Урок математики для 2 класса "Решение задач на нахождение целого и части"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Канева Ксения Юрьевна

Цели урока: продолжать формировать умение решать простые задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kaneva_k_331_gr._probnyy_urok_matematika.doc436 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 пробного урока математики

ТЕМА «Решение задач на нахождение целого и части»

(стр. учебника 39)

Цели урока: продолжать формировать умение решать простые задачи.

УМК «Школа России».

Технология обучения – проблемно-диалогическая

Тип урока – урок закрепления и повторения

Составила студентка 331  группы

Канева Ксения Юрьевна

МОУ СОШ № …, класс 2, каб. № ….

Дата проведения урока……….

Смена…… Номер урока….

Начало урока …..  час ….  мин.

ФИО учителя школы:

…………………………………………

ФИО преподавателя-консультанта:

Кузьчуткомова Ольга Витальевна

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

____________________, дата ________

(подпись учителя)

___________

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. Формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
  2. Формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат;
  3. Продолжить формировать первоначальные представления о целостности окружающего мира, о возможности моделировать отношения между объектами окружающего мира;
  4. Продолжить формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, развивать интерес к обучению, познанию, расширению знаний, учебному предмету «Математика».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Регулятивные:
  1. Развивать умение понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем;
  2. Развивать умение проводить (на начальном уровне) самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности;
  3. Учить выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
  4. Учить воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

  1. познавательные:
  1. Осуществлять поиск нужной информации в источниках;
  2. Учить читать и заполнять чертеж недостающими элементами, раскрывающих взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложение и вычитание;
  3. Учить уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий при решении текстовых задач;

  1. коммуникативные:
  1. Учить принимать активное участие в работе пары и группы: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, договариваться о распределении ролей и обязанностей в совместной работе, вести диалог с одноклассниками, анализировать ход и результаты проделанной работы;
  2. Учится принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  3. Учится строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.
  4. Развивать умение учиться излагать своё мнение и аргументировать его.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. связанные с актуализацией:
  1. учить выполнять устное сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
  2. учить решать текстовые задачи в 1 действие.
  1. связанные с изучением нового:
  1. учить соотносить объекты, представленные в задаче
  2. учить решать текстовые задачи в 1 действие.
  1. связанные с включением нового материала в систему знаний:
  1. учить составлять и решать задачи, обратные заданной
  2. учить решать текстовые задачи в 1 действие.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

  1. учить составлять и решать задачи, обратные заданной
  2. учить соотносить объекты, представленные в задаче
  3. учить выполнять устное сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  1. учить принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности.
  2. учиться использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов, в том числе и при решении текстовых задач.
  3. чить выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
  4. учиться воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  5. учиться владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами.
  6. учить планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  7. учиться осуществлять поиск нужной информации и представлять собранную информацию в разной форме.
  8. учиться строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.
  9. учиться владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  1. продолжить формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, развивать интерес к обучению, познанию, расширению знаний, учебному предмету «Математика».
  2. формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат.
  3. формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.


Оборудование.

  • у учителя: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал, плакаты,  конспект урока.

  • у учащихся: учебник, тетрадь, ручка.

Библиографический список:

  1. Моро М.И. Математика: учебник для 2 класса. М., 2001. – 39 стр.
  2. Математика. Методические рекомендации. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / С. И. Волкова, С. В. Степанова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. — 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2017. —  74 с. — (Школа России).
  3. Методика преподавания математики в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся школ, отд-ний пед. уч-щ (спец. № 2001)/Под ред. М. А. Бантовой—3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1984.— 335 е.

Оформление доски

Оформление работы в тетрадях учащихся

(образец-вставка на клетчатой разлиновке)

…задача (построить чертеж, сделать решение) и два текста к ней

ХОД  УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся  к учебной деятельности посредством

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Дидактические средства …

Формы и методы контроля: беседа.

  • Здравствуйте дети! Меня зовут Ксения Юрьевна. Сегодня я проведу для вас урок математики.

