Технологическая карта урока математики "Величина и длина" (УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс)
план-конспект урока по математике (1 класс)

Кладова Анна Михайловна

Цель урока: формирование представления у обучающихся о понятиях «величина», «длина».

Задачи урока

Дидактические:

1.    Формировать у учащихся знания о зависимости между результатом измерения величины и меркой;

2.    Формировать умения измерять длины отрезков в сантиметрах, с помощью линейки, пользуясь алгоритмом.

Развивающие:

1.    Развивать словесно-логическое мышление при составлении алгоритма работы с линейкой;

2.    Развивать наглядно-образное мышление при сравнении предметов методом наложения;

Воспитательные:

1.    Воспитывать взаимопомощь и умение слушать товарища;

2.    Прислушиваться к мнению другого человека и принимать точку зрения, отличную от собственной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКИ

Дата: 26.01.21г.

Школа: МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска»

Класс: 1 м\х

Урок: 6

Время: 12:30 Кабинет: 214

Студент: Кладова Анна

Группа: 31

Учитель: Черненко О.Ю.

Методист: Шакирова О.Г.

Тема урока « Величина и длина»

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель урока: формирование представления у обучающихся о понятиях «величина», «длина».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать у учащихся знания о зависимости между результатом измерения величины и меркой;
  2. Формировать умения измерять длины отрезков в сантиметрах, с помощью линейки, пользуясь алгоритмом.

Развивающие:

  1. Развивать словесно-логическое мышление при составлении алгоритма работы с линейкой;
  2. Развивать наглядно-образное мышление при сравнении предметов методом наложения;

Воспитательные:

  1. Воспитывать взаимопомощь и умение слушать товарища;
  2. Прислушиваться к мнению другого человека и принимать точку зрения, отличную от собственной;
  3. Прививать интерес к предмету математика.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом  уровне

Словесный:

беседа, психологический настрой

1. Проверяет готовность к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть, меня зовут, Анна Михайловна и сегодня я проведу у вас урок по математике.

-А начать сегодняшний урок я хочу с высказывания знаменитого русского военачальника А.В. Суворова:

«Математика- гимнастика ума»

3. Побуждает к высказыванию своего мнения.

-Ребята, как вы понимаете его высказывание?

-Правильно, математика многое даёт для умственного развития человека- заставляет думать, помогает развивать память, правильно и последовательно рассуждать.

-Ребята, пожелайте, пожалуйста, друг другу успехов.

-Я тоже хочу вам пожелать успешно поработать сегодня на уроке.

4. Погружает в тему  урока.

-А сейчас я предлагаю вам решить ребус, для того чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься.

-И так, что у вас получилось?

-Молодцы. Вы правильно решили ребус. Я уверена, что у вас на уроке сегодня всё получится.

1. Приветствуют учителя.

2. Слушают учителя.

3. Отвечают на вопросы.

-Решая математические примеры или задачи мы   тренируем свой мозг.

Желают друг другу успехов и настраиваются на работу.

4. Решают ребус.

-Измерение.

5. Настраиваются на работу.

Р: личностное включение в учебную деятельность

К: выражение своих мыслей

Презентация

Слайд 1.

Слайд 2.

Слайд 3.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный:

беседа

2. Повторение изученного.

-Ребята, какие свойства предметов вы знаете?

3. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Как вы думаете, какие из перечисленных вами свойств можно сравнить с помощью знаков «больше», «меньше», «равно»?

- Можете ли вы определить, какой цвет круга больше: красный или синий?

- Значит, цвет сравнить с помощью знаков сравнения нельзя. Можно ли сказать, чье назначение меньше – книжки или дерева?

- Можно ли сравнить: какая форма- треугольная или овальная больше?

4. Подводит к теме.

-Ребята, а можно ли сравнить, чей размер ноги меньше: взрослого или ребёнка?

- Как доказать?

-Значит, размер можно сравнить.

5. Побуждает к высказыванию своего мнения.

-Ребята, а как называется свойства предметов, которые можно сравнить с помощью знаков больше, меньше или равно?

