Как научить ребёнка решать задачи?
статья по математике (2 класс)

 Федотова Ольга Александровна

И самое главное! Не ждите, что, выполнив с ребенком по одному упражнению из предложенных, Вы научите его решать задачи. Чтобы добиться успеха, все навыки нужно довести до автоматизма. Звучит, конечно, эта фраза страшно. И тем не менее. В решении простейших примеров, в изучении таблицы умножения, дробей, этой самой автоматизированности добиться просто необходимо. Иначе дальнейшие «слои» знаний будут построены на очень непрочном фундаменте. Какой смысл изучать сложение и умножение иррациональных чисел, если человек не может правильно и БЫСТРО сложить или перемножить два числа. Чтобы бороться с «нудностью» этого процесса можно рассказывать всякие интересные истории про действие чисел, показывать более простые способы или даже доверить посчитать стоимость покупки «того-то по столько-то рублей». Очень рекомендуется график занятий «понемногу, но каждый день» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebyonka_reshat_zadachi.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка решать задачи.

Рекомендации при решении задач:

1.Задачу нужно внимательно прочитать (может быть и не один раз!) и после этого уяснить, что любая задача состоит из четырех частей:

1. Условие  2. Вопрос   3. Решение  4. Ответ

Если Ваш ребенок не может решить задачу, то Вы не должны нервничать, злиться, кричать и решать ее за ребёнка, надо просто разобраться в задаче досконально, чтобы  Ваше объяснение стало для него понятным.

1. Решение любой, даже самой трудной задачи, подчиняется главному закону: по двум данным находим третье.

2.  Если ребенку трудно составить краткую запись, попробуйте рисовать. Да-да-да… Мы рисуем все с 1 класса. С самого начала учите ребенка четко представлять, что же происходит в те моменты, от которых говорится в задаче, и рисунок здесь просто необходим. Коля держал в руке 3 яблока, тут пришел Вася, и отдал ему еще два. Все просто, не так ли? Но это просто – для нас, взрослых. В момент когда вы рисуете картинку с ребенком, вы, во-первых, можете превратить нудное и непонятное в веселое и простое; во-вторых, поможете развить воображение, что на самом деле и является целью всего этого обучения! Наличие художественных способностей, конечно, желательно, но совершенно необязательно. Чем смешней картинка, тем лучше все запомнится.

Попробуйте дать ему задачу, которая содержит лишние сведения. Пускай малыш вычеркнет все ненужное.

Например: В магазине на нашей улице продавались очень красивые альбомы. На обложке смешные картинки. Бумага плотная, белая. Передо мной их покупала одна тетя. Ей нужно было целых 5 альбомов. Продавец сказал, что 5 альбомов стоят 60 рублей. А мне мама сказала, что нужно купить 3 альбома. Сколько денег мне нужно заплатить?

 3.   Если трудно записать план решения из–за того, что ребенок не понимает, почему же он не может ответить сразу на вопрос, разыграйте с ним сценку, чтобы он смог почувствовать себя как бы «внутри задачи».

У тебя 6 конфеток, а у меня на 4 конфеты больше. Сколько конфет у нас с тобой вместе?

Малыш, не задумываясь, складывает 6 и 4, он уверен, что решил задачу. Тогда вы кладете перед ним 6 конфет, а свои зажимаете в кулаке.

- Сколько конфет у нас с тобой? Почему ты не можешь ответить на этот вопрос?

- Потому что я не знаю, сколько конфет у тебя. Покажи!

- Ты сейчас это узнаешь сам. У меня на 4 конфеты больше, чем у тебя.

- Значит, у тебя 10 конфет. А всего у нас 16 конфет!

- Что же нужно знать, чтобы узнать, сколько конфет у нас вместе?

Нужно знать, сколько конфет у каждого.

А затем Вы вдвоем составляете план.

Используйте нестандартные ситуации. Обычно решение задач сводится к некоторому набору стандартных шаблонных упражнений, в рамках которых и происходит школьное обучение. Ничего плохого в этом на самом деле нет. Есть некий алгоритм решения одной задачи, к нему придумывается 40 подобных, и все счастливы. Так вот! Мой вам добрый совет: попробуйте это все обучение немного переиграть. Пусть у вас будет одна стандартная задача, а к ней, например, два варианта решения. Или подходящая по смыслу и содержанию логическая задача. Еще раз повторюсь, в эти дебри нужно заползать, только если ребенок уже освоил стандартные (то есть самые простые и очевидные) ходы. Иначе в голове у вашего отпрыска будет полная каша. 

