ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс)
В работе раскрыта тема о важности использования современных
инновационных технологий на уроках математики в начальной школе. Приведены примеры использования различных методов обучения в своей практике. Сегодня современные инновационные технологии считаются тем способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Ф.И.Асаинова, учитель начальных классов
МБОУ Средняя школа № 8 им.Н.В.Пономаревой
В работе раскрыта тема о важности использования современных
инновационных технологий на уроках математики в начальной школе. Приведены примеры использования различных методов обучения в своей практике. Сегодня современные инновационные технологии считаются тем способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.
Ключевые слова: инновационные технологии, методы обучения, проблемное обучение, групповая работа, исследовательский метод, проектная деятельность, компьютерные технологии.
"Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям…» Ш. Амонашвили.
Эта «счастливая дорога к знаниям» невозможна без применения современных инновационных технологий в обучении. В настоящее время все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных инновационных подходов практически во все сферы деятельности человека. Сфера образования тоже не стала исключением, поэтому инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения.
В своей работе я хочу рассказать об использовании современных инновационных технологий на уроках математики в начальной школе.
«Инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление», новшество или изменение». Но инновация, по словам П.С.Лернера - «это не просто некая новизна, а достижение принципиально новых качеств с введением системообразующих элементов, обеспечивающих новизну системе».
Инновация в образовании – нововведение, предназначенное для разрешения актуальной проблемной ситуации (с целью обеспечения оптимизации учебного процесса, повышения качества образования или организации благоприятных условий усвоения материала), существенные изменения в одном или нескольких пунктах: содержании образования, методах преподавания, формах контроля качества обучения.
Для меня, как и для каждого учителя возникает ряд вопросов : Как сделать каждый урок математики радостным и интересным? Как активизировать деятельность учеников? Как не только передать ребятам
определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше? А для этого я считаю, необходимы два условия: творческий подход к делу со стороны учителя и интерес к изучаемому предмету учащихся. Для этого мне помогают различные формы контроля и самоконтроля учащихся, уплотненный контроль по карточкам; математические диктанты «По следам ошибок»; вариантные задания; работа с использованием сигнальных карточек, компьютерное тестирование.
Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребенка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю проблемное обучение. Суть его в том, что ставится перед учениками проблема и вместе с ними она рассматривается. В результате совместных усилий намечаются способы ее решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя.
Например, на уроке математики во 2 классе по теме «Метр» спросить у ребят: - Какие единицы измерения длины вы знаете? (см., дм.). После этого дать задание: Найти периметр классной комнаты, используя знакомые единицы измерения. У ребят появится затруднение, т.к. с помощью знакомых единиц длины это неудобно и займет много времени, практически невозможно. Спрашиваю у ребят: - Можно ли, используя данные единицы измерения, решить эту задачу? Решая проблемную ситуацию ребята пришли к выводу, что нужно познакомиться с наиболее крупной единицей измерения длины – метр.
Многие проблемные задания дают «толчок» мысли и продвигают учеников к открытиям.
По этому поводу точно высказался швейцарский педагог Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут
открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им
раскрыться, развить собственные идеи». Именно такой принцип проблемного обучения я часто применяю в своей практике.
Младших школьников также привлекает групповая работа, использование которой несет в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; растет самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.
При использовании принципа групповой работы нужно придерживаться следующих правил:
1. Работать в группе с любым партнёром.
2. Работать активно, серьёзно относится к полученному заданию.
3. Вежливо и доброжелательно общаться с партнёрами.
4. Испытывать чувство ответственности не только за свои
собственные успехи, но и за успехи партнёров по команде и всего класса.
Наряду с вышеперечисленными методами обучения, я использую в своей практике исследовательский метод в обучении.
Например: во 2 классе при исследовании ряда чисел 6,9,12,15,…,…,…, ребятам необходимо выявить закономерность ряда чисел и продолжить его .
Выполняя такое задание, ребята пришли к выводу, что ряд чисел составлен по правилу (+3) и при продолжении этого ряда, необходимо соблюдать это правило, чтобы не нарушить закономерность.
Проектная деятельность эффективно используется начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. При выполнении каждого нового проекта решается несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Опыт работы учителей математики показал, что дети с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.
