Открытый урок
учебно-методический материал по математике (3 класс)

Годунова Светлана Александровна

Таблица Пифагора 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_pifagor_3_klass.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока математики по теме "Таблица Пифагора.

Связь между компонентами умножения и деления". 3-й класс

Цель деятельности учителя: Способствовать развитию умений воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи  деления с числом 4, применять знание таблицы при решении задач и вычислении значений числовых выражений.

Тип урока:  Обобщение и систематизация знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: познакомятся с таблицей Пифагора, биографией и его вкладом в математику; научатся воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 4, применять знание данной таблицы при решении задач и вычислении значений числовых выражений.

Метапредметные:

овладеют умениями понимать учебную задачу урока, обобщать собственные представления,  отвечать на вопросы,

оценивать свои достижения на уроке, научатся слушать собеседника и вести диалог, пользоваться учебником.

Личностные: понимают универсальность математических законов.

Методы и формы обучения:

Методы: практический, словесный, наглядный.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование:  компьютер, экран,  проектор.

Основные понятия и термины: Таблица Пифагора, множитель, произведение.

  • УЗНАТЬ
  • ПОНЯТЬ
  • ПРИМЕНИТЬ

Сценарий урока.

1. Самоопределение к деятельности.

Мы сегодня не одни,                     
Гости на урок пришли. 
Повернитесь поскорей, 
Поприветствуйте гостей! 
Настроение у нас отличное,  (ученики хором)
А улыбки – дело привычное. 
Пожелаем друг другу добра, 
Ведь урок нам начинать пора.

-Ребята, я хочу начать урок с поучительного рассказа, который называется – притча.

Когда-то в одной древней школе, учитель принес на урок обычную мишень, ее он повесил на дерево и попросил своих учеников рассказать, что они видят.

- Ребята, что видите вы?

Дети отвечали по-разному: один увидел ствол дерева, к которому была прикреплена мишень; другой увидел птиц, летающих над этим деревом и.т.д

И только один ученик ответил, что он видит –цель. Учитель похвалил этого ученика за целеустремленность.

Я вам тоже желаю быть целеустремленными, видеть главное  и не отвлекаться на второстепенное.

2. Актуализация знаний.

Математический диктант на знание компонентов арифметических действий.

( случаи умножения и деления до 4-х)

Задачи:

В начале  каждого урока вы читаете  жужжащим чтением 3 минуты.

Посчитаем, сколько минут мы уделяем чтению художественной книги за 1 учебный день, если будем   читать на 3 уроках?  (9 мин в день)
А за 5 дней?  9 * 5=9+9+9+9+9=45мин  
Замените сложение умножением.
8+8+8=8∙2     

3+3+3+3=3∙4    

6+6+7=6 ∙ 3+1 или 6 ∙ 2+7

- Как называются числа при умножении? 
- Как найти неизвестный множитель
?  (нужно произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой)
- Действие, взаимообратное умножению…(деление) 
Какой месяц осени идёт?  
(Второй , середина осени – это золотая осень)  
Чем прекрасна данная пора?
(Чтение с доски  стихотворения  вместе)
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят…(А. К. Толстой)
- И у нас в классе листопад!

Поиграем в игру «Лови ошибку» (приём развития критического мышления)  (выражения  написаны на  листьях)

Дети выходят  к доске и убирают выражения с ошибками.

4∙5=20           16:2=8             72:8=9         9:3=2             

20:4=5           36:4=9             27:3=6        16:4=5
20:5=4           3∙8=24            3∙6=17         4∙7=27
5∙4=20            28:4=7

- Верное ли  выражение 121:11=11  (проблема)

3. Постановка учебной задачи.

- Сможем ли мы сейчас ответить на этот вопрос? Почему? Каких знаний нам не хватает?

- На этот вопрос в течение  урока найдем ответ.

- Найдите выражения, которые показывают  взаимосвязь умножения и деления.

- Для чего нужны взаимообратные действия?

4. Решение учебной задачи.

У детей на партах пустые таблицы.

- Как называется эта таблица? Таблица Пифагора.

- Вы знаете, кем был Пифагор?

Великий  древнегреческий учёный Пифагор,  жил в 6 веке до нашей эры. Известно, что родился на острове Самос, расположенном в Эгейском море.

У Пифагора была своя школа, числам  он придавал очень большое значение.

