Компоненты вычитания | План-конспект по математике 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс)

Мусиенко Карина Игоревна

Тема: "Компоненты вычитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komponenty_vychitaniya.docx66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 11.02.21г.

База практики: МБОУ Трубчевская СОШ№1 

Класс:

Образовательная система: Школа России 

Учебный предмет: Математика

Тема: Компоненты вычитания

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели:

                  Деятельностная: ознакомление учащихся с компонентами вычитания.

Содержательная: формирование умения решать примеры, с применением компонентов вычитания.

Задачи:

Образовательные:

  1. Развивать умение читать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счёта;
  2. Развивать умение выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
  3. Развивать умение называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента (подбором);
  4. Развивать умение решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
  5. Развивать умение составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов.

Развивающие:

  1. Развивать умение иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
  2. Развивать умение находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
  3. Развивать умение выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
  4. Развивать умение понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
  5. Развивать умение понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
  6. Развивать умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.
  7. Развивать умение задавать вопросы и отвечать на вопросы партнёра;
  8. Развивать умение воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
  9. Развивать умение применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий.

Воспитательные: 

  1. Формировать умение понимания смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;
  2. Формировать умение проявления мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика»

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счёта;
  2. Выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
  3. Называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента (подбором);
  4. Решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
  5. Составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов.

Личностные: 

  1. Понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;
  2. Проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика».

Метапредметные:

Познавательные: 

  1. Иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
  2. Находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
  3. Выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

Регулятивные: 

  1. Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
  2. Понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
  3. Выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.

Коммуникативные:        

  1. Задавать вопросы и отвечать на вопросы партнёра;
  2. Воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
  3. Применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий.

Оборудование: учебник, проектор, мультимедийная презентация, ноутбук

План урока:

  1. Этап мотивации
  1.  Приветствие
  2.  Проверка готовности к уроку
  3.  Эмоциональный настрой
  1. Этап актуализации и пробного учебного действия
  1. Задачи в стихах
  2.  Устный счёт
  1. Этап выявления места и причины затруднения
  2. Этап построения проекта выхода из затруднения
  1.  Формулирование темы урока
  2.  Формулирование задач урока
  1. Этап реализации построенного проекта
  1.  Практическая работа
  2.  Работа по учебнику
  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
  2. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
  3. Этап включения в систему знаний и повторения
  1.  Решение задания №4
  2.  Работа с рабочей тетрадью
  1. Этап рефлексии учебной деятельности
  1.  Рефлексия
  2.  Домашнее задание

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Цель: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1.Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут  Карина Игоревна, и сегодня урок математики проведу у вас я.

- Садитесь.

1.2. Проверка готовности к уроку

- Ребята, проверьте всё ли готово у вас к уроку.

- На партах у вас лежат: учебник по математике, тетрадь, пенал, дневник

1.3. Эмоциональный настрой

- Желаю вам удачи на сегодняшнем уроке, чтобы у вас не возникло никаких затруднений в решении заданий.

Математика нужна

Всем без исключения.

Тут затеи и задачи

Игры, шутки, все для нас

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час.

Здравствуйте!

Дети тихонько садятся на свои места, проверяют свою готовность к уроку.

Фронтальная

Р3

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Задачи в стихах

(Учитель читает задачу. Учащиеся показывают карточку со знаком действия, которым решается задача. Решение называют устно.)

Привела гусыня-мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята как клубочки.

Три сынка и сколько дочек? (6 – 3 = 3)

- Давайте сверим ваш ответ со слайдом.

На кустике перед забором

Шесть ярко-красных помидоров.

Но вдруг четыре оторвались.

А сколько на кусте осталось? (6 – 4 = 2)

- Давайте сверим ваш ответ со слайдом.

Красиво вышила Татьяна

Две лилии и два тюльпана,

Три яблока и груши.

Какие чудесные цветы!

А сколько их – скажи-ка ты. (2 + 2 = 4)

- Молодцы, давайте сверим ваши ответы.

2.2. Устный счёт

- Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Что вы видите?

- Давайте попробуем решить данные примеры устно.

5 – 4 = 1              4 – 1 = 3

3 + 6 = 9              2 + 5 = 7

9 – 5 = 4              6 + 2 = 8

- Давайте проверим ваши ответы!

- Какие знания мы повторили на данном этапе урока?

Дети слушают вопросы и записывают ответы в тетради.                                        

Внимательно слушают стихотворения, поднимают карточки с решением.

- Примеры.

Решают выражения.

Фронтальная

Индивидуальная

Л1; Л2

Р3

П1

П4

МП1

Л1

К3

П1; П2; П3

МП1

К3

Л1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Вы только что решили данные выражения. Скажите на какие две группы можно разделить данные выражения?

 - Сколько примеров на сложение?

- Прочитайте пример вместе с ответом, называя числа терминами « 1 слагаемое», «2 слагаемое», «сумма».

