Задачи на движение в одном направлении
план-конспект урока по математике (4 класс)

Урок по математике для 4 класса по теме "Задачи на движение в одном направлении" по УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_na_dvizhenie_v_odnom_napravlenii.docx71.2 КБ
Файл urok.pptx783.89 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

Программа: «Начальная школа XXI века»

Тема: Задачи на движение в одном направлении.

Цель урока: учить решать задачи на движение в одном направлении.

Планируемые результаты

Предметные: Анализировать характер движения, представленного в тексте арифметической задачи. Устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. Формировать способность к исследованию при решении задач на движение. Действовать по самостоятельно составленному плану (алгоритму) решения задачи. Объяснять ход решения задачи и удобный способ решение задачи на движение в одном направлении.

Метапредметные: Понимать и принимать учебную задачу, находить способы ее решения. Комментировать свои действия. Моделировать содержащиеся в тексте данные. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме и в соответствии с поставленными задачами. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.

Личностные : Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности . Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях. Развивать умение работать в паре, умение слушать и понимать других.

Ресурсы: Математика: 4класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва – 4-е изд., перераб.,- М.: Вентана-Граф, 2015

1.Орг. класса.

2.Актуализация.

А)«Чёрный ящик»

Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили,
Затем лопатками снабдили
И по реке гулять пустили

Очень, длинный и могучий
Он летит, пронзая тучи.
Громко в облаках ревёт,
Пассажиров он везёт.

Бежит, гудит.

В два глаза глядит,

Только красный глазок глянет –

Как вкопанный станет.

- Как эти объекты связаны с нашим уроком? (задачи на движение)

- Какие величины надо вспомнить? (Скорость, время, расстояние)

Карточка.

Соедините части формулы.  

S                S : V    

V               S  :  t

t                 V * t

- Проверьте. Слайд.

- Назовите все возможные единицы измерения скорости, времени, расстояния.

Б)Разминка. Слушают задание. В тетрадь записывают ответы.

  • До остановки автобус проехал 240 км за 3 часа. С какой скоростью двигался автобус? Выберите верный ответ.

Слайд.

100 км/с           80 м/ч            60 км/ч             80 км/ч

  • Выберите арифметическое действие, которое необходимо, чтобы ответить на вопрос задачи.

 Скорость пассажирского самолета 620 км/ч. Какое расстояние он пролетит за 5 часов?

Слайд.

           +                      -                   .                                :

  • Расстояние от школы до дома, где живёт Маша 400 м. Сколько времени нужно Марии, чтобы дойти до школы, если она идёт со скоростью 50 м / мин?

  • На участке дороги длиной 270 км стоит знак ограничения скорости до 80 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 3 часа?

А какие ещё задачи на движение умеете решать?

(задачи на движение в противоположном направлении,

задачи на движение в противоположном направлении  (встречное движение).

Слайд.

Составьте задачу, используя данные

60 км /ч

      (составляют схему, выражение – 2 способа, объясняют)      

 

3. Новый материал.

   Создание проблемной ситуации.

А ученики 4-А класса составили такую задачу:

Из села в город одновременно в одном направлении выехали автобус и машина. Автобус двигался со скоростью 60 км /ч, машина – со скоростью 85 км /ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 4 часа?

- Сравните условие этой задачи с теми, которые составили вы?

- Чем эта задача отличается? (Направлением движения)

- Определите тему урока. (Задачи на движение в одном направлении)

- Какую цель ставим?  (Научиться решать задачи на движение в одном направлении.)

- Какие задачи урока?

1) узнать, есть ли формула для решения данного вида задач;

2) составить план решения;

3) узнать, сколько способов решения.

Наблюдения за движущимися объектами.

Учебник с.25 № 1

Как будет изменяться расстояние между автобусом и машиной при движении в одном направлении с постоянной скоростью.

- Почему машина перегнала автобус?

- Увеличивается или уменьшается расстояние между ними каждый час?

- На сколько километров автобус отстал от машины за 1 час?

Заполняют таблицу (фронтально, в паре или группе) ?

t ч

1

2

3

4

S км

- На сколько километров автобус отстал от машины за 2 ч, если их скорости не изменятся?

- На сколько километров автобус отстал от машины за 3 ч, если их скорости не изменятся?

- На каком расстоянии друг от друга они будут через 4 часа после начала движения?

Решение задачи двумя способами.

1 способ

- Что известно об автобусе? (Скорость и время движения)

- Что известно о машине? (Скорость и время движения)

- Прочитайте вопрос задачи. Что надо узнать?

V

t

S

Авт.        60 км /ч

4 ч.

? км           на ? км

М.            85 км /ч

4 ч.

? км  

(Решают задачу в паре) .

-Соответствует ли ответ результатам нашего наблюдения?

Слайд.

t ч

1

2

3

4

S км

25

50

75

100

Проверка решения с объяснением.

