Урок математики во 2 классе по теме Прямоугольник
план-конспект урока по математике (2 класс)

свитова ирина

Это первый урок по теме "Прямоугольник" на котором ученики открывают новое понятие "прямоугольник", знакомятся с его свойствами . Урок имеет межпредметные связи с такими учебными предметами как русский язык, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир. К уроку прилагаются аудио записи, презентация, физминутка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя Свитова Ирина Николаевна

Класс 2

УМК «Школа России»

Предмет «Математика»

Тема «Прямоугольник»

Тип урока: урок открытия нового знания

Место и роль урока в изучаемой теме:   74 урок в разделе «Числа от 1до 100. Сложение и вычитание (письменные вычисления)»

Цель:  открыть вместе с учащимися   новое математическое понятие  «Прямоугольник»,  сформировать умения находить прямоугольники, способствовать развитию внимания, аналитических умений.

Обучающие: 

  открыть вместе с учащимися новое математическое понятие

«уравнение»; 

  уметь отличать уравнение от других математических записей; 

  сформировать умение решать уравнения методом подбора

Обучающие: 

  открыть вместе с учащимися новое математическое понятие

«уравнение»; 

  уметь отличать уравнение от других математических записей; 

  сформировать умение решать уравнения методом подбора

Обучающие: 

  открыть вместе с учащимися новое математическое понятие

«уравнение»; 

  уметь отличать уравнение от других математических записей; 

  сформировать умение решать уравнения методом подбора

                                                                Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Знает, что такое прямоугольник, находит прямоугольник среди других геометрических фигур, знает свойство прямоугольника, умеет его начертить и сконструировать.

Межпредметные связи:

Русский язык: толковый словарь- значение слова геометрия, корень слова и  написание слова – прямоугольник.

Музыка: песня о прямоугольнике.

ИЗО: картины прямоугольников.

Окружающий мир: предметы , стороны которых прямоугольники, одежда, интерьер и т.п.

Технология: конструирование прямоугольника

Формулирует и удерживает учебную задачу, предлагает способы поиска ответа на вопрос, контролирует и оценивает собственную учебную деятельность

Выделяет и формулирует проблемы, проводит аналогию с опорой на свой опыт и знания, полученные на уроке.

Умеет работать в парах, слушает и слышит собеседника, умеет договариваться, выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Выражает положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять интерес, испытывает самоудовлетворение от личных успехов.

Ход урока

Название

 этапа урока

Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятель

ности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организа

ционный момент.

Мотивация

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

фронтальная

Здравствуйте, ребята.

Я очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда видеть  сиянье ваших умных глаз.

Садитесь, пожалуйста.

Сегодня вы мои ученики.

Разрешите представиться.

Зовут меня Ирина Николаевна.

Ребята, посмотрите в окно. Какое время суток сейчас? (утро) Давайте поиграем.

Я скажу слова «Доброе утро» кому я буду говорить доброе утро,  те ребята помашут мне рукой. Это значит, что вы услышали меня и отвечаете на мое приветствие.

Попробуем?

-доброе утро всем девочкам;

- доброе утро всем мальчикам;

- доброе утро всем тем, кто сегодня позавтракал;

- доброе утро тем, у кого хорошее настроение;

- доброе утро всем, кто  сегодня будет стараться работать на уроке!

 Настраиваются на урок.

 

 

 

Слушают учителя.

 

Смотрят в окно, называют время суток.

Личностные: выражают положительное отношение к  процессу познания, желание узнать новое, проявляют внимание.

Регулятивные: нацеливаются  на успешную деятельность

наблюдение

2

Актуализа

ция и фиксирование индивидуального затрудне

ния в пробном учебном действии

Организовать подготовку к мотивации учащихся к надлежащему выполнению пробного учебного действия, его осуществлению и фиксацию индивидуального затруднения.

фронтальная

Выявляет уровень знаний , организует наблюдение. 

Что это? (карандаш и линейка)

Как вы думаете,  почему я принесла их на урок?  (чтобы измерять)

Как называется наука, которая занимается измерением?  (геометрия)

(СЛАЙД –геометрия ….

                                      из словаря ….)

Чтобы быть успешным в геометрии, необходимо уметь мыслить.

Посмотрите на задание, как вы думаете ,

что нужно сделать? ( вставить пропущенные числа)

10, …,  20,  25 …,  …,40, …, 50, …

            (дети записывают)

- Какую закономерность увидели?

 

Ребята, а вы  умеете решать примеры? Ведь люди в Древней Греции , это место где зародилась геометрия решали сложные примеры.

Попробуем? Давайте проверим ребята,  какого ряда лучше и быстрее считают.

