"Доли" 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)
Доля-это равные части
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ №2 г.Дигоры
3 класс
Учитель: Абаева А.А.
2020 г.
Открытый урок математики в 3 классе по теме "Доли" с использованием ИКТ
Понятие не даётся учащимся в готовом виде – дети должны пережить в личном опыте, осмыслить логику его введения.
Цели:
Дидактическая:
-Формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, чисел, геометрических фигур.
-Познакомиться с понятием «доля», с образованием долей.
-Формировать умение читать и записывать доли в виде дроби.
-Работать над расширением математического кругозора.
Воспитательная:
-Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
-Воспитывать уважительное отношение к окружающим, внимание.
Развивающая:
-Развивать умения самостоятельно применять полученные знания при решении и сравнении числовых выражений, развитие слуховой и зрительной памяти. Коррекция: логики мышления.
-Развитие речи, внимание, мышление, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Оборудование:
-Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, демонстрационный материал: яблоко, мандарины.
-Для учащихся: цветные карандаши, линейки, полоска бумаги у каждого ученика, геометрический материал: прямоугольник, квадрат, круг; учебник М.И. Моро «Математика».
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока
Этапы урока | Выполняемые задания | Комментарии |
1.Орг. момент | Цель: создать психологический настрой на урок Добрый день дорогие ребята! Добрый день уважаемое жюри! Я хочу пожелать всем удачи- и очень надеюсь на вашу помощь и поддержку. За работу в добрый час. У- Один мудрец сказал: «Не для школы, а для жизни учимся!» -А вы для чего учите такую сложную науку математика? -(Ответы детей) -Сегодня на уроке я хочу познакомитесь вас с ещё одной важной темой,которая пригодится вам в жизни. | Улыбнитесь друг другу, садитесь! – Руки? – На месте. – Ноги? – Вместе – Локти? – У края. – Спина? – Прямая. |
2.Актуализация знаний | А) Устный счёт (СЛАЙД 2) 4∙3:2∙4:3∙2:4= (4) 72:9∙3:6∙5:10∙9= (18) 6∙6:4∙7-18:9∙7= (49) -А сейчас ребята откройте тетради и запишите дату и классная работа. В)Арифметический диктант (Слайд 3)
1 17 6 9 30 27 10 24 | Учитель ответы фиксирует на доске.
22 декабря Поднимите руки –у кого нет ошибок. МОЛОДЦЫ!!!.А кто допустил ошибки обязательно повторить таблицу умножения и деления. |
3. Сообщение темы и целей урока. | - Вы делили числа, а что пришлось делить героям мультфильма? Почему? (апельсин только один, а их много) - Как в песенке называлась каждая часть апельсина? (долька) - Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего урока? «Доли» Доля-это равные части - Где в жизни вы встречали это слово? Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.) - В математике такие равные части от целого называются доли. - Сегодня на уроке мы узнаем, что такое доли? (Слайд 6) -Как на языке математики записать, какую долю апельсина взял ёж? - Сможем ли мы с вами точно ответить на этот вопрос? - Значит, какая цель стоит перед нами? (Слайд 7) | Презентация «Мы делили апельсин» Вернуться в начало презентации 1. (дольки) «Доли» - (появляется слайд в презентации 1 и табличка на доске). Варианты записи фиксируются на доске: 1:5; … рядом с записью появляется знак ? -научиться записывать доли и читать их (записать на доске). |
4.«Открытие» нового знания. Из истории дробей. | - Давайте разберёмся с этим вопросом. А) - Показываю яблоко. Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет? Варианты ответов: аппетитное, сладкое, круглое, спелое, его хочется съесть. - А я бы одна не стала его есть, а обязательно поделилась бы со своей семьей. - Смогу ли я одно яблоко разделить между двумя людьми? - Как мне это сделать, ведь яблоко одно? (Выслушиваются мнения учащихся.) Яблоко разрезаю на 2 равные части. (Слайд 8) - Что сделали с яблоком? - Как разрезала? (Пополам.) - Как сказать по другому? (На две равные части.) - Как по-другому назвать равные части? (Доли.) - На сколько равных частей (долей) разделили яблоко? - Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая.) Б) – А мне нужно разделить на четыре равные части. Как теперь разделить яблоко? Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам.) - Мы получили какую долю яблока? (Четвертую.) - Как это записать? (Дети сначала предлагают свои варианты записи.) На доске дети видят следующую запись: - Что эта запись обозначает? (Мнения детей.) - Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) . - Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. - Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей.) - А число над чертой? (Мнения детей.) - Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое, а над чертой ставится единица, т.к. от целого взяли одну равную часть. Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке. Вывод: - Итак, при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д. - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли | -Красным мелом выделяется одна вторая от целого. делили показать на запись с актуализации новый вид чисел. ВЗ: Кому первому я дам яблоко и почему? (первой даете яблоко маме, потому что она старше и она женщина, затем - папе – он старше, а последнюю часть вы возьмете себе, потому, что тот, кто угощает кого-то, берёт самый последний) |
