Математика 2-й класс "Приёмы умножения и деления на 10" (УМК "Школа России")
план-конспект урока по математике (2 класс)
Урок математики во 2 классе "Приёмы умножения и деления на 10" разработан по УМК "Школа России" (М. И. Моро)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_umnozheniya_i_deleniya_na_10.docx | 789.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Приемы умножения и деления на 10»
Тип урока: овладение новыми знаниями.
Цели: познакомить с приемами умножения и деления на 10.
Педагогические задачи: Совершенствовать вычислительные навыки, навыки устного счёта, умение решать задачи, развивать внимание и логическое мышление, дать первичное представление об умножении и делении числа на 10, продолжать формировать умения находить результат действия деления с помощью примера на умножение, развивать вычислительные навыки, продолжать работу над задачами.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД: умение правильно умножать и делить на число 10, знание названия компонентов умножения и деления, понимание сути переместительного закона умножения, умение выделять геометрические фигуры, применение формулы периметра квадрата.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: умение формулировать учебную задачу урока на основе соотнесения того ,что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке.
Познавательные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, умение выделять необходимую информацию, создавать алгоритм деятельности, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Коммуникативные: оказывать необходимую взаимопомощь, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать, слышать и понимать партнеров, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достаточно полно и четко выражать свои мысли.
Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, проявление самостоятельности, личной ответственности.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, фронтальная , работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, электронная доска, доска, карточки с заданием, магнитные доски, карта путешествия, сундучок с призами.
1.Организационный момент.
Прозвенел опять звонок,
Начинается урок.
Будем дружно мы считать:
И делить, и умножать.
- Ребята, сегодня у нас гости.
Поприветствуйте их. Будьте на уроке внимательны и активны.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в увлекательное морское путешествие и побудем командой моряков. С нами на борту присутствуют пассажиры. Только от нашей слаженной, дружной работы, зависит найдем ли мы сегодня клад.
2. Актуализация знаний
- Давайте вспомним правила поведения на корабле (Отвечаем по руке, задание дослушиваем до конца, сидим ровно прямо).
- Чтобы отправиться в путь нам нужно проложить курс корабля. Найдем значение данных математических выражений, показывая ответы на магнитных досках..
(Выводим картинку корабля на электронную доску).
- Ребята, что мы сейчас с вами делали? (Считали математические выражения, вспоминали название математических компонентов).
- Молодцы! Мы отправляем наш корабль в добрый путь!
3. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, а что вы заметили, работая с данными математическими выражениями? ( Мы заметили, что два выражения с одинаковыми числами и одинаковым результатом. Это 5*10 и 10*5).
Учитель записывает выражение на доске (5*10 … 10*5).
- Ребята, сравните это выражение. Какой знак мы поставим? (Равно.)
- Какое математическое свойство вы использовали для сравнения выражения?(Переместительное свойство умножения. От перестановки множителей результат умножения не изменяется).
Открываем тетради и пишем число , Классная работа.
- Вычислите значение этих выражений, заменяя умножение сложением ( Один ребенок работает у доски. 5* 10 = 5+5+5+5+5+5+5+5+5+5 = 50 и 10 * 5 = 10+10+10+10+10 = 50)
- Хорошо. Ребята, чтобы дальше отправиться в путь на нашем корабле, нам нужно составить по этим выражениям два примера на деление (50 : 10 = 5 и 50 : 5 = 10)
- А как вы нашли значение выражений? (Зная значение произведения чисел 5 и 10 можно найти их частное)
- Какое правило взаимосвязи компонентов и результата действия вам помогло?( Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель)
- На сегодняшнем уроке мы продолжим учиться выполнять умножение и деление чисел и познакомимся с новым приёмом.
А кто догадался, что это за приём? ( Приём умножения и деления на число 10)
- Ребята, что мы сейчас с вами делали? ( Сравнивали выражения, повторяли переместительное свойство умножения и деления).
- Молодцы, отправляемся далее в наше путешествие.
- Проверьте своё предположение, откройте с. 74 и прочитайте задачи урока.
- Прочитайте объяснение вычислительного приема рядом с красной чертой.
Ребята, какой вывод можно сделать?
- Что вы можете сказать о наших выводах и выводах в учебнике? ( От перестановки множителей результат умножения не изменяется. Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой ).
- Хорошо, что мы сейчас с вами сделали? (Убедились, что наши предположения правильны).
