Методическая разработка. План-конспект урока по математике на тему "Учимся решать задачи"
методическая разработка по математике (4 класс)

Данихнова Яна Александровна

План-конспект урока математики в четвертом классе, в рамках УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока: "Учимся решать задачи". Основная деятельность на уроке: решение задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. В рамках этого урока учащиеся научатся находить стоимость товара разными способами, при условии постоянной величины - цены. А также получат возможность научиться распознавать и решать задачи на "нахождение четвертого пропорционального".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 25. Учимся решать задачи

Цель урока: развивать умение решать задачи

Задачи урока:

- формирование умения распознавать и решать задачи на «нахождение четвертого пропорционального» (по трем величинам и данному отношению между величинами находим величину четвертую);

- решение задач на «сумму и разность» и на «сумму и частное»;

- формирование УУД: использование таблиц и диаграмм для решения задач.

Планируемые результаты:  

Предметные: научатся решать задачи на нахождение цены набора товара, количества и стоимости товара; получат возможность научиться видеть зависимость между величинами (ценой, количеством и стоимостью товара).

 Метапредметные УУД:

Познавательные

Общеучебные действия: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Информационные действия: искать и выделять необходимую информацию из таблицы.

Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений.

Регулятивные

Планирование: применять установленные правила в планировании способа решения.

Прогнозирование: предвидеть уровень усвоения знаний.

Оценочные умения: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Коммуникативные 

Планирование учебного сотрудничества: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности участвовать в диалогах в группе при обсуждении заданий.

Личностные

Проявлять интерес к изучаемому материалу, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены, оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие детей, гостей, пожелание успеха. Первый этап работы в тетрадях. Запись числа, классной работы в тетрадь.

2. Актуализация знаний

2.1 Чистописание с элементами устного счета.

-Запишите число 124 и через клетку вправо 125. В чем сходство этих чисел? В чем отличие. Кратность двум?  Отступите вправо две клетки и запишите семизначное число, в котором в разряде тысяч стоит ноль, а в разряде миллионов стоит цифра 1, (например, 1248095). Отступите две клетки и запишите девятизначное число, используя только цифры «1,2,4,5,6»( 456.124.561). Что у вас получилось? Кто мне скажет, в чем отличие цифры от числа? Имели мы право брать цифры несколько раз для написания числа?

2.2 Устный счет. Запиши только ответы. Оформи таблицу (карточка 1)

Е 25+37= 62                          Е 36+26 =62                    А 70-32=38           И 96+3=99

Р 30-24 = 6                            А 41-3=38                       Ш 27+44=71         Д  42+28=70

Е 37+25 = 62                         З 40-13= 27                     Н 43-15=28           Ч  34-17=17

6

62

71

62

28

99

62

 

27

38

70

38

17

2.3 Устный опрос. Что такое задачи? Какие виды задач нам уже известны (на доску виды задач)

Ответы детей (оформление доски)

А по типам задач, какие они бывают? (на нахождение суммы, разности, на увеличение числа, на уменьшение числа, на нахождение остатка, на разностное сравнение, на кратное сравнение).

- С какими новыми типами задач мы уже познакомились в четвертом классе? (задачи на движение, задачи на нахождение пропорциональной доли, задачи на нахождение площади, периметра прямоугольников и т.д, задачи на нахождение цены, количества и стоимости.

- А что такое цена? Количество? Стоимость?

- Как найти цену покупки, если мы знаем ее стоимость и количество купленного? А если известна цена, и стоимость, как понять, сколько предметов мы можем купить? Хорошо. Мы знаем цену одного предмета, мы помним, сколько нужно купить таких предметов, как сосчитать Стоимость всей покупки?

Откройте, пожалуйста, ваш учебник на с.49. Прочитайте тему сегодняшнего урока.

Итак, мы с вами уже люди взрослые, умные, разумные. Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.

- Ответы. (Цель урока: тренировать умение решать задачи на нахождение цены, количества или стоимости.)Тренироваться в решении задач на сложение и вычитание, нахождение пропорциональных частей.

3. Работа по теме урока

№142 с. 49

- Прочитайте задание. Какого типа эта задача? (Задача на нахождение пропорционального)

- Что такое 160 руб? (стоимость)

- Что такое 20 м? (количество)

- Что мы можем найти при известных стоимости и количестве? (цену)

- Сколько стоит 1 м. провода? (160:20=8 руб)

- Можем ли мы теперь ответить на вопрос: сколько стоит 100 м этого провода?

- Я хочу, чтобы вы внимательно перечитали задание в задаче:

(Реши задачу, не вычисляя цены электропровода)

- Нам это удалось? (нет)

- Давайте попробуем решить задачу другим способом. Обратите внимание на количество купленного провода в вопросе (100м) Как узнать, во сколько раз увеличилось количество купленного провода во второй покупке? (100:20=5 (раз))

- Если за первую покупку заплатили 160 рублей, то за покупку в пять раз большую заплатят? (160∙5=800рублей)

- Скажите пожалуйста этот вариант решения задачи имеет другой ответ, нежели первый? Нет. Справились ли мы с поставленным условием задачи? Какой из двух вариантов решения задачи нам подходит?