5. Первичное закрепление. | - Смогли ли мы с вами точно ответить на вопрос? -Вернёмся к презентации. - Сколько было апельсинов? - На сколько равных частей разделили апельсин?- Какая доля апельсина досталась ежу? - Что мы делали с апельсином? | - да Вернуться в начало презентации 1 «Мы делили апельсин» |
Физкультминутка. Гимнастика для глаз. | Дружно встали – 1, 2, 3! Мы теперь все молодцы! А теперь пришла пора – Разомнется детвора. | Комплекс упражнений для глаз, для снятия утомления с мышц туловища |
6. «Открытие» нового знания. Практическая работа с геометрическим материалом. | - Сейчас мы вместе выполним такую работу. А) - Возьмите круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части. Сколько половин в целом круге? (В целом круге 2 половины.) - Какие это части? (равные) (Слайд 9) - Получили … (½). - Возьмите другой круг и разделите перегибанием его на 4 равные части. Сколько в целом круге четвёртых долей? - А теперь, закрасьте, синим карандашом 1 часть. Как можно назвать эту часть? (одна четвертая, т.к. круг поделили на 4 части, а закрасили одну) (Слайд 10-11) - А как записать? (¼) - Что обозначает эта запись? (Целое разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть.) - Как прочитать эту запись? (Одна четвертая). - Сколько четвертых долей в половине? - Какая доля больше, половина или четверть? (Половина.) - Как это записать? (½ > ¼) Б) - У вас на партах лежат полоски бумаги. 1 группа - 2 части 2 группа - 4 части 3 группа - 8 частей 2.Запишите на одной из долей её название, то есть, какую долю вы получили сгибанием. 3.Как можно назвать эту часть? (Одна вторая, одна четвёртая, Одна восьмая.) 4. Подумайте, у вашей группы доля прямоугольника получилась самая большая, средняя или самая маленькая? 5. Найдите периметр у вашей доли прямоугольника. | Алгоритм обозначения долей. Сравнение долей. Вывод: ½ > ¼ |
7.Закрепление пройденного. Работа с учебником. | - На сколько долей вы разделили свою полоску? - Как записать, какую долю полоски вы закрасили? Запишите на закрашенной части полоски. - Что обозначает цифра 1 в записи числа, цифра 4. Аналогично с другой полоской. Возьмите квадрат и разделите его на 8 равных частей. Закрасьте одну часть. - Как можно назвать эту часть? (Одна восьмая.) - А как записать? - Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.) - Как вы думаете, что обозначает запись: 1/n? - Как эта запись читается? - Так, что же такое “доли”? - Приведите свои примеры долей Закрепим полученные выводы. стр. 80, № 1,2. обвести долю | 4записали, (один человек у доски) целое разделили на 4 равные части и одну из них закрасили (если дети не смогли ответить, вернуться к модели) учебник с. 80 - убираем знак ? |
8.Работа в группе с демонстрационным материалом | Задание на сообразительность: Разделить головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза. - Какую часть торта взяла Муха-Цокотуха? - Что обозначает цифра 1, 9 в записи числа? - Теперь нам надо разделить «торт» между собой, который вы сделали на уроке технологии. На сколько частей будете делить торт. Какие части должны быть? (равные части). Как нам это сделать? - Какая доля торта досталась каждому? | Презентация «Доли» Показывается на слайде, затем выдаётся модель торта. |
9.Самостоятельная работа. Самооценка | Стр. 81 № 3. На доске верное решение. - У кого такие же результаты? - У кого 1-2 ошибки? В чём и почему? - Кто не справился с заданием? Кто выполнил всю работу без ошибок в своих тетрадках, поставьте себе оценку. | На доске верное решение молодцы я думаю, что сейчас мы разберёмся с вашими ошибками. Таких нет Самоконтроль и самооценка |
10.Итог урока. Рефлексия. | Что нового узнали на уроке? достигли цели? Узнали что такое Доля?(равная часть целого) Научились находить , читать и сравнивать. - Кто считает, что хорошо поработал на уроке и ему всё понятно? - У кого ещё есть затруднения? В чём? - Как бы вы оценили свою работу на уроке? - Достиг ли наш урок цели? - Спасибо за урок. Вы молодцы. | Узнали что такое Доля?(равная часть целого) Научились находить , читать и сравнивать. |
11. Домашнее задание. | с.92 № 3,5 |
Дополнительно: Самая известная из долей – это, конечно. Половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать
часто: полчаса, полкилометра. Разделить целое на две равные части – половина. Долю называют “половина”.
Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части - “треть”. Долю называют “треть”. Если целое разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят “четверть”. Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)
Рефлексия:
Каждый из обучающихся произносит продолжение одной из фраз, которые можно высветить на экране.
На уроке я узнал…
Мне было легко…
Я пока затрудняюсь…
Я узнал новое…
Я понял, мне необходимо поработать над темой…
МКОУ СОШ №2 г.Дигоры
3 класс
Учитель: Абаева А.А.
2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...