ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 3
Студентка: Потоцкая Анна Александровна
Образовательная система: Школа России
Учебный предмет: Математика
Тема: Задачи на кратное сравнение
Тип урока: открытие нового знания
Цели:
Содержательная: формирование представления о задачах на кратное сравнение.
Деятельностная: формирование умения решать задачи на кратное сравнение.
Задачи:
Образовательные:
1.Создать условия для закрепления знаний со способом действия для вопросов «Во сколько раз больше или во сколько раз меньше?»;
2.Познакомить с новым видом задачи, научить определять вид задачи;
3.Формировать способность к решению задач на кратное сравнение.
Воспитательные:
1. Формировать навык самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности.
2. Создать условия для формирования интереса к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способам познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики.
Развивающие:
1.Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
2.Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
3.Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения..
4.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
5.Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
6.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Закрепление знаний со способом действия для вопросов «Во сколько раз больше или во сколько раз меньше?»;
2.Знание новых видов задач, умение определять вид задачи;
3.Умение решать задачи на кратное сравнение.
Личностные:
1.Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
2.В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
2.Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Регулятивные УУД:
1.Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
2.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
1.Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
2.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Оборудование: Презентация, карточки.
План урока:
- Этап мотивации
1.1.Приветствие
1.2.Проверка готовности
- Этап актуализации и пробного учебного действия
Математический диктант
- Этап выявления места и причины затруднения
- Этап построения проекта выхода из затруднения
Формулирование темы урока, цели
- Этап реализации построенного проекта
5.1 Работа с правилом по учебнику
5.2.Решение задачи №1 стр.36
- Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Изображение отрезков
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
- Этап включения в систему знаний и повторения
Игра «Отгадай число».
- Этап рефлексии учебной деятельности
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у- ся в деят-ть на личностно- значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновени я у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1 Приветствие - Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Александровна и сегодня урок математики у вас проведу я. 1.2 Этический заряд - Обратите внимание на слайд: «Лучший способ изучить что-либо - открыть самому» - Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (ответы детей) -Узнаем что-то новое. Что мы можем узнать? (ответы детей)
|
|
Фронтальная | К1 Л1 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация | 2.1. Устный счёт (Слайды 3,4,5,6) Работа в тетради: (Число, классная работа) - Решите задачи. В тетради запишите только решение. Слайд №7 (на слайде задачи) 1.Катя слепила 27 снежков, а Алёша – 34. На сколько больше снежков слепил Алёша, чем Катя? 2.В инструментальном ансамбле занимается 23 девочки, а мальчиков – 16. На сколько меньше мальчиков, чем девочек занимается в инструментальном ансамбле?) -Проверяем. 1)34-27=7(c.) 2)23-15 =8 (м.) Слайд №8 -Какие это задачи? (на сравнение) -Как узнать, на сколько больше, на сколько меньше? (ответы детей)
|
|
Индивидуальная Фронтальная
Фронтальная проверка Взаимооценка
Индивидуальная
|
Пр4.
П1,2 |
3. Этап выявления места и причины затруднения. Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Слайд №9 -Решите следующую задачу. (В зоопарке было 3 белых медведя и 12 бурых. Во сколько раз больше бурых медведей, чем белых?) Запишите только решение. -Давайте проверим. (К доске выходит несколько детей, которые по-разному решили данную задачу и записывают решения на доске) -Задание было одинаковое для всех? (да) -А все ли одинаково сделали? -Сколько разных решений? Почему у нас так получилось? (ответы детей) -В задаче другой вопрос. Какой? ! На доске прикрепляется табличка «Во сколько раз больше?» и вопрос «Как решать?» -А мы решали такие задачи? -Какой возникает вопрос? (Как решать такие задачи?)