- Отправляемся дальше в наше увлекательное путешествие.
Игра «Да- нет» (это число 10)
- Что можно сказать о числе 10? (чётное, двузначное, круглое, 1 десяток, 0 ед., в числовом ряду стоит после числа 9, перед числом 11)
-Что в жизни бывает круглым? (Солнце, арбуз, мяч, часы, пуговица и т.п.)
-А в математике? (Круг, шар, числа)
-Какие числа называют круглыми? (Круглыми называют числа, оканчивающиеся на ноль).
-Назовите все круглые числа в числовом ряду до 100? (10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90).
- Молодцы, наш корабль плывет дальше.
5. Работа по учебнику.
- №1 стр.74 – фронтальная работа.
Составление таблицы. Дети устно поочередно читают примеры.
- Как связаны между собой четыре столбика примеров? ( При составлении 2 столбика используется переместительное свойство умножения, при составлении 3 и 4столбика – правило о том, что если значение произведения разделить на один множитель, то получится другой множитель).
10 * 2 = 20 | 2 * 10 = 20 | 20 : 2 = 10 | 20 : 10 = 2 |
10 * 3 = 30 | 3 * 10 = 30 | 30 : 3 = 10 | 30 : 10 = 3 |
10 * 4 = 40 | 4 * 10 = 40 | 40 : 4 = 10 | 40 : 10 = 4 |
10 * 5 = 50 | 5 * 10 = 50 | 50 : 5 = 10 | 50 : 10 = 5 |
10 * 6 = 60 | 6 * 10 = 60 | 60 : 6 = 10 | 60 : 10 = 6 |
10 * 7 = 70 | 7 * 10 = 70 | 70 : 7 = 10 | 70 : 10 = 7 |
10 * 8 = 80 | 8 * 10 = 80 | 80 : 8 = 10 | 80 : 10 = 8 |
10 * 9 = 90 | 9 * 10 = 90 | 90 : 9 = 10 | 90 : 10 = 9 |
10 * 10 = 100 | 10 * 10 = 100 | 100 : 10 = 10 | 100 : 10 = 10 |
- Ребята, какой вывод мы можем сделать об умножении и делении на 10?(Вывод : при умножении на 10 к числу справа дописывается 0
При делении на 10 у числа 0 убирается!)
Дети читают на электронной доске стихотворение-правило.
- Наш корабль доплыл до середины пути, продолжаем наш путь. Что мы сейчас делали? (Выявили правило умножения и деления на 10.)
6. Физминутка.
Как кораблик мы плывём,
Быстро вёслами гребём.
Повернули мы налево,
Посмотрели мы направо.
Покружились на волнах,
Покачались волнам в такт.
А теперь мы все на мели
И за парты тихо сели.
7. Закрепление изученного материала.
- Ребята, как называется кухня на корабле? (Камбуз)
- Как называют повара на корабле? (Кок)
- Кок приготовил нам пирожки, но (скажу вам по секрету) кок – это бывший пират и он не умеет считать. Нам ему необходимо помочь разложить пирожки. Читаем условие задачи на стр.74 № 3.
Задача №3.
- Прочитай задачу про себя.
- Прочитай вслух.
- Сколько пирожков раскладывал повар? (40)
- Как он их раскладывал? (Поровну).
- Что значит «поровну»? (На каждую тарелку одинаковое количество).
- Как будем раскладывать пирожки на 10 тарелок? (По 1 пирожку на каждую тарелку).
(Один ученик работает у доски. 10 магнитных тарелок закрепляем на доске, раскладываем пирожки (из бумаги) по тарелкам).
- Сколько пирожков оказалось на каждой тарелке? (1)
- Поровну разложили все 40 пирожков? (Нет).
- Уточните, как будем раскладывать пирожки? (До тех пор, пока все не закончатся).
- Сколько пирожков стало на каждой тарелке? (По 4 пирожка).
- Запишите решение задачи и ответ.
40:10=4 (п.)
Ответ: на каждой тарелке по 4 пирожка.
- Хорошо, наш корабль следует дальше. И перед нами разрушенный мост. Чтобы проплыть дальше, нам необходимо восстановить мост, решая примеры самостоятельно (Выводим картинку моста с примерами на электронную доску. Примеры из №5 с.74. Решаем в столбик. ( работа в парах) После выполнения задания проверка.) Проверяем работу у соседа.