- Здравствуйте.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. Продолжить формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, развивать интерес к обучению, познанию, расширению знаний, учебному предмету «Математика».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Учится строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию (К)

Улыбнитесь друг другу, подарите окружающим вас людям хорошее настроение. Присаживайтесь.

  • Проверьте свою готовность к уроку. На краю парт у вас должны лежать только учебники, тетради и пеналы.

  • Поднимите руки те, у кого все это имеется на столе.

Поднимают руки.

  • Молодцы! Значит, мы с вами готовы к изучению математики.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуальных  затруднений

Цель. Повторить изученные способы действий, понятия, алгоритмы (правила), свойства и т. п. и выявить типичные и индивидуальные затруднения учащихся.

 Примерный план этапа:

  1. фронтальное повторение изученных способов действий, понятий, алгоритмов (правил), свойств;
  2. индивидуальная самостоятельная работа учащихся;
  3. самопроверка учащимися своих работ по предложенному полному образцу и фиксация ошибок.

Задание 1.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная.

Дидактические средства: раздаточный материал (Карточки №1, №2).

Формы и методы контроля: взаимопроверка.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. Формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат;
  2. Продолжить формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, развивать интерес к обучению, познанию, расширению знаний, учебному предмету «Математика».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Развивать умение проводить (на начальном уровне) самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности;
  2.  Учить воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (Р)
  3. Учить читать и заполнять чертеж недостающими элементами, раскрывающих взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложение и вычитание;
  4. Учить уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий при решении текстовых задач (П)
  5. Учится строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию
  6. Развивать умение учиться излагать своё мнение и аргументировать его (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. учить выполнять устное сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
  2. учить решать текстовые задачи в 1 действие.

  • Я раздам вам карточки. На них записаны выражения уже с ответами. Ваша задача – поставить скобки в этих равенствах так, чтобы равенства получились верными.

Воспринимают информацию на слух.

  • Карточка №1 (1 вариант):

1+5-3=3

4+2-1=5

3+3+2=8

Карточка №2 (2 вариант):

5-3+1=3

6-4-1=1

2+3-1=4

Выполняют задание.

  • Теперь обменяйтесь карточками со своим соседом и проверьте правильность выполненной ими работы. Передайте, пожалуйста, карточки мне.

Задание 2.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная.

Дидактические средства …

Формы и методы контроля: эталон.

  • Я продиктую вам выражения. Ваша задача – правильно их записать и найти значение выражения.  

Воспринимают информацию на слух.

  • К числу 7 необходимо прибавить разность чисел 14 и 6.

Записывают выражение и находят его значение.

  • Из числа 12 вычесть сумму чисел 5 и 3.

Записывают выражение и находят его значение.

  • Из числа 14 вычесть разность чисел 8 и 3.

Записывают выражение и находят его значение.

  • К числу 2 прибавить сумму чисел 8 и 5.

Записывают выражение и находят его значение.

  • Сейчас на слайде вам показаны правильные ответы, у кого ответ оказался верным ставят напротив правильно решенного выражения «+» карандашом, у кого ответ неправильный ставят «-».

Эталон:

7+(14-6)=15

12-(5+3)=4

14-(8-3)=9

2+(8+5)=15

Отмечают ошибки.

Задание 3.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Дидактические средства: раздаточный материал (Карточка №3), мультимедийная презентация.

Формы и методы контроля: фронтальная.

- Молодцы! Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока. Теперь, я раздам вам карточки, на которых написана задача. Вам необходимо сделать чертеж, решить без пояснений и дать полный ответ задачи.

Выполняют задание.

Текст задачи:

Длина дорожки в бассейне 100 м. Коля уже проплыл 60 м. Сколько еще метров ему осталось проплыть?

- Выполнять задание вы закончили. Теперь мы с вами проверим правильность решения.

- Уберите ручки, вооружитесь ручкой другого цвета или карандашом. На экране сейчас появится эталон проверки.

Эталон:

  1. 100-60=40 (м)

Ответ: 40 м осталось проплыть Коле.

- Внимательно посмотрите на свое решение, затем на эталон. Если у вас что-то неправильно сделано при составлении чертежа, решения задачи или в написании ответа ставим «-» рядом с тем, что не верно, если все выполнено так, как нужно, то ставим «+».

