Старинные меры длины
план-конспект по математике

Максакова Диана Алексеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starinnye_mery_dliny.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 пробного внеклассного занятия математики

ТЕМА:

«Старинные меры длины»

Цель занятия: создать условия для закрепления темы старинные меры длины; дать представление об их использовании для измерения длин предметов на практике

Задачи обучения.

  • Личностные:

-создать комфортные условия для работы в классе;

-создать условия для развития познавательной мотивации, наблюдательности;

-создать условия для развития мышления, внимания, умения высказывать свои мысли.

  • Метапредметные:
  1. регулятивные:

-совершенствование умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-совершенствование умения выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

  1. познавательные:
  • общеучебные:

-совершенствование умения строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-совершенствование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

-совершенствование умения контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

  • логические:

-организовать деятельность использовать  приобретённые  знания  и  умения  для  измерения  длины  предмета  в практической деятельности;

-совершенствовать умение переводить и сравнивать старинные русские единицы мер в современную систему мер.

  • постановки и решения проблемы:

-организовать деятельность для закрепления темы старинные меры длины.

3.  коммуникативные:

-содействовать использовать речь для регуляции своего действия;

-содействовать адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  • Предметные:

-сопутствовать совершенствованию навыка формулировать тему занятия;

-организовать деятельность по формированию переводить и сравнивать старинные русские единицы мер в современную систему мер.

Составила студентка 332  группы

Максакова Диана Алексеевна

Класс: 3

Дата проведения занятия: 18.03.2021

ФИО преподавателя-консультанта:

Бизайне Анна Александровна

Допущена к проведению занятия:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)


Оборудование.

  • у учителя: конспект, проектор.

  • у учащихся: карточки.

Библиографический список:

  1.  Смолянинова Н.И.  Подборка стихотворений для орг. момента на уроке, 2020.
  2. Физкультминутки для начальной школы
  3. История старинных мер длины.

Оформление доски

Оформление работы учащихся

(образец-вставка на клетчатой разлиновке)

ХОД  ЗАНЯТИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся  к учебной деятельности посредством приёма: рифмованное начало занятия

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наше занятие начнем.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Диана Алексеевна, сегодня я проведу у вас занятие по математике.

Приветствие.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные:

-создать комфортные условия для работы в классе;

-создать условия для развития познавательной мотивации, наблюдательности;

-создать условия для развития мышления, внимания, умения высказывать свои мысли.

  1. Актуализация знаний и умений учащихся.

Цель. Подготовить учащихся к усвоению темы занятия.

Можно измерять шагами.
Можно измерять локтями.
И линейкою, и веткой,
Сантиметром и рулеткой.
Папа говорил мне так:
- Пусть нашей мерой будет шаг.
Шаг муравьишки - миллиметр.
Шаг у людей - примерно метр...
- А километр? - воскликнул я.
Отец сказал: - Ну, что ж,
Стань великаном и, шутя,
На километр шагнёшь.

- Назовите меры длины, которые вы услышали в стихотворении.

Отвечают на вопрос учителя:

миллиметр, метр, километр.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

-сопутствовать совершенствованию навыка формулировать тему занятия.

Метапредметные:

познавательные:

-совершенствование умения строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Наши предки не имели

Ни линейки, ни рулетки.

Но могли предмет любой

Измерять самим собой.

- В далекие, старинные времена, люди производили измерения длины по-другому.  Можете предположить, как будет называться тема, нашего занятия?

Тема занятия: «Старинные меры длины»

- Посмотрите на слайд, тема нашего занятия: «Старинные меры длины»

-Значит, какова цель, нашего занятия? За ваши правильные ответы, в течение занятия, я буду выдавать вам жетоны. В конце урока подсчитаем, кто смог набрать, наибольшее количество жетонов.

-У меня в руках, есть клубочек ниток, нам необходимо измерить его длину. Будем работать в парах. Какие правила работы в парах знаем? Возьмите линейку и сделайте измерение. Какая длина получилась?

-Хорошо, а теперь, нам необходимо, измерить длину ниток, при помощи старинных мер длины. Сможем это сделать?

