Конспект урока математики в 3 классе "Задачи на кратное сравнение"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Потоцкая Анна Александровна

Конспект урока математики в 3 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_na_kratnoe_sravnenie.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 3

Студентка: Потоцкая Анна Александровна

Образовательная система: Школа России 

Учебный предмет: Математика

Тема: Задачи на кратное сравнение

Тип урока: открытие нового знания

Цели:

Содержательная: формирование представления о задачах на кратное сравнение.

Деятельностная: формирование умения решать задачи на кратное сравнение.

Задачи:

Образовательные:

1.Создать условия для закрепления знаний со способом действия для вопросов «Во сколько раз больше или во сколько раз меньше?»;

2.Познакомить с новым видом задачи, научить определять вид задачи;

3.Формировать способность к решению задач на кратное сравнение.

Воспитательные:

1. Формировать навык самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности.

2. Создать условия для формирования интереса к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способам познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики.

Развивающие:

1.Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2.Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

3.Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения..

4.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

5.Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

6.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Закрепление знаний со способом действия для вопросов «Во сколько раз больше или во сколько раз меньше?»;

2.Знание новых видов задач, умение определять вид задачи;

3.Умение решать задачи на кратное сравнение.

Личностные:

1.Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

2.В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2.Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Регулятивные УУД:

1.Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

2.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

1.Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

2.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Оборудование: Презентация, карточки.

План урока:

  1. Этап мотивации

1.1.Приветствие

1.2.Проверка готовности

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия

Математический диктант

  1. Этап выявления места и причины затруднения 
  2. Этап построения проекта выхода из затруднения

Формулирование темы урока, цели

  1. Этап реализации построенного проекта

5.1 Работа с правилом по учебнику

5.2.Решение задачи №1 стр.36

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Изображение отрезков

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
  2. Этап включения в систему знаний и повторения

     Игра «Отгадай число».

  1. Этап рефлексии учебной деятельности

                                                                                         Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у- ся в деят-ть на личностно- значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновени я у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1        Приветствие

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Александровна и сегодня урок математики у вас проведу я.

1.2        Этический заряд

- Обратите внимание на слайд:

«Лучший способ изучить что-либо - открыть самому»

- Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (ответы детей)

-Узнаем что-то новое. Что мы можем узнать? (ответы детей)

 

Фронтальная

 

К1

Л1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация

 2.1.

Устный счёт (Слайды 3,4,5,6)

       

Работа в тетради: (Число, классная работа)

 - Решите задачи. В тетради запишите только решение.

Слайд №7 (на слайде задачи)

1.Катя слепила 27 снежков, а Алёша – 34. На сколько больше снежков слепил Алёша, чем Катя?

2.В инструментальном ансамбле занимается 23 девочки, а мальчиков – 16. На сколько меньше мальчиков, чем девочек занимается в инструментальном ансамбле?)

-Проверяем. 1)34-27=7(c.)    2)23-15 =8 (м.)  Слайд №8

-Какие это задачи? (на сравнение)

-Как узнать, на сколько больше, на сколько меньше? (ответы детей)

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная проверка

Взаимооценка

Индивидуальная

Пр4.

П1,2

 3. Этап выявления места и причины затруднения.

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Слайд №9

-Решите следующую задачу. (В зоопарке было 3 белых медведя и 12 бурых. Во сколько раз больше бурых медведей, чем белых?)

Запишите только решение.

-Давайте проверим. (К доске выходит несколько детей, которые по-разному решили данную задачу и записывают решения на доске)

-Задание было одинаковое для всех? (да)

-А все ли одинаково сделали?

-Сколько разных решений? Почему у нас так получилось? (ответы детей)

-В задаче другой вопрос. Какой?

! На доске прикрепляется табличка «Во сколько раз больше?» и вопрос «Как решать?»

-А мы решали такие задачи?

-Какой возникает вопрос? (Как решать такие задачи?)

Фронтальная

Л1;Л2;

Пр1, 3

К1;К2;

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

-Чему будем учиться? (Решать задачи с вопросом «Во сколько раз больше?»)