4.   Все внимание на фразы! Математика хорошо тренирует внимательность, и самое главное, чему нужно научить ребенка, что ответ задачи скрыт в ее условии. Ответ нужно списывать с вопроса. Ответ всегда начинается с числа.  Четко нужно запоминать значение «математических фраз», некоторые можете вообще как стишок наизусть учить. Например, фраза «больше в», «больше на», а также все эти слагаемые», «уменьшаемые», «вычитаемые» и т.д. – нужно добиться четкого понимания, что это все значит. Только после этого условия задач не будут казаться такими запутанными и сложными, а решения простыми и очевидными.  

5.      И самое главное! Не ждите, что, выполнив с ребенком по одному упражнению из предложенных, Вы научите его решать задачи. Чтобы добиться успеха, все навыки нужно довести до автоматизма. Звучит, конечно, эта фраза страшно. И тем не менее. В решении простейших примеров, в изучении таблицы умножения, дробей, этой самой автоматизированности добиться просто необходимо. Иначе дальнейшие «слои» знаний будут построены на очень непрочном фундаменте. Какой смысл изучать сложение и умножение иррациональных чисел, если человек не может правильно и БЫСТРО сложить или перемножить два числа. Чтобы бороться с «нудностью» этого процесса можно рассказывать всякие интересные истории про действие чисел, показывать более простые способы или даже доверить посчитать стоимость покупки «того-то по столько-то рублей». Очень рекомендуется график занятий «понемногу, но каждый день» 

ЗАДАЧА

Карлсон за один день съел 10 банок варенья, а за второй день съел на 3 банки меньше. Сколько всего банок варенья съел Карлсон за два дня вместе?

По условию составим запись и выработаем план решения:

 1 день −10 банок 

2 день −? на 3 банки меньше, чем в 1 день         − за 2 дня вместе?

 Обрати внимание!

Анализируя эту схему, делаем вывод, что задача решается двумя действиями.

Сначала найдём ответ на вопрос:

1) сколько банок варенья съел Карлсон за второй день?

На 3 банки меньше — это значит, следует отнять 3!

10−3=7 (б.) — столько банок варенья съел Карлсон за второй день.

Теперь знаем количество банок варенья, которое съел Карлсон за первый день и за второй день. Поэтому можно ответить на вопрос задачи.

 2) Сколько всего банок варенья съел Карлсон за два дня вместе?

Вместе — это значит, следует сложить!

10+7=17 — столько банок варенья съел Карлсон за два дня вместе.

 Ответ: за 2 дня Карлсон съел 17 банок варенья.

 Можно решение этой задачи записать и одним примером:

(10−3)+10=17.

Первым действием в скобках ответим на первый вопрос, а вторым действием ответим на вопрос задачи. Пример:

В клетке было 7 синих попугаев и 8 зелёных попугаев.

Продали 5 птиц. Сколько попугаев осталось в клетке?

Сразу на вопрос задачи ответить нельзя. В ходе решения составим такую запись:

 1) 7+8=15 п.,

2) 15−5=10 п.

Ответ: 10 попугаев осталось в клетке.

 Первым действием узнали общее количество птиц в клетке.

Вторым действием ответили на вопрос задачи, т. е. узнали количество попугаев, оставшихся в клетке.

Задачи в два действия — это составные задачи, в которых для нахождения искомого ответа нужно сначала вычислить одно неизвестное по имеющимся данным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Как научить детей решать задачи"

Решение задач вызывает много трудностей у детей. В статье даются рекомендации как помощь ребёнку при решении задач....

Как научить ребёнка решать задачи.

Эти советы помогут родителям , а  коллеги  могут использовать при проведении родительских собраний....

Как научить ребёнка решать задачи в начальной школе.

В начальной школе большую трудность для ученика представляют задачи....

"Как научить ребёнка решать задачи"

Консультация для родителей...

Памятка "Как научить ребёнка решать конфликты"

Памятка для родителей и педагогов, в которой описаны схемы разрешения конфликтов....