Планирование УМК "Школа России" 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Математика»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С. В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России», планируемых результатов начального общего образования, учебного плана на 2021-2022 учебный год и Положения о рабочей программе МБОУ «Нахабинская гимназия №4» и в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);
- приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
- приказа Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
- концепции развития математического образования, утвержденной распоряжением Правительства от 24.12.2013 № 2506-р;
- учебного плана начального общего образования, утвержденного приказом МБОУ «Нахабинская гимназия№4» от 31.08.2021 № 175 «О внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования»;
- рабочей программы воспитания МБОУ «Нахабинская гимназия №4»;
Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С. В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.-М.: Просвещение 2021г.
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников. Приказ Минпросвещения России от 20.05.2000г. №254 с изменениями, внесенными приказом №766 от 23.12.2020г.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования . Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение. Классификацию объектов. Устанавливать причинно-следственные связи. Закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин. Но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения предмета являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Общая характеристика предмета
Программа определяет ряд задач, решение которых направленно на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе владения несложными математическими методами познания окружающего мира;
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументированного обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознания универсальности математических способов познания мира.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Описание ценностных ориентиров описания предмета
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал. Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением. Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения).
Особое место занимают текстовые задачи. Система подбора задач обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения. Противопоставления задач, сходных в том или ином отношении. А также для рассмотрения взаимообратных задач.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи; моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения; составлять план решения; записывать решение; производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи; самостоятельно составлять задачи.
При решении задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности.
Предметное содержание программы направленно на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгебраического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления, которое послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики который является основой для формирования умения рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предложения.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умения работать в паре или группе.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями.
Результаты изучения предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- Осознание роли своей страны в мировом развитии. Уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду. К работе на результат.
Метапредметные результаты:
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, конструировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использовать различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать с материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты:
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
-Овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применение математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
-Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
К концу обучения в 4 классе ученик научится:
- Читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки больше, меньше, равно;
- Представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- Объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- Пользоваться изученной математической терминологией;
- Записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
- Находить числовые значения буквенных выражений вида а +3, 8 –r и т.д.
- Выполнять числовые вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- Выполнять вычисления с нулём;
- Выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа), проверку вычислений;
- Решать уравнения вида x + 60 = 320, 125 + x = 750, 2000 – x=1450 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
- Решать задачи в 1-3 действия;
- Находить длину отрезка, ломанной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- Находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- Узнавать время по часам;
- Выполнять арифметические действия с величинами ( сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
- Применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами;
- Строить заданный отрезок;
- Строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
К концу обучения в 4 классе ученик получит возможность научиться:
- Выделять признаки и свойства объектов;
- Выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
- Определять с помощью сравнения их характерные признаки;
- Формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
- Выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.;
- Развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;
- Осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок;
- Формировать умения читать и записывать числа, знания состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений;
- Формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений: табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
- Пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножение и деление многозначного числа на однозначное и двузначное числа;
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
Содержание программы
Тематическое планирование по математике для 4 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Внесены темы, обеспечивающие реализацию следующих приоритетов воспитания обучающихся НОО через изучение предмета математики:
- воспитание творческой деятельности учащихся;
- научить учащихся анализировать, сравнивать, конкретизировать и представлять образно величины и факты, относящиеся к экономическим явлениям, явлениям социальной и общественной жизни.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Повторение. | 15 | Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000. Совершенствовать вычислительные навыки, решать задачу разными способами; составлять задачи, обратные данной. Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. Находить значения числовых выражений со скобками и без них. Использовать переместительное свойство умножения. Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. |
2 | Числа, которые больше 1000. Нумерация. | 11 | Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать буквенные выражения. Анализировать свои действия и управлять ими. Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки. |
3 | Величины. | 18 | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения. Сравнивать значения площадей равных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними. Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. |
4 | Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. | 13 | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание) Определять, как связаны между собой числа при сложении. Находить неизвестное слагаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Выполнять вычисления и делать проверку. |
5 | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление. | 73 | Выполнять умножение, используя свойства умножения. Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. Находить значение буквенных выражений. Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. Записывать выражения и вычислять их значения. Объяснять, как выполнено умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Находить остаток при выполнении деления на однозначное число и проверять вычисления. Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять задачу по чертежу на одновременное встречное движение. Находить значение числовых выражений и проверять вычисления на калькуляторе. |
6 | Итоговое повторение. | 8 | Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Применять свои знания для выполнения итоговой работы. |
Итого | 138 |
Система оценки достижения планируемых результатов
Критерии оценивания.
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике, должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.
Объектом оценки предметных результатов служит способность выпускников начальной школы решать учебно- познавательные и учебно-практические задачи.
Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта.
Тематический контроль проводится в письменной форме. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
В конце года проводится комплексная проверочная работа на межпредметной основе.
Нормы оценок по математике
Оценка | Работа состоящая из примеров | Работа состоящая из задач | Комбинированная работа | Контрольный устный счёт |
«5» | - без ошибок | - без ошибок | - без ошибок | - без ошибок |
«4» | - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки | - 1-2 негрубых ошибки | - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче | - 1-2 ошибки |
«3» | - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки | - 1 грубая и 3-4 негрубых ошибки | - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным | - 3-4 ошибки |
«2» | - 4 и более грубых ошибки | - 2 и более грубых ошибки | - 4 грубые ошибки |
Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия); не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.
Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.
За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил орфографии и каллиграфии оценка снижается на один бал, но не ниже «3».
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
91-100% | Отлично |
76-90%% | Хорошо |
51-75%% | Удовлетворительно |
Менее 50% | Неудовлетворительно |
Описания места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение учебного предмета «Математика» в 4 классе выделяется 136 часов (4 часа в неделю). Рабочая программа составлена на 138 часов, с учётом рабочих суббот, праздничных и каникулярных дней в 2021-2022 учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематичесое планирование для 3 класса по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству и художественному труду для 3 класса (Т. Я. Шпикалова)....
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.
Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....
Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»
Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»...
Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России) и планированием для 1 класса
Предложена рабочая программа по русскому языку с приложением календарно-тематического планирования для 1 класса...
Рабочая программа по математике 1-4 классы (Школа России) с планированием для 1 класса
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (Школа России) с планированием на 1 класс
Программа окружающего мира и календарно-тематическое планирование на 1 класс...
Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1 - 4 классы УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 классы УМК "Школа России"...