-Почему?

-Чуть позже, на занятии, мы с вами обязательно узнаем, как же измерить длину ниток, в этом клубочке!

Вспомнить, как раньше,  люди определяли меры длины.

Называют правила работы в парах

… см

Нет

Мы пока не знаем, как раньше делали измерения длины.

  1. Основная часть занятия

Цель. Организовать работу по теме занятия.

Задание 1

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные:

-создать условия для развития познавательной мотивации, наблюдательности;

-создать условия для развития мышления, внимания, умения высказывать свои мысли.

Метапредметные:

коммуникативные:

-содействовать использовать речь для регуляции своего действия.

познавательные:

-организовать деятельность использовать  приобретённые  знания  и  умения  для  измерения  длины  предмета  в практической деятельности;

На доске иллюстрация «Древняя Русь»

- Ребята, представьте, что мы оказались на просторах Древней Руси, где измерения проводили другими способами. Вспомните, какими видами труда, раньше занимались люди?

- Единиц измерения ещё не было. Как же поступали наши предки, сейчас, мы с вами узнаем, послушав сообщение Лилианы, которое, она подготовила дома.

Пахали землю, ткали, пряли, шили, мастерили.

Ученик читает сообщение, остальные слушают.

С древности, мерой длины всегда был сам человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.

С древних времен люди  предлагали разные способы измерения длины. В старину на Руси длину предметов измеряли вот так:

Аршин- равен длине руки – от основания плеча до кончика вытянутого среднего пальца, примерно 72см

Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки, что составляло примерно   45 см.

Сажень-расстояние между концами пальцев распростертых рук, ее длина - 3 аршина или 213 см.

Вершок - определялся длиной двух фаланг указательного пальца, а это приблизительно 4см 5 мм

Дюйм- мерка, первоначально равная длине фаланги большого пальца, что составляет примерно 2 см 5 мм.

Пядь

Малая пядь - расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев, примерно 19 см.

Великая пядь - расстоянию между концами большого пальца и мизинца, примерно 23 см.

Ладонь – ширина 4-х пальцев, примерно 10 см.

- Спасибо, Лилиана, за подготовленное сообщение, ты получаешь один жетон.

- Посмотрите на слайд, как называется, эта сказка? Кто автор?

«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин

-  Помните, как в произведении «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» Вот напряли они ниток, а как же измерить, сколько у них их получилось, ведь линейки-то у них нет?

Измерить локтём.

- Раньше, длину ниток и ткани, мерили локтями. У нас с вами, есть линейка, и мы уже узнали, что по современным меркам, длина ниток, составила … см, а теперь, давайте попробуем измерить длину при помощи локтей.

Измеряют длину локтями.

- Итак, какая длина ниток, у вас получилось?

Отвечают.

- Теперь мы узнали, какова длина ниток?

Да

- Молодцы! Давайте подумаем с вами, от какого слова, произошло слово пядь? Какие у вас предположения?

На самом деле, название происходит от древнерусского слова «пясть», т.е. кулак или кисть руки.

Попробуем измерить длину своей парты великой пядью.

- Сколько получилось? Хорошо.

Отвечают

Меряют длину парты.

- От какого же слова, произошло название «сажень»? Об этом нам расскажет Даяна.

- Спасибо, ты получаешь жетон, а мы с вами узнали, что «сажень» происходит от слова «сягать». А теперь, давайте измерим длину классной доски саженями. Даяна и Лилиана, выходите к доске.

Сажень – встречается с 11 века. Название от слова «сягать», т.е. доставать до чего – либо. Отсюда слово «недосягаемый» - о месте, куда невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить.

Меряют длину доски.

- Сколько получилось?

Отвечают.

- Присаживайтесь. Ребята, а когда люди меряют, таким способом, у всех ли длина одних и тех же предметов будет одинаковой?

- Почему?

Нет.

Высказывают предположения.

Задание 2

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

-организовать деятельность по формированию переводить и сравнивать старинные русские единицы мер в современную систему мер.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД.