- Сколько примеров на вычитание?

- Можно ли прочесть данные выражения, используя математические термины?

- Почему?

- Примеры на сложение и на вычитание.

- 3

Читают выражения.

- 3

- Нет.

- Так как мы не знаем, как они называются.

Фронтальная

П1; П2; Л2; К1; К2

К3

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

- Кто уже догадался, чем мы будем заниматься на уроке?

- Правильно, тема нашего урока: «Компоненты вычитания»

4.2. Формулирование задач урока

- Какие задачи вы поставите перед собой?

- Сегодня мы узнаем названия компонентов при вычитании.

- Научиться решать выражения, применяя математические термины при вычитании.

- Закрепить умение решать выражения на вычитание.

- Закрепить умение решать задачи.

Сегодня мы узнаем как называются компоненты при вичитании

Л2; Р1;

Р2

К1

К3

К2

5. Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Практическая работа

(На слайде расположен рисунок, на котором нарисована ветка. На ней 4 листочка, а оторвалось 2 листочка. Всего на рисунке 6 листьев.)

- Сколько на ветке было листочков сначала?

(на слайде появляется цифра 6)

- Сколько листьев оторвалось?

(на слайде появляется цифра 2)

- Какой знак выражения мы поставим?

- Сколько листьев осталось?

- Прочитайте первое равенство, которое получилось, используя термин «уменьшить на…»

- Какое число мы уменьшали?

- Данное число называется уменьшаемым

- Какое число мы вычитали?

- Данное число называется вычитаемым.

- Что в результате получилось?

- Результат вычитания называется разностью.

- Прочитайте выражение, используя термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».

(на доску вывешивается плакат с названием компонентов при вычитании.)

F53B6BE3-1F2E-4EEF-BDB9-DCF8C7FB4F69.jpeg

5.2.Работа по учебнику

- Откройте учебники на стр. 29. Рассмотрите рисунок и составьте по нему задачу.

(На ветке сидело 5 птичек. Улетело 2 птички. Сколько птичек осталось сидеть на ветке?)

- Рассмотрите схему под рисунком. Какой геометрической фигурой изобразили каждую птичку?

- Почему два круга зачеркнули?

- Прочитайте решение задачи. Как называются числа 5, 2, 3?

- Как называется выражение 5 – 2?

- Прочитайте выражение под схемой.

Физминутка

Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

 

- 6

- 2  

- Минус.

- 4

- 6 уменьшили на 2 получилось 4

- 6

- 2

- 4

- Уменьшаемое 6, вычитаемое 2, разность 4.

Рассматривают рисунок и составляют по нему задачу.

- Кругом.

(потому что две птички улетело.)

- Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

(разность чисел 5 и 2)

- Разность чисел 5 и 2 равна 3

Фронтальная

Парная

П1; П2; П4

 К1; К2

К3

МП2

МП3

Л2; МП2; Р2

П5

П4

П1; П2

Р1; Р3

МП3

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

6.1.Работа по учебнику. Выполнение № 1

- Ребята, найдите № 1 на странице 29. Прочитайте задание.

- Откройте тетради, отступите от предыдущей работы четыре клетки. Запишите число, классная работа. Подпишите в тетради номер 1.

- Запишите разность. Вычислите.

- Прочитайте данное выражение разными способами.

6.2. Выполнение №2

- Посмотрите на задание под №2. Прочитайте задачу про себя. Подпишите в тетрадях №2.

Утром в вазе лежало 6 яблок. К вечеру число их уменьшилось на 4. Сколько яблок осталось в вазе к вечеру?

-  Что нам известно в задаче?

- Что с ними произошло?

- Что нам нужно найти?

- Назовите решение задачи.

- Давайте запишем решение у доски. Один учащийся у доски, остальные у себя в тетрадях.

- Как называются числа 6, 4, 2?

- Как называется выражение 6 – 4?

- Прочитайте равенство, используя термины «уменьшаемое», «вычитаемое, «разность»

Читают задание, потом один ребенок читает задание вслух.

9 – 4 = 5

- Девять минус четыре равно пять.

Разность чисел 9 и 4 равна 5.

Уменьшаемое 9 вычитаемое 4 разность равна 5.

- В вазе лежало 6 яблок.

- Вечером их стало меньше на 4

- Сколько яблок осталось в вазе к вечеру?

6 – 4 = 2

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

- Разность чисел 6 и 4.

Фронтальная

Индивидуальная

П1; П2;

МП1; К1

МП3

МП2; Р2

К2

П1; П2; П4

Р3

Л3; К3

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1. Самостоятельное решение задачи.

- Подпишите в тетрадях № 3.

- Прочитайте задачу про себя. Попробуйте решить её самостоятельно.

- Посмотрите внимательно на слайд. Сверьте своё решение с решением на слайде.

(6 – 4 = 2 (фл.) – осталось у Пети.