Отмечают ошибки.

  1. Выявление места и причины затруднения.

Цель. Организовать работу по выявлению места и причины ошибок на основе анализа работ учащихся.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Дидактические средства …

Формы и методы контроля….

  • Поднимите руки те, кто правильно построил чертеж к задаче и решил её.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.        Формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;

2.        Формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Учить воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (Р)
  2. Учится строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.
  3. Развивать умение учиться излагать своё мнение и аргументировать его (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. учить соотносить объекты, представленные в задаче.
  • С чем у вас возникли затруднения?  

  • Кто не смог выделить данные в задаче?

  • Кто не смог выполнить чертеж?

  • Посмотрите на решение, оно у вас верно?
  • Кто сделал ошибки при вычислениях?
  • Почему возникли затруднения?

  • Неверно составили чертеж, не удалось найти решение, не смогли правильно вычислить.
  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию темы урока, построению плана достижения цели.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Дидактические средства: мультимедийная презентация.

Формы и методы контроля

  • Раз у вас возникли ошибки при решении задач, которые вы уже умеете решать, какую цель мы перед собой поставим?
  • Повторить решение задач.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. Формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат;
  2. Продолжить формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, развивать интерес к обучению, познанию, расширению знаний, учебному предмету «Математика».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Развивать умение понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем (Р)
  2. Развивать умение понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем;
  3. Развивать умение понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем (К)
  • Кто сформулирует тему урока?
  • Вы правы, тема нашего урока «Решение задач».

На слайде:

Тема урока: Решение задач.

  • Решение задач.
  • Что нам необходимо сделать, для того, чтобы реализовать поставленную цель?

Учитель раздает памятки.

1. Упражняться в решении задач.

2. Проверить себя.

3. Повторить решение примеров.

  • Как мы можем это сделать?
  • Решая задачи.
  • Верно, поэтому приступим к проверке ваших знаний в решении задач.

  • Но для начала откройте свои тетради, отступите четыре клетки от прошлых записей. Напишите 20.12, «Классная работа».

Записывают в тетрадь.

  1. Реализация построенного проекта

Цель. Организовать работу над ошибками.

Рекомендация:

  1. учащиеся, не допустившие ошибок, самостоятельно или в группах выполняют задания повышенного уровня, творческого характера;
  2. учащиеся, допустившие ошибки, работают совместно с учителем фронтально,  в группах, в парах. Подробно с проговариванием решения вслух решают типовые задания, вызвавшие затруднения.

Задание 1

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Дидактические средства: карточка №3, мультимедийная презентация.

Формы и методы контроля….

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. Формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат;
  2. Продолжить формировать первоначальные представления о целостности окружающего мира, о возможности моделировать отношения между объектами окружающего мира;
  3. Продолжить формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, развивать интерес к обучению, познанию, расширению знаний, учебному предмету «Математика».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Развивать умение понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем;
  2. Развивать умение проводить (на начальном уровне) самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; (Р)
  3. Осуществлять поиск нужной информации в источниках;
  4. Учить читать и заполнять чертеж недостающими элементами, раскрывающих взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложение и вычитание; (П)
  5. Учится строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.
  6. Развивать умение учиться излагать своё мнение и аргументировать его (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. учить составлять и решать задачи, обратные заданной.
  2. учить решать текстовые задачи в 1 действие.
  3. учить соотносить объекты, представленные в задаче
  • Обратите внимание на свои карточки под №3. Вам необходимо будет найти задачу обратную данной. Поэтому еще раз внимательно прочитайте задачу.

Читают задачу.

  • Теперь обратите внимание на слайд. На нем написаны две задачи. Кто сможет прочитать их громко вслух?  
  • Задача 1:

Длина дорожки в бассейне 60 м. Коля уже проплыл 40 м. Сколько еще метров ему осталось проплыть?

  • Задача 2:

Длина дорожки в бассейне 100 м. Коля проплыл уже 40 м. Сколько еще метров ему осталось проплыть?

