Дидактические игры на уроках математики
методическая разработка по математике

Малыгина Александра Сергеевна

В практике использования дидактических игр наиболее распространенная ошибка — подмена игры учебными упражнениями, которые учителя называют игрой, а по сути, в них нет тех элементов, которые больше всего привлекают детей. Игровые элементы позволяют «спрятать» от детей дидактическую задачу и таким образом облегчить трудный для них процесс приобретения знаний. Рассмотреть структуру игры можно на примере дидактических игр по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metraz_didakticheskie_igry_na_urokah_matematiki.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках математики

Структурные составляющие дидактической игры.

В практике использования дидактических игр наиболее распространенная ошибка — подмена игры учебными упражнениями, которые учителя называют игрой, а по сути, в них нет тех элементов, которые больше всего привлекают детей. Игровые элементы позволяют «спрятать» от детей дидактическую задачу и таким образом облегчить трудный для них процесс приобретения знаний. Рассмотреть структуру игры можно на примере дидактических игр по математике.

Структурные составляющие дидактической игры:

  • дидактическая задача,
  • игровой замысел,
  • игровое начало,
  • игровые действия,
  • правила игры,
  • подведение итогов.

Дидактическая задача игры определяется, исходя из программных задач учебного предмета. Например, задачи раздела «Нумерация чисел первого десятка» должны способствовать формированию у детей понятий о натуральном ряде чисел от 1 до 10; выработке умения устанавливать соответствие между числом и группой предметов, которая характеризует это число, а также между названием числа и его обозначением (цифрой); ознакомлению со свойствами натурального ряда чисел. Они находят отражение в играх: «Кто знает, пусть дальше считает», «Зайкин домик» Зайкин домик.

Цель: закреплять умение устанавливать отношение между числом и количеством предметов, которые характеризуются данным числом.

Ход игры. На полу или площадке нарисованы круги разных размеров. Рядом с каждым из них написана цифра 1 или 2. Учитель. На лесную полянку из своих домиков выбежали зайчишки. В домиках, на которых написана цифра 1, живет один зайчик, а где цифра 2 — 2 братца-зайчика. Когда на полянку прибежит лиса, зайчишки быстро побегут домой. В домик с цифрой 1 прячется один зайчик, а в домик с цифрой 2 — по два зайчика. Зайчата, которые ошибутся, считаются пойманными, их лисичка уводит в свою норку. Примечание. По мере ознакомления детей с каждым новым числом и его цифровым обозначением учитель изменяет условия игры. Появляются домики с цифрами 3, 4, 5 и т. д., в которые по ходу игры прячется соответствующее количество играющих.

При изучении геометрического материала дети знакомятся с геометрическими фигурами, учатся сравнивать их, определять форму предметов. Отрабатываются программные задачи по формированию геометрических понятий в играх и в играх головоломках со счетным материалом.

Игровой замысел — следующий обязательный структурный элемент дидактической игры. Дидактическая задача в игре преднамеренно замаскировывается, она предстает перед школьниками в виде игрового замысла (задачи)—того, что интересно. Детей привлекают воссоздание воображаемого сюжета, активные действия с предметами, что-то загадочное, таинственное, проверка своих возможностей соревнованием, ролевое перевоплощение, общая двигательная активность. Характерно, что в основе игрового замысла редко лежит какой-то один фактор, повышающий интерес школьников — ролевое перевоплощение, активное манипулирование с наглядным материалом.

На создание игровой атмосферы существенно влияет игровое начало. Атмосфера игры возникает при своеобразных способах деления на команды, способах выбора ведущего и определения права первого хода. Равные по количеству участников команды образуются при различных игровых расчетах, например, когда дети называют себя именами героев известных мультфильмов или сказок, распределяются на команды путем игровых зачинов . Игровым путем можно выбрать ведущего и капитанов команд с помощью считалки — короткого, произносимого речитативом рифмованного текста.

Во многих дидактических играх приходится устанавливать, кто первый начнет игру, т.е, право первого хода. Это можно сделать с помощью считалок между капитанами и различных жеребьевок.

Игровые действия взаимосвязаны с игровым замыслом, исходят из него. Являясь средством реализации игрового замысла, они в то же время включают в себя и действия, направленные на выполнение поставленной педагогом дидактической задачи. Выполняя игровые действия и увлекаясь ими, дети легко справляются и с заложенным в игре учебным содержанием. По содержанию игровые действия очень разнообразны. Это может быть отгадывание загадок как в игре «Что в мешочке»; ролевые действия по воображаемой ситуации «Магазин игрушек»; рисование по воображению «Придумай рисунок»; действия, включающие сравнение предметов и их классификацию «Подбери предметы по форме»; составление заданных фигур «Танаграм»; пространственные преобразования (головоломки, связанные с геометрическими понятиями). Правила дидактической игры дети воспринимают как условия, поддерживающие игровой замысел. Их невыполнение разрушает игру, делает ее неинтересной. Играя, дети осознают, что, придерживаясь, правил, скорее достигнешь результата. Правила дисциплинируют, формируют выдержку, терпение. Кроме того, они влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной программной задачи учебного предмета.