 Личностные:

-создать условия для развития познавательной мотивации, наблюдательности;

-создать условия для развития мышления, внимания, умения высказывать свои мысли.

Метапредметные:

регулятивные:

-совершенствование умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-совершенствование умения выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

познавательные:

-совершенствование умения строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-совершенствование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

-совершенствование умения контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

-организовать деятельность использовать  приобретённые  знания  и  умения  для  измерения  длины  предмета  в практической деятельности;

-совершенствовать умение переводить и сравнивать старинные русские единицы мер в современную систему мер.

- Поработаем в группах. Какие правила работы в группах знаем? На столах у вас лежит карточка, где старинные меры переведены в современные. Я раздаю вам задание с инструкцией о выполнении. Давайте посмотрим. В первом задании, вам необходимо прочитать загадку и написать, о какой сказке идет речь.

Задание 2. Прочитайте и выполните перевод,

используя карточку мер, которая у вас лежит на столах.

Задание 3. Название сказок вам уже дано, прочитайте отрывок  и выполните перевод, используя карточку мер.

Выберите капитана своей команды, сверху, на карточке, подпишите название своей команды.

Покажите готовность, кто уже выполнил задание.

Повторяют правила работы в группах

Физминутка

Перед тем, как приступить к проверке заданий,

предлагаю отдохнуть, выполним физминутку. Встаньте так, чтобы никому не мешать.

Вдох и выдох!

Раз – присели!

Два – привстали!

Три – нагнулись!

Прямо встали.

Влево, вправо повернулись.

Сели, встали, сели, встали,
И друг друга не задели.

И за парту снова сели.

Выполняют физминутку.

-Итак, команда «1» закончила работу первыми, капитан команды, выходи к доске, зачитывай задания и ответы, которые у вас получились.

Задание 1. Отгадайте загадку и запишите ответ

Появилась девочка

В чашечке цветка.

И была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Та девочка спала,

И маленькую ласточку

От холода спасла. О какой сказке идет речь?

Задание 2.

1)Сказка Ханса Кристиана Андерсена рассказывает о приключениях маленькой девочки, ростом в один дюйм, а это сколько сантиметров?

2)Размер кроватки Дюймовочки, 4 с половиной сантиметра, какой старинной величине, оно соответствует?

3)Полевая Мышка, замеряла свои запасы ниток, длина ниток, составила 4 локтя. Сколько же это будет сантиметров?

Задание 3.  В сказке «О царе Салтане» А.С. Пушкина о царе Гвидоне сказано:  «сына Бог им дал  аршин».

Сколько же это сантиметров?

А сколько метров?

-Спасибо, ваша команда, выполнила все задания верно, вы получаете, 3 жетона, за 3 верно выполненных задания.

Команда «2», пожалуйста.

Задание 1. Отгадайте загадку и запишите ответ

Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,        

Удивительный конёк

По прозванью Горбунок.

Конь ретивый, долгогривый.

Скачет полем, скачет нивой.

Конь росточком малый,

Но зато удалый. О какой сказке, идет речь? Запишите название

Задание 2. Прочитайте и выполните перевод,

используя карточку мер

1)Однажды, читая сказку» Петра Ершова, я встретила такие слова: Да еще рожу конька. Ростом только в три вершка.

Сколько это сантиметров?

2) А сколько миллиметров?

Задание 3. Прочитайте и выполните перевод,

используя карточку мер

«Сказка про козла» С.Я. Маршака:

Эй, не плачьте, баба с дедом!

Накормлю я вас обедом,

Испеку пирог грибной.

В два аршина шириной!

Два аршина, сколько, это получится сантиметров?

А козленок наш, увлекся, и испек еще один пирог, длиной 3,6 м, сколько же это аршинов?

-Спасибо, ваша команда, выполнила все задания верно, вы получаете, 3 жетона.

- Молодцы! Вы были очень внимательными и хорошо поработали в группах.

«Дюймовочка»

2,5 см

Вершку

180 см

72 см

0,72 м

Конек-Горбунок

13,5 см

135 мм

144 см

5 аршинов

- Также, в группах, я предлагаю решить вам задачу на карточке. Даяна, прочитай, пожалуйста. Та команда, которая решит задачу быстрее всех и решит её верно, получит жетон.

