"Доли" 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Абаева Альбина Ацаевна

Предварительный просмотр:

                                                             

                                                               МКОУ  СОШ №2   г.Дигоры

3 класс

           http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/119/946/119946478_0788d136173bca2c6bbecfa0062a5cf9.jpg                                                           

                                                                                             

                                                                                                                 Учитель: Абаева А.А.

2020 г.

                   

                 Открытый урок математики в 3 классе по теме "Доли" с использованием ИКТ

 Понятие не даётся учащимся в готовом виде – дети должны пережить в личном опыте, осмыслить логику его введения.

Цели:

Дидактическая:

-Формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, чисел, геометрических фигур.

-Познакомиться с понятием «доля», с образованием долей.

-Формировать умение читать и записывать доли в виде дроби.

-Работать над расширением математического кругозора.

Воспитательная:

-Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

-Воспитывать уважительное отношение к окружающим, внимание.

Развивающая:

-Развивать умения самостоятельно применять полученные знания при решении и сравнении числовых выражений, развитие слуховой и зрительной памяти. Коррекция: логики мышления.

-Развитие речи, внимание, мышление, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

-Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, демонстрационный материал: яблоко, мандарины.

-Для учащихся: цветные карандаши, линейки, полоска бумаги у каждого ученика, геометрический материал: прямоугольник, квадрат, круг;  учебник М.И. Моро «Математика».

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока

Этапы урока

Выполняемые задания

Комментарии

1.Орг. момент

Цель: создать психологический настрой на урок

Добрый день дорогие ребята! Добрый день уважаемое жюри!

Я хочу пожелать всем удачи- и очень надеюсь на вашу помощь и поддержку.

За работу в добрый час.

У- Один мудрец сказал: «Не для школы, а для жизни учимся!»

-А вы для чего учите такую сложную науку математика?

-(Ответы детей)

-Сегодня на уроке я хочу  познакомитесь вас  с ещё одной важной темой,которая пригодится вам в жизни.

Улыбнитесь друг другу, садитесь!

– Руки?

– На месте.

– Ноги?

– Вместе

– Локти?

– У края.

– Спина?

– Прямая.

2.Актуализация знаний

А) Устный счёт                                       (СЛАЙД 2)

4∙3:2∙4:3∙2:4=      (4)

72:9∙3:6∙5:10∙9=   (18)

6∙6:4∙7-18:9∙7=     (49)

-А сейчас ребята откройте тетради и запишите дату и классная работа.

В)Арифметический диктант                              (Слайд 3)

  • Число 9 разделите на 9.        
  • На сколько число 24 больше, чем 7?,      
  • Во сколько раз число 48 больше 8?        
  • Какое число нужно умножить на 5 чтобы получилось 45 ?      
  • Число 10 увеличьте в 3 раза.
  • Найдите произведение чисел 9 и 3
  • Найдите площадь прямоугольника, если его стороны 2 и 5 см.
  • Число 8 увеличьте в 3 раза.    

                         1     17     6     9     30     27     10     24

Учитель ответы фиксирует на доске.

 

22 декабря

Поднимите руки –у кого нет ошибок.  МОЛОДЦЫ!!!.А кто допустил ошибки обязательно повторить таблицу умножения и деления.

3. Сообщение темы и целей урока.

- Вы делили числа, а что пришлось делить героям мультфильма? Почему? (апельсин только один, а их много)

- Как в песенке называлась каждая часть апельсина? (долька)

- Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего урока?            «Доли»  Доля-это равные части    

 - Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

- В математике такие равные части от целого называются доли.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое доли?

                                                                                                (Слайд 6)

-Как на языке математики записать, какую долю апельсина взял ёж?

- Сможем ли мы с вами точно ответить на этот вопрос?

     - Значит, какая цель стоит перед нами?           (Слайд 7)

Презентация «Мы делили апельсин»

Вернуться в начало

 презентации 1. (дольки)

«Доли» - (появляется слайд в презентации 1 и табличка на доске).

Варианты записи фиксируются на доске:

1:5; img1

рядом с записью появляется знак ?

-научиться записывать доли и читать их (записать на доске). 

4.«Открытие» нового знания. Из истории дробей.

- Давайте разберёмся с этим вопросом.

А) - Показываю яблоко. Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет?

Варианты ответов: аппетитное, сладкое, круглое, спелое, его хочется съесть.

- А я бы одна не стала его есть, а обязательно поделилась бы со своей семьей.

- Смогу ли я одно яблоко разделить между двумя людьми?

- Как мне это сделать, ведь яблоко одно? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Яблоко разрезаю на 2 равные части.                                    (Слайд 8)

- Что сделали с яблоком?

- Как разрезала? (Пополам.)

- Как сказать по другому? (На две равные части.)

- Как по-другому назвать равные части? (Доли.)

- На сколько равных частей (долей) разделили яблоко?

- Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая.)

Б) – А мне нужно разделить на четыре равные части. Как теперь разделить яблоко? Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину

поделить пополам.)

- Мы получили какую долю яблока? (Четвертую.)

- Как это записать? (Дети сначала предлагают свои варианты записи.)

На доске дети видят следующую запись:  

- Что эта запись обозначает? (Мнения детей.)

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей.)

- А число над чертой? (Мнения детей.)

- Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое, а над чертой ставится единица, т.к. от целого взяли одну равную часть.

Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.

Вывод:

- Итак, при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья,

четвёртая и т.д.

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли

-Красным мелом выделяется одна вторая от целого.

делили

показать на запись с актуализации

новый вид чисел.