-Ребята, ваши предположения были очень интересными. Но свойства предмета, которые можно сравнить знаками, называются величинами.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, примеры свойства предметов, кроме размера, которые являются величинами.

-Цвет, форма, размер, назначение и т. д.

2. Высказывают своё мнение.

-Нет.

-Нет.

-Нет.

-Да.

-У взрослого человека будет нога больше, чем у ребёнка.

3. Высказывают своё мнение.

4. Слушают учителя.

5. Рассматривают картинки и называют их.

-Рост, температура, длина.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

П: построение логической цепи рассуждений

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

Проблемный:

создание проблемной ситуации

Рабрта в парах

6. Подведение к теме.

-Перед вами лежат три полоски разных цветов. Попробуйте в парах сравнить полоски по длине.

-Как правильно сравнить?

-Какая из них самая длинная? А какая из них самая короткая?

-Ребята, а какой вывод мы с вами можем сделать?

-Что вы повторили и узнали?

-Хорошо, молодцы. Скажите, пожалуйста, что ещё можно назвать величинами?

7. Выдвигает проблему.

-Ребята, посмотрите на доску, что на нём представлено?

-Скажите, пожалуйста, а одинаковы ли длины этих отрезков?

-Ребята, у вас у всех разные ответы. А как мы с вами можем узнать, кто же всё-таки прав?

-Сможем ли мы с помощью наложения друг на друга отрезки проверить, одинаковы ли они?

-Почему?

-А что тогда нам может помочь в нашем затруднении?

Динамическая пауза.

-Наложением, сравнить полоски по длине.

-Красная и синяя полоски имеют одинаковую длину, а зеленая полоска – длиннее.

-Длина – это величина, так как длины можно сравнивать.

-Мы повторили свойства предметов, узнали, что длина-величина.

-Массу и объём.

6. Высказывают своё мнение.

-Два отрезка.

-Нет.

-Потому что рисунки представлены на доске.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный:

беседа

1. Организует поисковую работу учащихся (постановка темы, цели и плана работы)

-Ребята, чтобы выяснить, кто из вас прав давайте назовём главные понятия, которые мы сегодня с вами должны усвоить.

 -На основе этих понятий сформулируйте тему урока.

-Хорошо, а какую цель мы с вами можем поставить?

2. Составляют план урока.        

-Чтобы решить наше затруднение нам необходимо спланировать план, по которому мы с вами будем строить наш урок. В этом нам с вами могут помочь три П.

1. Повторить всё, что мы уже знаем.

2. Посмотреть в учебнике или обратиться к учителю.

3. Построить алгоритм.

3. Обеспечивает мотивацию.

 -А перед тем, как перейти к изучению темы, мы с вами создадим собственный «Лист достижений», в котором мы сможем увидеть и проанализировать свою работу. У вас на партах лежат листочки, на которых изображена таблица. После каждого, сделанного упражнения вам необходимо будет нарисовать ту эмоцию, которая соответствует успешности выполненного задания.

Давайте договоримся с критериями:

Радостная эмоция- справился с заданием;

Нейтральная -на половину справился с заданием;

Грустная- не справился с заданием.

В конце урока мы с вами подсчитаем полученный результат и определим, кто же отлично поработал на уроке.

1. Формулируют тему и цели урока.

-Величина и длина.

-Величина и длина.

-Узнать, что такое длина и величина. Научиться измерять длины отрезков, познакомимся с единицей длины.

2. Составляют вместе с учителем план урока.

3. Слушают учителя и знакомятся с правилами работы с «Листом достижений»

К: выражение своих мыслей

Л: проявление активности в общей работе

Слайд 13.

Слайд 14.

Слайд 15.

Слайд 16.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Частично-поисковый

фронтальный

1. Обсуждает способы решения проблемы.

-Ребята, в чём наше затруднение?

-Ребята, а как вы думаете, что нам может помочь в измерении этих отрезков?

2. Учитель достаёт заранее готовые отрезки

-Хорошо, сравните отрезки.

-Каким же способом вы сравнивали отрезки?

