Адаптированная рабочая программа и КТП предмета «Математические представления» (5 класс)
календарно-тематическое планирование по математике
Адаптированная рабочая программа и КТП предмета "Математические представления" (5 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
(обучение на дому)
Класс – 5
Учитель – Тютюнник Елена Владимировна
Количество часов: 68ч (в неделю 2 часа); их них аудиторная нагрузка –34ч, на самостоятельную работу –34ч.
Планирование составлено на основе рабочей программы «Математические представления» учителя Тютюнник Е.В.., утверждённой 30.08.2021г.
2021-2022 уч.г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» |
№ п/п | Тема урока (аудиторная нагрузка) | Дата проведения | Темы занятий для самостоятельной работы | Сроки | |
по плану | по факту | ||||
Количественные представления | 13 | ||||
1 | Нахождение одинаковых предметов. Сортировка предметов по величине по заданному признаку. | 07.09 | Сортировка предметов по величине по заданному признаку. | ||
2 | Составление группы из одинаковых предметов по образцу и по подражанию. | 14.09 | Составление группы из одинаковых предметов по образцу и по подражанию. | ||
3 | Понятие о количестве: много – один. Сравнение множеств без пересчета и с пересчётом | 21.09 | Сортировка предметов по группам : один – много. | ||
4 | Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание. | 28.09 | Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание. | ||
5 | Пересчет предметов по единице. Узнавание цифр (1, 2). Соотнесение количества предметов с числом (1, 2). Обозначение числа цифрой (1, 2). Написание цифры. | 05.10 | Пересчет предметов по единице. Узнавание цифр (1, 2). Соотнесение количества предметов с числом (1, 2). Обозначение числа цифрой (1, 2). Написание цифры. | ||
6 | Узнавание цифр (2, 3). Соотнесение количества предметов с числом (2, 3). Обозначение числа цифрой (2, 3). Написание цифры. | 12.10 | Узнавание цифр (2, 3). Соотнесение количества предметов с числом (2, 3). Обозначение числа цифрой (2, 3). Написание цифры. | ||
7 | Узнавание цифр (3, 4). Соотнесение количества предметов с числом (3, 4). Обозначение числа цифрой (3, 4). Написание цифры. | 19.10 | Узнавание цифр (3, 4). Соотнесение количества предметов с числом (3, 4). Обозначение числа цифрой (3, 4). Написание цифры. | ||
8 | Узнавание цифр (4, 5). Соотнесение количества предметов с числом (4, 5). Обозначение числа цифрой (4, 5). Написание цифры. | 26.10 | Узнавание цифр (4, 5). Соотнесение количества предметов с числом (4, 5). Обозначение числа цифрой (4, 5). Написание цифры. | ||
9 | Знание отрезка числового ряда 1-5. Определение места числа (от 0 до 5) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности | 09.11 | Знание отрезка числового ряда 1-5. Определение места числа (от 0 до 5) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности | ||
Представления о величине | 3 | ||||
10 | Определение среднего по величине предмета из 3-х предложенных предметов. Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. | 16.11 | Определение среднего по величине предмета из 3-х предложенных предметов. Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. | ||
11 | Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине и высоте. | 23.11 | Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине и высоте. | ||
12 | Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине и глубине. | 30.11 | Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине и глубине. | ||
Представления о форме | 6 | ||||
13 | Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. | 07.12 | Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. | ||
14 | Точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Отрезок «от руки» и по линейке. | 14.12 | Точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Отрезок «от руки» и по линейке. | ||
15 | Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. | 21.12 | Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. | ||
16 | Соотнесение формы реальных предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг). Составление предметов из геометрических фигур. | 28.12 | Соотнесение формы реальных предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг). Составление предметов из геометрических фигур. | ||
17 | Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по шаблону (трафарету, контурной линии). | 11.01 | Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по точкам. | ||
18 | Раскрашивание, штриховка геометрической фигуры внутри контура в заданном направлении | 18.01 | Раскрашивание, штриховка геометрической фигуры внутри контура в заданном направлении. | ||
Пространственные представления | 7 | ||||
