Открытый урок
учебно-методический материал по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
Разработка урока математики по теме "Таблица Пифагора.
Связь между компонентами умножения и деления". 3-й класс
Цель деятельности учителя: Способствовать развитию умений воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 4, применять знание таблицы при решении задач и вычислении значений числовых выражений.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: познакомятся с таблицей Пифагора, биографией и его вкладом в математику; научатся воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 4, применять знание данной таблицы при решении задач и вычислении значений числовых выражений.
Метапредметные:
овладеют умениями понимать учебную задачу урока, обобщать собственные представления, отвечать на вопросы,
оценивать свои достижения на уроке, научатся слушать собеседника и вести диалог, пользоваться учебником.
Личностные: понимают универсальность математических законов.
Методы и формы обучения:
Методы: практический, словесный, наглядный.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, экран, проектор.
Основные понятия и термины: Таблица Пифагора, множитель, произведение.
- УЗНАТЬ
- ПОНЯТЬ
- ПРИМЕНИТЬ
Сценарий урока.
1. Самоопределение к деятельности.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Настроение у нас отличное, (ученики хором)
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начинать пора.
-Ребята, я хочу начать урок с поучительного рассказа, который называется – притча.
Когда-то в одной древней школе, учитель принес на урок обычную мишень, ее он повесил на дерево и попросил своих учеников рассказать, что они видят.
- Ребята, что видите вы?
Дети отвечали по-разному: один увидел ствол дерева, к которому была прикреплена мишень; другой увидел птиц, летающих над этим деревом и.т.д
И только один ученик ответил, что он видит –цель. Учитель похвалил этого ученика за целеустремленность.
Я вам тоже желаю быть целеустремленными, видеть главное и не отвлекаться на второстепенное.
2. Актуализация знаний.
Математический диктант на знание компонентов арифметических действий.
( случаи умножения и деления до 4-х)
Задачи:
В начале каждого урока вы читаете жужжащим чтением 3 минуты.
Посчитаем, сколько минут мы уделяем чтению художественной книги за 1 учебный день, если будем читать на 3 уроках? (9 мин в день)
А за 5 дней? 9 * 5=9+9+9+9+9=45мин
Замените сложение умножением.
8+8+8=8∙2
3+3+3+3=3∙4
6+6+7=6 ∙ 3+1 или 6 ∙ 2+7
- Как называются числа при умножении?
- Как найти неизвестный множитель? (нужно произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой)
- Действие, взаимообратное умножению…(деление)
Какой месяц осени идёт? (Второй , середина осени – это золотая осень)
Чем прекрасна данная пора?
(Чтение с доски стихотворения вместе)
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят…(А. К. Толстой)
- И у нас в классе листопад!
Поиграем в игру «Лови ошибку» (приём развития критического мышления) (выражения написаны на листьях)
Дети выходят к доске и убирают выражения с ошибками.
4∙5=20 16:2=8 72:8=9 9:3=2
20:4=5 36:4=9 27:3=6 16:4=5
20:5=4 3∙8=24 3∙6=17 4∙7=27
5∙4=20 28:4=7
- Верное ли выражение 121:11=11 (проблема)
3. Постановка учебной задачи.
- Сможем ли мы сейчас ответить на этот вопрос? Почему? Каких знаний нам не хватает?
- На этот вопрос в течение урока найдем ответ.
- Найдите выражения, которые показывают взаимосвязь умножения и деления.
- Для чего нужны взаимообратные действия?
4. Решение учебной задачи.
У детей на партах пустые таблицы.
- Как называется эта таблица? Таблица Пифагора.
- Вы знаете, кем был Пифагор?
Великий древнегреческий учёный Пифагор, жил в 6 веке до нашей эры. Известно, что родился на острове Самос, расположенном в Эгейском море.
У Пифагора была своя школа, числам он придавал очень большое значение.
Пифагор разделили все числа на чётные и нечётные.