  • Давайте вспомним определение обратной задачи? Обратная задача – это что?  
  • Обратная задача – это когда одно из данных становится неизвестным, а неизвестное (искомое) становится известным.
  • Решив исходную задачу, надо взять ее ответ и включить его в новую задачу, не меняя сюжета, а одно из известных сделать искомым, это и будет задача, обратная данной.

  • Значит, какая задача будет обратной исходной задаче?
  • Задача 2.
  • Сейчас мы с вами это проверим.

I этап. Анализ задачи

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. Учится строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.
  2. Развивать умение учиться излагать своё мнение и аргументировать его

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Осуществлять поиск нужной информации в источниках; (П)
  2. Учится строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.
  3. Развивать умение учиться излагать своё мнение и аргументировать его (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. учить решать текстовые задачи в 1 действие.
  2. учить соотносить объекты, представленные в задаче

  • О чем говорится в задаче?
  • О Коле, который плавает в бассейне.

Что нам известно?

  • Длина дорожки 100 м, Коля проплыл 40 м.
  • Что необходимо найти в задаче?
  • Сколько метров осталось проплыть Коле.
  • Что является искомым?
  • Длина.
  • Как мы можем кратко записать эту задачу?
  • Составить чертеж.
  • Посмотрите на плакат. На нем чертеж. Что не так с этим чертежом?
  • Значит, что нам нужно будет сделать?
  • На нем нет цифр.

  • Подписать его.
  • Чему равна самая большая дуга?
  • Тогда какой величиной мы должны ее подписать?
  • Длине дорожке.
  • 100 м

  • Чем равна самая маленькая дуга?

  • Тогда какой величиной мы должны подписать эту дугу?
  • Расстоянию, которое Коля уже проплыл.
  • 40 м
  • Что требуется найти в задаче?

  • Как мы обозначим это на чертеже?
  • Количество метров, которое Коле осталось проплыть.
  • Над оставшейся дугой поставим вопросительный знак.
  • Это главный вопрос задачи?
  • Тогда что мы должны сделать с вопросительным знаком?

  1. Чертеж готов.
  • Да.
  • Поместить его в кружок.

II этап. Поиск решения задачи.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.        Формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат;

2.        Продолжить формировать первоначальные представления о целостности окружающего мира, о возможности моделировать отношения между объектами окружающего мира;

3.        Продолжить формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, развивать интерес к обучению, познанию, расширению знаний, учебному предмету «Математика».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Развивать умение понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем; (Р)
  1. Учится строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.
  2. Развивать умение учиться излагать своё мнение и аргументировать его (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. учить решать текстовые задачи в 1 действие.
  2. учить соотносить объекты, представленные в задаче
  • Что требуется найти в задаче?

Сколько метров осталось проплыть Коле.

  • Что нам для этого нужно знать?

Длину дорожки в бассейне и сколько Коля уже проплыл.

  • Нам известны эти данные?

Да.

  • Назовите эти данные.

Длина дорожки 100 м, Коля уже проплыл 40 м.

  • Каким действием мы будем решать?
  • Вычитанием.
  • Почему?
  • Коле осталось проплыть 100 м без 40 м.
  1. Чтобы найти, сколько метров осталось проплыть Коле, надо…

Чтобы найти, сколько метров осталось проплыть Коле, надо из общего расстояния вычесть расстояние, которое уже проплыл Коля.

III этап. Решение задачи.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. Продолжить формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, развивать интерес к обучению, познанию, расширению знаний, учебному предмету «Математика».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Развивать умение учиться излагать своё мнение и аргументировать его (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. учить решать текстовые задачи в 1 действие.
  2. учить соотносить объекты, представленные в задаче

Озвучьте решение задачи.

100 - 40=60 (м)

  1. Какой ответ получим?

Ответ: 60 м осталось проплыть Коле.

IV этап. Проверка решения задачи.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. Формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Развивать умение проводить (на начальном уровне) самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; (Р)
  2. Развивать умение учиться излагать своё мнение и аргументировать его (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. учить соотносить объекты, представленные в задаче.
  • Вернемся к карточкам №3.

Совпал ли наш ответ с исходным данным задачи на карточке №3?

Да.

  • Какой вывод мы можем сделать?

- Что задача решена верно.

Физкультминутка:

Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)

  • Присаживайтесь на свои места.