ВЗ: Кому первому я дам яблоко и почему? (первой даете яблоко маме, потому что она старше и она женщина, затем -  папе – он старше, а последнюю часть вы возьмете себе, потому, что тот, кто угощает кого-то, берёт самый последний)

5. Первичное закрепление.

- Смогли ли мы с вами точно ответить на вопрос?

-Вернёмся к презентации.

- Сколько было апельсинов?

- На сколько равных частей разделили апельсин?- Какая доля апельсина досталась ежу?

- Что мы делали с апельсином?

- да

Вернуться в начало презентации 1 «Мы делили апельсин»

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Дружно встали – 1, 2, 3!

Мы теперь все молодцы!

А теперь пришла пора –

Разомнется детвора.

Комплекс упражнений для глаз, для снятия утомления с мышц туловища

6. «Открытие» нового знания. Практическая работа с геометрическим материалом.

- Сейчас мы вместе выполним такую работу.

А) - Возьмите круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части. Сколько половин в целом круге? (В целом круге 2 половины.)

- Какие это части? (равные)                                                    

  (Слайд 9)

- Получили … (½).

- Возьмите другой круг и разделите перегибанием его на 4 равные части. Сколько в целом круге четвёртых долей?

- А теперь, закрасьте, синим карандашом 1 часть. Как можно назвать эту часть? (одна четвертая, т.к. круг поделили на 4 части, а закрасили одну)                                                                                  (Слайд 10-11)

     - А как записать? (¼)

- Что обозначает эта запись? (Целое разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть.)

- Как прочитать эту запись? (Одна четвертая).

- Сколько четвертых долей в половине?

- Какая доля больше, половина или четверть? (Половина.)

- Как это записать? (½ > ¼)

Б) - У вас на партах лежат полоски бумаги.
1. Разделите прямоугольник  сгибанием на:

1 группа - 2 части

2 группа - 4 части 

3 группа - 8 частей

2.Запишите на одной из долей её название, то есть, какую долю вы получили сгибанием.

3.Как можно назвать эту часть? (Одна вторая, одна четвёртая,

Одна восьмая.)

4. Подумайте, у вашей группы  доля прямоугольника  получилась самая большая, средняя или самая маленькая?

5. Найдите периметр у вашей доли прямоугольника.

Алгоритм обозначения долей.

Сравнение долей. Вывод: ½ > ¼

7.Закрепление пройденного. Работа с учебником.

- На сколько долей вы разделили свою полоску?

- Как записать, какую долю полоски вы закрасили? Запишите на закрашенной части полоски.

- Что обозначает цифра 1 в записи числа, цифра 4.

Аналогично с другой полоской.

Возьмите квадрат и разделите его на 8 равных частей. Закрасьте одну часть.

- Как можно назвать эту часть? (Одна восьмая.)

- А как записать?

http://festival.1september.ru/articles/513288/img5.gif

- Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 8 равных частей

(долей) и взяли одну такую часть.)

http://festival.1september.ru/articles/513288/img6.gif

- Как вы думаете, что обозначает запись: 1/n?

- Как эта запись читается?

- Так, что же такое “доли”?

- Приведите свои примеры долей

Закрепим полученные выводы. стр. 80, № 1,2.  обвести долю 

4записали, (один человек у доски) 

целое разделили на 4 равные части и одну из них закрасили (если дети не смогли ответить, вернуться к модели)

учебник с. 80

- убираем знак ? 

8.Работа в группе с демонстрационным материалом

Задание на сообразительность: Разделить головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза.

- Какую часть торта взяла Муха-Цокотуха?

- Что обозначает цифра 1, 9 в записи числа?

- Теперь нам надо разделить «торт» между собой, который вы сделали на уроке технологии. На сколько частей будете делить торт. Какие части должны быть? (равные части). Как нам это сделать?

- Какая доля торта досталась каждому?

Презентация «Доли»

Показывается на слайде, затем выдаётся модель торта.

9.Самостоятельная работа. Самооценка

Стр. 81 № 3. На доске верное решение.

- У кого такие же результаты?

- У кого 1-2 ошибки? В чём и почему?

- Кто не справился с заданием?

Кто выполнил всю работу без ошибок в своих тетрадках, поставьте себе оценку.

На доске верное решение

молодцы

я думаю, что сейчас мы разберёмся с вашими ошибками. Таких нет

Самоконтроль и самооценка

10.Итог урока. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

достигли  цели?

Узнали что такое Доля?(равная часть целого)

Научились находить , читать и сравнивать.

- Кто считает, что хорошо поработал на уроке и ему всё понятно?

- У кого ещё есть затруднения? В чём?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Достиг ли наш урок цели?

- Спасибо за урок. Вы молодцы.

Узнали что такое Доля?(равная часть целого)

Научились находить , читать и сравнивать.

11. Домашнее задание.

с.92 № 3,5

Дополнительно: Самая известная из долей – это, конечно. Половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать

 часто:     полчаса, полкилометра. Разделить целое на две равные части – половина. Долю называют “половина”.

Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части - “треть”. Долю называют “треть”. Если целое разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят “четверть”. Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)

Рефлексия:

Каждый из обучающихся произносит продолжение одной из фраз, которые можно высветить на экране.  

На уроке я узнал…

Мне было легко…

Я пока затрудняюсь…

Я узнал новое…

Я понял, мне необходимо поработать над темой…                                                                     

МКОУ  СОШ №2   г.Дигоры

 

3 класс

         http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/119/946/119946478_0788d136173bca2c6bbecfa0062a5cf9.jpg                                Учитель: Абаева А.А.

                                                                                         2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...