19 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке. | 25.01 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на изображении | ||
20 | Определение месторасположения предметов в прост-ранстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там) и их перемещение в заданном направлении. | 01.02 | Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. | ||
21 | Определение месторасположения предметов в пространстве: сверху (вверху), снизу (внизу) и их перемещение в заданном направлении. | 08.02 | Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. | ||
22 | Определение месторасположения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева и их перемещение в заданном направлении. | 15.02 | Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево | ||
23 | Определение месторасположения предметов в пространстве: на, в, внутри, в середине, в центре и их перемещение в заданном направлении. | 22.02 | Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. | ||
24 | Определение месторасположения предметов в пространстве: перед, за, над, под, между, напротив. | 01.03 | Определение месторасположения предметов в пространстве: напротив, между | ||
25 | Определение отношений порядка следования. Определение месторасположения предметов в ряду. | 15.03 | Определение отношений порядка следования. Определение месторасположения предметов в ряду. | ||
Временные представления | 5 | ||||
26 | Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра. | 29.03 | Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра. | ||
27 | Соотнесение деятельности с временным промежутком: на следующий день, позавчера, послезавтра | 05.04 | Соотнесение деятельности с временным промежутком: на следующий день, позавчера, послезавтра | ||
28 | Соотнесение деятельности с временным промежутком: давно, недавно. | 12.04 | Соотнесение деятельности с временным промежутком: давно, недавно. | ||
29 | Различение времен года. | 19.04 | Различение времен года. | ||
30 | Распознавания порядка следования сезонов в году. | 26.04 | Распознавания порядка следования сезонов в году. | ||
31 | Узнавание (различение) месяцев. | 12.05 | Узнавание (различение) месяцев. | ||
32 | Различение последовательности месяцев в году. | 17.05 | Различение последовательности месяцев в году. | ||
33 | Сравнение (элементарное) людей по возрасту. | 24.05 | Сравнение (элементарное) людей по возрасту. | ||
34 | Соотнесение времени с началом и концом деятельности. | 26.05 | Соотнесение времени с началом и концом деятельности. | ||
Итого | 34 | 34 |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
(обучение на дому)
Класс - 5
Учитель - Тютюнник Елена Владимировна
2021- 2022 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для 5 класса для детей с ОВЗ составлена в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 приказ №1599, на основании АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
В соответствии с пунктом 6 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании коллегиального заключения…..,, протокола заключения врачебной комиссии………, заявления родителей……., данная программа составлена для обучающегося 5 класса.
На изучение предмета «Математические представления» в 5 классе отводится 68 ч (2ч в неделю, 34 учебные недели). Из них аудиторная нагрузка-34 часа, на самостоятельную работу -34 часа.
Характеристика обучающегося
Практические действия осуществляет при помощи взрослых. Возникают затруднения при выполнении действий по самообслуживанию и овладению различными бытовыми навыками, требуется постоянный контроль со стороны взрослых. Контакт устанавливает ненадолго. К предлагаемой деятельности интереса не проявляет. Инструкцию понимает частично, требуется многократное повторение её и показом того, что следует сделать. В процессе работы предлагаемые действия не удерживает. Способен к подражанию и совместным действиям с взрослыми, но быстро наступает пресыщение деятельностью. Ребёнок знает цифры от 1 до 10, выкладывает их в последовательности; с помощью учителя объединяет предметы в различение множества (один, много, пусто); различает цвета и группирует предметы по цвету, форме, величине. Знает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Мелкая моторика развита слабо, движения руки во время рисунка нескоординированные.
Внутренняя позиция школьника не сформирована. Самоконтроль отсутствует. Может самопроизвольно, во время урока, встать и бегать по классу. Эмоциональный фон нестабилен, с резкой сменой настроения. В таких случаях мальчика приходится успокаивать, уговаривать, настраивать на учебную деятельность. Часто бывает не послушен, не слышит обращенную к нему речь, не меняет своего поведения, когда ему делают замечание. Может быть «погружен» в свои мысли. Мальчик подвижный, неусидчивый, упрямый, может отказаться от выполнения задания.