Садятся за парты.

Задание 2

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Дидактические средства: мультимедийная презентация.

Формы и методы контроля фронтальная.

  • Вы хорошо справились с решением первой задачи. Но для вас у меня подготовлено еще одно задание. Вторая задача будет сложнее предыдущей.

  • Посмотрите на слайд. Кто сможет выразительно прочитать задачу?

На слайде:

Лене стало интересно узнать, какое расстояние от ее дома до речки. Папа сказал, что знает, что расстояние от дома до магазина, стоящего по дороге к речке, равно  23 м. Мама сказала, что расстояние от магазина до речки равно 48 м. Сколько всего метров расстояние от дома Лены до  речки?

Читают задачу.

  • Кто хочет выйти к доске и построить чертеж?

Ученик выходит к доске.

I этап. Анализ задачи

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. Учится строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.
  2. Развивать умение учиться излагать своё мнение и аргументировать его

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Осуществлять поиск нужной информации в источниках; (Р)
  2. Учится строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.
  3. Развивать умение учиться излагать своё мнение и аргументировать его (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. учить решать текстовые задачи в 1 действие.
  2. учить соотносить объекты, представленные в задаче

  • О чем говорится в задаче?
  • О расстоянии от дома Лены до речки.
  • Что нам известно?
  • Расстояние от дома Лены до магазина и расстояние от магазина до речки.
  • Что необходимо найти в задаче?
  • Сколько м от дома Лены до речки.
  • Что является искомым?
  • Расстояние.
  • Как мы можем записать эту задачу?
  • Составить чертеж.
  • Как мы будем строить чертеж?
  • Начертим отрезок.
  • Хорошо, черти отрезок.

Чертит отрезок.

  • Что будет находится слева?
  • Дом Лены.
  • Как мы это обозначим на чертеже?
  • Буквой Л.
  • Что будет находится справа?
  • Речка.
  • Как мы это обозначим на чертеже?
  • Буквой Р.
  • Что разделяет дом Лены и речку?
  • Магазин.
  • Чему равно расстояние от дома до магазина?
  • 23 м
  • А чему равно расстояние от магазина до речки?
  • 48 м
  •  Как мы покажем это на чертеже?
  • Отметим флажком, который будет располагаться на отрезке ближе к дому Лены.
  • С помощью чего мы сможем обозначить расстояние от дома Лены до магазина, от магазина до речки, общее расстояние от дома Лены до речки?
  • С помощью дуг/фигурных скобок.
  •  Сколько дуг получится в верхней части отрезка?
  •  Две.
  •  Сколько дуг получится в нижней части отрезка?
  •  Одна.
  •  Чем будут отличаться верхние дуги?
  •  Левая дуга будет меньше, правая дуга будет больше.
  • Чему равна самая маленькая дуга?
  •  Тогда какой величиной мы должны ее подписать?
  •  Расстоянию от дома Лены до магазина.
  • 23 м
  •  Чему равна дуга находящаяся справа?
  •  Тогда какой величины мы должны ее подписать?
  •  Расстоянию от магазина до речки.
  •  48 м
  •  Что требуется найти в задаче?
  • Как мы обозначим это на чертеже?
  •  Расстояние от дома Лены до речки.
  •  Над оставшейся дугой поставим вопросительный знак.
  •  Это главный вопрос задачи?
  • Тогда что мы должны сделать с вопросительным знаком?
  •  Да.
  •  Поместить его в кружок.
  •  Наш чертёж готов! Молодец, возвращайся на свое место!

  •  Пользуясь чертежом, решите задачу самостоятельно. Решите задачу с пояснениями и дайте краткий ответ задачи.

Решают задачу.

  •  Выполнять задание вы закончили. Теперь мы с вами проверим правильность решения.

  •  Во сколько действий вы решили задачу?
  •  В одно.
  •  Прочтите решение с пояснением.  
  •  1) 23+48=71 (м) – расстояние от дома Лены до речки.
  •  Почему вы складывали 23 и 48 м?
  •  Расстояние 23 м, да еще 43, поэтому надо к 23 добавить 43.
  •  Какой ответ у вас получился?
  •  Ответ: 71 м
  •  Хорошо, молодцы! Посмотрите внимательно на слайд, сравните свое решение с проверкой по эталону.
    Эталон: 
  1. 23+48=71 (м) – расстояние от дома Лены до речки.