2 способ

- А можно по-другому решить данную задачу?

Составляем схему

60 км /ч

85 км /ч

                                                                    t = 4ч

- Вернёмся к результатам нашего наблюдения.

- Как двигались объекты? (Одновременно, в одном направлении)

- С какой постоянной скоростью двигался автобус? А машина?

- На сколько км каждый час удалялся автомобиль? (25 км)

- Как  записать при помощи действия? (85-60=25 км/ч)

- Как называется эта величина? (скорость удаления)

- А сколько времени объекты были в пути? (4ч)

- Что мы сможем узнать, если знаем скорость удаления и время? (Расстояние, которое будет между ними через 4 ч)

- Как?

- Ответили ли мы на вопрос задачи?

- Сколько есть способов решения задач данного вида? (Два способа)

- Какой способ является рациональным?

Составление плана решения задачи данного вида

(в группе, на листке, используют формулы)

1-способ

1) V1 *  t = S1

2) V2 *  t =S2

3) Sб  - Sм = S          

2-способ

1)Vб – Vм = Vуд           

2) Vуд *  t = S

- Как называется расстояние, при котором объекты удаляются за единицу времени?

- Как найти скорость удаления при движении объектов в одном направлении?

4. Домашнее задание.

Учебник с.25 №2.

- Используя составленный план решения, решите задачу рациональным способом. (Если успеем, разберём задачу устно)

5. Итог урока

- Какая была тема урока? (Решение задач на одновременное движение двух объектов в одном направлении)

- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

- Зачем нам нужны умения решать задачи на движение?  

(уметь спланировать  время,  рассчитать  скорость движения,  чтобы не было аварий, и т.д.)  

 6. Рефлексия

- Я сегодня узнал…

- Я сегодня научился…

- Мне было трудно…

- Могу похвалить себя за то, что …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

S S V V V t t S t . : :

Слайд 4

100 км/ c 80 м/ч 6 0 км/ч 80 км/ч

Слайд 5

Выберите арифметическое действие. + - . :

Слайд 6

400 м 50 м/мин 400 : 50 = 8 мин

Слайд 9

85 км/ч 60 км/ч 4 ч

Слайд 11

Из села в город выехали автобус и машина. Автобус двигался со скоростью 60 км /ч, а машина – со скоростью 85 км /ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 4 часа? одном направлении одновременно в

Слайд 13

Задачи на движение в одном направлении

Слайд 14

Цель: Научиться решать задачи на движение в одном направлении

Слайд 15

Задачи: узнать , сколько способов решения; узнать, есть ли формула для решения данного вида задач ; 3) составить план решения.

Слайд 17

t ч 1 2 3 4 S км 25 50 75 100

Слайд 19

Из села в город выехали автобус и машина. Автобус двигался со скоростью 60 км /ч, а машина – со скоростью 85 км /ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 4 часа? одном направлении одновременно в

Слайд 21

V б. - V м. = V уд.

Слайд 22

Задачи на движение в одном направлении

Слайд 23

Задачи: узнать , сколько способов решения; узнать, есть ли формула для решения данного вида задач ; 3) составить план решения.

Слайд 24

Цель: Научиться решать задачи на движение в одном направлении

Слайд 25

?

Слайд 26

- Я сегодня узнал… - Я сегодня научился… - Мне было трудно… - Могу похвалить себя за то, что … - Я могу объяснить решение такой задачи в соседнем классе.

Слайд 27

Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи на движение в одном направлении

Дорогие ребята! Для тренировки предлагаю вам подборку задач на движение в одном направлении. Помните: задачи на движение решаются при помощи чертежа. Важно помнить формулы: S(расстояние, путь), V (ско...

Математика 3 класс, тема: "Задачи на движение в одном направлении с отставанием"

Самоанализ урока математики в 4  классе лицея №12 г.Лениногорска Республики Татарстан на тему: Задачи на движение в одном направлении.  Учитель: Сунгатуллина Эльвира Рашитовна.На этом ...

Проблемный метод обучения. Урок математики в 4-м классе по теме: "Задачи на движение в одном направлении"

Цель:1. Формирование программных знаний и умений при переходе от продуктивного на творческий уровень2. Развитие познавательного интереса, умения переносить знания в новые условия3. Учить обобщать, дел...

Конспект урока "Решение задач на движение в одном направлении"

Конспект урока "Решение задач на движение в одном направлении" составлен в соответствии с программой УМК "Школа России"...

Карточки с задачами на движение в одном направлении

Решегие задач на движение в одном направлении и др.Карточки для самостоятельной работы....

Задачи на движение в одном направление

Карточки-задачи на движение. Математика, 4 класс...

Конспект урока математики в 4 классе. Решение задач на движение в одном направлении.

Конспект урока по математике 4 кл. Решение задач на движение в одном направлении....