-Давайте составим схему к этой задаче. (Дети оформляют схему и решение задачи в тетради) (Слайд 10)

-Про кого задача? Какие были медведи? Сколько белых?(3) Сколько бурых?(12)

Белые

Бурые

-Какое число больше? Сколько раз по 3 содержится в 12? (4)

-Как получили? (12: 3=4раза)

-Как узнать во сколько раз 12 больше, чем 3? (делить)

-Белых медведей меньше? Как узнать? (тоже делить)

(Слайд 11)

-Как правильно записать ответ в задаче? (Ответ: в 4 раза больше бурых медведей, чем белых)

-Что мы делали с числами? (Делили)

-Как же узнать во сколько раз больше или меньше? (Нужно большее число разделить на меньшее)

-Сверим свой вывод с учебником стр. 42. Чтение хором.

-Как будут называться такие задачи? (На кратное сравнение)

-Какова же тема урока? Прочитайте. (Задачи на кратное сравнение)

-Какова же цель нашего урока? (Научиться решать задачи на кратное сравнение)

Фронтальная

К1;К2; Р1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1 Работа с учебником

- Составьте задачу по краткой записи, задавая разные вопросы:

Цыплят – 8 птиц

Утят - 4 птицы

- Первый вопрос такой, чтобы задача решалась сложением.

- Какой вопрос поставим? (Во сколько раз утят меньше, чем цыплят?)

- Как это показать?

- Сколько раз 4 содержится в 8? (2 раза )

- Каким действием решим задачу? (делением)

- Почему?

- Запишем решение: 8 : 4 = 2 (?) раза

- Ещё раз произнесите вопрос

- Сформулируйте ответ.

- А если нас спросят, во сколько раз цыплят больше, чем утят, каким действием решим задачу?

- Почему?  (Надо тоже узнать, сколько раз 4 содержится в 8)

- Какое больше число 8 или 4?

- Какое меньше?

- Какое число делим? (большее на меньшее)

- Сделайте вывод: почему, когда вопрос «Во сколько раз?» надо делить?

(т.к. надо узнать, сколько раз меньшее число содержится в большем)

- Такие задачи называются ... (“задачи на кратное сравнение”)

5.2. Работа с задачей

-А сейчас откройте учебник на стр.41 Задание №1

-Запишите в тетрадь Задание №1.

-Прочитайте его про себя.

-Выполните задание в тетрадях.

Фронтальный опрос.

-Итак, во сколько раз кружков больше, чем квадратов? Во сколько раз квадратов меньше, чем кружков?

Пишем в тетради Задача №3.

-Обратите внимание на слайд.

-Прочитайте задачу про себя.

Нарисуйте в первом ряду 12 кружочков, а во втором ряду -3 кружка.

- Как нам узнать, во сколько раз больше кружков в первом ряду, чем во втором?

-Сколько раз в 12 кружках содержится по 3 кружка?

-Выполните решение в тетради.

Физминутка

-Выполните столько наклонов вперед, во сколько раз 15 больше 3? (5)

-Выполните по столько наклонов влево и вправо, во сколько раз 3 меньше 9? (3)

- Присели столько раз, во сколько 18 больше 3? (6)

- Подпрыгните столько раз, во сколько2 меньше 8? (4)

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

 

Пр 1, 3,4

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

- 1.Блицтурнир

Увеличь в 5 раз

9

7

5

3

8

Уменьши в 4 раза

32

24

16

8

4

Чтобы увеличить число 9 в 5 раз , нужно 9х5=45

Чтобы увеличить 7 в 5 раз, нужно 7х5= 35

Чтобы увеличить число 5 в 5 раз, нужно 5х5=25

Чтобы увеличить число 3 в 5 раз ,нужно 3х5=15

Чтобы увеличить число 8 в 5 раз ,нужно 8х5=40

Чтобы уменьшить число 32 в 4 раза ,нужно 32:4=8

Чтобы уменьшить число 24 в 4 раза ,нужно 24:4=6

Чтобы уменьшить число 16 в 4 раза , нужно 16:4=4

Чтобы уменьшить число 8 в 4 раза , нужно 8:4=2

Чтобы уменьшить число 4 уменьшить в 4 раза ,нужно 4:4=1

Фронтальная

Фронтальная

Пр 2

Пр1,3,4

П2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

 Кто понял как решаются такие задачи? Давайте проверим. Сейчас вы будете решать самостоятельно задачи. Договоримся о критериях, за что «5», «4», «3»