Ответ: 71 м

  •  Ребята, что мы с вами сейчас делали?
  •  Упражнялись в решении задач.

  •  Посмотрите на наш план. Соответствует ли наша деятельность плану? Что нам удалось выполнить?
  •  Да, мы выполнили 1 пункт нашего плана.
  •  Какой следующий пункт плана?
  •  Проверить себя.
  •  Именно к нему мы с вами сейчас и приступим!

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу

Цель. Выявить  индивидуальные затруднения в ходе самостоятельной работы учащихся.

Рекомендация: учащиеся самостоятельно выполняют задания, в которых они допустили ошибки на этапе актуализации и фиксирования индивидуальных  затруднений.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Дидактические средства: мультимедийная презентация, плакат.  

Формы и методы контроля: самостоятельная.

  • Откройте учебники на странице 39, задание 6. Прочитайте задачу про себя.
  • Кто сможет выразительно прочитать задачу вслух?

Читают задачу самостоятельно.

  • Митя решил измерить дорогу от дома до школы. От дома до угла переулка, в котором он жил, получилось 20 м, а по улице – еще 50 м. Сколько всего метров проходит Митя от дома до школы?

Сделай к задаче схематический чертеж и реши ее.  

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. Формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
  2. Формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат;
  3. Продолжить формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, развивать интерес к обучению, познанию, расширению знаний, учебному предмету «Математика».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Развивать умение проводить (на начальном уровне) самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности;
  2. Учить воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. (Р)
  3. Осуществлять поиск нужной информации в источниках;
  4. Учить читать и заполнять чертеж недостающими элементами, раскрывающих взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложение и вычитание;
  5. Учить уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий при решении текстовых задач; (П)
  6. Учится строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.
  7. Развивать умение учиться излагать своё мнение и аргументировать его. (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. учить соотносить объекты, представленные в задаче
  2. учить решать текстовые задачи в 1 действие.
  • Возьмите свои тетрадки и ручки. Запишите номер задания 6. Обратите внимание на доску, на ней чертеж, перечертите и правильно обозначьте его. После этого самостоятельно решите задачу с полным ответом.
  • Проверим по эталону.

  • Чертеж:

Решение:

20+50=70 (м)

Ответ: 70 проходит Митя от дома до школы.

  • Кто закончил выполнять задание, отложите свои ручки. Сядьте ровно, красиво, покажите мне свою готовность.

  • Поднимите руки те, кто без ошибок смог выполнить чертеж.

  • Молодцы. Поднимите руки те, кто без ошибок смог выполнить решение задачи и написать ответ. Молодцы.

  1. Включение в систему знаний и повторение материала, изученного ранее

Цель. Организовать закрепление нового знания  в системе с ранее изученным материалом.

Примерный план этапа:

  1. выполнение  заданий, в которых изученные способы действий, понятия, алгоритмы (правила), свойства связываются с ранее изученными и между собой,
  2.  выполнение  заданий на  использование изученного материала в нетиповых ситуациях.
  3. выполнение  заданий на подготовку к изучению следующих тем.

Задание 1

Форма организации учебной деятельности: в парах.

Дидактические средства: раздаточный материал (карточка №4), мультимедийная презентация.

Формы и методы контроля: фронтальная.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. Формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
  2. Формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат;
  3. Продолжить формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, развивать интерес к обучению, познанию, расширению знаний, учебному предмету «Математика».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Развивать умение понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать её в сотрудничестве с учителем;
  2. Учить выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем; (Р)
  3. Осуществлять поиск нужной информации в источниках;
  4. Учить читать и заполнять чертеж недостающими элементами, раскрывающих взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложение и вычитание;
  5. Учить уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий при решении текстовых задач;(П)
  6. Учится строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.
  7. Развивать умение учиться излагать своё мнение и аргументировать его. (К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. учить выполнять устное сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