15+4=19        30-0=30

5+12=17        40-30=10

8+10=18         14-8=6

21+6=27         19-8=11

18- 6=12         25-5=20

2+ 7=9             7+8=15

                (подвожу итог)

Показывает квадрат и прямоугольник. Что это?

А квадрат – это прямоугольник? А что такое прямоугольник? ( на доске)

Голосуем. (записываю рез-ты на доске)

Отвечают на вопросы,

 высказывают свою точку зрения,

вставляют числа,

 узнают понятие – геометрия.

Считают устно по цепочке

Сомневаются

Регулятивные:   предполагают, анализируют, обобщают

 Коммуникативные: ведут диалог, излагают свою точку зрения и аргументируют.

Регулятивные: развитие логического мышления

наблюдение

3

Постановка учебной задачи

 Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель, согласовать цель и тему урока.

фронтальная

Предлагает сформулировать тему урока и цель.

Чтобы ответить на этот вопрос , что нам нужно знать? (что такое прямоугольник).Верно. Это наша цель

- Какой же будет тема нашего урока?

(вывешиваю тему урока)

П  Р  Я   М  О  У  Г   О  Л   Ь  Н  И  К

 

- Сколько букв в слове ПРЯМОУГОЛЬНИК?

          (13)

Сколько вас сегодня?

Что больше 12 или 13

Какое длинное слово.

Называют тему урока, определяют цель, строят план действий

Называют тему урока.

Высказывают свою точку зрения.

Познавательные: выделяют и формулируют проблему и познавательную цель.

 Регулятивные: предлагаею способы поиска ответа на вопрос, формулируют и удерживают учебную задачу.

наблюдение

4

Открытие нового знания(построение проекта выхода и затрудне

ния)

Организовать обучение для знакомства

с понятием «Прямоугольник», формировать умения находить прямоугольники по его свойствам.

фронтальная

Предлагаю  познакомимся с прямоугольником поближе.

Что же такое прямоугольник?  

Посмотрите на это слово .

В его названии есть подсказка.

Найдите корень слова.

(Выделяю корни)

Это слово сложное.

            (СЛАЙД - углы)

Кто знает, под каким номером находиться прямой угол? Как это проверить ?

Что помогает нам в математике проверять углы?  (чертежный треугольник).

Проверьте себя. Возьмите карточку на вашем столе , она такая же как на доске и проверьте с помощью угольника ваш прямой угол.

Встаньте те ребята, которые считают , что прямой угол под № 1.

Встаньте те- у кого прямой угол под № 3

Встаньте остальные. Что вы считаете?

Я сейчас проверю (проверяю и соглашаюсь), делая акцент на остром и тупом углах.

Предлагаю вам оценивать вместе со мной вашу работу. Поможет нам вот такая таблица.

Что вы в ней видите? (имена)

Все ребята, кто сейчас стоит, поставьте в первом задании напротив своего имени плюс.

Таблица (…..вношу результаты в таблицу)

Откройте тетради и запишите число

28 января.

Классная работа

Хотите побывать в роли разведчиков и найти прямоугольники ?

 В этом нам поможет наш учебник . Страница 14 №1

(УЧЕБНИК)

Что это? (показываю на фигуры?)

Что у них общего?(геометрические, 4 угла)

Как называются фигуры у которых 4 угла? четырехугольники или многоугольники

-Какие фигуры мы будем искать среди этих четырехугольников? (прямоугольники)

По какому признаку мы найдем прямоугольники? (все углы прямые)

- Что нам поможет? ( чертежный треугольник)

Номера прямоугольников запишите в тетрадь.

- Какие записи у вас получились?

(пишу на доске- выбираем)

 Таблица - второе задание результаты

Значит что такое прямоугольник?

Это четырехугольник,  у которого все углы прямые. Прикрепляю

ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК

Выделяю ПРЯМЫЕ УГЛЫ маркером.

Проверьте правило по учебнику.

Квадрат – это прямоугольник? Почему? Чем квадрат отличается от других прямоугольников? (сторонами )

Стираю за и против

Как называется самая длинная сторона – длина, а короткая –ширина.

           

Значит ,какие стороны могут быть у прямоугольников? (все равны, как у квадрата и противоположные стороны равны).

Выделяют корни.

Вспоминают виды углов, находят прямые углы, делают выводы,

фиксируют свой результат.

Записывают число и классная работа

Отвечают на вопросы

Проверяют углы

Записывают номера прямоугольни

ков.

формулируют и читают правило.

Осознают, что квадрат- это прямоугольник.

Регулятивные: оценивают результаты своей деятельности(сравнивают с правилом, ставят плюс).

Коммуникативные: проявляют активность, строят речевые высказывания грамотно, соблюдают правила общения.

Познавательные:  выделяют необходимую информацию

наблюдение, фиксирование результатов.