Вам будет предложено решить три задачи за три минуты, если без ошибок, то «5», если решили 2 задачи –«4», 1 задачу –«3»

-На парте карточки с заданиями, запишите только решение.

         

РЕШИ ЗАДАЧИ И ЗАПИШИ РЕШЕНИЕ

1) В корзине  было 24 яблока и 8 груш. Во сколько раз больше было яблок, чем груш?________________________

2) В одном гараже 28 машин, в другом – 7 машин. Во сколько раз меньше было машин в другом гараже?______________________

3) На аллее парка растёт 27 дубов и 62 каштана. На сколько больше каштанов, чем дубов, растёт на аллее  парка?__________________

-Проверяем. Если правильно, ставим «+», неправильно «-»

1)24: 8 =3 раза

2)28: 7 =4 раза

3)62-27=35 каштанов

- Оцените себя по алгоритму.

Выполняют самостоятельно задание

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Внимание на экран (или на доску)

- Перед вами 2 задачи и 2 решения. Определите, какой задаче соответствует какое решение и обоснуйте свой выбор.

В одной вазе 5 конфет, а в другой 15 конфет. На сколько конфет во второй вазе больше, чем в первой?

В одной вазе 5 конфет, а в другой 15 конфет. Во сколько раз во второй вазе больше, чем в первой?

15 : 5 = 3 (раза)

15 – 5 = 10 (конфет)

  • Почему вычитанием?
  • Почему делением? (когда вопрос во сколько раз б. или м., надо узнать сколько раз меньшее число содержится в большем)

 

 

Фронтальная

К1; Р2;П2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности,

- Какую цель ставили перед собой?

- Как вы думаете, достигли ли мы цели?

-Если в несколько раз больше, каким действием мы решаем?

-А в несколько раз меньше?

- Кто сегодня на уроке справился со всеми заданиями?

- Кто сомневается в своих умениях?

- Над чем надо поработать дома?

-Я предлагаю вам закончить некоторые из фраз.

 -Мне понравился урок тем…

 -Я ошибался, но буду…

 -Я научился…

 -Спасибо за работу на уроке.

-Умножением

-Делением

Фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Масса как новый признак сравнения объетов"

Данный конспект урока поможет учащимся лучше усвоить материал по новой теме....

Конспект урока математики в 3 классе "Кратное сравнение чисел и величин"

Урок на личностно  - ориентированной основе по УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока математики в 4 классе. Углы. Сравнение углов.

- способствовать знакомству с новой геометрической фигурой и понятиями:       "стороны угла", "вершины угла", "тупой угол", "острый угол", "прямой угол";- учить находить ...

Урок математики, 3 класс. Тема: Кратное сравнение величин.

Этот материал будет полезен учителям, которые работают по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

Технологическая карта урока математики "Текстовые задачи на кратное сравнение чисел"

Технологическая карта урока математики "Текстовые задачи на кратное сравнение чисел" 3 класс "Школа России"...

УМК "Перспектива" конспект урока математики 2 класс Тема: «Кратное сравнение»

Цели деятельности учителя: формирование навыка решать задачи на кратное сравнение; закрепление умения решать задачи,примеры на сложение и вычитание, развитие мыслительных операций, математических спос...

Методическая разработка урока математики. Тема: "Задачи на кратное сравнение чисел"

Методическая разработка урока математики.  Тема: "Задачи на кратное сравнение чисел"...