Старинные меры длины
план-конспект по математике
Предварительный просмотр:
Технологическая карта пробного внеклассного занятия математики ТЕМА: «Старинные меры длины» | Цель занятия: создать условия для закрепления темы старинные меры длины; дать представление об их использовании для измерения длин предметов на практике Задачи обучения.
-создать комфортные условия для работы в классе; -создать условия для развития познавательной мотивации, наблюдательности; -создать условия для развития мышления, внимания, умения высказывать свои мысли.
-совершенствование умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем; -совершенствование умения выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
-совершенствование умения строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -совершенствование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; -совершенствование умения контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
-организовать деятельность использовать приобретённые знания и умения для измерения длины предмета в практической деятельности; -совершенствовать умение переводить и сравнивать старинные русские единицы мер в современную систему мер.
-организовать деятельность для закрепления темы старинные меры длины. 3. коммуникативные: -содействовать использовать речь для регуляции своего действия; -содействовать адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
-сопутствовать совершенствованию навыка формулировать тему занятия; -организовать деятельность по формированию переводить и сравнивать старинные русские единицы мер в современную систему мер. | |
Составила студентка 332 группы Максакова Диана Алексеевна Класс: 3 Дата проведения занятия: 18.03.2021 ФИО преподавателя-консультанта: Бизайне Анна Александровна Допущена к проведению занятия: ____________________, дата ________ (подпись преподавателя) |
ХОД ЗАНЯТИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ | ||||
Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством приёма: рифмованное начало занятия | ||||||
Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем И наше занятие начнем. - Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Диана Алексеевна, сегодня я проведу у вас занятие по математике. | Приветствие. | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: -создать комфортные условия для работы в классе; -создать условия для развития познавательной мотивации, наблюдательности; -создать условия для развития мышления, внимания, умения высказывать свои мысли. | ||||
Цель. Подготовить учащихся к усвоению темы занятия. | ||||||
Можно измерять шагами. - Назовите меры длины, которые вы услышали в стихотворении. | Отвечают на вопрос учителя: миллиметр, метр, километр. | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: -сопутствовать совершенствованию навыка формулировать тему занятия. Метапредметные: познавательные: -совершенствование умения строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | ||||
Наши предки не имели Ни линейки, ни рулетки. Но могли предмет любой Измерять самим собой. - В далекие, старинные времена, люди производили измерения длины по-другому. Можете предположить, как будет называться тема, нашего занятия? | Тема занятия: «Старинные меры длины» | |||||
- Посмотрите на слайд, тема нашего занятия: «Старинные меры длины» -Значит, какова цель, нашего занятия? За ваши правильные ответы, в течение занятия, я буду выдавать вам жетоны. В конце урока подсчитаем, кто смог набрать, наибольшее количество жетонов. -У меня в руках, есть клубочек ниток, нам необходимо измерить его длину. Будем работать в парах. Какие правила работы в парах знаем? Возьмите линейку и сделайте измерение. Какая длина получилась? -Хорошо, а теперь, нам необходимо, измерить длину ниток, при помощи старинных мер длины. Сможем это сделать? -Почему? -Чуть позже, на занятии, мы с вами обязательно узнаем, как же измерить длину ниток, в этом клубочке! | Вспомнить, как раньше, люди определяли меры длины. Называют правила работы в парах … см Нет Мы пока не знаем, как раньше делали измерения длины. | |||||
Цель. Организовать работу по теме занятия. | ||||||
Задание 1 | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: -создать условия для развития познавательной мотивации, наблюдательности; -создать условия для развития мышления, внимания, умения высказывать свои мысли. Метапредметные: коммуникативные: -содействовать использовать речь для регуляции своего действия. познавательные: -организовать деятельность использовать приобретённые знания и умения для измерения длины предмета в практической деятельности; | |||||