- Вторая команда, пожалуйста. Молодцы! Ваша команда получает жетон.

-Поднимите руку, кто решил по-другому? У кого получился другой ответ? Правильный ответ: 64 вершка длина второй клумбы.

Первая клумба в длину 2 аршина. Вторая - в два раза длиннее. Выразите длину второй клумбы в вершках.

Решение. 

1)2*2=4(ар) -длина второй клумбы

2)72:4,5=16(вер) -в одном аршине

3)4*16=64(вер)

Ответ: 64 вершка длина второй клумбы.

- Какой же вывод мы можем сделать? Как удобнее измерять, современными или старинными мерами длины? Почему?

Молодцы! Для того, чтобы закрепить знания по мерам длины, выполним небольшой тест.

1.Выбери старинную меру длины

а) метр

б) рука

в) локоть

3. Выбери старинный инструмент измерения длины:

а) сердце

б) руки

с) голова

2.Вставь старинную меру длины в пословицу:

«Семи … во лбу»

а) пядей

б) дюймов

с) метров

4. Выбери самую маленькую меру длины:

а) вершок

б) аршин

в) локоть

- Давайте проверим, что у вас получилось. Арина, зачитай, пожалуйста, что у тебя получилось. Поднимите руку, у кого получилось, как у Арины? Поднимите руку, у кого получилось по-другому?

Формулируют вывод.

  1. Локоть
  2. Пядей
  3. Руки
  4. Вершок

Один ученик зачитывает ответы, остальные проверяют.

  1. Рефлексия учебной деятельности на занятии.

Цель. Организовать рефлексию  и  самооценку  учениками  собственной учебной деятельности.

Примерный план этапа:

  1. фиксирование содержания;
  2. соотнесение  цели  учебной  деятельности  и  ее  результата (фронтально, индивидуально);
  3. планирование цели дальнейшей деятельности.

- Наше занятие подошло к концу. Какая была тема занятия?

Старинные меры длины

Метапредметные:

регулятивные:

-совершенствование умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-совершенствование умения выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

познавательные:

-совершенствование умения строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-совершенствование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

-совершенствование умения контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

- Какова была цель?

Вспомнить, как раньше,  люди определяли меры длины

- Добились мы этой цели? Почему?

Ответ детей.

- Посчитайте, сколько жетонов, вы получили в своей команде. Первая команда, получает грамоту победителей, молодцы! Вторая команда, получает грамоту участников.

- Оцените свою работу на занятии. Выберите одну фразу и продолжите её:

Мне было интересно…

Сегодня на занятии я повторил (повторила)…

Сегодня на занятии я научился (научилась)…

Я понял (а), что…

Больше всего, мне понравилось…

Мы сегодня разобрались…

Оценивают свою работу.

- Наше занятие окончено. До свидания.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 4 класс. Проектная работа "Старинные меры длины"

Автор: Кирица Ирина Руководитель: Рожкова Александра Анатольевна В этой творческой работе рассказывается о старинных мерах длины и их использовании в быту....

"Старинные меры длины"

Интегрированный урок ...

Внеклассное занятие по математике "Старинные меры длины" 3 класс.

Цель внеклассного занятия - знакомство со старинными мерами длины (шаг, локоть, сажень, косая сажень, пядь). Технологии: групповая, игровая, проектная, личностно-ориентированного обучения....

Презентация "Старинные меры длины"

Составленный проект был показан в рамках Недели математики, проводимой в нашей школе....

Презентация по математике на тему "Старинные меры длины" 2 класс УМК "Перспектива"

Данная презентация создана для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Перспектива" (авторы учебника: Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.)Тема урока: Старинные меры длины.Проблема: Как измерять длину предмета...

План - конспект открытого урока по математике "Старинные меры длины", 2 класс, "Перспектива".

Тема урокаСтаринные меры длины.Тип урокаурок  открытия новых знаний,  урок - исследованиеЦельпознакомить учащихся со старинными мерами длины (шаг, локоть, сажень, косая саж...