-Как вы сравнивали?

-В математике предметы, которые используются для измерения величин, называют мерками. По-другому ещё называют- единицы длин.

1. Определяют причины затруднения.

-Мы не можем измерить длины отрезков?

-Вырезанные полоски.

Учащиеся измеряют длины отрезков.

-С помощью вырезанных полосок.

-Мы измеряли длины отрезков, а потом полученные числа сравнивали.

П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Слайд 17.

Слайд 18.

.

Словесный:

беседа

-Чтобы не было путаницы, люди договорились все измерять едиными мерками или единицами измерения. Так в древности люди измеряли длину шагами, ладонями, дюймами и т.д.

-Ребята, откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради на страницы 1, посмотрите на упражнение 2.

-Вам нужно будет измерить длины отрезков ВГ и ДЕ с помощью указанных мерок.

-Ребята, какие результаты у вас получились?

-Ребята, у вас получились одинаковые длины отрезков ВГ и ДЕ, но давайте внимательно посмотрим на отрезки, что вы видите?

-А почему, тогда у нас получились одинаковые результаты?

-А что нужно, чтобы результат был точный и одинаковый?

-Ребята, а кто знает, какой единицей измерения принято измерять длины отрезков в современном мире?

-Ребята, а как называется инструмент, при помощи которого измеряют длины отрезков?

-Положите перед собой линейку и скажите, как она устроена.

-Ребята, а на каких предметах вы пользовались линейками?

-А вы знали, что на математике мы пользуемся линейкой по определённому алгоритму.

6. Слушают учителя.

Открывают рабочие тетради.

Выполняют задание.

-Длина ВГ=3, ДЕ=3.

-Они разной длины.

-Мерки разные.

-Одинаковые мерки.

-Сантиметром.

-Линейка.

-Это деревянная или пластиковая дощечка, на которую нанесены числа.

Высказывают своё мнение.

Слайд 19.

Рабочая тетрадь стр. 1 № 2.

Слайд 20.

-Посмотрите на доску, на неё представлены шаги алгоритма, но они все перепутаны. Давайте их прочитаем.

-Кто может составить правильную последовательность шагов алгоритма.

3. Составляет алгоритм.

-Ребята, а кто-нибудь знает, как пользоваться линейкой?

-А для того, чтобы вы запомнили, как работать линейкой, я предлагаю вам составить алгоритм работы

1. Приложить линейку к отрезку.

2. Совместить один конец отрезка с нулём на шкале линейки.

3. Найти на линейки число, соответствующее второму концу отрезка.

4. Назвать (или записать) ответ.

Ребята, все ли согласны?

-Хорошо, мы с вами составили алгоритм работы с линейкой.

Динамическая пауза.

Слушают учителя.

Смотрят на доску. Читают шаги.

7. Составляют алгоритм работы с линейкой.

Высказывают своё мнение.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический:

выполняют задание

работа в парах

1. Объясняет задание.

-Ребята, сейчас я предлагаю поработать в парах, откройте, пожалуйста, рабочую тетрадь на странице 3, посмотрите на упражнение номер 3.

-Вам нужно будет измерить линейкой отрезки. На работу вам даётся 2 минуты. Можете приступать к выполнению задания.

2. Обеспечивает мотивацию.

-На экране представлен эталон, проверьте свою работу. Оцените в «Листе достижений».

-Какое слово получилось?

-Ребята, время вышло. Оцените свою работу в «Листе достижений».

1. Слушают задание.

2. Выполняют задание.

3.Оценивают работу в «Листе достижений»

-Сложение

К: умение работать в парах

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

Рабочая тетрадь стр. 3 № 3.

Слайд 21.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический:

выполняют задание

самостоятельная работа

1. Объясняет задание.

-Ребята, у каждого на парте лежит задание, вам нужно будет самостоятельно измерить отрезки с помощью линейки.

-На задание вам даётся 2 минуты, можете приступать к выполнению задания.

-Ребята, обменяйтесь, пожалуйста, своими рабочими тетрадями и проверьте, как ваш сосед выполнил задание, на экране представлен эталон.