На доске иллюстрация «Древняя Русь» - Ребята, представьте, что мы оказались на просторах Древней Руси, где измерения проводили другими способами. Вспомните, какими видами труда, раньше занимались люди? - Единиц измерения ещё не было. Как же поступали наши предки, сейчас, мы с вами узнаем, послушав сообщение Лилианы, которое, она подготовила дома. | Пахали землю, ткали, пряли, шили, мастерили. Ученик читает сообщение, остальные слушают. С древности, мерой длины всегда был сам человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. С древних времен люди предлагали разные способы измерения длины. В старину на Руси длину предметов измеряли вот так: Аршин- равен длине руки – от основания плеча до кончика вытянутого среднего пальца, примерно 72см Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки, что составляло примерно 45 см. Сажень-расстояние между концами пальцев распростертых рук, ее длина - 3 аршина или 213 см. Вершок - определялся длиной двух фаланг указательного пальца, а это приблизительно 4см 5 мм Дюйм- мерка, первоначально равная длине фаланги большого пальца, что составляет примерно 2 см 5 мм. Пядь Малая пядь - расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев, примерно 19 см. Великая пядь - расстоянию между концами большого пальца и мизинца, примерно 23 см. Ладонь – ширина 4-х пальцев, примерно 10 см. | |||||
- Спасибо, Лилиана, за подготовленное сообщение, ты получаешь один жетон. | ||||||
- Посмотрите на слайд, как называется, эта сказка? Кто автор? | «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин | |||||
- Помните, как в произведении «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» Вот напряли они ниток, а как же измерить, сколько у них их получилось, ведь линейки-то у них нет? | Измерить локтём. | |||||
- Раньше, длину ниток и ткани, мерили локтями. У нас с вами, есть линейка, и мы уже узнали, что по современным меркам, длина ниток, составила … см, а теперь, давайте попробуем измерить длину при помощи локтей. | Измеряют длину локтями. | |||||
- Итак, какая длина ниток, у вас получилось? | Отвечают. | |||||
- Теперь мы узнали, какова длина ниток? | Да | |||||
- Молодцы! Давайте подумаем с вами, от какого слова, произошло слово пядь? Какие у вас предположения? На самом деле, название происходит от древнерусского слова «пясть», т.е. кулак или кисть руки. Попробуем измерить длину своей парты великой пядью. - Сколько получилось? Хорошо. | Отвечают Меряют длину парты. | |||||
- От какого же слова, произошло название «сажень»? Об этом нам расскажет Даяна. - Спасибо, ты получаешь жетон, а мы с вами узнали, что «сажень» происходит от слова «сягать». А теперь, давайте измерим длину классной доски саженями. Даяна и Лилиана, выходите к доске. | Сажень – встречается с 11 века. Название от слова «сягать», т.е. доставать до чего – либо. Отсюда слово «недосягаемый» - о месте, куда невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить. Меряют длину доски. | |||||
- Сколько получилось? | Отвечают. | |||||
- Присаживайтесь. Ребята, а когда люди меряют, таким способом, у всех ли длина одних и тех же предметов будет одинаковой? - Почему? | Нет. Высказывают предположения. | |||||
Задание 2 | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: -организовать деятельность по формированию переводить и сравнивать старинные русские единицы мер в современную систему мер. ФОРМИРУЕМЫЕ УУД. Личностные: -создать условия для развития познавательной мотивации, наблюдательности; -создать условия для развития мышления, внимания, умения высказывать свои мысли. Метапредметные: регулятивные: -совершенствование умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем; -совершенствование умения выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. познавательные: -совершенствование умения строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -совершенствование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; -совершенствование умения контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. -организовать деятельность использовать приобретённые знания и умения для измерения длины предмета в практической деятельности; -совершенствовать умение переводить и сравнивать старинные русские единицы мер в современную систему мер. | |||||
- Поработаем в группах. Какие правила работы в группах знаем? На столах у вас лежит карточка, где старинные меры переведены в современные. Я раздаю вам задание с инструкцией о выполнении. Давайте посмотрим. В первом задании, вам необходимо прочитать загадку и написать, о какой сказке идет речь. Задание 2. Прочитайте и выполните перевод, используя карточку мер, которая у вас лежит на столах. Задание 3. Название сказок вам уже дано, прочитайте отрывок и выполните перевод, используя карточку мер. Выберите капитана своей команды, сверху, на карточке, подпишите название своей команды. Покажите готовность, кто уже выполнил задание. | Повторяют правила работы в группах | |||||
Физминутка | ||||||
Перед тем, как приступить к проверке заданий, предлагаю отдохнуть, выполним физминутку. Встаньте так, чтобы никому не мешать. Вдох и выдох! Раз – присели! Два – привстали! Три – нагнулись! Прямо встали. Влево, вправо повернулись. Сели, встали, сели, встали, И за парту снова сели. | Выполняют физминутку. | |||||