Задолго до Пифагора подобные таблицы с цифрами были обнаружены археологаими в Китае и Японии, а Пифагор собрал их в систему, и у него получилась, вот такая таблица. Таблица скрывает много замечательных закономерностей, поиск которых способен превратить изучение таблицы в увлекательное занятие.
-Ребята, что можете сказать про первый столбик этой таблицы?
- По какому принципу составлен числовой ряд?
- Как построена первая строка этой таблицы? По возрастанию, каждое следующее больше на единицу.
- Рассмотрим и заполним второй столбик этой таблицы.
( в одной коробке 2 шарика;
В двух по два шарика
В трех по три шарика и.т.д)
-Какая закономерность чисел отслеживается во втором столбике? Что можно еще сказать про эти числа, они – четные.
Кстати, числа на четные и нечетные тоже разделил Пифагор.
5. Организует проведение физкультминутки. «Чётные, нечётные числа»
6. Первичное закрепление .
Рассмотрим структуру таблицы. Какую закономерность вы наблюдаете в каждой строке? В каждом столбце? (каждое следующее число больше предыдущего на 2 ед., 3 ед., 4 ед.)
Где в таблице спрятались множители? (в первом столбце и в первой строке)
Попробуем поработать в таблице. Я называю множители, а вы закрашиваете цветом квадрат произведения.
2х2, 3х3, 4х4, 5х5, 6х6,7х7, 8х8, 9х9
-Что теперь можете сказать? Квадраты разделили таблицу на два одинаковых прямоугольника.
-Рассмотрим, на два мы таблицу уже знаем, на три-знаем, на четыре – знаем, на пять можете заполнить самостоятельно?
-Посчитайте сколько осталось незаполненных ячеек? (6!)
- Мы только начали изучать таблицу, а нам осталось выучить всего шесть примеров !!!
Работа по учебнику. С.35, №2. - работа в парах
Как вы думаете, а можно ли расширить таблицу вправо и вниз?
Конечно!!! До бесконечности, соблюдая единственное условие : каждое число –это произведение номера строки и номера столбца.
Решим проблему урока.
Составим числовой ряд с числом 11, 22, 33,
Верно равенство 11х11= 121.
7. Батл. Поединок.
В нескольких словах убедить в необходимости выучить таблицу умножения.
- в изучении школьных предметов
- в профессиональной деятельности ( инженер, плотник, столяр, продавец, учитель, строитель)
- в быту: расчет материалов для ремонта, оплата коммунальных услуг, расчет в магазине…
8. Работа над пройденным материалом
На 1 клетку | Кол-во клеток | Всего м |
Одинаковое | 2 к. | 20 м |
5 к. | ? |
№3, с. 35.
Учитель вместе с детьми записывает условие задачи в таблицу:
Решение примеров № 5, с. 35
задания по уровням на листах, с. 35, № 6)
– Ребята, вспомните, что за фигура – квадрат.
– Как же мы найдем периметр квадрата?
1 уровень: Найди периметр квадрата, длина стороны которого 5 см.
2 уровень: Найди периметр квадрата, длина стороны которого 6 дм.
3 уровень: Найди периметр квадрата, длина стороны которого 7 мм.
Это интересно!!!
В Российских школах значения таблицы Пифагора обычно доходят до 10×10, в других странах таблица может принимать значения до 12×12, н-р Великобритании, Индии.
9. Рефлексия. Отметки за работу на уроке.
- Какова была учебная задача урока?
- На что были направлены все задания? Для чего мы их выполняли?
- Какое задание показалось интересным? Трудным? Почему было трудно?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Оцените свою работу, используя фразеологизмы.
Считать ворон – быть невнимательным, рассеянным. Палец о палец не ударил – ничего не сделал. Работать спустя рукава – не стараться, относиться безответственно.
Работать не покладая рук – стараться.
- Эти фразеологизмы вы можете найти в словаре фразеологизмов.
Оцените свою работу на уроке.
Дополнительную интересующую вас информацию о Пифагоре и тайнах таблицы вы можете найти на сайте «Почемучка» (сайт для детей и их родителей) pochemu4ka.ru и на сайте frazbook.ru - словарь фразеологизмов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....