2. Обеспечивает мотивацию.

-Оцените, пожалуйста, в «Листе достижений», как вы справились с эти заданием.

3. Осуществляет контроль.

-Поднимите руку, у кого есть ошибки? В чем они?

-Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать?

-У кого нет ошибок, сделайте вывод.

1.Слушают задание.

2. Выполняют задание.

3. Обмениваются работами и проверяют задание друг у друга.

3 .Оценивают свою работу.

4. Поднимают руки.

5. Высказывают своё мнение.

-Нужно еще потренироваться в измерении отрезков с помощью линейки.

-Мы умеем измерять отрезки с помощью линейки.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

Слайд 22.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический: выполняют задание

Работа в группах

1. Объясняет задание.

-Я сейчас предлагаю вам поработать в группах по 4 человека. Вам необходимо будет начертить на листочке, при помощи линейки отрезки длиной: 3 и 7 см.

2. Осуществляет контроль.

-Пока вы будете чертить, я буду проходить и проверять, как вы пользуетесь линейкой и чертите отрезки.

-На работу вам даётся 2 минуты, можете приступать.

-Оцените, как вы справились с заданием в «Листе достижений»

1. Слушают задание.

2. Выполняют задание в группах.

3. Оценивают свою работу в «Листе достижений»

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

Слайд 23.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный:

беседа

1. Подводит итоги.

-Ребята, вспомните, какую тему мы сегодня с вами проходили?

-Какую цель мы сегодня с вами ставили?

 

-Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока?

-А сейчас пришло время подсчитать ваши смайлики, встаньте те, у кого получилось  больше радостных смайликов?

-Значит, вы отлично поработали и хорошо усвоили новый материал.

-Встаньте те, у кого получилось больше нейтральных смайликов.

-Вы также хорошо поработали на уроке, но нужно немного постараться, чтобы на следующем уроке.

-Встаньте те, у кого получилось больше грустных смайликов.

-Вам нужно на следующих уроках быть внимательнее и стараться больше запомнить и усвоить.

-Вы все сегодня очень хорошо поработали, спасибо большое всем за вашу активность и трудолюбие.

1. Отвечают на вопросы.

-Величина и длина.

- Узнать, что такое длина и величина. Научиться измерять длины отрезков, познакомимся с единицей длины.

-Да.

2. Подсчитывают свои эмоции в «Листе достижений»

3. Встают с мест в соответствии с полученными результатами. 

Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознании качества и уровня усвоения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"

Предлагаю технологическую карту урока   окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...

Технологическая карта урока по УМК «Перспектива» для начальной школы Литературное чтение 4 класс Раздел: «О Родине, о подвигах, о славе» Тема: «Обобщение по разделу»

Технологическая карта урока 4 класс Предмет: литературное чтение Авторы учебника: Л.Ф. Климанова. Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Тема урока. Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе». ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК:  «Начальная школа 21 века» Класс: 4 Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮУМК:  «Начальная школа 21 века»Класс: 4Тема:  С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»Цель:  осветить некоторые м...

Технологическая карта урока математики "Периметр прямоугольника" (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знания Цель урока: Создание условий для формирования понятия «Периметр прямоугольника» и умения вычислять егоЗадачи урока:Дидактические:Повторить понятие &l...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс Тема: "Слова, называющие предмет"

Цель урока: формирование понятия у обучающихся б именах существительных, и умение определять их по значению и вопросам. Задачи урока Дидактические: 1.Формировать понимание какие слова относятся к имен...

Технологическая карта урока русского языка "Повторение" (УМК "Начальная школа XXI века, 3 класс)

Цель урока: обобщение знаний у обучающихся об изученных орфограммах, пунктуации в предложениях с однородными членами предложения.Задачи урока:Дидактические:Обобщить и систематизировать знания об орфог...

Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс, тема: "Однородные члены предложения"

Цель урока: формирование у обучающихся понятия об «однородных членах предложения»Задачи урока: Дидактические:1. Дать представление об «однородных членах предложения»...