугольники выпуклые и невыпуклые. | |||
Решение топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объемных тел. Пентамино. | |||
Куб. Игра «Кубики для всех». | |||
Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развертка параллелепипеда. | |||
Каркасная модель куба. Развертка куба. | |||
Знакомство со свойствами игрального кубика. | |||
Равносторонний и равнобедренный треугольники. | |||
Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. | |||
Сетки. Игра «Морской бой». | |||
Сетки. Координатная плоскость. | |||
Осевая симметрия. | |||
Цилиндр. | |||
Пирамида. Конус. | |||
Шар. | |||
Геометрический КВН. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Архимед"
В данной презентации представлены некоторые открытия Архимеда....
Презентация к занятию внеурочной деятельности по математике "Древние ученые Архимед, Евклид, их вклад в развитие математики как науки"
Презентация подготовлена к занятию №3 курса внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса. Содержит биографические справки об ученых, задания на счет, интересные историчес...
Рабочая программа Клуб будущих предпринимателей
Рабочая программа дополнительного образования...
"Клуб будущих отличников". 1 класс.
Рабочая программа по ВД 1 класс....
Положение о клубе родителей будущих первоклассников.
Настоящее положение регламентирует деятельность «Клуба родителей будущихпервоклассников» созданного на базе МБОУ «СОШ» с.Койгородок в рамках деятельности Инновацион...
Первое родительское собрание для родителей будущих первоклассников ( Заседание родительского клуба №1.
Учитель знакомится с родителями будущих первоклассников, знакомит с графиком работы школы, с Уставом школы и правилами поведения в школе, даёт свои рекомендации и пожелания....
Занятие 1 Клуб будущих миллионеров
Занятие 1 Клуб будущих миллионеров...