- Мы решили с вами первую задачу по выбранной теме. Можем ли мы скорректировать цель урока? Грамотно ее озвучить теперь?

- ответы детей. (Наша цель на этом уроке научиться, или тренироваться в нахождении пропорционального числа в цене, количестве или стоимости? Стоимости)

№143 с.49

- Решите эту задачу двумя способами, вычислите и запишите ответ. Что было общего в решении задачи разными способами? (одинаковые действия, деление и умножение)

Какой вывод можно сделать? (иногда для нахождения стоимости большего количества не обязательно узнавать цену одного предмета, достаточно узнать во сколько раз увеличивается количество покупки).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Разминка капитана краба

№144 с. 49

Вариант задачи: за 5 кг картофеля заплатили 60 руб. Сколько килограмм картофеля можно купить на 120 рублей, если цена одинаковая?

- Давайте решим эту задачу двумя способами. (дети решают).

- А теперь прочитайте дополнение к задаче (Какой из этих способов ты не сможешь применить, если стоимость 120 руб. заменить на 96 руб?)

- Какой способ подойдет в решении? (способ, при котором нужно вычислить цену)

- Почему второй способ нам не подойдет? (96 не делится на 60 целым числом, а значит мы не можем выполнить кратное сравнение)

Задачи со *

№1 (работа в парах)

- Возьмите листик с фото задачей, внимательно рассмотрите ее. Прочитайте задание (ученик читает задание)

- Как решить эту задачу? (дети высказывают варианты решения).

- Можно ли решить ее в одно действие. Как мы можем записать решение. А ответ?

Оформите задачу в тетради. Через пару минут я пройду и посмотрю, как вы ее решите. Внимание, в тетрадь записываем только решение и ответ! (работа в парах)

(Хлопки для привлечения внимания).

№147 с. 50

- Прочитайте задачу. Какого она типа? (нахождение суммы и разности)

- Что может помочь нам в решении ракой задачи? (чертеж, все выполняют его в тетради, один на доске.

- Что же мы может найти в первую очередь? (Количество пассажирских мест в двух купейных вагонах 90-18=72 (м))

- Что делаем дальше? (Дальше делим на 2, чтобы узнать количество в одном купейном вагоне 72:2=36 (м))

-Что остается сделать? (найти количество мест в плацкартном вагоне 36+18=54 (м))

- Мы полностью ответили на вопросы задачи? Как оформим ответ? (дети читают записанное)

4. Подведение итогов урока

- Итак, пришло время ответить себе на вопрос, чему мы научились на этом уроке?

- Находить стоимость покупки, не вычисляя цены, с помощью чего? – Кратного сравнения. -Узнали, что нельзя выполнить кратное сравнение между числами, результат деления которых будет не целым.

- Повторили виды и типы задач, которые уже проходили.

- Для решения задач пользовались формулами нахождения стоимости, цены, количества.

- Продолжили решать задачи на сложение и вычитание.

РЕФЛЕКСИЯ

_ Возьмите зеленый и синий карандаш. Нарисуйте на полях три отрезка вот так, как на доске. Если на уроке вам все показалось довольно легко, и вы практически не разу не ошиблись, поставьте крестик на зеленой шкале. Если на уроке вы ошибались, но быстро находили исправляли свои ошибки самостоятельно без помощи одноклассников, поставьте крестик на шкале зеленого цвета. Ну и если к концу урока для вас осталось непонятно практически все, поставьте крестик на красной шкале.

(поспрашивать ребят, кому что нужно повторить).

Запись ДЗ (учебник, с.50, №145-146)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - план-конспект урока "Being happy in the city and in the country" 4 класс

План-конспект урока: “Being happy in the city and in the country”Класс: 4УМК: «Enjoy English-4» (авторы М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева) )...

конспект урока по математике «Вспоминаем, повторяем. Решаем задачи. В мире подводного царства»

Урок математики в 1 классе разработан мною с учетом ФГОС по УМК "Планета знаний".Отличительной чертой урока является то, что дети должны научиться самостоятельно  строить план урока и ставить цел...

конспект урока по математике «Вспоминаем, повторяем. Решаем задачи. В мире подводного царства»

Урок математики в 1 классе разработан мною с учетом ФГОС по УМК "Планета знаний".Отличительной чертой урока является то, что дети должны научиться самостоятельно  строить план урока и ставить цел...

конспект урока по математике «Вспоминаем, повторяем. Решаем задачи. В мире подводного царства»

Урок математики в 1 классе разработан мною с учетом ФГОС по УМК "Планета знаний".Отличительной чертой урока является то, что дети должны научиться самостоятельно  строить план урока и ставить цел...

конспект урока по математике «Вспоминаем, повторяем. Решаем задачи. В мире подводного царства»

Урок математики в 1 классе разработан мною с учетом ФГОС по УМК "Планета знаний".Отличительной чертой урока является то, что дети должны научиться самостоятельно  строить план урока и ставить цел...

Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».

Данный план-конспект составлен в соответствие  с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена  учителе...

Учебно-методическая разработка плана-конспекта урока математики "Вычитание вида 50-24".

План урока разработан в соответствии с ФГОС. Использованы различные приемы и формы работы на уроке....