-Итак, команда «1» закончила работу первыми, капитан команды, выходи к доске, зачитывай задания и ответы, которые у вас получились. Задание 1. Отгадайте загадку и запишите ответ Появилась девочка В чашечке цветка. И была та девочка Чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке Та девочка спала, И маленькую ласточку От холода спасла. О какой сказке идет речь? Задание 2. 1)Сказка Ханса Кристиана Андерсена рассказывает о приключениях маленькой девочки, ростом в один дюйм, а это сколько сантиметров? 2)Размер кроватки Дюймовочки, 4 с половиной сантиметра, какой старинной величине, оно соответствует? 3)Полевая Мышка, замеряла свои запасы ниток, длина ниток, составила 4 локтя. Сколько же это будет сантиметров? Задание 3. В сказке «О царе Салтане» А.С. Пушкина о царе Гвидоне сказано: «сына Бог им дал аршин». Сколько же это сантиметров? А сколько метров? -Спасибо, ваша команда, выполнила все задания верно, вы получаете, 3 жетона, за 3 верно выполненных задания. Команда «2», пожалуйста. Задание 1. Отгадайте загадку и запишите ответ Скачет лошадь не простая, Чудо грива золотая, По горам парнишку носит, Но никак его не сбросит. Есть у лошади сынок, Удивительный конёк По прозванью Горбунок. Конь ретивый, долгогривый. Скачет полем, скачет нивой. Конь росточком малый, Но зато удалый. О какой сказке, идет речь? Запишите название Задание 2. Прочитайте и выполните перевод, используя карточку мер 1)Однажды, читая сказку» Петра Ершова, я встретила такие слова: Да еще рожу конька. Ростом только в три вершка. Сколько это сантиметров? 2) А сколько миллиметров? Задание 3. Прочитайте и выполните перевод, используя карточку мер «Сказка про козла» С.Я. Маршака: Эй, не плачьте, баба с дедом! Накормлю я вас обедом, Испеку пирог грибной. В два аршина шириной! Два аршина, сколько, это получится сантиметров? А козленок наш, увлекся, и испек еще один пирог, длиной 3,6 м, сколько же это аршинов? -Спасибо, ваша команда, выполнила все задания верно, вы получаете, 3 жетона. - Молодцы! Вы были очень внимательными и хорошо поработали в группах. | «Дюймовочка» 2,5 см Вершку 180 см 72 см 0,72 м Конек-Горбунок 13,5 см 135 мм 144 см 5 аршинов | |||||
- Также, в группах, я предлагаю решить вам задачу на карточке. Даяна, прочитай, пожалуйста. Та команда, которая решит задачу быстрее всех и решит её верно, получит жетон. - Вторая команда, пожалуйста. Молодцы! Ваша команда получает жетон. -Поднимите руку, кто решил по-другому? У кого получился другой ответ? Правильный ответ: 64 вершка длина второй клумбы. | Первая клумба в длину 2 аршина. Вторая - в два раза длиннее. Выразите длину второй клумбы в вершках. Решение. 1)2*2=4(ар) -длина второй клумбы 2)72:4,5=16(вер) -в одном аршине 3)4*16=64(вер) Ответ: 64 вершка длина второй клумбы. | |||||
- Какой же вывод мы можем сделать? Как удобнее измерять, современными или старинными мерами длины? Почему? Молодцы! Для того, чтобы закрепить знания по мерам длины, выполним небольшой тест.
- Давайте проверим, что у вас получилось. Арина, зачитай, пожалуйста, что у тебя получилось. Поднимите руку, у кого получилось, как у Арины? Поднимите руку, у кого получилось по-другому? | Формулируют вывод.
Один ученик зачитывает ответы, остальные проверяют. | |||||
Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Примерный план этапа:
| ||||||
- Наше занятие подошло к концу. Какая была тема занятия? | Старинные меры длины | Метапредметные: регулятивные: -совершенствование умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем; -совершенствование умения выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. познавательные: -совершенствование умения строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -совершенствование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; -совершенствование умения контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. | ||||
- Какова была цель? | Вспомнить, как раньше, люди определяли меры длины | |||||
- Добились мы этой цели? Почему? | Ответ детей. | |||||
- Посчитайте, сколько жетонов, вы получили в своей команде. Первая команда, получает грамоту победителей, молодцы! Вторая команда, получает грамоту участников. | ||||||
- Оцените свою работу на занятии. Выберите одну фразу и продолжите её: Мне было интересно… Сегодня на занятии я повторил (повторила)… Сегодня на занятии я научился (научилась)… Я понял (а), что… Больше всего, мне понравилось… Мы сегодня разобрались… | Оценивают свою работу. | |||||
- Наше занятие окончено. До свидания. | До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика 4 класс. Проектная работа "Старинные меры длины"
Автор: Кирица Ирина Руководитель: Рожкова Александра Анатольевна В этой творческой работе рассказывается о старинных мерах длины и их использовании в быту....
"Старинные меры длины"
Интегрированный урок ...
Внеклассное занятие по математике "Старинные меры длины" 3 класс.
Цель внеклассного занятия - знакомство со старинными мерами длины (шаг, локоть, сажень, косая сажень, пядь). Технологии: групповая, игровая, проектная, личностно-ориентированного обучения....
Презентация "Старинные меры длины"
Составленный проект был показан в рамках Недели математики, проводимой в нашей школе....
Конспект урока по математике " Старинные меры длины"
Конспект урока...
Презентация по математике на тему "Старинные меры длины" 2 класс УМК "Перспектива"
Данная презентация создана для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Перспектива" (авторы учебника: Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.)Тема урока: Старинные меры длины.Проблема: Как измерять длину предмета...
План - конспект открытого урока по математике "Старинные меры длины", 2 класс, "Перспектива".
Тема урокаСтаринные меры длины.Тип урокаурок открытия новых знаний, урок - исследованиеЦельпознакомить учащихся со старинными мерами длины (шаг, локоть, сажень, косая саж...