|
|
Фронтальная
| Л1;Л2; Пр1, 3 К1;К2;
|
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
| -Чему будем учиться? (Решать задачи с вопросом «Во сколько раз больше?») -Давайте составим схему к этой задаче. (Дети оформляют схему и решение задачи в тетради) (Слайд 10) -Про кого задача? Какие были медведи? Сколько белых?(3) Сколько бурых?(12) Белые Бурые -Какое число больше? Сколько раз по 3 содержится в 12? (4) -Как получили? (12: 3=4раза) -Как узнать во сколько раз 12 больше, чем 3? (делить) -Белых медведей меньше? Как узнать? (тоже делить) (Слайд 11) -Как правильно записать ответ в задаче? (Ответ: в 4 раза больше бурых медведей, чем белых) -Что мы делали с числами? (Делили) -Как же узнать во сколько раз больше или меньше? (Нужно большее число разделить на меньшее) -Сверим свой вывод с учебником стр. 42. Чтение хором. -Как будут называться такие задачи? (На кратное сравнение) -Какова же тема урока? Прочитайте. (Задачи на кратное сравнение) -Какова же цель нашего урока? (Научиться решать задачи на кратное сравнение)
|
|
Фронтальная | К1;К2; Р1 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
| 5.1 Работа с учебником - Составьте задачу по краткой записи, задавая разные вопросы: Цыплят – 8 птиц Утят - 4 птицы - Первый вопрос такой, чтобы задача решалась сложением. - Какой вопрос поставим? (Во сколько раз утят меньше, чем цыплят?) - Как это показать? - Сколько раз 4 содержится в 8? (2 раза ) - Каким действием решим задачу? (делением) - Почему? - Запишем решение: 8 : 4 = 2 (?) раза - Ещё раз произнесите вопрос - Сформулируйте ответ. - А если нас спросят, во сколько раз цыплят больше, чем утят, каким действием решим задачу? - Почему? (Надо тоже узнать, сколько раз 4 содержится в 8) - Какое больше число 8 или 4? - Какое меньше? - Какое число делим? (большее на меньшее) - Сделайте вывод: почему, когда вопрос «Во сколько раз?» надо делить? (т.к. надо узнать, сколько раз меньшее число содержится в большем) - Такие задачи называются ... (“задачи на кратное сравнение”) 5.2. Работа с задачей -А сейчас откройте учебник на стр.41 Задание №1 -Запишите в тетрадь Задание №1. -Прочитайте его про себя. -Выполните задание в тетрадях. Фронтальный опрос. -Итак, во сколько раз кружков больше, чем квадратов? Во сколько раз квадратов меньше, чем кружков? Пишем в тетради Задача №3. -Обратите внимание на слайд. -Прочитайте задачу про себя. Нарисуйте в первом ряду 12 кружочков, а во втором ряду -3 кружка. - Как нам узнать, во сколько раз больше кружков в первом ряду, чем во втором? -Сколько раз в 12 кружках содержится по 3 кружка? -Выполните решение в тетради. Физминутка -Выполните столько наклонов вперед, во сколько раз 15 больше 3? (5) -Выполните по столько наклонов влево и вправо, во сколько раз 3 меньше 9? (3) - Присели столько раз, во сколько 18 больше 3? (6) - Подпрыгните столько раз, во сколько2 меньше 8? (4)
|
|
Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная |
Пр 1, 3,4
|
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | - 1.Блицтурнир
Чтобы увеличить число 9 в 5 раз , нужно 9х5=45 Чтобы увеличить 7 в 5 раз, нужно 7х5= 35 Чтобы увеличить число 5 в 5 раз, нужно 5х5=25 Чтобы увеличить число 3 в 5 раз ,нужно 3х5=15 Чтобы увеличить число 8 в 5 раз ,нужно 8х5=40 Чтобы уменьшить число 32 в 4 раза ,нужно 32:4=8 Чтобы уменьшить число 24 в 4 раза ,нужно 24:4=6 Чтобы уменьшить число 16 в 4 раза , нужно 16:4=4 Чтобы уменьшить число 8 в 4 раза , нужно 8:4=2 Чтобы уменьшить число 4 уменьшить в 4 раза ,нужно 4:4=1
|
|
Фронтальная
Фронтальная
|
Пр 2
Пр1,3,4 П2
|
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Кто понял как решаются такие задачи? Давайте проверим. Сейчас вы будете решать самостоятельно задачи. Договоримся о критериях, за что «5», «4», «3» Вам будет предложено решить три задачи за три минуты, если без ошибок, то «5», если решили 2 задачи –«4», 1 задачу –«3» -На парте карточки с заданиями, запишите только решение.
РЕШИ ЗАДАЧИ И ЗАПИШИ РЕШЕНИЕ 1) В корзине было 24 яблока и 8 груш. Во сколько раз больше было яблок, чем груш?________________________ 2) В одном гараже 28 машин, в другом – 7 машин. Во сколько раз меньше было машин в другом гараже?______________________ 3) На аллее парка растёт 27 дубов и 62 каштана. На сколько больше каштанов, чем дубов, растёт на аллее парка?__________________ |
-Проверяем. Если правильно, ставим «+», неправильно «-»
1)24: 8 =3 раза 2)28: 7 =4 раза 3)62-27=35 каштанов - Оцените себя по алгоритму.
|
Выполняют самостоятельно задание
|
|
|
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Внимание на экран (или на доску) - Перед вами 2 задачи и 2 решения. Определите, какой задаче соответствует какое решение и обоснуйте свой выбор. В одной вазе 5 конфет, а в другой 15 конфет. На сколько конфет во второй вазе больше, чем в первой? | В одной вазе 5 конфет, а в другой 15 конфет. Во сколько раз во второй вазе больше, чем в первой? |
15 : 5 = 3 (раза) 15 – 5 = 10 (конфет) - Почему вычитанием?
- Почему делением? (когда вопрос во сколько раз б. или м., надо узнать сколько раз меньшее число содержится в большем)
|
| Фронтальная | К1; Р2;П2 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, | - Какую цель ставили перед собой? - Как вы думаете, достигли ли мы цели? -Если в несколько раз больше, каким действием мы решаем? -А в несколько раз меньше? - Кто сегодня на уроке справился со всеми заданиями? - Кто сомневается в своих умениях? - Над чем надо поработать дома? -Я предлагаю вам закончить некоторые из фраз. -Мне понравился урок тем… -Я ошибался, но буду… -Я научился… -Спасибо за работу на уроке. |
-Умножением -Делением
|
Фронтальная
|
|