74 – 58 = 16
46 + 37 = 83
83 – 29 = 54
64 + 36 = 100
- Молодцы! Корабль наш держит путь далее и мы с вами находим сундук с сокровищами. Чтобы открыть сундук нам надо узнать длину его стороны, зная уже периметр.
- Какую фигуру представляет сундук? (Квадрат)
- Что такое квадрат? (Прямоугольник, у которого все стороны равны)
- Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон)
- Как найти периметр квадрата? (Сложить длины всех сторон)
- Прочитайте задание №4 на стр.74.
- Какая формула периметра квадрата? (Р = а + а +а +а
Р = а * 4)
- Чему равен периметр квадрата по условию задачи? ( 20 см.)
- Подставьте это значение в равенство (а * 4 = 20.)
- Что у вас получилось? (Уравнение.)
- Решите уравнение и узнайте длину стороны этого квадрата.
а * 4 =20
а = 20:4
а =5
Ответ а = 5 см.
- Молодцы! Что мы сейчас делали? (Закрепляли изученный материал)
8. Рефлексия.
- Решение задания по компьютеру № 1
Работа в группах.
- Мы продолжаем наше путешествие и находим на острове бутылку с посланием. На листочках детям дается задание составить числовые выражения на деление.
- Составьте числовые выражения на деление.
1) 3, 30, 10 0, 50, 4, 10, 40 60, 6, 5
30 : 3 = 10
100 : 10 = 10
50 : 5 = 10
40 : 4 = 10
60 : 6 = 10
2) 90, 70, 7, 80,9 ,10, 100, 20, 8, 2
90 : 9 = 10
70 : 7 = 10
80 : 8 = 10
100 : 10 = 10
20 : 2 = 10
Фронтальная проверка.
9. Подведение итогов урока.
- Ребята, мы с вами возвращаемся домой из нашего увлекательного путешествия.
- Какую тайну математики вы сегодня открыли? Чему научились? Всем ли было легко? Какие трудности испытывали? (Мы освоили приемы умножения и деления на 10.)
-Какое правило использовали при умножении числа на 10? ( При умножении на 10 к числу справа дописывается 0.)
-Как находить результат при делении круглого числа на 10? (При делении на 10 у числа 0 убирается.)
- Молодцы! Вы были сегодня активны, внимательны, сообразительны, поэтому мы справились со всеми заданиями и нашли сундук с сокровищами. Спасибо вам за хорошую работу. Выставление отметок.
Кому на уроке было интересно , активно работал прикрепляем кораблики зелёного цвета, кто испытывал затруднения – жёлтые кораблики.
Выставление отметок.
10. Домашнее задание:
- Открываем наш бортовой журнал – дневник и записываем домашнее задание. Учебник – стр.74 № 6.
Сундучок с призами – шоколадные монеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика 2 класс "Приёмы умножения и деления на 10" УМК "Школа России"
Разработка открытого урока по математике во 2 классе по теме "Приёмы умножения и деления на 10".По учебнику М.И. Моро и др. ("Школа России")...
Методическая разработка урока математики на тему "Таблица умножения и деления с числом 7", 3 класс УМК "Школа России"
Тип урока: открытие новых знаний. Цели: составить таблицы умножения и деления с числом 7 и работать над её запоминанием; закреплять умение решать задачи изученных видов; развивать умение работать само...
Конспект урока математики "Контрольная работа. Табличное умножение и деление" (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: создание атмосферы для проверки у обучающихся вычислительных навыков, умения решать задачи на умножение и деление, сравнивать выражения, установление связь между компонентам...
Конспект урока по математике 2 класс. "Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения и деления на 2; знакомство учащихся с таблицей умножения числа 2 и составление табли...
Конспект урока по математике. Тема: "Приёмы устного умножения и деления" (УМК "Школа России", 3 класс).
Цели деятельности учителя: формирование приёмов устного умножения и деления; закрепление вычислительных навыков. Планируемые результаты Предметные: -знать прием устного умножения и деления; - уме...
Технологическая карта урока "Математика" на тему "Табличное умножение и деление" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: урок рефлексии Цель урока: закрепление табличных приемов умножения и деления, умения решать задачи на умножение и деление; обобщение различных способов вычислений. Зада...
Технологическая карта урока математики по теме «Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2». (УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с таблицей умножения числа и составление таблицы умножения на 2, пользуясь переместительным законом умноженияЗадачи урокаДид...