Ответ: 2 фл.)

- Прочитайте выражение, используя математические термины.

- Поднимите руки, у кого были ошибки, у кого не было ошибок.

- Молодцы.

Решают задачу самостоятельно.

Сверяют ответы.

Фронтальная

Индивидуальная

П1; П2;

П4

МП2

Л1

 Р3; К1

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

8.1. Решение задания №4

- Подпишите в тетрадях № 4. Прочитайте задание.

3 + 4 − 2 = 5

4 + 3 − 3 = 4

5 + 2 − 4 = 3

Первое слагаемое увеличивается на 1. Второе слагаемое уменьшается на 1, а вычитаемое увеличивается на 1. Уменьшаемое одинаковое, а вычитаемое увеличивается. Чем больше вычитаемое, тем меньше разность.

- Что допишем в данный столбик?

(6 + 1 − 5 = 2)

- Давайте проверим.


9 − 3 + 1 = 7

8 − 2 + 2 = 8

7 − 1 + 3 = 9

Уменьшаемое уменьшается на 1. Вычитаемое уменьшается на 1. Второе слагаемое растет на 1. Первое слагаемое во всех примерах равно 6. Чем больше второе слагаемое, тем сумма больше.

- Какое выражение допишем?

(6 − 0 + 4 = 10)

- Давайте проверим.


8 + 2 − 1 = 9

7 + 3 − 2 = 8

6 + 4 − 3 = 7

Первое слагаемое уменьшается на 1, а второе растет на 1. Из-за этого уменьшаемое одинаковое и равно 10. Вычитаемое растет на 1, а чем больше вычитаемое, тем меньше разность.

- Какое выражение запишем в этот столбик?

(5 + 5 − 4 = 6)

- Давайте проверим.

8.2. Работа в тетради на печатной основе

- Откройте рабочие тетради на стр. 16. Найдите № 1. Прочитайте задание.

- Как нам найти вычитаемое в первом примере?

- Сколько получим?

- Запишите недостающее число в пустую клетку.

- Как найти уменьшаемое?

- Сколько получим?

- Запишите число в пропущенную клетку.

- Возьмите в руки красный и синий карандаши и подчеркните выражения. Синим, где пропущено вычитаемое, красным, где пропущено уменьшаемое.

- Остальные выражения решите самостоятельно, подчёркивая.

- Давайте сверим со слайдом.

- Поднимите руки, у кого были ошибки, у кого не было.

- Хорошо.

Читают задание.

Решают выражения, дописывают другие выражения в столбики.

- Нам нужно из уменьшаемое вычисть разность.

- 3

- Нам нужно к вычитаемому прибавить разность.

- 8

Фронтальная

П3; Л1; МП1

К1

П2

Р3

Л1

К2

К3

К2; К3; МП1

Л1

П1; П2; П3

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

9.1. Рефлексия

- Давайте вспомним, какова была тема урока?

- Какие цели мы ставили перед собой?

- Как вы думаете, мы достигли целей?

- Кто сам смог найти решение всех задач?

- Все ли вам  было понятно?

- На столах у Вас лежат солнышко и тучка!

- Если во время урока вам было всё понятно, вы легко справлялись заданиями, то поднимите солнышко! Если же вам было трудно на уроке, то поднимите тучку.

9.2. Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

- Раб. тет. стр.16 №2, 3, 4

- Спасибо за работу! Урок окончен.

- Компоненты вычитания

- Научиться определять в выражениях компоненты вычитания.

Фронтальная

Л2; К1; К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по математике 1 класс по теме: "Сложение и вычитание в пределах 10"

План -конспект урока по математике 1 класс "Сложение и вычитание в пределах 10. Повторение пройденного."...

План-конспект урока по математике во 2 классе с использованием ИКТ Тема: Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания

Форма проведения: математическое лотоЦели: 1) закреплять вычислительные навыки; умение решать задачи;            2) воспитывать внимательность; у...

План-конспект урока по математике во 2 классе (Л. Г. Петерсон): Сложение и вычитание двузначных чисел

План-конспект урока  по математике во 2 классе (Л. Г. Петерсон)Учитель: Литвинцева И.Н.Школа: МБОУ “Тыарасинская СОШ”Тема: Сложение и вычитание двузначных чиселЦели урока: познакомить учащихся с ...

План-конспект урока по математике (Перспективная начальная школа) в 1, 4 классах малокомплектной школы по теме "Число и цифра 2", "Деление с остатком и вычитание".

Всю жизнь проработала в малокомплектной школе. Предлагаю вам план-конспект урока по математике в 1, 4 классах (УМК "Перспективная начальная школа)....

План-конспект урока по математике ( 1 класс) по теме : "Знакомство с компонентами вычитания"

Урок математики в 1 классе по теме "Знакомство с компонентами вычитания" .УМК "Развивающая система  Занкова". Урок построен в соответствии со  всеми требованиями ФГОС НОО....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....