Например, проект «Числа вокруг нас». При выполнении проектной работы дети выясняют, что возникновение чисел в нашей жизни не случайность. Невозможно представить себе общение без использования
чисел. История чисел увлекательна и загадочна. Без замечательной науки о
числах – математики – немыслимо сегодня ни прошлое, ни будущее. А
сколько ещё неразгаданного! А также много еще и других не менее интересных проектов: «Веселая таблица умножения», «Древние меры длины», «Единицы стоимости Древних народов» «Жизнь нуля – цифры и числа» и т.д.
При проектировании дети учитывают пять букв «П».
Проект – это пять «П»
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация.
Использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. В большинство игр надо вносить элемент соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. С этой целью провожу игру «Математическая эстафета» ( при обучении преобразования одного примера в другой), при этом повторяя правила: - о связи между суммой и слагаемыми , - о перестановке слагаемых.
Игровые элементы я использую на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», расшифровка слов с помощью кода - «Поле чудес».
При закреплении таблицы умножения и во время устного счета, с детьми провожу игру «Не скажу». Учащиеся по-моему указанию считают, например, от 28 до 60, а вместо чисел, которые делятся на 6, они произносят слова «Не скажу». Эти числа я записываю на доске. Появляется запись: 30, 36, 42, 48, 54, 60. Затем с каждым из записанных чисел учащиеся называют примеры: 30:6 и т.д.
В процессе правильно организованной игры дети, незаметно для себя, выполняют большое количество тренировочных упражнений в быстром темпе, что играет важную роль в формировании навыка вычислений.
Также провожу с детьми викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической
деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
При проверке знаний использую задания на тестовой основе, которые получили широкое распространение в практике преподавания. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. Я считаю, что тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Поэтому мною для каждой группы составлены тесты, направленные на формирование умений и навыков
учащихся и на закрепление знаний. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов.
Замечено, что при использование ИКТ на уроках математики
учащиеся проявляют большой интерес к теме.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Занятия же с использованием таких технологий позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
Компьютер помогает усилить мотивацию учения. Учащиеся работают индивидуально, с помощью проб и ошибок приходят к правильному ответу. В итоге нет в классе такого ребёнка, который бы не справился с заданием, был бы пассивен и ждал, когда же, наконец, учитель обратит своё внимание на него. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Из вышеизложенного неопровержимо следует вывод - применение в школе компьютерной техники учителями начальных классов поможет сделать школьное преподавание более эффективным.
Системная работа по использованию современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по математике в группах увеличивается, учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету, у слабых учащихся снижается порог тревожности. Использование на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать.
Применение компьютера как элемента образовательной среды начальной школы: развивает познавательные способности учащихся (внимание, воображение, память, логическое мышление), улучшает восприятие мира, воспитывает самостоятельность, позволяет провести диагностику усвоения учебного материала.
Применение компьютерных средств обучения в начальной школе позволяет создать творческую положительно-эмоциональную атмосферу на уроке. Использование красивой и яркой графики, сказочной оболочки в обучающих программах с эффектом новизны (различные сказочные оболочки для игры с одной и той же учебной целью позволяют поддерживать постоянный интерес ребенка), приводит к тому, что младшие школьники с нетерпением ждут компьютерных уроков, что повышает мотивацию обучения.
Использование современных обучающих технологий существенно преобразовывает преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. Сегодня современные инновационные технологии считаются тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Список литературы
1. Аналупо Н. Н. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения // Начальная школа, 2013. № 3.
2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.
3. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003.
4. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
5. Крылов С.И. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении математике// Математика в школе, № 8, 2012.
6. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. — № 2.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998
8. Селевко Г.К. Проблемное обучение// Школьные технологии. 2006.- №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий на уроке математики. Методическая разработка урока по теме "Решение задач на движение" 4 класс
Открытый урок с применением мультимедийного оборудования по теме "Решение задач на движение" в 4 классе был проведен для учителей района . 2012-2013 уч.г....
Использование современных инновационных технологий на уроках математики в начальной школе.
Применение современных инновационных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнк...
Использование современных инновационных технологий для реализации концепции преподавания математики в начальных классах
Если мы учим сегоднятак,как учили вчера,мы крадём у наших детей завтра Ю.Дьюи...
Доклад по теме «Использование современных технологий на уроках математики»
Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить....
Выступление "Использование современных инновационных технологий на уроках математики в начальных классах"
Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед учителем, была передача ученикам определённой суммы знаний, то в настоящее время на первый план выдвигается задача р...
Использование современных технологий на уроке математики «Счет в пределах 8».
В наше время очень много ребят с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Урок "Математические представления" является продолжением темы из раздела арифмет...