  • Что мы с вами уже сделали?
  • Поупражнялись в решении задач, проверили себя.
  • Что еще, согласно нашему плану, нам необходимо сделать?
  • Повторить решение примеров.
  • Верно. Я раздала вам карточки, на них написаны примеры, в которых допущены ошибки. Ваша задача – найти ошибку и исправить ее. Выполнить решение нужно в тетради, а на карточке ручкой красиво записать ответ.
  • Но работать вам нужно будет не самостоятельно, а в парах. Поэтому вам необходимо советоваться друг с другом, работать слажено и дружно.
  • Но не забывайте, что в классе вы не одни, поэтому будем говорить вполголоса, чтобы не мешать своим одноклассникам. Проверять решение примеров мы с вами будем по эталону. Приступайте.

Выполняют задание.

  • Поднимите руки те, кто закончил выполнять задание.
  • Большая часть закончила, поэтому приступим к проверке. Посмотрите на слайд, на нем эталон проверки.

Эталон:

48-19=29    

22+53=75

69-17=52

70-21=49

35+27=62

  • Хлопните три раза в ладоши те, у кого получилось решить правильно все три примера.
  • Два раза, хлопните те, кому удалось правильно решить два примера.
  • Хлопните один раз те, кто смог решить только один пример.
  • Практически все справились с заданием, молодцы!

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель. Организовать рефлексию  и  самооценку  учениками  собственной учебной деятельности.

Примерный план этапа:

  1. учащиеся называют, что вызывало затруднения, ошибки;
  2. анализ того, почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены;
  3. соотнесение  цели  учебной  деятельности  и  ее  результата (фронтально, индивидуально);
  4. планирование цели дальнейшей деятельности.
  • Наш урок подходит к концу. Что мы повторяли?
  • Вспомнили, как нужно решать задачи, поупражнялись в решении задач, проверили свои знания, повторили решение примеров.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. Формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Учить выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
  2. Учить воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. (Р)

  • Что в начале урока вызвало у вас затруднение?
  • Возникли затруднения при решении задач, составлении чертежа.
  • Как вам удалось исправить свои ошибки?
  • Мы практиковались в решении задач.
  • Что на уроке вам показалось легким?
  • Решение примеров.
  • Что для вас было сложным?
  • Решение задач.
  • Нам удалось пройти все этапы нашего плана?
  • Значит, нам удалось достигнуть желаемого результата?
  • Да.
  • Удалось.
  • Теперь нам предстоит оценить свою работу на уроке.

  • Поднимите свои пальчики в соответствии с тем, как для вас прошел урок.
    5 пальцев – урок прошел отлично, все понравилось и все получилось.
    4 пальца – урок прошел хорошо, но что-то не понравилось или не получилось.
    3 пальца – урок прошел неплохо, но получилось не все.
    2 пальца – ничего не понравилось, ничего не получилось.
    1 палец - совершенно ничего не смог, не доволен классным часом и своей работой.

  • Урок окончен. До свидания.
  • До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач на нахождение целого или части. Математика 1 класс

Данный урок учитель первого класса может использовать на этапе  закрепления темы "Решение задач на нахождение целого и ли части" (программа Т. Е. Демидовой). Урок нетдрадиционный, построен в форм...

Математика. 1 класс. Урок 58. Задачи на нахождение целого или части - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_58_zadachi_na_nakhozhdenie_celogo_ili_chasti/2012-12-18-151  Урок 58. Задачи на нахождение целого или части В ...

Математика. 1 класс. Урок 59. Задачи на нахождение целого или части - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_59_zadachi_na_nakhozhdenie_celogo_ili_chasti/2012-12-19-152  Урок 59. Задачи на нахождение целого или части В ...

Задачи на нахождение целого по части и части по целому.

2 варианта задач на соотношение части, количества и целого....

Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому

Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке....

Урок по математике 1 класс "Решение задач на нахождение целого и части"

Урок математики  в 1 классеТема: «Решение задач на нахождение части и целого»Форма урока: урок – сказкаТип урока: комбинированный. В теме «Решение задач на нахождение...

Конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение целого и части" для учащихся 1 класса

Конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение целого и части" для учащихся 1 класса по УМК "Перспектива"...