Основной целью начального обучения математических представлений является:
- формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- расширение жизненного опыта учащегося;
- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);
- формирование элементарных математических представлений о форме, величине;
- формирование количественных (дочисловых), пространственных, временных представлений;
- формирование умений различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- формирование учебной мотивации и интереса к уроку.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» |
Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных результатов.
Личностные:
В результате освоения программы учащийся:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные:
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность ученика.
Предметные результаты:
Минимальный уровень: |
1. Количественные представления. |
Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» сравнение двух групп множеств предметов, с использованием способов проверки (приложение и наложение); Пересчет количества предметов в пределах одного-пяти-семи. Знание отрезка числового ряда от 0 до 20. |
2. Представления о форме. |
Выполнение по образцу, данному учителем, различных конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу в играх с мозаикой. |
3. Пространственные представления |
Показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу. |
4. Временные представления. |
Различение времен года |
Знание порядка следования сезонов в году |
5. Представления о величине. |
Выделение длины, умение пользоваться чертёжным инструментом – линейкой. |
Описание материально-технического учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
Наглядные пособия:
- Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10;
- Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе числовые карточки и знаки отношений).
- Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, наборы угольников, мерки).
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ |
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП должно быть достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся. Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимся СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. При оценке результативности обучения важно учитывать, что у обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже предметных областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. При оценке результативности обучения должны учитываться следующие факторы и проявления:
- особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;
- выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ;
- в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям;
- при оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.
Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения разных групп детей могут осуществляться в оценочных показателях, а также в качественных критериях по итогам практических действий. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Итоговая аттестация осуществляется в течение двух последних недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий в естественных и искусственно созданных ситуациях, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. Итоги освоения отраженного в СИПР содержания и анализ результатов обучения позволяют составить развернутую характеристику учебной деятельности ребёнка, оценить динамику развития его жизненных компетенций.
Критериями оценивания являются:
положительная динамика: способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Незначительная динамика: смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
отсутствие динамики: обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА |
Программа предполагает работу по следующим разделам:
Представления о форме (6 часов)
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. Точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Отрезок «от руки» и по линейке. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы реальных предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг). Составление предметов из геометрических фигур. Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по точкам. Раскрашивание, штриховка геометрической фигуры внутри контура в заданном направлении.
Представления о величине (3 часов)
Определение среднего по величине предмета из 3-х предложенных предметов. Различение однородных (разнородных) предметов по длине, ширине, высоте, толщине, глубине. Сравнение предметов по длине, ширине, высоте, толщине, глубине.
Пространственные представления (7 часа)
Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке (на изображении). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Определение отношений порядка следования. Определение месторасположения предметов в ряду.
Временные представления (5 часов)
Соотнесение деятельности (события) с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Различение порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Различение последовательности месяцев в году. Сравнение (элементарное) людей по возрасту. Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Количественные представления (13 часов)
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множества. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто». Сравнение множеств без пересчета, (с пересчетом). Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание. Пересчет предметов по единице. Узнавание цифр (1, 2, 3, 4, 5). Обозначение числа цифрой (1, 2, 3, 4, 5). Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1-5. Определение места числа (от 0 до 5) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов аудиторной нагрузки | Количество часов для самостоятельной работы |
1 | Представление о форме. | 6 | 6 |
2 | Представление о величине. | 3 | 3 |
3 | Пространственные представления. | 7 | 7 |
4 | Временные представления. | 5 | 5 |
5 | Количественные представления. | 13 | 13 |
Итого | 34 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Математические представления»
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа ...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математическое представление», 1 класс (СИПР)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математическое представление» для индивидуального обучения на дому учащейся 1 класса (СИПР)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математические представления» для 1 (дополнительного) класса 2020 - 2021 учебный год
Адаптированная рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий по математике для 1 (дополнительного) класса на 2020-2021 учебный год, разработана на основе Федерального государственного об...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс
Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления»
Главной целью математики служит:- повышение уровня общего развития обучающихся;- подготовка к овладению доступными профессионально - трудовыми навыками;- социальная адаптация и реабилитация.Обучение м...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант-2) 4 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями, вариант-2)4 класс ...