 Подведение итогов игры проводится сразу же по ее окончании. Подведение итогов игры заключается в подсчете очков и определении команды-победительницы и выявлении тех детей, кто наиболее правильно выполнил игровое задание. Что касается воспитательной цели, то при этом нужно отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих ребят, проявить оптимистическое отношение к их возможностям, деликатность при формулировке оценочных суждений. Классификация дидактических игр.

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других — только отдельные элементы: действие или правило или и то и другое. Поэтому по структуре дидактические игры делится на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры.

В сюжетноролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют Дидактические игры делятся, по числу участников в игре, на коллективные, групповые и индивидуальные. Некоторые исследователи делят игры на две группы: наглядные и словесные.

Игры с использованием средств наглядности, в свою очередь, подразделяются на игры с демонстрационным и раздаточным материалами и игры с различными игрушками (объектами природы и предметами обихода). К дидактическим играм с использованием средств наглядности можно также отнести игры-инсценировки некоторых сказок и книжек-считалок с применением соответствующих игрушек («Три медведя» Л.Н.Толстого, «Считалочки» А.Барто)

В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения учебного материала. Например, в играх «Наоборот», «Забей гол в числовые ворота» дети должны воспроизвести полученные ранее знания, вспомнить изученные правила, вычислительные приемы. К словесным играм относятся также игры-загадки (без картинок), игры на составление высказываний, на дополнение их.

По характеру познавательной деятельности игры можно отнести к следующим группам: Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу (например, игра «Составим узор»). Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. («Математическая рыбалка», «Лучший космонавт».) Игры с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, «Цепочка», «Математическая эстафета», «Составление круговых примеров». К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля(«Арифметический бег») 7 Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.( «Угадай загадки Буратино», «Определи курс движения корабля»). Так же, среди дидактических игр различаются игры с условной ситуацией; игры, построенные на основе стихотворений, и игры интеллектуального характера. Указанная классификация дидактических игр не отражает всего разнообразия их, тем не менее, она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр.

Классификация дидактических игр.

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других —только отдельные элементы: действие или правило или и то и другое.

Поэтому по структуре дидактические игры делится на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетноролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют Дидактические игры делятся, по числу участников в игре, на коллективные, групповые и индивидуальные. Некоторые исследователи делят игры на две группы: наглядные и словесные. Игры с использованием средств наглядности, в свою очередь, подразделяются на игры с демонстрационным и раздаточным материалами и игры с различными игрушками (объектами природы и предметами обихода). К дидактическим играм с использованием средств наглядности можно также отнести игры-инсценировки некоторых сказок и книжек-считалок с применением соответствующих игрушек («Три медведя» Л.Н.Толстого, «Считалочки» А.Барто) В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения.

Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения учебного материала. Например, в играх «Наоборот», «Забей гол в числовые ворота» дети должны воспроизвести полученные ранее знания, вспомнить изученные правила, вычислительные приемы. К словесным играм относятся также игры-загадки (без картинок), игры на составление высказываний, на дополнение их. По характеру познавательной деятельности игры можно отнести к следующим группам: Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу (например, игра «Составим узор»). Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. («Математическая рыбалка», «Лучший космонавт».) Игры с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, «Цепочка», «Математическая эстафета», «Составление круговых примеров». К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля(«Арифметический бег»)

Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.( «Угадай загадки Буратино», «Определи курс движения корабля»).

Так же, среди дидактических игр различаются игры с условной ситуацией; игры, построенные на основе стихотворений, и игры интеллектуального характера. Указанная классификация дидактических игр не отражает всего разнообразия их, тем не менее, она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр.

Методика проведения игр на уроках математики.

Игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов обучения.

Например система игр и занимательных заданий по математике и, где используются разнообразные методы обучения.

К первой группе относятся игры, в основе которых лежит объяснительно-иллюстративный метод обучения. Эти игры используются на этапе объяснения нового материала. С помощью такого вида игр учитель сообщает новые знания на основе использования наглядных средств, беседы. Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запоминают сообщенные знания.

Ко второй группе относятся игры для приобретения учащимися умений и навыков. Воспроизведение способа деятельности является главным признаком репродуктивного метода обучения. Он широко используется при формировании устных и письменных вычислений и умений решать задачи.

К третьей группе относятся игры частично-поискового характера, когда ученики

выполняют отдельные этапы самостоятельного решения проблем, задач. Например, ставят вопрос к задаче, самостоятельно строят план решения задачи.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Скучные, монотонные, однообразные уроки убивают в ребенке стремление к познанию, отбивают всякое желание учиться. Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое , без которого невозможно никакое проявление творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры на уроках математики» 1 класс

Данная презентация предназначена для совершенствования навыков устного счёта....

Дидактические игры на уроках математики и русского языка

Я очень часто использую дидактические игры на уроках . Они мне помогают сделать урок интереснее, детям нравится....

Дидактические игры на уроках математики в 1 классе.

Данное пособие в одном сборнике содержит большое количество дидактических игр+сценарий праздника "Первый десяток"+развивающие задания и упражнения по математике+тестовые задания. Советую молодым учите...

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов ...

Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.

Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...

Дидактические игры на уроках математики в начальной школе с детьми с ОВЗ

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный ...

Роль дидактической игры на уроках математики

В данной статье рассматривается роль дидактической игры на уроках математики.    Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспиты...