Компоненты вычитания | План-конспект по математике 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата: 11.02.21г.
База практики: МБОУ Трубчевская СОШ№1
Класс: 1В
Образовательная система: Школа России
Учебный предмет: Математика
Тема: Компоненты вычитания
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели:
Деятельностная: ознакомление учащихся с компонентами вычитания.
Содержательная: формирование умения решать примеры, с применением компонентов вычитания.
Задачи:
Образовательные:
- Развивать умение читать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счёта;
- Развивать умение выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
- Развивать умение называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента (подбором);
- Развивать умение решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
- Развивать умение составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов.
Развивающие:
- Развивать умение иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
- Развивать умение находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
- Развивать умение выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
- Развивать умение понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
- Развивать умение понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
- Развивать умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.
- Развивать умение задавать вопросы и отвечать на вопросы партнёра;
- Развивать умение воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
- Развивать умение применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий.
Воспитательные:
- Формировать умение понимания смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;
- Формировать умение проявления мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика»
Планируемые результаты:
Предметные:
- Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счёта;
- Выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
- Называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента (подбором);
- Решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
- Составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов.
Личностные:
- Понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;
- Проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика».
Метапредметные:
Познавательные:
- Иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
- Находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
- Выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
Регулятивные:
- Понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
- Понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
- Выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.
Коммуникативные:
- Задавать вопросы и отвечать на вопросы партнёра;
- Воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
- Применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий.
Оборудование: учебник, проектор, мультимедийная презентация, ноутбук
План урока:
- Этап мотивации
- Приветствие
- Проверка готовности к уроку
- Эмоциональный настрой
- Этап актуализации и пробного учебного действия
- Задачи в стихах
- Устный счёт
- Этап выявления места и причины затруднения
- Этап построения проекта выхода из затруднения
- Формулирование темы урока
- Формулирование задач урока
- Этап реализации построенного проекта
- Практическая работа
- Работа по учебнику
- Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
- Этап включения в систему знаний и повторения
- Решение задания №4
- Работа с рабочей тетрадью
- Этап рефлексии учебной деятельности
- Рефлексия
- Домашнее задание
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Цель: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1.Приветствие - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карина Игоревна, и сегодня урок математики проведу у вас я. - Садитесь. 1.2. Проверка готовности к уроку - Ребята, проверьте всё ли готово у вас к уроку. - На партах у вас лежат: учебник по математике, тетрадь, пенал, дневник 1.3. Эмоциональный настрой - Желаю вам удачи на сегодняшнем уроке, чтобы у вас не возникло никаких затруднений в решении заданий. Математика нужна Всем без исключения. Тут затеи и задачи Игры, шутки, все для нас Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час. | Здравствуйте! Дети тихонько садятся на свои места, проверяют свою готовность к уроку. | Фронтальная | Р3 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Задачи в стихах (Учитель читает задачу. Учащиеся показывают карточку со знаком действия, которым решается задача. Решение называют устно.) Привела гусыня-мать Шесть детей на луг гулять. Все гусята как клубочки. Три сынка и сколько дочек? (6 – 3 = 3) - Давайте сверим ваш ответ со слайдом. На кустике перед забором Шесть ярко-красных помидоров. Но вдруг четыре оторвались. А сколько на кусте осталось? (6 – 4 = 2) - Давайте сверим ваш ответ со слайдом. Красиво вышила Татьяна Две лилии и два тюльпана, Три яблока и груши. Какие чудесные цветы! А сколько их – скажи-ка ты. (2 + 2 = 4) - Молодцы, давайте сверим ваши ответы. 2.2. Устный счёт - Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Что вы видите? - Давайте попробуем решить данные примеры устно. 5 – 4 = 1 4 – 1 = 3 3 + 6 = 9 2 + 5 = 7 9 – 5 = 4 6 + 2 = 8 - Давайте проверим ваши ответы! - Какие знания мы повторили на данном этапе урока? | Дети слушают вопросы и записывают ответы в тетради. Внимательно слушают стихотворения, поднимают карточки с решением. - Примеры. Решают выражения. | Фронтальная Индивидуальная | Л1; Л2 Р3 П1 П4 МП1 Л1 К3 П1; П2; П3 МП1 К3 Л1 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Вы только что решили данные выражения. Скажите на какие две группы можно разделить данные выражения? - Сколько примеров на сложение? - Прочитайте пример вместе с ответом, называя числа терминами « 1 слагаемое», «2 слагаемое», «сумма». - Сколько примеров на вычитание? - Можно ли прочесть данные выражения, используя математические термины? - Почему? | - Примеры на сложение и на вычитание. - 3 Читают выражения. - 3 - Нет. - Так как мы не знаем, как они называются. | Фронтальная | П1; П2; Л2; К1; К2 К3 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока - Кто уже догадался, чем мы будем заниматься на уроке? - Правильно, тема нашего урока: «Компоненты вычитания» 4.2. Формулирование задач урока - Какие задачи вы поставите перед собой? | - Сегодня мы узнаем названия компонентов при вычитании. - Научиться решать выражения, применяя математические термины при вычитании. - Закрепить умение решать выражения на вычитание. - Закрепить умение решать задачи. | Сегодня мы узнаем как называются компоненты при вичитании | Л2; Р1; Р2 К1 К3 К2 |
5. Этап реализации построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Практическая работа (На слайде расположен рисунок, на котором нарисована ветка. На ней 4 листочка, а оторвалось 2 листочка. Всего на рисунке 6 листьев.) - Сколько на ветке было листочков сначала? (на слайде появляется цифра 6) - Сколько листьев оторвалось? (на слайде появляется цифра 2) - Какой знак выражения мы поставим? - Сколько листьев осталось? - Прочитайте первое равенство, которое получилось, используя термин «уменьшить на…» - Какое число мы уменьшали? - Данное число называется уменьшаемым - Какое число мы вычитали? - Данное число называется вычитаемым. - Что в результате получилось? - Результат вычитания называется разностью. - Прочитайте выражение, используя термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность». (на доску вывешивается плакат с названием компонентов при вычитании.) 5.2.Работа по учебнику - Откройте учебники на стр. 29. Рассмотрите рисунок и составьте по нему задачу. (На ветке сидело 5 птичек. Улетело 2 птички. Сколько птичек осталось сидеть на ветке?) - Рассмотрите схему под рисунком. Какой геометрической фигурой изобразили каждую птичку? - Почему два круга зачеркнули? - Прочитайте решение задачи. Как называются числа 5, 2, 3? - Как называется выражение 5 – 2? - Прочитайте выражение под схемой. Физминутка Вот мы руки развели Словно удивились, И друг другу до земли В пояс поклонились. Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись. |
- 6 - 2 - Минус. - 4 - 6 уменьшили на 2 получилось 4 - 6 - 2 - 4 - Уменьшаемое 6, вычитаемое 2, разность 4. Рассматривают рисунок и составляют по нему задачу. - Кругом. (потому что две птички улетело.) - Уменьшаемое, вычитаемое, разность. (разность чисел 5 и 2) - Разность чисел 5 и 2 равна 3 | Фронтальная Парная | П1; П2; П4 К1; К2 К3 МП2 МП3 Л2; МП2; Р2 П5 П4 П1; П2 Р1; Р3 МП3 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1.Работа по учебнику. Выполнение № 1 - Ребята, найдите № 1 на странице 29. Прочитайте задание. - Откройте тетради, отступите от предыдущей работы четыре клетки. Запишите число, классная работа. Подпишите в тетради номер 1. - Запишите разность. Вычислите. - Прочитайте данное выражение разными способами. 6.2. Выполнение №2 - Посмотрите на задание под №2. Прочитайте задачу про себя. Подпишите в тетрадях №2. Утром в вазе лежало 6 яблок. К вечеру число их уменьшилось на 4. Сколько яблок осталось в вазе к вечеру? - Что нам известно в задаче? - Что с ними произошло? - Что нам нужно найти? - Назовите решение задачи. - Давайте запишем решение у доски. Один учащийся у доски, остальные у себя в тетрадях. - Как называются числа 6, 4, 2? - Как называется выражение 6 – 4? - Прочитайте равенство, используя термины «уменьшаемое», «вычитаемое, «разность» | Читают задание, потом один ребенок читает задание вслух. 9 – 4 = 5 - Девять минус четыре равно пять. Разность чисел 9 и 4 равна 5. Уменьшаемое 9 вычитаемое 4 разность равна 5. - В вазе лежало 6 яблок. - Вечером их стало меньше на 4 - Сколько яблок осталось в вазе к вечеру? 6 – 4 = 2 Уменьшаемое, вычитаемое, разность. - Разность чисел 6 и 4. | Фронтальная Индивидуальная | П1; П2; МП1; К1 МП3 МП2; Р2 К2 П1; П2; П4 Р3 Л3; К3 |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | 7.1. Самостоятельное решение задачи. - Подпишите в тетрадях № 3. - Прочитайте задачу про себя. Попробуйте решить её самостоятельно. - Посмотрите внимательно на слайд. Сверьте своё решение с решением на слайде. (6 – 4 = 2 (фл.) – осталось у Пети. Ответ: 2 фл.) - Прочитайте выражение, используя математические термины. - Поднимите руки, у кого были ошибки, у кого не было ошибок. - Молодцы. | Решают задачу самостоятельно. Сверяют ответы. | Фронтальная Индивидуальная | П1; П2; П4 МП2 Л1 Р3; К1 |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | 8.1. Решение задания №4 - Подпишите в тетрадях № 4. Прочитайте задание. 3 + 4 − 2 = 5 4 + 3 − 3 = 4 5 + 2 − 4 = 3 Первое слагаемое увеличивается на 1. Второе слагаемое уменьшается на 1, а вычитаемое увеличивается на 1. Уменьшаемое одинаковое, а вычитаемое увеличивается. Чем больше вычитаемое, тем меньше разность. - Что допишем в данный столбик? (6 + 1 − 5 = 2) - Давайте проверим.
8 − 2 + 2 = 8 7 − 1 + 3 = 9 Уменьшаемое уменьшается на 1. Вычитаемое уменьшается на 1. Второе слагаемое растет на 1. Первое слагаемое во всех примерах равно 6. Чем больше второе слагаемое, тем сумма больше. - Какое выражение допишем? (6 − 0 + 4 = 10) - Давайте проверим.
7 + 3 − 2 = 8 6 + 4 − 3 = 7 Первое слагаемое уменьшается на 1, а второе растет на 1. Из-за этого уменьшаемое одинаковое и равно 10. Вычитаемое растет на 1, а чем больше вычитаемое, тем меньше разность. - Какое выражение запишем в этот столбик? (5 + 5 − 4 = 6) - Давайте проверим. 8.2. Работа в тетради на печатной основе - Откройте рабочие тетради на стр. 16. Найдите № 1. Прочитайте задание. - Как нам найти вычитаемое в первом примере? - Сколько получим? - Запишите недостающее число в пустую клетку. - Как найти уменьшаемое? - Сколько получим? - Запишите число в пропущенную клетку. - Возьмите в руки красный и синий карандаши и подчеркните выражения. Синим, где пропущено вычитаемое, красным, где пропущено уменьшаемое. - Остальные выражения решите самостоятельно, подчёркивая. - Давайте сверим со слайдом. - Поднимите руки, у кого были ошибки, у кого не было. - Хорошо. | Читают задание. Решают выражения, дописывают другие выражения в столбики. - Нам нужно из уменьшаемое вычисть разность. - 3 - Нам нужно к вычитаемому прибавить разность. - 8 | Фронтальная | П3; Л1; МП1 К1 П2 Р3 Л1 К2 К3 К2; К3; МП1 Л1 П1; П2; П3 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | 9.1. Рефлексия - Давайте вспомним, какова была тема урока? - Какие цели мы ставили перед собой? - Как вы думаете, мы достигли целей? - Кто сам смог найти решение всех задач? - Все ли вам было понятно? - На столах у Вас лежат солнышко и тучка! - Если во время урока вам было всё понятно, вы легко справлялись заданиями, то поднимите солнышко! Если же вам было трудно на уроке, то поднимите тучку. 9.2. Домашнее задание - Откройте дневники, запишите домашнее задание. - Раб. тет. стр.16 №2, 3, 4 - Спасибо за работу! Урок окончен. | - Компоненты вычитания - Научиться определять в выражениях компоненты вычитания. | Фронтальная | Л2; К1; К2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по математике 1 класс по теме: "Сложение и вычитание в пределах 10"
План -конспект урока по математике 1 класс "Сложение и вычитание в пределах 10. Повторение пройденного."...
План-конспект урока по математике во 2 классе с использованием ИКТ Тема: Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания
Форма проведения: математическое лотоЦели: 1) закреплять вычислительные навыки; умение решать задачи; 2) воспитывать внимательность; у...
План-конспект урока по математике во 2 классе (Л. Г. Петерсон): Сложение и вычитание двузначных чисел
План-конспект урока по математике во 2 классе (Л. Г. Петерсон)Учитель: Литвинцева И.Н.Школа: МБОУ “Тыарасинская СОШ”Тема: Сложение и вычитание двузначных чиселЦели урока: познакомить учащихся с ...
План-конспект урока по математике (Перспективная начальная школа) в 1, 4 классах малокомплектной школы по теме "Число и цифра 2", "Деление с остатком и вычитание".
Всю жизнь проработала в малокомплектной школе. Предлагаю вам план-конспект урока по математике в 1, 4 классах (УМК "Перспективная начальная школа)....
План-конспект урока по математике ( 1 класс) по теме : "Знакомство с компонентами вычитания"
Урок математики в 1 классе по теме "Знакомство с компонентами вычитания" .УМК "Развивающая система Занкова". Урок построен в соответствии со всеми требованиями ФГОС НОО....
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"
Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....