Пифагор разделили все числа на чётные и нечётные.

Задолго до Пифагора подобные таблицы с цифрами были обнаружены археологаими в Китае и Японии, а Пифагор собрал их в систему, и у него получилась, вот такая таблица. Таблица скрывает много замечательных закономерностей, поиск которых способен превратить изучение таблицы в увлекательное занятие.

-Ребята, что можете сказать про первый столбик этой таблицы?

- По какому принципу составлен числовой ряд?

- Как построена первая строка этой таблицы? По возрастанию, каждое следующее больше на единицу.

- Рассмотрим и заполним второй столбик этой таблицы.

( в одной коробке 2 шарика;

В двух по два шарика

В трех по три шарика и.т.д)

-Какая закономерность чисел отслеживается во втором столбике? Что можно еще сказать про эти числа, они – четные.
Кстати, числа на четные и нечетные тоже разделил Пифагор.

5. Организует проведение физкультминутки.  «Чётные, нечётные числа»

6. Первичное закрепление .

Рассмотрим структуру таблицы. Какую закономерность вы наблюдаете в каждой строке? В каждом столбце? (каждое следующее число больше предыдущего на 2 ед., 3 ед., 4 ед.)
Где в таблице спрятались множители? 
(в первом столбце и в первой строке)

Попробуем поработать в таблице. Я называю множители, а вы закрашиваете цветом квадрат произведения.

2х2, 3х3, 4х4, 5х5, 6х6,7х7, 8х8, 9х9

-Что теперь  можете сказать? Квадраты разделили таблицу на два одинаковых прямоугольника.

-Рассмотрим, на два мы таблицу уже знаем, на три-знаем, на четыре – знаем, на пять можете заполнить самостоятельно?

-Посчитайте сколько осталось незаполненных ячеек? (6!)

- Мы только начали изучать таблицу, а нам осталось выучить всего шесть примеров !!!

Работа по учебнику.  С.35, №2.  -  работа в парах
Как вы думаете, а можно ли расширить  таблицу вправо и вниз?

Конечно!!! До бесконечности, соблюдая единственное условие : каждое число –это произведение номера строки и номера столбца.

Решим проблему урока.

Составим числовой ряд с числом 11, 22, 33,

Верно равенство 11х11= 121.

7. Батл. Поединок.

В нескольких словах убедить в необходимости выучить таблицу умножения.

- в изучении школьных предметов

- в профессиональной деятельности ( инженер, плотник, столяр, продавец, учитель, строитель)

- в быту: расчет материалов для ремонта, оплата коммунальных услуг, расчет в магазине…

8. Работа над пройденным материалом

На 1 клетку

Кол-во клеток

Всего м

Одинаковое

2 к.

20 м

5 к.

?

№3, с. 35.
Учитель вместе с детьми записывает условие задачи в таблицу:

Решение примеров № 5, с. 35

задания по уровням на листах, с. 35, № 6)

– Ребята, вспомните, что за фигура – квадрат.

– Как же мы найдем периметр квадрата?

1 уровень: Найди периметр квадрата, длина стороны которого 5 см.

2 уровень: Найди периметр квадрата, длина стороны которого 6 дм.

3 уровень: Найди периметр квадрата, длина  стороны которого 7 мм.

 Это интересно!!!

В Российских школах значения таблицы Пифагора обычно доходят до 10×10, в других странах таблица может принимать значения до 12×12, н-р Великобритании, Индии.

9. Рефлексия. Отметки за работу на уроке.

- Какова была учебная задача урока?

- На что были направлены все задания? Для чего мы их выполняли?   

- Какое задание показалось интересным? Трудным? Почему было трудно? 

- Что нового вы узнали на уроке? 

- Оцените свою работу, используя фразеологизмы.

 Считать ворон – быть невнимательным, рассеянным. Палец о палец не ударил – ничего не сделал. Работать спустя рукава – не стараться, относиться безответственно.

Работать не покладая рук – стараться.

- Эти фразеологизмы вы можете найти в словаре фразеологизмов. 
Оцените свою работу на уроке.

Дополнительную интересующую вас  информацию о Пифагоре  и  тайнах таблицы вы можете найти на  сайте «Почемучка»  (сайт для детей и их родителей)  pochemu4ka.ru и на сайте frazbook.ru - словарь фразеологизмов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....