5

Первич

ное закрепле

ние

Опознание прямоугольников в окружающем мире

парная

Как вы думаете, в жизни много предметов прямоугольной формы?

1) Музыка

Закройте глаза и послушайте о чем эта песня.

                               (ПЕСНЯ)

Откройте глаза. О чем она?

 Встаньте пожалуйста и найдите в классе предмет сторона которого прямоугольная.

Назовите свои предметы

(ПЕСНЯ)

Таблица

2) ИЗО

(СЛАЙД  - картина)

Казимир Малевич – русский художник . Жил он в Санкт – Петербурге Его картине, которая называется «Черный квадрат» более 100 лет. 

Эта картина появилась на свет очень интересно. Дело в том , что Малевич  не успевал подготовиться к и со злости замазал краской работу, которую считал неудачной.

В это время к нему заглянули друзья, которые признали темный квадрат на белом фоне гениальным художественным решением и уговорили автора выставить холст на всеобщее обозрение. Эта картина до сих пор является одной из самых популярных.

(СЛАЙД)

Пи́тер  Мондриа́н -нидерландский художник.  Свои картины он рисовал из прямоугольников.

Его картины вдохновили людей на создание мебели, одежды, дизайна квартир в этом стиле.

А у вас на одежде или обуви есть прямоугольники?

             ФИЗМИНУТКА

(стоя– сесть)

        Таблица

 Решите задачу. У  Даши, Геры и Ани были прямоугольники разного цвета. Какой прямоугольник был у каждой девочки, если  у Даши не было красного и зеленого прямоугольника. У Ани  не было синего и красного.

зеленый

синий

красный

Даша

-

+

-

Аня

+

-

-

Гера

-

-

+

Находят прямоугольники в окружающем мире.

Знакомятся с живописью и песней о прямоугольнике.

Ищут у себя на одежде прямоугольники.

Определяют прямоугольники, двигаются (хлопают - топают).

Развитие логического мышления

Регулятивные: контролируют собственную деятельность и партнера

Познавательные:

структурируют знания,  осознанно и произвольно строят речевое высказывание

 Коммуникативные: умеют высказывать свои мысли.

взаимопроверка

6

Самостоятельная работа с самопро

веркой по эталону

Организовать самостоятельную деятельность для развития умения находить и решать уравнения с использованием алгоритмов

индивидуальная, парная

Поставьте в тетради задание №2 и начертите прямоугольник.. Обозначьте у него прямые углы.

(Взаимопроверка) Поменяйтесь тетрадями , проверьте.

                               Таблица

Выполняют задания

Регулятивные: контролируют собственную деятельность

самопроверка по ключу

7

Включение нового задания в систему заданий и повторений

Организовать самостоятельную деятельность для применения новых знаний, наряду со знаниями полученными ранее.

парная

Сейчас вы будете конструкторами .

Ваша задача вдвоем сконструировать  1прямоугольник.  Стороны и клепки для создания  прямоугольника возьмите здесь , пожалуйста.

Выполняют задания на вновь изученное, вместе с заданиями изученными ранее.

Регулятивные: контролируют собственную деятельность и деятельность партнера.

Коммуникативные: умеет работать в парах, слушает и слышит собеседника, умеет договариваться, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

практические методы

8

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Создать условия для оценки деятельности учащихся на уроке, формировать умение

оценивать себя.

фронтальная

Покажите ваши фигуры. Как они называются? Почему?

Сегодня когда вы придете домой , что расскажите родителям о нашем уроке?

Посмотрите на ваши результаты проверочной работы. Оценки .

Запишите д/з. Угольники в подарок

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, ведут диалог по результатам самооценки.

Регулятивные: оценивают результаты своей деятельности.

Личностные: испытывают самоудовлетворение от личных успехов.

работа с полученными результатами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики с презентацией на тему "Прямоугольник. Квадрат".

Данная разработка содержит конспект урока , презентацию. В конспекте даны ссылки на слайды презентации. Урок соответствует стандартам второго поколения и носит развивающий характер. Материал может быт...

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 3 класс по теме "Площадь прямоугольника".

Конспект урока по математике 3 класс "Площадь прямоугольника"...

Презентация к уроку математики 2 класс на тему "Свойства прямоугольника"

Презентация к уроку математики 2 класс тема "Свойства прямоугольника"УМК "Начальная школа XXI века"...

Презентация к уроку математики 2 класс на тему "Свойства прямоугольника"

Презентация к уроку математики 2 класс тема "Свойства прямоугольника"...

презентация к уроку математики 2 класс по теме Прямоугольник

Данная презентация является сопровождением к уроку....

разработка открытого урока математики 1 класс Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат

Разработка урока математики по теме Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат...